Индивидуальное усилие; тамас; лень; открытие сознания (Мать о Книге «Мать», Глава 2)
Индивидуальное усилие; физический тамас; лень; открытие физического сознания
Комментарии Матери к книге «Мать»,
Глава 2. Стремление, Отказ и Самоотдача
“Но до тех пор, пока низшая природа активна, личное усилие Садхака остается необходимым.” — Шри Ауробиндо
Внешне человек верит в свою собственную личность и свое собственное усилие. Пока вы верите в личное усилие, необходимо совершать индивидуальное усилие.
Есть часть существа, которая совершенно не осознает того, что она является частью Божественного. Все внешнее существо убеждено, что оно — это нечто отдельное, независимое и принадлежащее самому себе. Эта часть существа должна непременно совершать личное усилие. Ему нельзя сказать: “Божественное делает садхану за вас”, ибо тогда оно ничего не станет делать и никогда не изменится. Когда вы разговариваете с кем-то, необходимо говорить с ним на одном языке*, не так ли?
* — В момент публикации этой беседы Мать сделала следующее замечание: “Это не верно. Это не верно, потому что это сказано слишком категорично. Не следует пользоваться языком внешнего существа, ибо его язык полностью ложен, но необходимо говорить вещи в такой форме, в которой оно сможет их понять — это совсем другое. Но для того, чтобы выражать вещи точно, требуется много времени; именно поэтому Шри Ауробиндо всегда использовал длинные предложения и то, что выглядело длинными “объяснениями”; это были не объяснения: это делалось для того, чтобы выразить все точно.”
Что такое “физический тамас”?
Ты не знаешь этого, нет? Тогда я тебя поздравляю! Разве с тобой никогда не бывало такого что, например, когда ты сидел и у тебя не было охоты подниматься? Когда нужно было делать какую-то работу, ты говорил: “Ох! Нужно делать все это…”
Это то же самое, что и лень?
Не совсем. Очевидно, что лень — это тамас, но в лени присутствует злой умысел, отказ совершать усилие. В то время как тамас — это инерция: человек хочет, но не может.
Я помню как я находилась много лет назад в компании молодых людей, и они заметили, что, когда я решала подняться, я поднималась словно пружина, без усилия. Они спросили меня: “Как вы это делаете? Когда мы хотим подняться, мы должны концентрировать свою волю, чтобы подняться.” Они были так удивлены! А я была удивлена противоположностью. Я говорила себе: “Как это делается? Когда человек решает подняться, он поднимается.” Нет, тело оставалось как и прежде, неподвижно, и нужно было направить на него волю, подтолкнуть это тело, чтобы оно поднялось и начало действовать. Вот так, это тамас. Тамас — это нечто исключительно материальное; очень редко бывает витальный или ментальный тамас (это может произойти, но через заражение), я думаю, что чаще всего это тамас нервов и тамас мозга, чем витальный и ментальный тамас. Но лень присутствует повсюду: в физическом, в витальном, в ментальном. Как правило, ленивые люди не всегда ленивы. Они ленивы не во всех случаях. Если вы предложите им что-то, что им нравится, что их забавляет, они готовы совершить усилие. В лени присутствует очень много злого умысла.
Шри Ауробиндо говорит о “воле открыть и сделать пластичными физическое сознание и природу”.
Потому что физические сознание и природа закрытые и жесткие — они заключены в своих привычках и не хотят их изменять, они принимают только привычную рутину. Нет ничего, что имело бы большую привязанность к рутине, чем тело. Если вы хоть немного измените его установленные привычки, это его совершенно ошеломит, оно больше не будет знать, что делать, оно скажет: “Простите, простите, но так жить не полагается.”
Те, кто обладают очень активным и доминирующим витальным, могут пробудить тело, если в них присутствует приключенческий дух (это бывает очень часто, ибо витальное очень любит приключения), физическое подчиняется, оно подчиняется импульсу, внутреннему приказу; тогда оно соглашается с изменениями, с новизной, но оно делает это с усилием. Но чтобы физическое существо и физическое сознание были готовы принять божественный импульс, необходимо, чтобы они были чрезвычайно пластичными, потому что витальное сознание использует принуждение, оно навязывает свою волю, и бедному телу ничего не остается делать, как подчиниться, в то время, как Божественное только указывает свет, дает сознание, и поэтому оно должно подчиняться сознательно и добровольно — это больше не вопрос принуждения. Необходимо, чтобы тело и физическое сознание были очень пластичными, чтобы смочь подчиниться всем необходимым изменениям, так, чтобы быть один день — одними, и на следующий день — другими и так далее.
28.04.1951