Обзор жизни Шри Ауробиндо (Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 1)

Обзор жизни Шри Ауробиндо (Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 1)

Обзор жизни Шри Ауробиндо

Шри Ауробиндо и Его Йога
Раздел 1: Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 1

Отвечая на просьбы написать его биографию, Шри Ауробиндо однажды заметил, что никто не может написать о его жизни, потому что она не лежит на поверхности, чтобы её можно было увидеть. И это было сказано несмотря на все впечатляющие роли, которые он исполнял в различных сферах жизни. Кем же он был на самом деле? Разве он не был поэтом? Помимо огромного количества сонетов, лирики, поэтических пьес, стихов от сюрреалистических до мистических, он подарил нам самый длинный эпос в английском — «Савитри — легенда и символ». Разве он не был государственным деятелем? Он дал ясный политический идеал возрождающейся Индии, направил националистические устремления в эффективное революционное движение и вывел страну на путь полной свободы. Он превратил идеал национализма в более великий идеал человеческого единства и утвердил его неизбежность в сознании человека своими пророческими трудами? Разве он не был он философом? Он представил великую философию Божественной Жизни, которая объединяет в себе оба полюса бытия, Дух и Материю, которые до настоящего времени не поддавались примирению и отдаляли человека от Бога. Он видел определенный смысл и направление в движении жизни, будь то индивидуальной или всеобщей, указывая на истину духовной эволюции. Разве он не был мистиком? Кто может превзойти духовные осознания, душевные переживания и восходящие диапазоны Сознания, выходящие за пределы логического разума, запечатленные им в его бесчисленных трудах по йоге? Есть и другие аспекты его личности, которые заслуживают нашего внимания. Но сначала давайте рассмотрим самые внешние детали его карьеры, которые служат основой его многогранной жизни.

Шри Ауробиндо родился в Калькутте 15 августа 1872 года. Он родился в культурной аристократической семье; его дедом по материнской линии был уважаемый Раджнараян Босе, один из лидеров индийского Возрождения той эпохи. Его отец, доктор Кришна Дхан Гхош, был известным хирургом состоящим на государственной службе и центром культурной жизни, где бы он ни работал. В возрасте пяти лет Ауробиндо был отправлен в англоязычную школу при монастыре в Дарджилинге, а через два года его отправили в Англию для получения образования там. Он был оставлен в частной семье в Манчестере для образования и воспитания с указанием, что ему должно быть дано полностью английское образование. Шри Ауробиндо пробыл в Англии 14 лет, за которые он приобрел большое мастерство в классических языках, латыни и греческом, а также выучил несколько европейских языков. Он писал стихи, выигрывал все возможные конкурсы и отличился как в школе Святого Павла, так и в Кембридже, где он прошел обучение. Он уделял больше времени внеклассным занятиям, чем учебникам. Его отец хотел, чтобы он сдал экзамен I.C.S. (Гражданскую Службу Индии), и, соответственно, молодой Ауробиндо успешно сдал выпускной письменный экзамен. Но, не испытывая интереса к карьере, которую предлагала I.C.S., он был дисквалифицирован, не явившись на экзамен по верховой езде. Была и другая причина, по которой он не хотел поступить на эту службу. Ветер гражданских волнений в Индии против британского правления пронесся над его душой, и он предчувствовал, что ему предстоит сыграть определенную роль в политическом освобождении своей страны. Он даже произнес несколько пламенных речей на эту тему в Индийском меджлисе в Кембридже.

Хотя он не был принят на индийскую гражданскую службу, обстоятельства благоволили ему, и он получил назначение на пост в службе Гейкварда, правителя штата Барода, который в то время находился с визитом в Англии. Шри Ауробиндо отплыл в Индию в 1893 году с этим назначением в кармане. Возвращение этого уникального сына встречено Матерью-Индией незабываемо. Как только Шри Ауробиндо ступил на индийскую землю в Аполло Бандере, на него снизошло великий покой, который не покидал его долгое время. Из Бомбея он отправился в Бароду, где провел следующие четырнадцать лет своей жизни, занимая различные должности — в секретариате, во дворце махараджи, в колледже Бароды сначала в качестве лектора, а затем заместителя ректора. Одновременно с официальными обязанностями он занимался самостоятельным изучением индийских писаний и классики, чтобы из первых рук познакомиться с подлинной индийской традицией. Он также выучил такие важные современные индийские языки, как гуджарати, маратхи и бенгали. Он много читал в те годы, и многие из его литературных произведений были начаты, а некоторые из них завершены, именно в этот период его жизни. Особенно многие из его пьес и поэм были написаны в эти годы. С самого начала своего пребывания в Бароде Шри Ауробиндо внимательно следил за политической ситуацией в стране. Он написал серию статей под названием «Новые лампы для старого», в которых осуждал попрошательский менталитет руководства Конгресса того времени и призывал к более энергичному подходу. Он также проявлял интерес к революционным движениям, зарождавшимся в некоторых частях страны, и установил контакты с некоторыми из революционных групп. Однако, его официальное положение не позволяло ему открыто участвовать в националистическом движении. Поэтому он долгое время работал за кулисами и начал выступать открыто только тогда, когда ситуация созрела для смелых действий.

