Вселенская Иллюзия; Разум, Сон и Галлюцинации: Скоротечность; Самосознание и Миры; Разум (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 5)
Вселенская Иллюзия; Разум, Сон и Галлюцинации
Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 5
Скоротечность
अनित्यमसुखं लोकमिमं प्राप्य भजस्व माम् ।
– गीता ९.३३.
Ты, кто пришел в этот преходящий мир скорби, обратись ко Мне.
(Бхагават Гита 9.33)
Все формы этого мира непостоянны. Ничто не длится. Всё подвержено непрерывной смене. Жизнь постоянно сталкивается со смертью или её вестниками. В дополнение к этой мимолетности мира, человека преследуют горести, боль и страдания. Если в жизни и есть радостные моменты, то они постоянно омрачаются страхом их утраты. Кажется, что невзгоды перевешивают радость. В этом мире, вовлеченном в круговорот рождения и смерти нет безопасности, покоя и радости. Единственное, в чем мы можем обрести покой, безопасность и утешение – это обратить наш взор к Божественному Владыке, который является источником всей радости и благоденствия. Именно он присутствует за всеми видимостями, удерживает всё вместе, предохраняет этот хрупкий мир от растворения. В Нем находится радость, в нем – постоянство. В колыбели Его рук весь мир видится иначе. Жизнь обретает значение, цель и направленность. Мы начинаем жить в Том, что неизменно за всем движением, постоянно за всякой сменой. Мы прикасаемся к Вечности. Мы чувствуем, как потоки извечного Блаженства наполняют наше бытие.
Самосознание и Миры
आत्मेति योऽयं विज्ञानमयः…….. ह्रद्यन्तर्ज्योतिः पुरुषः ।
स समानः सन्नुभौ लोकावनुसंचरति…………….. स हि स्वप्नो भुत्वेमं लोकमतिक्रामति मृत्यो रुपाणि ॥
— बृहदारण्यक उप. ४.३.७.
Это Самосознание есть Суть Знания, внутренний свет в сердце; оно есть сознательное существо, одно и то же для всех состояний бытия, и функционирует в обоих мирах. Оно становится сущностью сна и выходит за пределы этого мира и его смертных форм.
(Брихадараньяка Упанишада 4.4.3.7)
Существует физическое самосознание, витальное самосознание, ментальное самосознание; но все они являются лишь проекциями центрального самосознания в физическую, витальную и ментальную природу. Это Самосознание исполнено Знания, потому что оно присутствует во всём и поддерживает всё. Оно располагается в самой сердцевине вещей, озаряя их изнутри. Оно само-озарённое и не нуждается во внешнем свете, чтобы видеть или указывать. И хотя существуют различные состояния бытия, а именно состояние бодрствования, состояние сна со сновидениями и состояние глубокого сна, именно это Самосознание испытывает их все. На самом деле, все они являются состояниями единого Самосознания, ибо это Самосознание есть сознательное существо, а не инертный Дух. Это Самосознание охватывает своим постижением этот мир бодрствования и запредельный мир, мир сновидения, и свободно функционирует в них. Когда Самосознание пребывает в состоянии сновидения, оно, естественно, выходит за пределы мира бодрствования и его смертных движений. В мире сновидения формы и существа не подвержены смерти. Там существует только изменение. Таким образом, Самосознание получает знание как о мире бодрствования со всей его плотностью, так и о мире сновидения с его более тонкой структурой.
* * *
तस्य वा एतस्य पुरुषस्य द्वे एव स्थाने भवतः, इदं च परलोकस्थानं च,
…….. तस्मिन, सन्ध्ये स्थाने तिष्ठन्नेते उभे स्थाने पश्यतीदं च परलोकस्थानं
च,…… स यत्र प्रस्वपित्यस्य लोकस्य सर्वावतो मात्रामपादाय स्वयं विहत्य
स्वयं निर्माय स्वेन भासा स्वेन ज्योतिषा, प्रस्वपित्यत्रायं पुरुषः स्वयं -ज्योतिर्भवति ॥
— बृ. उप. ४३.९.
Есть два плана этого сознательного бытия: этот мир и другие миры; третье состояние – это место, где они соединяются, состояние сновидения, и когда оно пребывает в месте их соединения, оно видит оба плана своего существования, этот мир и мир иной. Когда оно спит, оно берет субстанцию этого мира, в котором все пребывает, и само разрушает и само создает посредством своего собственного озарения, своего собственного света; когда это сознательное бытие пребывает во сне, оно озарено светом самого себя.
