Природа денег нажитых нечестным путём (Мать о Книге «Мать», Глава 4)
Природа денег нажитых нечестным путём
Комментарии Матери к книге “Мать”,
Глава 4. Завоевание Силы Денег
Если кто-то получил большую сумму денег нечестным путём, можно у него их попросить для Божественного?
Шри Аурорбиндо ответил на этот вопрос. Он говорит, что деньги сами по себе являются безличной силой: то, каким способом вы добываете деньги, касается только лично вас. Это может причинить вам огромный вред, это может причинить вред также и другим, но это совершенно не изменит природу денег, которые по своей сути являются безличной силой: деньги не имеют ни цвета, ни запаха, ни психологического сознания. Это – сила. Это всё равно, как если бы вы сказали, что воздух, который выдыхает негодяй более испорчен, чем тот, который выдыхает честный человек – я так не думаю! Я думаю, что результат один и тот же. Можно по практическим соображениям отказаться от денег, которые были украдены, но всего лишь по практическим соображениям, а не по божественным. Это исключительно человеческое представление. Вы можете, исходя из практической точки зрения, сказать: «О! Нет, способ, которым вы заработали эти деньги отвратителен, и поэтому я не хочу подносить их Божественному», поскольку вы имеете человеческое сознание. Но если вы возьмёте кого-то (давайте допустим наихудшее), кто убил и получил деньги этим убийством; если его внезапно начинают мучить ужасные угрызения совести и раскаяние, и он говорит себе: «Я не могу сделать с этими деньгами ничего другого кроме как, отдать их туда, где их смогут использовать на благо, самым беспристрастным образом», мне кажется, что это движение более предпочтительное, чем использовать их для своего собственного удовольствия. Я сказала, что причины, которые могут помешать получению нечестно заработанных денег, могут быть исключительно практического порядка; но могут быть также и более глубокие причины… не хочу говорить моральной, но духовной природы — с точки зрения тапасьи. Можно сказать кому-то: «Нет, вы не можете поистине обрести добродетели, имея это состояние, которое нажито таким ужасным путём; то, что вы можете сделать – это вернуть его». Можно считать, что возвращение денег, например, поможет совершить больший прогресс, чем просто передать деньги на какую-нибудь работу. Можно видеть вещи таким образом. Но нельзя устанавливать никаких правил; это то, что я непрестанно говорю вам: невозможно установить какое-либо правило. В каждом случае всё обстоит по-разному. Но вы не должны думать, что это как-то затрагивает деньги; деньги, будучи земной силой, не затрагиваются тем, каким путём они были добыты, это никаким образом на них не влияет. Деньги остаются всё теми же, ваша банкнота остаётся такой же, ваша золотая монета остаётся такой же, и поскольку она содержит свою силу, её сила остаётся в ней. Это вредит только тому человеку, который плохо поступил, это очевидно. И тогда остаётся вопрос: в каком душевном состоянии и по каким причинам ваш нечестный человек хочет передать свои деньги для работы, которую он считает божественной? Делает ли он это в целях безопасности, из благоразумия или чтобы успокоить свою совесть? Очевидно что, это не является очень хорошим мотивом и не должно поощряться, но если он испытывает совершенное раскаяние и сожаление о том, что совершил и чувствует, что есть только одна вещь, которую он может сделать, а именно – лишить себя того, что он нечестно нажил и употребить это на общее благо как он только может, тогда на это нечего возразить. Нельзя принять общее решение – всё зависит от обстоятельств. Только, если я правильно понимаю то, что вы хотите сказать, если вы знаете, что человек добыл деньги самым отвратительным путём, то понятно, что ничего хорошего не будет в том, чтобы пойти и попросить у него денег на какую-либо божественную работу, поскольку это было бы равносильно реабилитации его способа зарабатывания денег. Нельзя просить, это недопустимо. Если, спонтанно, по какой-то причине, он даёт их, то нет причины отказываться. Но совершенно недопустимо идти и просить его об этом, потому что это всё равно, что узаконить его метод приобретения денег. И в этом заключается огромная разница.
И как правило, в подобных случаях, те, кто идут просить денег у негодяев, пользуются методами устрашения: они запугивают их, не физически, но говоря об их будущей жизни, о том, что может с ними произойти, они вселяют в них страх. Это не очень хорошо. Это методы, которыми не следует пользоваться.
3.05.1951