Литература Шри Ауробиндо (Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 12)

Литература Шри Ауробиндо

Шри Ауробиндо и Его Йога
Раздел 1: Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 12

По случаю столетия со дня рождения Шри Ауробиндо, которое отмечалось 15 августа 1972 года, вышло в свет окончательное издание всех его работ. Оно охватывает 30 больших томов по 500 страниц каждый. Столетнее издание, выпущенное Шри Ауробиндо Ашрамом в Пондичерри, вызвало интерес во многих странах мира. Нашим читателям будет полезно узнать основные темы, на которые писал Шри Ауробиндо. Литература Шри Ауробиндо состоит, по сути, из его собственных трудов, написанных за более чем 50 лет его жизненной карьеры. 

В качестве их пояснения и практического применения необходимо также изучать Собрание Сочинений Матери, которая была его соратницей в великом начинании воплощения Новой Жизни, которое он инициировал. В список также входит растущее число книг, написанных его учениками в ходе изучения учения Мастера на протяжении всей их жизни.

Количество тем, на которые писал Шри Ауробиндо, невероятно велико. И так оно и должно быть. Ведь его видение охватывает всю жизнь, и он верит в возможность применения обретенного им Света Бога в каждом уголке человеческой жизни. Однако мы начнем с его грандиозного труда «Жизнь Божественная», в котором он излагает метафизику своей концепции идеала Жизни Божественной для человека.

Жизнь Божественная

В этой работе Шри Ауробиндо рассматривает два ведущих направления человеческой мысли, материалистическое отрицание (Бога) и отказ аскета (принять мир), и указывает на заслуги и потери, оказанные ими делу человеческого прогресса. Он излагает свою теорию сотворения мира и природы движения мира, основанную на восприятии провидцев Вед и Упанишад; Он рассматривает коннотацию Майи в свете более древней Мудрости и прослеживает ход эволюции Земли от первичных начал в Водах бессознательного Риг-Веды через стадии Материи (anna), Жизни (prānā), Разума (manas) и в настоящее время выходит в пояс духовного сознания, ведущего к Гнозису, называемому ṛta cit в Веде. Он подробно рассматривает, как это Творение представляет собой проекцию Высшей Реальности saccidānanda, причины появления Неведения и Зла в ходе этого Движения и путь восхождения от Тьмы к Свету, от Смерти к Бессмертию. Детально раскрываются понятия Брахмана, Пуруши, Ишвары и Майи, Пракрити, Шакти. Кроме того, рассказывается о происхождении и границах Неведения, семи путях Знания, философии Реинкарнации, устройстве Миров и эволюции духовного человека. В последней главе Шри Ауробиндо описывает направления, по которым может появиться и развиваться гностическая община, предтеча новой расы с новым сознанием. Он обращает внимание на подтверждающие свидетельства в развитии мира, указывающие на появление Сверхчеловека, наделенного способностями Истины-Интеллекта и Истины-Силы. В целом этот великий трактат объясняет труд Бога в этой вселенной и уверенно предсказывает наступление Царства Божьего на земле в обозримом будущем, сатья-югу.

Эта книга, насчитывающая тысячу с лишним страниц классической прозы на английском языке, звучащая небесной музыкой в ушах читателя, достигает глубоких высот мысли, и изучающему может потребоваться помощь на определенных поворотах аргументации. Для этой цели будут полезны «Краткое изучение Жизни Божественной» Чандрасекхарана, «Лекции Пурани» (по Жизни Божественной), «Краткий Трактат» Баннерджи (по Жизни Божественной). «Встреча Востока и Запада в философии Шри Ауробиндо» С. К. Майтра представляет собой сравнительное исследование.

Книга «Жизнь Божественная» была переведена на многие языки: французский, хинди, бенгальский, итальянский, русский и китайский. В настоящее время также ведется работа над переводами на другие языки.

