В Высшем Бытии Разума (Краткое содержание «Савитри»: Книга II. Песнь 13)
В Высшем Бытии Разума
Краткое содержание «Савитри»
Книга II. Песнь 13
М.П. Пандит
Ашвапати достигает внезапного Безмолвия, где восходящая лестница миров останавливается. Он остаётся наедине с необъятным Бытием Разума, всемогущественным, но отстранённым от мира, который из него произошёл. Высшее Бытие Разума не принимает участия ни в каких движениях этого мира, но переносит их одинаково. Эта обширная созерцательная отстранённость отражается и в Ашвапати.
Это наблюдающее Безмолвие является реальной основой Мыслителя и истоком Слова. Здесь встречаются созерцающее Высшее “Я” Разума и могущественная Энергиия, в результате чего начинается творение. Ашвапати смотрит на мир с этой выси, и ему кажется, что он улавливает смысл его намерений и сил. Он чувствует, что эта Тишина и этот Покой – предел всего.
Внезапно Луч Света падает на его окружение и показывает ему, что ничто в действительности не познано. Истина, зная которую всё становится известно, по-прежнему не достигнута. Она превыше мысли и чувств. Всё Знание, созданное умом, кажется ненадёжным, нереальным, весь опыт жизни преобразован в застывшие ментальные формы, в которых не осталось ничего живого. Всё ментальное построение рушится.
Человеческий ум подобен дому с привидениями, его населяет мёртвое прошлое и окаменевшие идеи. Он является силой, извращающей душу и жизнь и растрачивающей более высокие дары. Это – театральные подмостки для комедии Неведения.
Поражённый этим Лучом Света Интеллект теряет уверенность в своих силах; его мудрость оказывается только блестящей догадкой, его наука неуклюже трудится на поверхности. То, что было осуществлено, является лишь немногим больше схемы, лишь изображением реальности. Сама реальность существования кажется всего лишь хрупким листиком на поверхности океана Небытия. Разум представляется завесой, протянутой между душой и Светом. Даже созерцающая Сущность Разума кажется бледной тенью Непостижимого. Там присутствует Покой, а не могущественная, созидательная Сила великой Матери, которая привлекает к своему лону миры, сотворённые ею в Блаженстве Бога.
Более великий Дух, нежели Бытие Разума, должен быть найден, чтобы удовлетворить ищущую душу Ашвапати. Ашвапати взирает ввысь, но там всё пусто и недвижно; он устремляет свой взгляд вниз, но там всё темно и безмолвно. В промежутке между ними пребывает смятенная жизнь, заключённая в царствах Неведения. Душа блуждает между этими двумя твердями тьмы и света: Бессознательным и Сверхсознательным.