Позы, Дыхание, Концентрация и Медитация, Остановка Мыслей (Жизнь Прекрасна. Часть 7)
Позы, Дыхание, Концентрация и Медитация, Остановка Мыслей (Асаны, Пранаяма, Дхарана, Дхьяна)
Руководство По Интегральной Йоге
Раздел 3: Жизнь Прекрасна. Часть 7
Позы (Асаны)
После того как мы в совершенстве овладели кодексом предписаний и отрицаний, мы переходим к третьей части йоги – позам, асанам. Поза, то, как человек сидит, очень важна. Правда, можно медитировать во время ходьбы, бега, стоя, во сне, но все это приходит уже после того, как человек научится медитировать. Поэтому для новичка, для того, кто хочет научиться медитировать, освоение правильной позы – очень важная часть дисциплины. Наблюдали ли мы за собой, что мы делаем, когда сидим? Уже через несколько минут после того, как мы сели, мы начинаем шевелиться – руки двигаются, пальцы двигаются, ноги двигаются, глаза двигаются. Это своего рода конституционная неспособность сидеть спокойно. Тело привыкло к движению. Теперь это движение нужно контролировать, тело должно быть взято под контроль; с устранением ненужных движений происходит накопление физической энергии, и приемы и позы, разработанные древними адептами, называются хатха-йогой, йогой тела. Они разработали ряд поз, с помощью которых можно получить полный контроль над движениями тела, даже над внутренними движениями, включая кровообращение, поток жизненной силы, мыслительные потоки. Эти позы называются асанами, и существует около шестидесяти четырех основных асан, хотя в своих сочетаниях и модификациях они развились в гораздо большее количество. Основных – около шестидесяти четырех, из которых, опять же, двадцать – двадцать четыре являются основополагающими. Эти асаны помогают держать тело под идеальным контролем, сохранять его неподвижным в течение нужного времени и тратить минимум энергии. Не более чем необходимо. Сами по себе асаны не дают более высокого сознания. Они не дают реализации Бога, но они подготавливают фундамент, основу для последующих шагов. Большинство людей на Западе находятся в заблуждении, полагая, что выполнение этих асан и есть йога. Возможно, в каком-то смысле это и так, но это лишь начальная часть йоги. Это нечто аналогичное физкультурным упражнениям. Разница между физкультурными упражнениями, развитыми на Западе, и системой асан на Востоке заключается в следующем: асаны обездвиживают тело, нервы, нервные каналы, ум; они обездвиживаются для того, чтобы могло начать функционировать нечто иное. При занятиях физической культурой происходит стимуляция тела, вы чувствуете прилив сил, бодрость после упражнений. Мышцы, нервы приходят в движение. То есть они работают в противоположном направлении. Что же выбрать, спросите вы. Необходимо и то, и другое; разумное сочетание того и другого, но в разное время. Если вы, например, делаете асаны утром – а это идеальное время для них, – то вечером можете делать упражнения. Нельзя делать и то, и другое в одно и то же время, так как их эффект будет нейтрализован. Это лишь попутное наблюдение. Асан очень много; обычно их изучают не по книгам, а у того, кто знает, кто может поставить вас в нужную позицию, кто может поправить вас, когда вы делаете ошибку, потому что, как только сформировалась неправильная привычка, ее очень трудно переучить. Не все эти асаны, двадцать четыре или шестьдесят четыре, необходимы для духовных целей, хотя они полезны для развития физической выносливости и продления жизни. Есть, однако, несколько асан, которые приводят вас в духовное состояние, дают вам необходимую неподвижность, чтобы вы могли оставаться неподвижными, скажем, в течение часа или двух, не двигаясь, без дискомфорта, без какого-либо напряжения. Вы просто забываете о теле. Подлинный показатель успешной асаны в духовном контексте – это то, что вы забываете о теле.
Поза, в которой вы чувствуете себя расслабленно, – это и есть подходящая поза для вас. В конце концов, вы должны чувствовать себя комфортно и выбрать ту позу, которая для вас естественна, которая больше всего вам подходит. Некоторые предпочитают сидеть на полу, скрестив ноги. Некоторые, особенно жители Запада, предпочитают сидеть на стуле. Для них это естественно. Важно, однако, чтобы в любой позе позвоночник и голова оставались прямыми; спина, шея и голова должны располагаться на одной прямой линии. Тело, особенно голова, не должны опускаться, так как такое положение способствует сну. Прямое положение верхней части тела дает необходимую опору и способствует правильной регуляции нервных сил в организме и циркуляции жизненной энергии, выражающейся в акте дыхания, о котором пойдет речь дальше.
