Интервью с Полем Ришаром (Вторым супругом Мирры Альфассы)

Поль Ришар, 1911г.

Интервью с Полем Ришаром

Дилип Кумар Рой

Дорогие друзья,

Мы публикуем интервью Дилипа Кумар Роя с Полем Ришаром. В 1927г. Дилип Кумар Рой был приглашён в Нью-Йорк Компанией Граммофон, чтобы сделать несколько записей, для чего он приплыл во Францию в марте 1927г. Во время его пребывания в Ницце он был представлен Полю Ришару. Дилип Кумар опубликовал беседы с Полем Ришаром в своей книге на бенгали “Edeshe Odeshe” и позже напечатал английскую версию этих бесед в своих книгах “Среди Великих” и “Звездные странники”. Беседы Поля Ришара собраны и представлены читателю на форуме Фонда Сверхчеловека.

С теплыми пожеланиями, 
Анураг Банерджи
Основатель Фонда Сверхчеловека

Знаменитый автор и лектор, господин Ришар, написал свою первую книгу на английском в 1920г. Её последняя глава была переводом его лекции о Шри Ауробиндо, проведённой в Университете Васеда, Токио. В этой лекции он сказал, что в будущем будет господствовать не ницшеанский супермен, правящий со своим гигантским эго, но божественный человек Индии, который откроет новую эру и создаст новый мир. Он завершил свое громкое пророчество так: “Я искал такой народ в течение многих лет во всём мире, пока не встретил в Шри Ауробиндо его выдающегося глашатая и властителя дум. Я уверяю вас, что Его послание преобразует мир, потому что на Шри Ауробиндо была возложена миссия мирового учителя, чтобы привести человечество к его предопределенному осуществлению…”.

Поль Ришар произвёл глубокое впечатление на людей не только потому, что был блестящим интеллектуалом, но потому, что он был также, как он сам выражался, “мечтателем реальных грез” … Мы с Мартой, которая часто дополняла мои заметки своими, сделали запись разговоров с Полем Ришаром. Но здесь я дам только несколько образцов его блестящего таланта собеседника, которые, вероятно, заинтересуют всех, кто верит в мечтателей и идеалистов.

Мы сидели в гостиной, Марта предложила Полю Ришару кофе.

Я спросил: «Вы хорошо знали Рабиндраната?».

Он (кивая): “Я подолгу беседовал с ним сначала в Японии и затем в его загородном доме в Шантиникетане, где гостил у него”.

Марта: “Могу я узнать Ваше впечатление о нём?”

Ришар: “О, он – великий поэт справедливости и праведности –  до самых кончиков пальцев”. И добавил: “Спустился из мира красоты и гармонии гандхарв (мифологических существ, прекрасных ангелов). И действительно, он не соприкасается с непривлекательным, неприятным: я имею в виду, что он не бывает в тесном контакте с этим”.

Дилип: “Тем лучше”.

Ришар (кивая): “Здесь я не соглашусь с Вами, сэр, ибо пока не познаешь отвратительное и дьявольское, не обретёшь силу. Именно поэтому Рабиндранат так слаб в мире действия и активности”.

Дилип: “Я могу уточнить, что Вы подразумеваете под обретением силы? Или, чтобы быть более точным, кто те, которых Вы считаете ‘сильными’?”

Ришар: “Это Ганди, Ауробиндо. Сильные как мраморные утёсы”.

Владиа: “Дайте нам более развёрнутую оценку Махатмы Ганди”.

Ришар: “В Ахмадабаде, когда я был его гостем, я часто яростно не соглашался с ним. Но чем больше я узнавал его, тем менее уверенным становился в своей оценке этого человека. Я припоминаю, как раньше время от времени я спрашивал себя: ‘Неужели этот хрупкий, милый человек – действительно король и создатель королей Индии?” После паузы: “Хотя его сила велика, воображение у него слабое. Здесь как раз Поэт (Рабиндранат – пер.) берёт верх. Ганди слишком упрям – он не может с этим ничего поделать по причине ограниченности, узости своего ума”.

Владиа: “Уточните, месье”.

Ришар (улыбается): “Ну, не так легко выразить это словами, но я попробую. Видите ли, мир дхармы, духовности, имеет мало общего с миром политики. Если вам надо вбить гвоздь в стену, то лучше всего вам послужит для этих целей молоток, не так ли? Я имею в виду, что надо быть дураком, чтобы применять свою духовную силу, когда вбиваешь гвоздь. Точно так же, если вы хотите использовать умного человека, то вы можете получить самые быстрые результаты, обращаясь к его уму –  принуждение здесь не требуется. Именно поэтому я раньше говорил Ганди, что Шива, Благодетельный Бог, не является единственным божеством – есть Рудра, Бог Смерти, ожидающий Своего часа. Нужно, насколько это возможно, избегать религии в сфере активной политики, полной неразберихи, т.к. в ней одерживает победу, в конечном счёте, только дальновидность государственного деятеля.

