Пранам — Сахана Дэви (Воспоминания о Шри Ауробиндо и Матери)
Пранам
Сахана Дэви
Каждое утро день начинался для нас с преклонения перед Матерью, после этого Мать благословляла каждого из нас. Она сходила вниз в 6.30 утра. Высокое кресло, покрытое бархатом, ставилось для неё. Рядом с ней, на подносе, лежали цветы. Один за другим, мы подходили и склонялись перед ней, она ложила руку на наши головы и, после этого, давала нам цветок. Мы брали цветы и, в страстном стремлении, пытались разгадать, что хотела сказать нам Мать.
Мы выходили из комнаты с цветком в руке. В те дни, каждое мгновение мы стремились осознать причину, почему жизнь здесь была связана с иной, внутренней жизнью, о которой мы никогда не должны были забывать, и с какой целью мы находились здесь. То, что, мы чувствовали, открывало для нас новое восприятие жизни, изменяя нашу точку зрения, будто мы учились всему заново, учились видеть всё по-новому. Жизнь постепенно оживала в нас и наполнялась новой мечтой, иным стремлением. Что-то внутри нас, казалось, начинало жить, делая интенсивным и конкретным наше стремление и ответ на него.
Раздача супа длилась около часа и проходила в совершенном молчании; все соединялись в глубоком внутреннем чувстве в полутёмной комнате, чувстве иного мира, далёкого существования, которое давило на наше сознание и медленно распространялось по комнате, заряжая атмосферу, будто бы конкретное влияние работало в это время, соединяя вместе всё внешнее и внутреннее в, кажущимся зыбким, индивидуальном существовании.
Мы с трудом понимали, где мы находимся, но начинали осознавать реальность других миров. Каким неземным очарованием светилось лицо Матери! В этот час, различные божественные выражения на её лице сменялись одно за другим. Если мы заглядывали в её глаза, мы видели удивительный неземной взгляд, пронизывающий внутренние глубины физического тела, наблюдая за всем, проникая в самые далёкие и тёмные уголки нашей природы. Её улыбка была неизъяснимой. Часто, она впадала в состояние транса, застывая с чашкой супа в руке, недвижная, как статуя. Но, как только она возвращалась назад, в тело, раздача супа продолжалась, как прежде, будто ничего и не произошло, как всегда, просто и естественно.
Через несколько дней после моего прибытия в Ашрам, мне разрешено было встречаться с Матерью один раз в неделю. Она даже приходила в мою комнату иногда и осветила и освятила её своим присутствием. Именно в это время, я могла заполнить страницы моей «Книги Жизни» её бесценными указаниями. Мне казалось, она учила меня идти вперёд шаг за шагом, видеть истину внутренними глазами, для этого, она открыла во мне внутреннее видение и дала мне силу познать себя, отсеять всё внешнее и кажущееся истинным, для того, чтобы увидеть за ней то, что было истинным. Она сформировала всю мою жизнь для существования, направленного к Богу, для рождения в новое сознание, для внутренней жизни. Мать как-то сказала нам в одной из своих бесед: «Очень немногое из внешней жизни вам пригодится здесь, в Ашраме» — и, вскоре, истинность её слов стала очевидной для меня.
Постепенно, я стала ясно понимать, что Мать и Шри Ауробиндо, как правило, не давали нам указаний в отношении садханы. Они помогали садхаку пробудиться внутри, для того, чтобы он мог сознавать, что происходит в нём, вместо того, чтобы пытаться объяснить нам что-нибудь снаружи. Шри Ауробиндо настаивал на «внутреннем росте» и «развитии сознания». Таким образом, если мы оказывались в необычной ситуации или нуждались в чём-то, Шри Ауробиндо отвечал нам, рассматривая с духовной точки зрения важность вопроса и возникшей необходимости. Ответ Шри Ауробиндо приходил в письме, в то время, как Мать оказывала на нас своё влияние. Мы могли встретиться с Матерью, если в этом была необходимость. Мать каждый день выделяла 4 часа для таких встреч. Если необходимость была острой, и мы просили Мать о встрече, она принимала нас. Она сама, иногда, звала к себе садхаков. С некоторыми она встречалась раз или два в неделю, других видела каждый день в определённое время, давая им указания по поводу садханы или по поводу работы в Ашраме. Часто Мать говорила с нами одним взглядом, не промолвив ни единого слова. Также, многие садхаки, которые приходили к ней за указаниями, получали их, медитируя с Матерью, или, после того, как она ложила свою руку на голову садхака. Замечательно было то, что проблемы, с которыми мы приходили к Матери, исчезали после встречи с ней, и всё наше существо было пронизано её влиянием. Некоторым Мать давала ответ в письменном виде. И, даже в этом случае, садхак мог получить её указания сам, во время медитации или погружаясь во внутреннее молчание. Полное сострадания, присутствие Матери и Шри Ауробиндо постоянно работало внутри нас, независимо от того, сознавали мы это или нет. Оно открывало в нас внутреннее видение. Сам характер и оттенок всего, о чём мы просили в жизни, чем мы были, как мы чувствовали и видели себя и весь мир, постоянно менялись – мы начинали видеть всё с совсем иной точки зрения.
Целью Йоги Шри Ауробиндо и Матери является коренное изменение человеческого сознания – полная трансформация. Именно для этого, они принесли вниз, на землю, Супраментальное Сознание и установили его здесь, что было почти невозможной задачей. В своём постоянном и неустанном усилии вести садхаков по пути Йоги, Шри Ауробиндо и Мать отдавали себя полностью нам, забывая о себе и необходимости для себя спать определённое количество часов, и давать отдых глазам и телу. В одном из писем ко мне, Шри Ауробиндо писал мне: «Мы не считаем часы, проведенные за работой, для того, чтобы нести вас всё дальше и дальше по пути трансформации. Пусть высшее сознание, Обширность и покой растут в вас, и психическое сознание, освобождённое от завесы, наполнит вас божественной любовью и счастьем души. Разумеется, мы будем концентрировать свои усилия, для того, чтобы помочь вам на пути к этому.»