Контроль Дыхания (Пранаяма)
Следующий этап – контроль дыхания, пранаяма. Точное значение слова “пранаяма” – это удлинение дыхания. В теле действует жизненная сила. Эта жизненная сила поддерживает жизнь тела, и мы знаем ее только в форме дыхания. Но у жизненной силы есть много функций, много движений в теле. В классической литературе перечислено от десяти до пятнадцати видов движений, но для нашей цели достаточно знать, что существует пять основных движений: вдох и выдох; уравнивание – третье; распространение жизненной силы в теле – четвертое; выход жизненной силы через голову – пятое. Первая из них, вдох-выдох, – это то, что мы обычно знаем, хотя эксперименты показали, что даже при отсутствии дыхания жизнь может продолжаться. Это говорит о том, что ни одна из этих функций не является неотъемлемой при определенных условиях. Однако мы рассматриваем нормальные условия, и регуляция дыхания, удлинение дыхания, становится для нас актуальной, поскольку существует тесная связь между дыханием и нашим умом. Вы можете заметить, что когда вы умственно возбуждены, вы склонны дышать очень тяжело. Точно так же при любой физической нагрузке вы дышите коротко, ваш ум возбужден, и вы не можете связно мыслить – существует тесная связь между дыханием и мышлением. Таким образом, вы хотите контролировать мыслительную деятельность, взять ее под контроль и сделать неподвижной в медитации. Для этого можно использовать этот дыхательный механизм как инструмент. Обычно мы дышим очень нерегулярно, временами вдох короткий, а выдох еще короче. Временами они равны, временами – нет. Поэтому вы наблюдаете за тем, как вы дышите, и устанавливаете равный темп вдоха и выдоха. Этот процесс выравнивания вдоха и выдоха помогает взять ум под контроль. Далее вы учитесь дышать как можно медленнее. Вы должны сознательно замедлить свой обычный ритм, затормозить его. В той мере, в какой вам удается замедлить дыхание, мыслительная деятельность ума также получает отдых. Контролируя движение дыхания, вы контролируете и свою умственную активность. Этот процесс помогает в умственном расслаблении, в медитации. Вы наблюдаете за своим дыханием, контролируете его, делаете его как можно более медленным, по крайней мере, в период медитации. Вы следите за движением дыхания, вверх и вниз. Каждый раз будет казаться, что оно увлекает вас на сантиметр глубже, пока не наступит момент, когда вы почувствуете, что дыхание остановилось и все неподвижно. В этот момент некоторые пугаются, думают, что умрут, и торопятся вернуться. Но это ошибка и совершенно ненужная тревога. Никто никогда не умирает в результате подобного опыта, вы должны быть спокойны и хладнокровны, дыхание возвращается.
После обсуждения ямы и ниямы мы говорили об асанах, о пранаяме; они называются внешними вспомогательными средствами йоги. Пять отрицаний, пять предписаний, позы, контроль дыхания – все это составляет внешнюю дисциплину, за которой следует следующий этап, внутренний.
Концентрация (Дхарана)
Когда вы хотите медитировать, вы сначала отстраняетесь от привычных внешних забот. Обычно ум рассеян в сотне направлений. Вы улавливаете каждую нить и притягиваете ее к себе. Это втягивание ума внутрь от внешних объектов называется пратьяхара, втягивание внутрь, и это важный шаг: необходимо отозвать умственные способности из их распыленного состояния и сосредоточить их. На чем сосредоточиться? Сосредоточиться на выбранной вами теме. Сближайте нити, собирайте их, объединяйте, направляйте в центр. Когда вы сидите в правильной позе, когда вы регулируете свое дыхание и берете ум под сознательный контроль, вы возвращаете умственные способности от их внешних объектов, направляете их к себе и концентрируетесь на своей теме; это второй шаг внутренней дисциплины.
Этот процесс концентрации – дхарана. Концентрация, вы должны помнить, отличается от медитации. Обывательский ум путает эти два понятия и легкомысленно использует один термин для обозначения другого. Концентрация – это процесс, когда ум, все способности ума фиксируются на чем-то. Будь то идея, образ или звук, ум фиксируется на этом, удерживается на этом. На санскрите это называется дхарана, на английском – концентрация.