Дилип: “Тогда Вы имеете в виду, что в области политики сила души не может добиться положительных результатов?”

Ришар: “Но с какой стати Вы должны привносить силу души туда, где меньшая сила могла бы действовать более быстро и приносить плоды наилучших результатов? Вспомните моё сравнение с молотком и гвоздём. Почему Вы должны растрачивать впустую огромную энергию души, чтобы получить результат, который мог бы быть достигнут быстрее более простой силой? Разве Кришна не сказал ясно, что йога – искусство в трудах? Разве Христос также не говорил, что мы должны дать Богу богово, а Кесарю – кесарево? Когда мученики жертвуют своими жизнями, они делают это, конечно, чтобы способствовать осуществлению своих идеалов. Другими словами, они видят, что их жертва призвала бы божественное вмешательство скорее и эффективнее, чем могли сделать их деяния и слова при жизни. То, что сила выражала через жизнь, может иногда выразиться лучше посмертно, – факт, которому история находит подтверждение снова и снова”.

Дилип (после паузы): “Я могу Вас спросить напрямую?”

Ришар (улыбается): “Вы – прирождённый журналист, не так ли? Продолжайте. Я имею в виду, что эта любовь к вопросам – хороший знак. Не был ли это вопрос, почему Кришна побуждал смертного Арджуну снова и снова вызывать к действию Его божественную мудрость?”

Дилип (улыбаясь): “Нет, мой вопрос намного проще. Я хочу, чтобы Вы откровенно высказали своё мнение о Шри Ауробиндо”.

Ришар (после паузы): “Я не встречал равного ему в целом мире. Для меня он – воплощённый Бог Шива”.

Марта: “Пожалуйста, продолжайте, сэр”.

Ришар: “Я могу уверить Вас, мадам, что, если бы Ауробиндо вышел сегодня из своего уединения, он был бы выше всех других, он был бы королём королей. Но он принял решение отклонить приглашение своей страны восстановить своё лидерство – отказ, который я рассматриваю как самое убедительное доказательство его приверженности духовному”.

Марта: “Но разве нет многих других йогов, которые так же отказались от всего?”

Ришар: “Допустим. Только их ‘всё’ едва ли в целом составляет много. Я имею в виду, что если бы они остались в миру и добивались мирских лавров, то чего бы они, в конце концов, могли достичь? В лучшем случае они достигли бы небольшого успеха благодаря своим скромным возможностям или индивидуальным талантам. Но Шри Ауробиндо поднялся бы до вершины в любой сфере жизни – как философ, поэт, государственный деятель или лидер мысли. Однако он отверг эти соблазны. Почему? Только потому, что его призвание свыше было – стать инструментом Бога, возложившим на него миссию завершить человеческую судьбу, которой, возможно, не достиг никакой другой архитектор. В этом мире, мадам, самая трудная вещь состоит не в том, чтобы достигнуть высоты в той или иной сфере жизни. Подвиг из подвигов – это направить все ваши устремления в одно единственное русло, быть абсолютно однонаправленным, исключительно посвящённым одному идеалу, вы понимаете?”

Марта: “ Да, сэр. Но каков в точности его идеал?”

Ришар: “Человек не должен оставаться удовлетворённым своей человеческой природой, какой бы она ни была блестящей или великой. Он должен одержать победу через новое видение и развить его, чтобы достигнуть пика, на который его предшественники даже не мыслили посягнуть. Ницше действительно услышал призыв – призыв превзойти человечество. Вот почему он сказал: ‘Der Mensch ist etwas das uberwunden werden soll,’ то есть, Человек должен превзойти себя через отречение от своей человеческой природы, в которой он был возвеличен так долго. Но ошибка, которую допустил Ницше, как указал Ауробиндо, состоит в том, что тот, кто будет венцом человечества – это не сверхчеловек силы, но Сверхчеловек Любви, выражающий свою любовь через мощь. Любовь необходима, потому что, когда её нет, Человек, становится не богом, а титаном. Но сила также необходима, потому что без её поддержки ему не удастся превратить свой идеал Любви в реальный её расцвет в пустыне жизни. Этот Призыв Ауробиндо услышал, призыв, который мог быть услышан один раз, не более. Но вы не можете услышать такой пророческий Призыв, пока вы не избраны Тем, свыше, кто ведёт нас. Именно Он короновал Ауробиндо как Своего Мессию. Поэтому Ауробиндо, для того чтобы услышать Его Призыв, должен был быть трансформирован в то, что он есть сегодня –  в провозвестника Супраментальной Силы, которая никогда ещё не низводилась на землю, хотя это и было предначертано”.