Синтез Йоги

Если Жизнь Божественная — это джнянапада, Знание — содержание этой даршаны, то Синтез Йоги — это йогапада, Наука, позволяющая воплотить теорию в практику. Для Шри Ауробиндо йога, внутренняя дисциплина аскезы, является основным средством достижения цели Божественной Жизни. Для этого он раскрывает главный принцип йоги, который заключается в том, чтобы задействовать и развить одну из сил человеческой природы так, чтобы достичь ее расцвета в божественной форме. Он прослеживает специализированное применение этого принципа к силам человеческой воли, интеллекта, эмоций. Он рассматривает теорию и практику Йоги Трудов, Йоги Знания, Йоги Любви в том виде, в каком они передавались из поколения в поколение; он также обсуждает принципы Хатха-Йоги, Раджа-Йоги, Самадхи и других йогических практик. Оценив их вклад в духовное развитие человека и констатируя их ограниченность в случае исключительного следования им, он развивает свою собственную Йогу самосовершенствования, в которую в той или иной форме, на том или ином этапе входят основные элементы всех этих йог. Эта йога, интегральная, или, как ее еще называют, пурнайога, направлена на воссоединение индивидуальной, космической и трансцендентной духовной реализации в человеке, не оставляя ничего в его существе невостребованным, преобразуя все в нем в божественное совершенство.

Не менее важны работы и беседы Матери, которая отвечала (на протяжении пятидесяти лет) на вопросы детей и взрослых о йоге, жизни и сверх-жизни. Свет, который Мать проливает на оккультную сторону существования, является аутентичным и проясняет большую часть путаницы и суеверий, распространённых в отношении более тонких планов вселенной, различных аспектов личности человека, действия Законов Природы скрытых за вуалью. После прочтения трудов Матери невозможно испытывать ни страха, ни сомнений. Кроме того, есть полезные и разъясняющие труды учеников. Особенно полезны «Йога Шри Ауробиндо» Нолини Канта Гупты (одиннадцать томов), «Свет Учения» Капали Шастриара, «Интегральная йога Шри Ауробиндо» Ришабхчанда; «Садхана в Йоге Шри Ауробиндо», «Призыв и Милость», «Джапа», «Дхьяна» и «Вся жизнь — Йога» (шесть томов) М.П. Пандита.

Синтез и Письма были переведены на хинди, маратхи, французский и китайский языки. В настоящее время частично переводятся и на другие языки. Часто спрашивают, является ли Шри Ауробиндо ведантистом или тантриком. Что ж, он сам говорил, что использует метод Веданты, чтобы достичь цели Тантры. А цель Тантры, как мы знаем, — обладание миром как творением Божественного Сознания ради наслаждения Божественным Бытием, реализованным в нас самих. Вся жизнь задумана как излияние Божественной Силы, Шакти, которая в космосе проявляется как Махашакти, а в человеке — как Кундалини. Это Божественная Шакти, которая созидает; та же самая Шакти освобождает. Сознание, Сила, Милость — все это множество граней одной Божественной Реальности, осознаваемой и переживаемой пробужденной человеческой душой как Божественная Мать. Это непреложная истина в традиции Тантры, и Шри Ауробиндо делает из нее краеугольный камень — фундамент своей йоги. С этой целью он написал книгу «Мать», которая является одновременно и Библией, и Гитой в Шастре этой Новой Йоги. В этой небольшой прозаической работе Шри Ауробиндо описывает проявление четырех основных Космических Сил из Единой Адья Шакти, Первородной Силы, а именно: Махешвари, Махакали, Махалакшми и Махасарасвати, и в конкретных терминах описывает ту роль, которую они играют в эволюции мира, в индивидуальном человеке и в человечестве в целом. Он излагает условия, которые должен выполнить человек, прежде чем он сможет осознать их божественную работу в своем существе и ту роль, которую они играют в его будущей эволюции.

Эта книга была переведена на санскрит и почти все индийские языки, а также на французский, немецкий, китайский и др.