Таким поводом стал кризис, связанный с принятием закона о разделе Бенгалии, и Шри Ауробиндо возглавил экстремистскую часть национального движения. Он писал пламенные статьи в известном революционном журнале «Банде Матарам» и призывал страну к незамедлительным совместным действиям по обретению полной независимости Индии. Его программа была двоякой: негативно — бойкот и отказ от сотрудничества, позитивно — движение свадеши и национальное возрождение. В этом движении существовала революционная сторона, которую Шри Ауробиндо поддержал, но он стремился направить революционный пыл молодежи на духовный идеал Материнства Индии. Британское правительство возбудило уголовное дело и он провел в тюремном заключении целый год. Именно во время этого заключения к Шри Ауробиндо пришло осознание Васудевы как единого Господа Вселенной, а Его Сознания — как основы мира. Перед Шри Ауробиндо открылась более широкая перспектива, нежели национальная деятельность, и он получил видение более масштабной работы, ожидавшей его. Получив заверение изнутри, Шри Ауробиндо был оправдан после громкого судебного процесса и незабываемой защиты К. Р. Даса в 1909 году. Когда Шри Ауробиндо вышел из тюрьмы, он обнаружил, что репрессии на время сломили дух всеобщего националистического движения, лидеры были удалены со сцены, и царил дух депрессии. Он мужественно взялся за пробуждение своих соотечественников и с этой целью основал два журнала, «Кармайогин» на английском и «Дхарма» на бенгальском, в которых напомнил своим соотечественникам об основных ценностях их древнего наследия, объяснил их долг перед родиной и своими потомками. Он объездил все районы Бенгалии и широко выступал со своей программой. Но он ясно видел, что начатое им движение должно обрести иную форму, и ему не суждено стать его лидером. Он получил адеш — божественное указание свыше — отправиться в Чандернагор, французскую территорию неподалеку от Калькутты. Он незамедлительно повиновался и отбыл в Чандернагор инкогнито, где пробыл около месяца, прежде чем получил последующее указание отправиться в Пондичерри — место, предназначенное для его истинной миссии, ради которой он был рожден.

Он прибыл в Пондичерри с несколькими спутниками 4 апреля 1910 года. С помощью местных жителей он поселился в частном доме и постепенно переключил свои активные интересы с политической на духовную сферу. Обращение Шри Ауробиндо к духовной стороне жизни, однако, не было внезапным. Еще в детстве в Англии он видел проблески жизни, превосходящей обычное физическое существование, которым озабочено большинство людей. Когда он читал перевод Упанишад Макса Мюллера, у него было отчетливое переживание Имманентного Духа. Мы уже упоминали о том, что по возвращении в Индию на него снизошел сверхъестественный покой. Во время пребывания в Бароде в нем пробудился интерес к йоге — не ради личного спасения, а ради обретения несокрушимой силы для освобождения родины, и с помощью друга он начал заниматься пранаямой. В одном из своих писем он пишет, что, хотя духовного прогресса от этих упражнений не наблюдалось, некоторые другие способности развились, и он мог часами писать стихи с удивительной скоростью. Однако когда он встретился с махараштрийским йогом, Вишну Бхаскаром Леле, ему был дан метод единения с Божественным, пребывающим в сердце, и самоотдачи Ему. Помимо его намеренных усилий в этом направлении, ему был дарован опыт видения Божественного, когда он однажды оказался в жизненной опасности во время дорожного инцидента, а также опыт бесконечности Брахмана, когда он находился в Кашмире. Все эти переживания получили решающее подтверждение во время его пребывания в Алипорской тюрьме в Калькутте, где он пережил серию опытов, кульминацией которых стало осознание космического сознания. То, что произошло позже в Пондичерри, — это отдельная глава, к которой мы сейчас обратимся.