(Брихадараньяка Упанишада 4.3.9)
Это Самосознание живет на двух планах сознания: из одного оно функционирует в этом материальном мире, в бодрствующем существовании, из другого – в запредельных мирах. Между миром бодрствования и запредельным миром существует состояние сновидения – мост между этими двумя – и когда Самосознание удерживает себя в этой точке пересечения, оно способно обозревать оба состояния существования. За состоянием сновидения идёт состояние глубокого сна. Но этот сон не бессознательный; этот сон Самосознания в высшей степени сознателен. Пребывая в этом состоянии, шушупти, самосознание собирает субстанцию нашего проявленного мира и формирует её заново. В этой работе разрушения и воссоздания или нового творения Самосознание оперирует своим собственным интеллектом, своим собственным светом. Сон этого Самосознания светозарно созидателен. То, что Самосознание создаёт здесь, обретает форму в нижних мирах.
* * *
न तत्र रथाः न…… पन्थानो भवन्ति,………..
न तत्रानन्दा मुदः प्रमुदो भवन्ति,…..
न तत्र वेशान्ताः पुष्करिण्यः स्रवन्तयो भवन्ति,
अथ……….. सृजते स हि कर्ता ॥
स्वप्नेन शारीरमभिप्रहत्यासुप्तः सुप्तानभिचाकशीति ॥
प्राणेन रक्षन्नवरं कुलायं बहिष्कुलायादमृतश्चरित्वा ॥
स ईयतेऽमृतो यत्र कामं हिरण्मयः पुरुष एकहंसः ॥
…….अथो खल्वाहुः »जागरितदेश एवास्यैष इति, यानि ह्येव
जाग्रत्पश्यति तानि सुप्त इति,” अत्रायं पुरुषः
स्वयंज्योतिर्भवति ॥
— बहदारण्यक उप. ४.३, १० — १२, १४.
Там нет ни дорог, ни повозок, ни радости, ни удовольствия, ни каналов, ни озер, ни рек, но оно творит их своим собственным светом, ибо оно – творец. Посредством сна оно сбрасывает своё тело и, неспящее, видит тех, кто спит; своим животворящим дыханием оно поддерживает жизнь в этом нижнем гнезде и идет дальше, бессметное, из своего гнезда; бессмертное оно идёт туда, куда пожелает, золотой Пуруша, одинокий Лебедь, Они говорят: «Страна одного лишь бодрствования принадлежит ему, ибо то, что оно видит, когда бодрствует, только то и видит, когда спит»; но там оно является своим собственным само-сущим светом.
(Брихадараньяка Упанишада 4.3.10-12,14)
В мире, который созидает Самосознание в состоянии глубокого сна, нет проекций из материального мира, находящегося внизу. Все создается светозарным Самосознанием посредством концентрации его сознания. Это Самосознание является Верховным Творцом. В этом состоянии Самосознание высвобождает себя от ограничений физического воплощения. Пробужденное в концентрированном сознании оно видит всё, что спит в низших мирах. Самосознание не позволяет раствориться физическому телу, оно поддерживает в нём жизнь своим животворящим дыханием. И когда оно покидает свое жилище на физическом плане, оно, таким образом, утверждает присущий ему бессмертный статус, безраздельное могущество и неограниченное ничем сознание-истину.
Разум
…….दृष्टं चादृष्टं च….. अनेभूतं चाननुभूतं च,
सच्चासच्च; सर्वं पश्यति, सर्वः पश्यति ॥
— प्रश्न उप. ४.५
Всё – зримое и незримое, ощутимое и неощутимое, сущее и не существующее – всё им обозревается, ибо оно всё есть.
(Пражна Упанишада. 4.5)
В конце концов, все что было сказано рядом философий, мы воспринимаем исключительно посредством ума и видим с его помощью. То, чего ум не воспринимает, для нас не существует. И поэтому Ум является нашей реальностью. Все остальное реально для нас, потому что оно ощущается Умом посредством его органов восприятия. Если не будет Ума, то не будет и Мира – таковы доводы философа-идеалиста.
Нет, отвечает его оппонент, мир существовал задолго до того, как появился твой ум, чтобы видеть и воспринимать сущее, мир по-прежнему будет оставаться, даже когда ум исчезнет. Разум является частью вселенского проявления. К тому же, существуют и другие пути восприятия мира помимо умственного.
Самосознание действует посредством ума в качестве своего инструмента. Самосознание – реально, ум – реален, мир – реален.