Шри Ауробиндо также включил в свою систему другие принципы Тантры, такие как существование нескольких центров сознания в тонком теле человека, элемент поклонения, мантры, самоотдачи Божественной Силе для достижения освобождения и трансформации. Он показал, как тантрическая традиция естественным образом следует за ведической. Если Упанишады представляют собой элемент знания ведического прошлого, Мимамса — ритуальное содержание, то Тантра формулирует и продолжает эзотерическую сторону ведического наследия. Капали Шастриар в своих «Очерках о Тантре» демонстрирует преемственность двух традиций, рассказывая, как яджна превратилась в ягу, как даже те же самые мантры из Веды используются в Тантре по некоторым важным поводам. Его ученик М.П. Пандит продолжил это направление мысли в своих книгах « Свет Тантры», «Кундалини- Йога», «Исследования Тантры и Веды», двух серий « Драгоценности Тантры» и переводов Куларнава-Тантры. Другой ученик Шастриара, С. Шанкаранараянан, написал обширные труды по Деви Махатмиям (на английском и тамильском языках), Шри Чакре и Даса Махавидьям. Он рассмотрел древние концепции этих традиций в свете современной мысли и показал, как они обретают свой полный смысл и ценность, когда представлены в рамках йоги и философии Шри Ауробиндо, особенно в том виде, как они описаны в его эпосе «Савитри».

Веды

Было вполне естественно, что Шри Ауробиндо обратился к подлинным индийским Писаниям древности, чтобы найти подтверждение тому синтезу, к которому он уже пришёл в ходе своей тапасьи. Он был приятно удивлен, обнаружив, что Риг Веда содержит свидетельство о ряде позитивных духовных усилий, предпринятых древними на заре индийской цивилизации. Он устремился прямо в сердце этой великой Литании и обнаружил, что в гимнах запечатлено восхождение человеческой души к высшему Божеству, символизируемому ведическим Солнцем. Риши предстают в этих риках как мистики, стремящиеся к воплощению в себе различных богов, то есть к проявлению божественных Сил для полного обретения и воплощения жизни на земле. У них существует своя система миров и богов, правящих ими, и своя методика актуализации этих состояний существования в себе. Именно это, по словам Шри Ауробиндо, является главной целью, ядром Веды, тем духовным содержанием, на которое ссылаются такие учителя, как Яска. Он не сомневается, что в ведической сокровищнице могут быть и есть и другие монеты, но духовная — самая ценная. Результаты своих исследований Веды Шри Ауробиндо изложил в двух сериях: «Тайны Веды», „Избранные Гимны“ (включая «Гимны Агни“).

Подчеркивая этот дух йоги ведических риши как йоги осуществления, а не ухода от мира, Капали Шастриар написал «Сиддханджану», комментарий на санскрите к первой аṣṭаке Риг-Веды, рик за риком, объясняя и обосновывая эзотерические интерпретации. Его 100-страничное предисловие к этой работе уже было издано на английском языке. Его краткое содержание можно найти в книгах «Свет Веды» и «Дальнейший Свет Веды». 

Книги Пандита «Мистический подход к Ведам и Упанишадам», «Адити и другие божества в Ведах», «Ключ к Ведическому Символизму» и Пурани «Исследования в Ведической Интерпретации» и «Ведический Глоссарий» проливают полезный свет на эту тему. Книга Нолини Гупты «Мадхучандамала» на бенгальском языке также получила широкую известность.

Работы Шри Ауробиндо по Ведам были переведены на хинди, тамильский, французский и китайский и ряд других языков.

Упанишады

Шри Ауробиндо прослеживает явное различие в тоне и духе более древних Упанишад и более поздних. Из этих более древних текстов он подробно прокомментировал Ишу и Кену Упанишады и продемонстрировал, как в них решается проблема равенства этого мира и Брахмана, земной жизни и блаженства Трансцендентного, тела и души. То, что вселенная — это самопроявление Господа, Единого, который по своей воле входит во множество, и что природа этого творения — это возрастающее проявление Божественной Истины, а цель человека — реализовать Божественное Сознание в себе и излучать его в окружающей жизни, — таково послание Упанишад. Шри Ауробиндо перевел следующие Упанишады — Иша, Кена, Тайттирия, Айтарея, Мундака, Мандукья, Катха и Светасватара. В своих эссе о философии Упанишад и исследованиях духа Упанишад он объясняет, как Упанишады представляют собой единый корпус однородной мысли, проверенной и верифицируемой в духовном опыте, как они являются проводниками озарения с целенаправленными отрезками «мысли», расширяющими продолжение ведической традиции, а не, как считают западные ученые, восстанием против более древней традиции и догадками мыслей разрозненных мыслителей.