В Пондичерри Шри Ауробиндо посвятил себя исключительно йоге, но не какой-либо из проторенных старых йог, а новой линии йоги, которая постепенно раскрылась перед ним. Проблески целей этой йоги действительно присутствуют в его ранних статьях в «Кармайогине», особенно в его переводах Ишы и Кена Упанишад. Его путь — это путь утверждения, реализации Божественного в этом мире, который является Его проявлением. Жизнь — это поле откровения Бога, и ее следует принимать как таковую. Цель человеческого существования — реализовать божественность человека в мире, который по сути своей божественен. Это видение истины покрыто плотным покровом неведения, и йога является средством, позволяющим пробиться через этот покров и обрести истинное видение жизни. Шри Ауробиндо продолжил свои усилия в этом неизведанном направлении йоги и приступил к изданию журнала «Арья» в 1914 году, к тому времени он уже полностью овладел искомым им Знанием, и ясно представлял себе грядущий мир. В этом ежемесячнике Шри Ауробиндо излагал свою метафизику Божественной Жизни, представляя всестороннюю философию Вездесущей Реальности, предназначения человека, цели духовной эволюции и неизбежности божественной жизни для наиболее эволюционировавших существ. Он опубликовал еще одну серию статей под названием «Синтез Йоги», в которой обобщил вклад прошлых методов йоги и изложил свою собственную йогу самосовершенствования для реализации идеала Божественной Жизни. Он изучал социологическое и политическое развитие человечества в свете этого представления о духовной эволюции и единстве истоков в Божественном и написал обширные труды «Психология Социального Развития» (ныне опубликованный под названием «Человеческий Цикл») и «Идеал Человеческого Единства». Он погрузился в индийские писания, чтобы понять, подтверждает ли древняя мудрость его собственное осознание истины божественного проявления в мире через духовную эволюцию сознания, и изложил результаты своих изысканий в разделах «Тайна Веды», «Гимны Мистическому Огню», «Комментарии к Упанишадам» и «Эссе о Гите». Будучи поэтом, он интересовался ролью могущественного слова, мантры, в эволюции литературного выражения; результатом стала серия статей позже изданная отдельной книгой под названием «Поэзия Будущего».

Шри Ауробиндо каждый месяц собственноручно писал почти все 64 страницы «Арьи» и занимался этим проектом в течение шести с половиной лет до 1921 года. Глубина и диапазон знаний, выраженных на страницах «Арьи», — это нечто феноменальное. И все же Шри Ауробиндо однажды заметил, что раскрыл в «Арье» лишь малую часть Знания, пришедшего к нему в ходе тапасьи.

Все эти годы, несмотря на то, что его в первую очередь интересовала духовная сторона жизни и он занимался разработкой комплексной системы йоги для достижения цели целостного совершенствования человека в Божественном и для проявления Божественного в этом мире, он продолжал интересоваться политическими и связанными с ними событиями в Индии и других странах. Лидеры Индийского национального конгресса вновь и вновь призывали его вернуться на политическую сцену и направлять страну. Однако он неоднократно отказывался, говоря, что больше не верит в человеческие методы того времени, а находится в поисках неизменной божественной Силы, которая может принадлежать человеку, если только он разовьет в себе необходимое сознание, чтобы овладеть ею. Он верил, что нынешнее состояние несовершенства, эгоизма, разделенного существования и ущербной силы — это не финальная стадия человеческой эволюции. Он видел, что следующий этап эволюции человека — это рост сознания, выходящего за пределы ограниченного менталитета, которым он является сегодня. Он позволил тем, кто принял этот Идеал, приобщиться к этому знанию и практиковать разработанную им йогу под его руководством.

Постепенно вокруг него вырос Ашрам. В ноябре 1926 года он удалился в полное уединение для более интенсивного занятия йогой, оставив все управление Ашрамом в руках Матери, своей блистательной сподвижницы. Хотя в Ашраме тогда было всего несколько учеников, он представлял собой эксперимент  коллективной жизни, посвящённой общему духовному идеалу, и открывал много существенных возможностей для реализации гностической общины в будущем. О последующем росте Ашрама мы расскажем отдельно. Достаточно сказать, что Шри Ауробиндо отождествлял себя с чаяниями и борьбой искателей, которые собирались в Ашраме со всех концов света, нес их бремя и облегчал их путь к Свету до самого последнего момента своей физической жизни на земле в декабре 1950 года.

Шри Ауробиндо подарил человечеству жизнеутверждающий Идеал Духовного Совершенства. Его послание дало надежду самым несчастным существам на земле. Жизнь была возведена в ранг божественной значимости. Человек больше не просто мечтает, а находится на пути становления богом. И много больше…

М.П. Пандит

Рубрика «Шри Ауробиндо и Его Йога»

 

Читать Дальше:

Йога на Каждый День

Принять Участие:

Ауро-Книга
курсы и занятия