Процесс Самоотдачи (Как Продолжить Практику Йоги. Часть 4)
Процесс Самоотдачи
Руководство По Интегральной Йоге
Раздел 2: Как продолжить Практику Йоги. Часть 4
В некотором смысле самоотдача знаменует собой начало этого пути, но по мере продвижения она практически становится самим путем. Но только самоотдача должна совершаться должным образом. Ведь существует не только один вид самоотдачи.
Есть самоотдача, которая рождается из беспомощности. Человек сталкивается с ситуацией, в которой его собственные средства оказываются совершенно недостаточными. В такой кризисный момент человек обращается за помощью к Божественному и отдается на волю Божественной воли.
Существует и другой тип самоотдачи, когда человек отдает себя Божественному из чистой преданности, внутреннего побуждения любви. Внешнего принуждения нет. Спонтанное движение души, направленное на то, чтобы отдать себя в сострадательные Руки Божественного, принимает форму центральной самоотдачи.
Вначале самоотдача может быть искренней, но со временем она может превратиться в пассивное, тамасическое отношение, в отказ от всех усилий и инициативы под предлогом самоотдачи. Очевидно, что это самообман, прикрывающий инертность и лень. Человек становится жертвой всевозможных внушений и фантазий и рискует превратиться в игрушку в руках враждебных сил, заблудившись вдали от Цели. Такой самоотдачи следует остерегаться.
В Интегральной йоге требуется активная самоотдача. Это означает отношение и состояние постоянной бдительности, готовность всегда быть восприимчивым к верному руководству и следовать ему. Необходимо постоянно различать верные и ложные внушения, поддерживать работу божественной йога-шакти и всеми способами постоянно отождествлять себя с Божественной Волей. Недостаточно знать, что такое Божественная Воля, необходимо всем своим существом открыться действию этой Воли, позволить ей использовать свою природу как инструмент. Иными словами, это динамическая самоотдача, предусматривающая действие на всех уровнях, в каждый момент, в согласии с работой Высшей Воли.
Самоотдача должна происходить на всех уровнях, во всех частях. Недостаточно иметь решимость в какой-то центральной части существа, например, в уме или в сердце. Решимость – это только первый шаг. Решимость к самоотдаче должна быть расширена и активизирована во всех частях существа. Человек – существо многомерное, и самоотдача, чтобы быть эффективной, также должна быть многоплановой.
Ум должен перестать играть свою собственную дудку. Он должен отказаться от своих привычных мыслей и фантазий и построить в себе безмолвную основу для того, чтобы Высшая Истина могла войти и утвердиться на ней. Только тихий и спокойный ум, освобожденный от беспокойных движений, от механических движений, от привычных реакций, может осуществить самоотдачу Высшему Разуму. Для этого необходима устойчивая и длительная дисциплина медитации, самонаблюдения и активной концентрации.
Точно так же необходимо отказаться от привычных представлений эмоционального существа о том, что верно, а что нет. Привычка реагировать на возбуждения – внешние или внутренние – должна быть изжита, и сердце должно научиться реагировать только на импульсы Божественной Силы. Нельзя больше позволять эмоциям быть движимыми, подобно листкам, разлетающимся от любого ветра обстоятельств. Эмоции должны быть движимы только Божественным дыханием.
Еще большая бдительность и контроль требуются, когда мы приходим в область витального, пранического динамизма, который обычно движим эго и желаниями. Витальное – это не только место мелких желаний и жадности. Оно также способно к большим движениям мужества, героизма, амбиций, возвеличивания. Всегда остается актуальным вопрос, в какую сторону направить его движение – в сторону асура, демонической и титанической природы, или в сторону дэва, благочестивой и божественной природы. Принудив витальное к активной самоотдаче Божественному, можно превратить его в могущественного воина Божественного. Все его силы и возможности ставятся на службу Божественному, и человек все больше и больше становится каналом для Шакти. Именно в этом заключается суть самоотдачи. Была ли самоотдача полной и всепоглощающей или же она стала прикрытием для утверждения и расширения своего эго, можно судить по тому, как человек функционирует на этом уровне своих энергий.
Самоотдача должна быть воплощена и на физическом уровне. Шри Ауробиндо говорит: “Вы должны содержать храм в чистоте, если хотите установить там живое Присутствие”. Если самоотдача существа должна быть полной, то и тело должно отдавать себя во всех деталях. Это требует постоянного роста сознания, осознанности в теле, чтобы не оставалось места для проникновения других элементов, не соответствующих требованиям Божественной Силы. Тело должно быть приучено постоянно помнить и отдавать себя Божественному, чтобы никакие другие импульсы, кроме Божественных, не могли привести его в движение.
Следует отметить, что все эти движения самоотдачи в различных частях человеческого существа происходят из центральной самоотдачи психического существа в глубине души Родительскому Божественному началу. Чем больше человек погружается в психические глубины и живет оттуда вовне, тем легче другим частям становится самоотдача Божественному. Таким образом, внутренняя ориентация своей жизни в мыслях, чувствах, стремлениях и деятельности является необходимой дисциплиной, прежде чем станет возможной детальная работа по самоотдаче.
Мать подчеркивает необходимость того, что она называет детальным приложением воли к процессу самоотдачи. Когда эта воля прилагается к работе, это называется посвящением. Работы, совершенные в духе самоотдачи и пожертвования, автоматически становятся священными, освященными и являются шагами к освобождению, к отождествлению и, в конечном счете, к единению с Божественным.
Предание своей воли Божественной Воле на каждом уровне своего существа и быть движимым исключительно этой Волей – это и есть путь самоотдачи. Человек всегда сонастроен в своем сознании с Высшим Сознанием и внутренне готов действовать в соответствии с указаниями свыше или изнутри. И это движение совершается не как принудительная дисциплина, а как внутренняя потребность существа, как акт радости от исполнения Воли Божественного в собственном сознании.
М.П. Пандит