Путь Любви (Как Продолжить Практику Йоги. Часть 6)
Путь Любви
Руководство По Интегральной Йоге
Раздел 2: Как продолжить Практику Йоги. Часть 6
Не менее важным, чем посвящение, является очищение. Для того, кто стремится воплотить в себе божественное сознание, необходимо очиститься от всего, что противоречит тому, к чему он стремится. Человек — это в определенном смысле место встречи животного и божественного начала. Он представляет собой смесь животного и божественного потенциалов. В йоге от него требуется отрешиться от низших движений в своих чувствах, эмоциях, импульсах и деятельности. Когда садхак заглядывает в себя, он обнаруживает, что его эмоциональное существо представляет собой целое море волн противоречивого характера. Он является полем битвы между даивическими и адаивическими движениями. В символике ведических мистиков душа человека является полем бесконечной битвы между воинствами Тьмы и Детьми Света. И только от человека в каждый момент зависит, в какую сторону склонится чаша весов.
Это трудоемкий путь борьбы с низшими импульсами и силами природы и искоренения их одного за другим. Шри Ауробиндо призывает садхака встать на более позитивный путь. Его путь — не зацикливаться на негативной стороне вещей, а сосредоточиться на позитивной стороне, которая будет неуклонно вытеснять свою противоположность. И центр этой чистоты, источник всего божественного в искателе находится в нем самом, в его душе. Согласно философии Шри Ауробиндо, в человеке есть две души: душа желаний — впереди и истинная душа, психическое существо, концентрация божественного сознания, глубоко позади. Отличаясь от физического существа, аннамайя-пуруши, отличаясь от витального, пранамайя, отличаясь от ментального, маномайя, поддерживая их всех изнутри, находится психическое существо, чайтья-пуруша. Центр этого чайтья-пуруши называется психическим центром, который находится за йогическим центром сознания, известным как анахата чакра.
Психическое существо — это божественный элемент в человеке. Это также источник его божественных возможностей, т.е. качеств и сил, имеющих божественную природу, таких как гармония, мир, сострадание, доброжелательность, любовь, преданность и бескорыстие. Именно в той мере, в какой садхак использует этот источник, открывает себя его влиянию, его природа очищается. Обычно этот психический пуруша находится за плотной завесой многоуровневого неведения и может действовать лишь опосредованно в самые яркие моменты жизни человека. Это моменты, когда человек чувствует себя чистым, умиротворенным, щедрым, любящим, дружелюбным ко всем. Первый шаг в этой йоге — пробудить в себе присутствие этого психического существа, а затем расчистить путь для его непосредственного действия, очистив природу от низших элементов и пробудив высшие элементы, ведущие к Божественному и строящие природу по образу и подобию Божественного.
Но прежде чем станет возможным пробудить и сохранить психическое влияние, необходимо установить минимальный уровень психологического и морального очищения, так же как и на всех путях йоги. Садхак должен научиться воздерживаться от движений, которые принадлежат к грубому типу и делают сознание грубым: мыслей, эмоций, импульсов, физических действий, которые увеличивают элемент низшей пракрити, темных вибраций и самскар, которые являются явно неблагочестивыми. Прежде чем приступить к занятиям йогой, человек должен очиститься от этих загрязнений как физически, так и психологически. С негативной точки зрения, это означает отказ от подобных движений, а с позитивной — культивирование привычек и качеств, которые облагораживают, утончают, возвышают и делают более естественными движения высшей природы. Душа желаний должна быть ослаблена. На этом этапе очень полезны свадхьяя, изучение богонаправленной и духовной литературы, сат-санг, общение со святыми.
Когда эта предварительная дисциплина становится естественной и усиливается обращение к Божественному и вещам Божественного порядка, садхак отправляется в свое внутреннее путешествие. Его единственная цель — осознать божественный центр, психическое внутри себя. Он обращает свой взор внутрь себя. Чем бы он ни занимался во внешнем мире, часть его внимания всегда направлена на область сердца, где находится психическое. Он не позволяет никаким движениям ума, сердца, витального или физического омрачать душу — душу, которая в эволюции сознания на Земле стала психическим существом. Он прилагает все усилия, чтобы создать условия для проявления и действия психического. Он не позволяет противоположным движениям эгоизма, желания, себялюбия, жестокости и ненависти осквернять его внутренне пространство.
В более активном плане он занимается молитвой, созерцанием, медитацией, внутренним или внешним служением, а также поклонением Божественному. В медитациях он концентрируется на сердце и стремится погрузиться в глубины своего существа. Постоянной практикой, устремлением и волей ему удается переключить свое внимание с внешнего сознания на внутреннее. В процессе медитации он обнаруживает в себе и в окружающей атмосфере то, что еще тянет его наружу и вниз, предпринимает шаги по их устранению и устремляется внутрь, в святилище своей души. Наступает этап, когда ему уже не нужно прилагать усилий, его тянет внутрь, как магнитом. Начинает проявляться влияние психического: его наполняет интенсивная преданность, абсолютная чистота, невинность ребенка Божественного, тихая радость. Когда он выходит из этого контакта, это состояние ослабляется, но при бдительности и внимательности его можно удержать и все более стабилизировать.
При таком постоянном обращении к психической природе, памятовании и утверждении ее в повседневной жизни происходит постепенное разрушение коросты вокруг внутреннего существа, меняется структура и характер жизни. Все больше и больше растет сила преданности Божественному, восприятие и ощущение Божественного вокруг, и спонтанные проявления беззаветной любви. Это действие психического существа, сначала нерегулярное, затем периодическое, постепенно приобретает постоянную форму. Садхак становится сиддхом. Это главный шаг на первом этапе интегральной йоги трансформации.
Но это проявление и становление психического существа как центра жизни — еще не все. Предстоит перестроить всю природу в ключе психического сознания. Мышление, чувства, побуждения, деятельность — все это отливается в формах психического. Это называется психизацией. Будучи напрямую связанным с Божественным началом свыше, психическое преодолевает все препятствия ума, его рассуждения, его ограничения и приносит непосредственный доступ к источнику знания. У него есть свои собственные интуитивные озарения, проблески истины, вибрации тождества, которые оно сообщает существу садхака. И эти озарения воспринимаются с подлинностью, не подлежащей сомнению. Быть открытым влиянию психического — значит быть всегда открытым Божественной Истине, и тот, кто руководствуется его водительством, не нуждается во внешних стандартах. Он живет в истине, говорит истину и поступает истинно.
Первый результат психической реализации — Любовь, всецелая Любовь к Всевышнему. Кульминацией этой Любви является тождество с Возлюбленным, дающее сокровенное Знание Его Бытия. И эта Любовь, и это Знание изливаются в разнообразных актах служения, в поклонении Его Присутствию во Всем сущем.
М.П. Пандит