Метод и Научное Обоснование Мантры и Джапы (Практика Мантры и Джапы. Часть 1)
Метод и Научное Обоснование Мантры и Джапы
Практика Мантры и Джапы. Часть 1
Божественна Она,
далеко сияет Ее Слава.
Ригведа, т. 80. 3.
Это было в те дни нашего Ашрама, когда Мать по утрам ежедневно давала Благословения всем его обитателям и посетителям. Их было около тысячи человек, и обычно все выстраивались в очередь и получали Ее Благословения индивидуально, вся процедура занимала почти час. Однажды молодая девушка, совершавшая джапу имени Матери, как часть своей садханы, обнаружила, что мантра МАТЬ, МАТЬ, МАТЬ спонтанно повторяется в её сердце, пока она стояла в очереди за благословениями. Перед ней было не менее двадцати человек. Каково же было ее удивление, когда она увидела, как Мать посмотрела прямо на нее, в то время как она стояла в таком отдалении! Зов Мантры, явно достиг Матери, и она незамедлительно откликнулась на неё даже физически.
Это является подтверждением, если оно кому-то необходимо, действенности Нама-Джапы, джапы Святого Имени. Традиция джапы в Индии восходит к древним временам Ведических Риши. «Зная, произнеси Его имя», — повелевает Диргатамас (Рв. 1.156.3). «Из всех Ягий, Я — Джапа-Ягья», — провозглашает Господь Шри Кришна Арджуне (Б.Гита, X.2). «Джапа приносит плоды всех других Ягий», — говорится в «Тантрасаре».
Что такое Джапа? На чем она основана? Каков её процесс? Джапа — это повторение мантры, могущественного слога или ряда слогов, слов или комбинации слов, совершаемое с целью осознания истины, воплощенной в мантре. Объект может быть обыденным, таким как достижение изобилия, здоровья, силы; или он может быть духовным, такм как, обретение Бога в одном или многих из Его аспектов. В любом случае мантра, выбранная для джапы, заключает в себе необходимую силу, и путем постоянного повторения при соблюдении надлежащих условий эту силу можно пробудить к действию для достижения цели. Вибрации, возникающие при каждом повторении мантры, создают в тонкой атмосфере условия, приводящие к осуществлению задуманной цели. Божественное Имя, например, обладает способностью отпечатывать и формировать сознание, которое повторяет его, в природу Божества, стоящим за этим Именем, и подготовить его к восприятию формирующегося Откровения Божества.
В основе метода Джапы лежит древнее знание мудрецов всего мира о том, что в основе всего Творения находится Звук. Вселенная возникла из Нада Брахмана, Брахмана в форме Звука. Каждый звук имеет форму, тонкую форму, которая невидима физическому глазу. Точно так же каждая форма творения имеет свой собственный звуковой эквивалент, звук, который предшествовал её формированию на более тонких планах существования. Когда этот конкретный звук воспроизводится — даже в его транскрипции на человеческом уровне в форме нашей речи — вайкхари, как его называют, — он приводит в действие те самые вибрации, которые призвели его на свет и, следовательно, могут породить эту сущность. Таким образом, риши воспринимали звуковые тела Дэвов, Божеств, в своем духовном видении и звуковом восприятии, и они установили их как мантры, как слова Призыва соответствующих Божеств. Когда мантра произносится эффективно, она приводит в движение вибрации, вызывающие соответствующее Божество в атмосферу, где она произносится. Таков вкратце принцип, лежащий в основе мантры и джапа-йоги. То, что звук обладает формой, — это истина, которая сегодня подтверждается Наукой, с противоположной сторны. Свами Шивананда в своей книге о джапа-йоге [1] дает интересную информацию по этому вопросу. Он пишет:
«Индуистские книги по музыке говорят нам, что различные музыкальные мелодии, Раги и Рагини, имеют каждую особую форму, которую эти книги наглядно описывают. Например, Мегха Рагха считается величественной фигурой, сидящей на слоне. Васанта Рага описывается как красивый юноша, украшенный цветами. Все это означает, что определенная Рага или Рагини, если ее правильно петь, производит последовательные эфирные вибрации, которые создают особую форму, которая считается ее характерной чертой. Эта точка зрения недавно была подтверждена экспериментами, проведенными миссиз Уоттс Хьюз, талантливым автором «Голосовых фигур»… (Она поет в простой инструмент под названием эйдофон, который состоит из трубки, приемника и гибкой мембраны, она находит, что каждая нота принимает определенную и постоянную форму, проявляющуюся через чувствительную и подвижную среду. Сначала она поместила крошечные семена на гибкую мембрану, и колебания воздуха, вызванные издаваемыми ею нотами, превратили их в определенные геометрические узоры.
После этого она использовала различные виды пыли, особенно подходящей оказалась коподиевая пыль. Репортёр, описывая форму нот, говорит о них, как о замечательных откровениях геометрии, перспективы и штриховки; «Звезды, спирали, змеи и фантазии, бунтующие в богатстве увлекательного методического дизайна». Таковы были первые открытия. Однажды, когда миссис Хьюз пела ноту, появилась и исчезла маргаритка. … Она знает точные интонации конкретной ноты, которая является маргариткой, и она становится постоянной и определенной благодаря странному методу чередования крещендо и диминуэндо. После того, как зрители с восхищением лицезрели серию ромашек, некоторые из которых с последовательными рядами лепестков, в мельчайших деталях, им были показаны другие ноты, и это были ромашки необычайной красоты … изысканные формы сменяли одну за другой на экране. За цветами последовали рядом монстрообразных фигур, змеевидные форм набухающих округлостей, полных света, тени и деталей…
«Находясь во Франции, пение мадам Финланг гимна «Аве Мария» проявило образ Марии с младенцем Иисусом на коленях, и снова пение гимна Бхайраве бенгальским студентом Банараса, обучающимся во Франции, проявило образ божества Бхайравы с его спутником, собакой».
И это восприятие присущей звуку силы, шабда, с замечательным успехом использовалость индийскими адептами йоги, которые привели свои знания и опыт к точной Науке. Традиция продолжается по сей день и поддерживается её приверженцами, особенно в Южной Индии, где их число по-прежнему значительно.
М.П. Пандит