Капали Шастриар в своей книге «Озарения Упанишад» рассматривает некоторые важные видьи, например, прана-видью, сандилья-видью, вайшванара-видью, мадху-видью и т. д. в свете этого подхода и показывает, как Упанишады являются пособиями по садхане. Книга Пандита «Упанишады: Порталы Знания», „Путеводитель по Упанишадам“, “Сущность Упанишад“ и “Находки из Упанишад“ были встречены с большим интересом среди читателей. Нолини Гупта в своих книгах “Провидцы и Поэты“, “Поэты и Мистики“ раскрывает символизм этих древних текстов.

Гита

Можно сказать, что из всех индийских Писаний «Бхагавад-Гита» оказала самое глубокое влияние на образ мыслей Шри Ауробиндо, особенно в те дни, которые предшествовали его прибытию в Пондичерри. Он сам упоминает о том, что он часто использовал эту работу в целях своей садханы, находясь в тюрьме. И, пожалуй, наибольшее количество ссылок на санскритские писания в его трудах приходится на Гиту. Шри Ауробиндо не обращается к Гите в поисках поддержки какой-либо предварительно созданной философской системы, но подходит к ней с открытым сердцем, чтобы непосредственно воспринять послание Господа. В книге «Эссе о Гите» он обращает внимание на синтетический характер этого произведения, гармонизирующего различные духовные традиции, распространенные в то время, и уделяет особое внимание доктрине Пурушоттамы, примиряющей кшару и акшару пуруши, доктрине бескорыстного действия, способствующего освобождению через те самые действия, которые обычно создают рабство. Он особо отмечает божественный призыв противостоять злу в любой его форме, действовать в согласии с побуждениями души, невзирая на требования противоречивых дхарм, созданных человеком. Для Шри Ауробиндо «Гита» — это духовное руководство, чье динамическое воздействие столь же актуально сегодня, как и две тысячи лет назад, когда оно было включено в великий эпос Махабхараты.

Следует отметить, что «Эссе о Гите» — его самая читаемая и популярная работа Шри Ауробиндо, которая была переведена на русский, французский, китайский, хинди, маратхи, гуджарати и другие языки.

В «Евангелии от Гиты» Капали Шастриара дается краткое изложение аргументации, а в «Свете о Гите» Пандита излагаются мысли Шри Ауробиндо по темам «Гиты» в форме словаря. Очень популярны «Послание Гиты» Анилбарана Роя на английском языке (с текстом «Гиты») и его более объемная работа с исчерпывающими комментариями на бенгали.

Социология

Шри Ауробиндо не останавливается на том, чтобы изложить философию божественной реализации и проложить путь к осуществлению этого Идеала. Он знает, что человек не живет в отрыве от других. Человек — это единица Жизни, единица Разума, организованная во Вселенной. Он оказывает влияние на общество, в котором живет, а также сам подвергается его влиянию. Как лучше всего урегулировать эти отношения между личностью и обществом, чтобы наилучшим образом способствовать духовной эволюции человека? И какова же на самом деле природа коллективной эволюции? В каком направлении движется коллективное общество? Шри Ауробиндо обсуждает эти вопросы в свете своего видения духовной эволюции мира и прослеживает постепенный рост человеческих обществ через несколько эпох: символическую, типовую, традиционную, индивидуальную, рационалистическую и нынешнюю субъективную эпоху, открывающую новые горизонты Духа. Он также рассматривает вопрос о том, каким образом можно достичь наиболее плодотворного баланса между нуждами индивидуума к свободе и требованиями общества к его росту: он находит уровень, на котором встречаются индивидуальная душа и коллективная душа, уровень духовного единства и отмечает, что никакое решение, никакая панацея, не затрагивающая этот истинный источник, не может по-настоящему преуспеть в решении этой извечной проблемы, которая волнует стольких социологов на Западе. Серия очерков, написанных им на эту тему в журнале «Арья» под названием «Психология общественного развития», была издана под новым названием «Человеческий Цикл». Эта книга была переведена на несколько языков.