Обычно ум всегда склонен к рассеиванию, вы можете заставить ум сосредоточиться на некоторое время, на минуту или две, но тут же возникает тенденция, врожденная склонность, к рассеиванию. Существуют различные способы удержания ума в одном месте. В традиционной йоге рекомендуются различные методы. Например, у вас есть образ, это может быть изображение какого-нибудь красивого цветка, прекрасной фигуры божества, который привлекает ваше внимание и удерживает ваш интерес. Это также может быть звук, мощный звук, который вибрирует и проникает в самые глубины вашего существа, и ваш ум оказывается в плену, это называется мантрой. Это также может быть идея, идея о том, что вся жизнь едина, Бог един, что я – Бог, или Бог во мне. Я един со Вселенной. В Упанишадах, которые являются нашим руководством по йоге, есть знаменитые утверждения, махавакьи, как их называют, которые представляют собой воплощение духовных реализаций искателей, провидцев, достигнутых в результате усилий на протяжении всей жизни. Вот некоторые из них: Я есть Он, Все это есть Брахман, Все это есть Я, Я есть Бытие, Ты есть То. Эти краткие фразы, содержащие целый мир мудрости, целую последовательность реализаций, становятся темой для концентрации. Вы не позволяете своему уму двигаться в том или ином направлении, вы удерживаете его в фиксированном, сосредоточенном состоянии.
Медитация (Дхьяна)
В силу человеческой природы вы не можете сохранять концентрацию в течение долгого времени. Систематизаторы йоги приняли во внимание природу человека и предусмотрели необходимое расслабление. И этот следующий шаг, после концентрации, – медитация, дхьяна. Концентрация нужна для того, чтобы собрать воедино все сознание и зафиксировать это на какой-то точке, на идее, на образе, на звуке – на чем бы то ни было. Но как только вы зафиксировали его на какое-то время, дальше вы просто расслабляетесь, и когда вы так расслабляетесь, ум, сознание устремляется к объекту; он не фиксируется после этого, а течет, как масло, постоянно втекающее в фитиль лампы и поддерживающее пламя. Если это идея, то она развивается, одна идея ведет к другой, а та – к следующей. Умственная энергия струится в одном направлении. Если это образ, скажем, фигура Божества, вы думаете о качествах Бога, о славе Бога, о том, что Бог значит для вас, что Бог значил для вас вчера, что Бог значит для вас сегодня, и таким образом вы продолжаете развивать представление. Если это звук, вы продолжаете повторять его, физический звук – самый внешний и наименее важный; когда физический звук затихает, появляются тонкие вибрации, вы следуете за этими вибрациями, они приводят вас к еще более тонким вибрациям, пока вы не погружаетесь в то, что стоит за этим звуком. Такова теория мантры.
Вернемся к теме медитации: Медитация – это поток сознания, поток ума на какую-то тему, чем бы это ни было. Подразумевается, что ум не отвлекается на другие мысли, мысли, не относящиеся к тому, что вас интересует. Как же вы собираетесь предотвратить отвлекающие мысли или врожденную склонность блуждающего ума заявлять о себе и убегать вместе с ним, оставив тему в стороне? Многие жалуются, что, когда они пытаются медитировать, вначале все идет хорошо, но через несколько минут появляется так много мыслей, и вы забываете, ради чего сидели, и сбиваетесь с пути. Этот наплыв мыслей, когда вы садитесь медитировать, – не индивидуальное явление, а всеобщий феномен. Мысли постоянно витают в атмосфере. Обычно вы заняты текущими делами, работаете, разговариваете с людьми и так далее; вас это не беспокоит, вы не осознаете, что все эти мысли есть, но когда вы садитесь медитировать, оставив все остальное, вы начинаете их осознавать. Не то чтобы мысли нахлынули и столпились вокруг вас, когда вы медитируете, они всегда были там, вы осознаете их, когда сидите тихо и начинаете наблюдать. Так что это не что-то новое. Новым является ваше осознание этих мыслей. Как же предотвратить это вторжение?
Остановка Мыслей
Есть несколько способов. Один из них – позволить мыслям приходить, наблюдая за ними, но не участвуя в них. Если вы будете участвовать в мыслях, им не будет конца, но если вы будете держать себя в состоянии свидетеля, наблюдателя, то постепенно вы обнаружите, что движение мыслей, их скорость замедляется. Поток мыслей выявляет некоторые аспекты вашего характера, то, что вы предпочли бы спрятать и замаскировать, то, что в принципе является правдой, и вы начинаете узнавать себя гораздо лучше. Когда вы не участвуете в потоке мыслей, они постепенно замедляются, пока не перестают быть помехой. Другой способ немного сложнее, и он заключается в том, чтобы не допускать ни одной мысли. Как только мысль стучится в двери вашего сознания, вы ее отвергаете. Вначале это очень трудный процесс, но в конце концов ваша воля побеждает, и вы можете опустошить свой ум, сделать его пустым, незаполненным, чтобы в это пустое пространство могло войти что-то свыше, что-то более глубокое.