Владиа: “Но почему сила не нисходила, как это было предначертано?”

Ришар: “Поскольку тот, кто должен был призвать её, должен был быть создан и усовершенствован прежде, чем он мог быть послан с миссией стать ее предвестником. Бог действует не в вакууме, а через Своих посредников, которые должны быть высечены как из скалы. Такой посланник как Шри Ауробиндо не растёт на каждом кусте, мой друг. Он должен развиться в Его Свете в течение тысячи жизней. Не каждая чашка может переносить сому [вино – пер.] Любви Божественной, которая делает из нас Сверхчеловека. Таким образом, нужно было ждать Шри Ауробиндо как вестника Силы, которая никогда не сходила на землю, или я бы сказал, ходатая жертвенного Пламени, что совершает чудо”.

Но он [Поль Ришар] был, увы, человеком, преследуемым роком –  роком крушения надежд. Он проговорился об этом однажды в глубокой меланхолии в разоблачительной тишине полуночи, когда сказал, что в последнее время часто испытывал желание совершить самоубийство. Я невольно вздрогнул. Он оценивающе взглянул на меня своими бездонными глазами и улыбнулся печально: “Но я никогда не был в состоянии понять, – сказал он, – почему люди так боятся уйти из этого мира, когда они больше не чувствуют потребность жить. Я убеждён, что те, у кого нет веры в Замысел управления миром, утратили их неотъемлемое право на жизнь. Я признаюсь, мне стыдно, что я всё ещё цепляюсь за жизнь просто из-за инстинктивной привязанности к ней. Но когда я вижу, вот как сегодня, что у меня нет желания существовать, я чувствую себя подобно трусу, который хочет жить не потому, что он может помочь другим, но потому, что он злорадствует в своей власти препятствовать тем, кто может. И, – добавил он медленно, – я ощутил это особенно сильно, когда впервые увидел – вы знаете кого”.

Я оживился: “Вы имеете в виду…”

“Да, Шри Ауробиндо”, – он кивнул. Потом, после краткой паузы: “и он единственный человек в моей жизни, которого я считал выше себя и перед которым преклонялся… и единственный провидец, который действительно укрепил мою веру в работающую через жизнь Божественную Цель, преобразовывающую её незаметно, как действует закваска, если можно так выразиться, и которая обойдёт стороной тех, кто не изменится”. Он покачал головой с сожалением и продолжил: “И всё же моя вера не помогла мне, и я отказался сотрудничать с Автором этой Цели, потому что Он не провозгласил меня своим единственным редактором, потому что Он не уполномочил меня единолично обладать правами на все последующие издания его книг –  словом, потому что я был слишком своеволен, чтобы просто вносить свой посильный вклад в Его Книгу Жизни”.

“У меня не было смирения. Вот почему я должен был жить как вершина, где не может прорасти никакое семя, и презирая плодородные земли, что лежат ниже, которыми, – он быстро на меня взглянул, – которыми я должен был быть, как того хотел Шри Ауробиндо…”

“Да, я должен был иметь смирение, чтобы принять свет, которого он достиг и мог дать другим, которые действительно стремились к этому свету. Я должен был добровольно сделать своим лозунгом подчинение. Именно поэтому я должен был оставить его могущественную ауру нового создания, где господство ума будет заменено Сверхразумом, le nouveau Dieu. новым Богом. Oui, c’est un nouveau Dieu qu’il faut adorer Да, именно нового Бога надо обожать – новая Божественность требует нашей преданности, как я написал однажды, с тех пор как мы страстно захотели превзойти старую. И Шри Ауробиндо – единственный человек, который все же смог достичь этого видения и, более того, ему дана была сила претворить его в жизнь, возвестив новую эру Супраментального откровения…

«Да, – добавил он после паузы, – у него, и ни у кого больше, есть ключ к существованию мира, и моя трагедия состоит в том, что моя любовь к своеволию вынудила меня оставить его руководство и выбрать бессмысленную жизнь вдали от единственного человека, чьё общество я ценю превыше всех других, вместе взятых. И вы теперь удивляетесь, почему я должен постоянно и надоедливо твердить о самоубийстве?” …

Последние слова, которые он сказал прошлой ночью, были: “Да, для меня Шри Ауробиндо – это воплощённый Шива, Аватар среди смертных”.


Рубрика “Воспоминания о Шри Ауробиндо и Матери”

 

Читать Дальше:

Мать (Мирра Альфасса)
Воспоминания о Шри Ауробиндо и Матери

Принять Участие:

Ауро-Книга