В книге Нолини Канта Гупты «Болезнь Века», «Социальная Философия Шри Ауробиндо» Кишора Ганди современные события рассматриваются в контексте этого видения.

Идеал Человеческого Единства

Шри Ауробиндо также анализирует развитие человеческой государственности от истоков формирования племени, клана до последних огромных конгломераций империй и содружеств и прослеживает через все исторические процессы одну линию роста человечества на политическом уровне: растущее объединение ради общих интересов, ведущее к возникновению государства, а государства, в свою очередь, объединяются в форме федераций и конфедераций, которые в конечном итоге ведут к созданию Всемирного Союза. Среди прочего, он анализирует различные тенденции и движения, социальные, экономические, политические, идеалистические и другие, с которыми экспериментировала коллективная душа человечества, прежде чем принять окончательное решение о том, какую форму должно принять его тело.

Международный Всемирный Союз, некоммерческая и нерелигиозная организация, уже более десяти лет функционирует из Пондичерри с центрами в разных странах для распространения и утверждения этого Идеала Союза народов мира. Работа Шри Ауробиндо «Идеал Человеческого Единства», состоящая из очерков, написанных первоначально в годы Первой Мировой Войны и доработанных им в 1950 году вместе с постскриптумом, в котором он предсказывает в совершенно недвусмысленных выражениях разделение мира на два крупных блока и неминуемое вторжение Китая через Тибет в Индию и Юго-Восточную Азию, стала объектом исследования во многих канцеляриях мира. Книга была переведена на французский, китайский и другие языки.

Индийская Культура

В декабре 1918 года Шри Ауробиндо начал серию статей об индийской культуре при довольно интересных обстоятельствах. Известный драматический критик, мистер Уильям Арчер, в то время как раз выпустил книгу, осуждающую индийскую культуру на все лады (под названием «Индия и ее будущее»). Сэр Джон Вудрофф написал энергичный ответ, озаглавив его «Цивилизованная ли Индия? Это впечатляющее название положило начало работе Шри Ауробиндо по изложению основ индийской культуры. За серией «Цивилизована ли Индия?» последовала другая серия «Рационалистический Критик Индийской Культуры», за которой, в свою очередь, последовала обширная серия «Защита Индийской Культуры». Во всех сериях рассматривались обширные мотивы индийской культуры, развитие основанной на них цивилизации, а также подробно излагался ее важнейший характер жизнеутверждающей духовности под разными заголовками: Религия и Духовность, Индийское Искусство, Индийская Литература, Индийская Политика. Теперь все его сочинения изданы под одним общим заголовком «Основы Индийской Культуры». По своему диапазону и глубине эта книга не имеет аналогов, и мы надеемся, что все, кто заинтересован в знании истории и будущего индийской культуры, ознакомятся с этой работой.

Сисир Кумар Митра написал ряд книг в свете этого оригинального изложения, в частности «Возрождающаяся Индия», «Эволюция Индии», «Вечный Рассвет» и др. Труды Шри Ауробиндо об индийском национализме, конечно, широко известны. Его работы, опубликованные в «Банде Матарам», «Кармайогин», «Инду Пракаш» и т.д., издаются под соответствующими названиями, такими как «Доктрина Пассивного Сопротивления», «Речи», «О Национализме», «Банким-Тилак-Даянанд». В частности, по теме образования Шри Ауробиндо писал, опираясь на свой непосредственный опыт, и эти работы призывают к возрождению основных ценностей древней системы образования, хотя и в измененных формах, соответствующих новым условиям сегодняшнего дня. Его «Мозг Индии», «Система Национального Образования», «Национальная Ценность Искусства» — это фундаментальные книги, которые при внимательном изучении могут дать много пищи для размышлений тем, кто сегодня обеспокоен ухудшением образовательных стандартов во всем мире. Отметим попутно, что книги Матери «Об Образовании» и «Четыре Аскезы и Четыре Освобождения» являются уникальными в этой области по той тщательности, с которой она рассматривает проблему образования и вкладывает в нее совершенно новое содержание и смысл. По словам Матери, настоящее образование начинается еще на пренатальной стадии и продолжается до самой смерти физического тела. Эксперименты в этом направлении проводятся в Международном Центре Образования, созданном в Ашраме, где учатся студенты и работают преподаватели из более чем пятнадцати стран мира.