Есть еще один способ, и он заключается в том, чтобы игнорировать мысли. Пусть мысли приходят. Вы не обращаете на них внимания, но и не беспокоитесь о них. Вы не расстраиваетесь, но ограничиваете свой интерес объектом медитации, продолжая уделять внимание только ему. Со временем это приводит к тому, что называется раздвоением ума: одна часть, основная, занята объектом медитации, а внешняя часть ума занята игрой мыслей. Это может быть успешным только в том случае, если интерес к объекту медитации будет настоящим, всепоглощающим. В конце концов, интерес определяет степень вашего внимания: где у вас есть интерес, там и внимание; что бы вас ни отвлекало, что бы ни тянуло наружу, если у вас есть этот интерес, вы обращаете внимание только на него. Красивая вещь, предмет любви, музыка – если вы действительно заинтересованы в этом, никакое отвлечение не сможет удержать вас. Несмотря на все отвлекающие факторы, вы будете слушать эту мелодию, ваш ум устремится к тому, что вы любите. Поэтому вы должны развить свой интерес, культивировать его и сделать так, чтобы он стал неотъемлемой частью ваших поисков. Тогда не будет никаких трудностей. Проблема существует до тех пор, пока у вас нет доминирующего и поглощающего интереса. Таковы некоторые из способов преодоления трудностей, связанных с отвлекающими мыслями.
Таким образом, ментальное сознание, ментальные процессы продолжают размышлять над темой вашей медитации. Если вы, например, хотите покоя, вы представляете, что над каждым объектом в мироздании существует пояс покоя, пояс наблюдающего сознания, и это называется зоной тишины. Если вы мысленно представите эту зону тишины вокруг себя и безмолвно призовете мир войти в вас, не думая ни о чем другом, мир начнет вливаться в ваше сознание; или вы безмолвно повторяете мантру мира. На санскрите есть слово “шанти”. Даже если вы повторяете “шанти”, “шанти”, “шанти”, постепенно вокруг вас собираются волны “шанти”. Во французском языке есть слово paix, в английском – peace; вы повторяете слово peace с нежностью, с любовью к нему, и истина, стоящая за этим словом, откликается, мир становится реальным. Есть такие слова, за которыми стоит огромная сила, и когда вы обращаетесь к ним, когда вы сосредоточиваетесь на них, они становятся живыми и раскрывают перед вами свое значение. Один из принципов медитации заключается в следующем: когда вы медитируете на объект с верой, с призывом, со временем он раскрывает перед вами свое значение. Идеи входят в вас, формации возникают в вашем уме, и это то, что мы называем пробуждением знания. Когда вам удается регулярно медитировать на то, к чему вы стремитесь, на объекте своих поисков, постепенно область поисков сужается, до того момента когда ум оказывается полностью поглощенным. И больше нет различия между тем, кто медитирует, и объектом, на который медитируют. Вы становитесь единым целым с объектом медитации. Вы не осознаете ничего другого. Это называется самадхи, транс, высшая ступень. Это полное поглощение сознания объектом медитации. В этом состоянии поглощенности, самадхи, есть разные стадии: стадия, когда вы еще находитесь в царстве формы; стадия, когда формы исчезают, объект исчезает, остается идея, мысль; следующая стадия, когда исчезает даже мысль, и вы становитесь едины с истиной, стоящей за объектом, постигаете сам объект. Вы забываете все, вы забываете себя, вы забываете форму или идею объекта, но вы становитесь едины с его истиной и в конце концов понимаете, что истина объекта и ваше собственное “я” едины. Есть только одно Я, которое сияет во всей своей славе. Это и есть кульминация, вершина практики, дисциплины медитации.
Вот мы и обрисовали основные принципы. Многое еще предстоит дополнить, и сделать это можно только с помощью практики. Но всегда полезно иметь перед глазами карту, чтобы при возникновении опытов знать, что они собой представляют. Медитация придает жизни новое измерение. Она углубляет ее качество, возвышает ее видение.