Дхьяна в Интегральной Йоге (Искусство Медитации и Концентрации. Часть 4)
Дхьяна в Интегральной Йоге
Искусство Медитации и Концентрации. Часть 4
Ранее были изложены общие принципы дхьяны и основные направления, по которым она работает. Естественно, что в разных йогах они применяются по-разному, в зависимости от цели, которую преследуют. В Интегральной Йоге Шри Ауробиндо и Матери, направленной на развитие человека во всей его полноте и трансформацию всей человеческой природы в божественную, Дхьяна может играть важную роль. Но она не является ни единственным, ни полным средством. На смену физическим или психофизическим методам этой дисциплины приходит работа более высокого порядка, действие духовной Силы, которая приводит к тем же результатам, что и более низкая работа, но в более радикальной форме.
Центральным фактом этой йоги является изменение сознания, которое осуществляется путем постепенной самоотдачи себя в своем сознании Божественной Шакти. Эта самоотдача поддерживается и осуществляется на принципах стремления и отказа от того, что чуждо духу стремления. Именно эта Божественная Шакти, которой человек открывается в своем уме, в сердце и во всем остальном своем существе, вливается везде, где есть открытие, укореняется и продолжает распространять свою деятельность. Единственным условием успешной работы этой Шакти является то, что человек должен осознавать ее, быть восприимчивым к ней и сознательно сотрудничать с ней. Как это сделать — вопрос склада характера, тренировки и природы искателя. Действительно, это можно сделать с помощью дхьяны, но только до определенного предела. С помощью концентрации, медитации и самадхи человек отстраняется от всех внешних движений и погружается в более глубокие или высокие глубины своего сознания, где Божественная Шакти может действовать все более и более непосредственно и вовлекать его внутреннее существо в свою природу. В этих более чистых и глубоких состояниях сознания, которые открываются в условиях самадхи, достигается близость, сокровенное переживание, даже своего рода тождество с Божественным, будь то в его нескольких статусах проявления или в целостности его Существа. Но это не является вершиной. На этом Пути реализация внутри должна быть расширена вовне, изменение статуса души, внутреннего существа должно прийти во внешнюю природу, а не просто остаться во внутренних глубинах или сверхъестественных высотах существа, если мы хотим осуществить полную трансформацию человеческого в Божественное. Для этого необходимо сочетание других процессов, дополняющих действие и результаты Дхьяны. Садхак этой Йоги должен направить достижения очищения, интенсификации и роста сознания в работы Высшего Знания, заменяющего ментальные представления низшего ограниченного инструмента, в побуждения и действия просветленной воли; пропустить эмоции и другие движения сердца и ума через сито, чистоту Веды, через слои сознания, очищенные и освещенные вибрациями Сверхсознания, которым человек подчиняет себя в Дхьяне, и изливать их в своем преображенном состоянии. Покой, мир, который устанавливается в процессе Дхьяны во внутреннем существе, должен распространиться и закрепиться и во внешних частях, и даже физическое тело должно превратиться в Колонну Спокойствия. Эта динамизация растущего внутри духовного совершенства и медленная трансформация всего диапазона человеческой природы в Божественную Сверхприроду осуществляется непосредственно Йога-силой, работающей по своим собственным великим законам, частью которых на каждом этапе и в каждом случае может быть или не быть Дхьяна. В лучшем случае дхьяна и ее кульминация самадхи обеспечивают психологическое состояние, атмосферу и настроенность для эффективной работы Божественной Силы и ее установления в существе. Закладываются основы, и индивидуальное сознание учится настраиваться на вибрации Высшего Сознания, принимать и впитывать в себя его субстанцию. Но это можно сделать и другими способами. Что это за средства и как они работают — это уже вопрос, который выходит за рамки данного обзора.
М. П. Пандит