Литература

Шри Ауробиндо однажды заметил, что он был в первую очередь поэтом, затем патриотом, но никогда не был философом. И действительно, он был поэтом с самого детства. Он начал писать стихи еще будучи студентом в Англии. Но собственно литературная карьера, можно сказать, началась, когда он находился в Бароде. Ведь именно здесь он написал или начал писать многие повествовательные поэмы, пьесы и переводы из индийской классики. Место действия его пьес очень разнообразно: Визири Бассоры с атмосферой Багдада, Родогун в обстановке Сирии, Эрик из Норвегии, Персей-Освободитель из Древней Греции, Васавадутта из средневековой Индии — все это классические драмы, получившие большую популярность. Существует ряд неоконченных пьес, которые мы здесь не упоминаем. Есть «Баджи Прабху», повествовательная поэма, прославляющая храбрость маратхов, «Любовь и Смерть», созданная вокруг древней любви Руру и Приямвады, и множество более коротких стихотворений и текстов песен, которые были изданы в различных редакциях. Большинство его стихов, написанных в период Пондичерри, носят духовный характер: Поэмы Прошлого и Настоящего, Ахана и другие поэмы, Последние Поэмы, Другие Поэмы, Трансформация и другие Поэмы и т.д. Среди его переводов — «Герой и Нимфа» (перевод «Викраморваси» на английский язык), отрывки из «Рамаяны» и «Махабхараты», «Век Жизни» (перевод «Нитишатаки» Бхартрихари), «Песни Чандидаса» и «Стихи с Бенгальского». Некоторые из его работ, например, перевод Мегхадуты, были, к сожалению, утеряны во время его бурной политической карьеры. Его эссе об искусстве и стиле Калидасы, гении Вьясы и Вальмики являются глубокими исследованиями и проливают свет на сознание и душу эпической и классической эпох в индийской цивилизации.

Его авторский трактат о теории поэзии, о том, какой путь она прошла в английской литературе, о вкладе ведических провидцев в эволюционное проявление поэтического Слова, мантры, и о будущем поэтического слова — таковы основные темы «Поэзии Будущего». Его величайшим произведением в этой области является, конечно, «Савитри» — самый длинный эпос в английском стихе, состоящий из более чем 23 000 строк. Это одновременно и легенда, и символ. Адаптировав историю Савитри и Сатьявана из Махабхараты, Шри Ауробиндо изобразил всю историю человека во вселенной, его происхождение и цель, зарождение и устройство вселенной, рост Сознания и его несколько планов или миров, по которым проходит духовная эволюция земного существования, и многое другое. Савитри можно назвать поэтическим воплощением «Жизни Божественной». Глубокий опыт Йоги описывается языком и с силой, которые передают сам опыт пробужденному читателю. Савитри называют Ведой нового века.

Труды Сетны (Амаля Кирана) о Савитри и Шри Ауробиндо-поэте, книга Пурани «Подход к Савитри», докторская диссертация Премы Нандкумар «Исследование Савитри» и «Чтения по Савитри» Пандита помогают лучше понять этот труд. Письма Шри Ауробиндо, объясняющие его концепции и технику в поэзии, были изданы отдельным томом «Письма о Литературе». Вокруг Шри Ауробиндо сформировалась отдельная школа поэтов, и их работы весьма многочисленны. К. Д. Сетна, Ниродбаран, Нишиканто, Нолини Канта Гупта — вот некоторые из известных имен в этой сфере.

Рубрика «Шри Ауробиндо и Его Йога»

 

Читать Дальше:

Йога на Каждый День

Принять Участие:

Ауро-Книга
курсы и занятия