В общем и целом…

Размышляя над «Молитвами и Медитациями»

В общем и целом…

– 39 –

На молитву от 3-го января 1914 г.

Из серии “Размышляя над Молитвами и Медитациями Матери”

В общем и целом мы, человеческие существа, проживаем жизнь, как бы проецируя себя вовне. Словно катаясь на вращающемся аттракционе, мы на мгновенье мелькаем на сцене жизни, а затем «лошадка» уносит нас прочь, чтобы мы опять родились с новым оборотом карусели. Неутомимый Шарманщик постоянно вращает свой барабан жизни и смерти,  с каждым поворотом ручки  обостряя нашу восприимчивость. Такое вечное движение рождает в нас ощущение некоего своего предназначения и заставляет чувствовать, что мы куда-то движемся, что в этом трудном жизненном предприятии заложена какая-то цель, что вся наша деятельность зачем-то нужна.  Но наши предположения далеки от действительности. Большая часть наших жизней и нашей жизненной активности является повторением. Мы, как дети, только и делаем, что «печём куличики из песка».  За всю жизнь мы продвигаемся лишь на несколько шагов вперёд. И если в сознании и достигаются какие-то сдвиги, то они почти микроскопические. Подавляющее большинство нашего времени тратится на всё ту же Бхогу (санскр. bhoga = еда, пища; власть; польза, выгода; удовольствие, наслаждение – прим. пер.), на получение удовольствия от жизненной драмы любви и ненависти, борьбы и  примирения, успеха и поражения.

Очень редко наша душа получает шанс продвинуться вперёд или глубже и достичь желаемого прогресса. Но после тысячи жизней, в которых душа черепашьими шагами утверждает себя в нас, старая игра жизни теряет для нас свою привлекательность и волшебство. Нас больше не интересуют «куличики из песка». Мы теперь знаем о майе и, если даже и не полностью освободились из её силков, то начали жить с оглядкой на это. Пусть мы не освобождены полностью, но мы хотя бы сняли розовые очки, которые делали для нас дары жизни столь привлекательными.

Но майя не так легко сдаётся. Она ещё не отпустила нас совсем. Она принимает иные формы. В человеческой природе существует тенденция  «бросаться из огня да в полымя». Сначала мы слишком полно  воспринимаем жизнь, а затем слишком яростно её отвергаем. Забыв о мудрости, которая заставила Будду проповедовать срединный путь, мы с головой погружаемся в самые невероятные аскезы, чтобы штурмом взять цитадель Господа и как-то компенсировать упущенное время. Такая  горячность порождает саттвичное или добродетельное эго.

Пробуждённая душа должна опасаться двух вещей, которые являются двумя сторонами одной медали, двумя полюсами одного и того же. Первое – это возвеличивание эго, которое порождает чувство превосходства: «Как я велик, какая у меня грандиозная тапасья!» И второе,  противоположное этому, но тоже эгоистическое,  тамасическое смирение: «Я ни на что не гожусь». Мы обнаруживаем, что Божественное лишь позабавили наши геркулесовы усилия и что, как бы сильно мы не пытались осадить его двери, Господь не дарует нам права на вход. А, собственно, почему он должен это делать? Только потому, что однажды утром мы вдруг начинаем его замечать и бросаемся к нему с тем же страстным эгоистическим устремлением, с которым мы гоняемся за удовольствиями жизни? Он отворит двери только тогда, когда мы научимся искать его правильным образом и постараемся следовать его Воле, а не своей. В этот неизбежный период ожидания Божественного, когда мы видим, что Божественное глухо к нашим назойливым попыткам достучаться до него, мы впадаем в другую эгоистическую крайность и возопием: «Я ни на что не гожусь. Господь отверг меня. Я его недостоин».

3 января 1914 г. в короткой и простой молитве Мать показала нам, как избежать этих двух крайностей:

Всегда полезно время от времени заглянуть внутрь себя и увидеть, что сам ты ничто и  не можешь ничего, но затем следует перевести взгляд на Тебя в уверенности, что Ты есть всё и что Ты можешь всё.

Ты – жизнь нашей жизни и свет нашего существа,
Ты – властитель наших судеб.

Немногим избранным Божественное ниспосылает судьбу полную неудач и наветов. В итоге же это оказывается Милостью, поскольку, утратившие чувство превосходства, преданные или искатели  вынуждены осознать великую Истину, заключённую в словах Матери, и тогда они приходят в согласие с самими собой и с радостью принимают Божественное произволение. Их судьба уже больше не является для них загадкой или врагом. Всё так, как и должно быть.