Йога на Каждый День – регулярно обновляемый блог о развитии сознания, внутреннем поиске и познании себя и вселенной.

Последнее Прибежище

Размышляя над «Молитвами и Медитациями»

Последнее Прибежище

– 10 –

На молитву от 7 декабря 1912г.

Из серии “Размышляя над Молитвами и Медитациями Матери”

Ты будто преклоняешь свою утомлённую голову на чью-то любящую грудь, доверчиво обращаешь своё крохотное лицо к некоему Существу Света, чувствуешь абсолютную защищённость в двух дланях, что укрывают тебя ото всех атак, уютно, как в гнезде, устраиваешься в Божественном Сердце, согревающем бархатистой мягкостью сладкой заботы – именно такие эмоции испытывает душа, когда искренне и всецело обращается к Господу.

В каждое мгновенье, во всём, повсюду и всегда, он – наше прибежище, наша единственная опора. К несчастью мы осознаём эту истину уже в преклонном возрасте, когда наши глаза открываются после череды бесчисленных измен и бесконечных несчастий, выпавших на нашу долю, и когда уже не остаётся ничего другого. Мы цепляемся за подпорки любви и дружбы, богатства и популярности, здоровья и молодости, но всё это отпадает, как опадают осенние листья с деревьев, оставляя нас обнажёнными и дрожащими на арене жизни, под взорами надсмехающихся зрителей.

Читать далее

Про Секс, Сексуальный Импульс и Йогу (Подкаст “Основы Йоги”#24)

Про Секс, Сексуальный Импульс и Йогу (Подкаст "Основы Йоги"#24)

Пища и Трасформация Тела,
Сексуальное желание и Интегральная Йога

24 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 24 на канале Youtube:
https://youtu.be/024Ch4fbfxI


Текст “Основ Йоги” 24 серии

* * *

Весь принцип этой Йоги состоит в том, чтобы отдать себя без остатка Божественному и только ему, и посредством единения с Божественной Силой-Матерью привнести в себя трансцендентный свет, силу, широту, покой, чистоту, сознание-истину и Ананду супраментального Божественного. Поэтому в данной Йоге не может быть места для витальных связей или взаимообменов с другими людьми; любая такая связь или взаимообмен немедленно привязывает душу к низменному сознанию и к его низменной природе, препятствует истинному и полному единению с Божественным и мешает как восхождению к супраментальному сознанию-Истине, так и нисхождению супраментальной Ишвари Шакти. Еще хуже, если бы этот взаимообмен принял форму половой связи или сексуального наслаждения, даже если не будучи сопряжено с внешним действием; поэтому в садхане подобные вещи абсолютно запрещены. Само собой разумеется, что любой физический акт такого рода непозволителен; но даже любая более тонкая форма также исключена. Лишь став единым с супраментальным Божественным мы можем обрести в нем свою истинную духовную связь с другими; в этом высшем единстве не может быть места для такого грубого движения низменного витального.

Читать далее

Интервью с Полем Ришаром (Вторым супругом Мирры Альфассы)

Поль Ришар, 1911г.

Интервью с Полем Ришаром

Дилип Кумар Рой

Дорогие друзья,

Мы публикуем интервью Дилипа Кумар Роя с Полем Ришаром. В 1927г. Дилип Кумар Рой был приглашён в Нью-Йорк Компанией Граммофон, чтобы сделать несколько записей, для чего он приплыл во Францию в марте 1927г. Во время его пребывания в Ницце он был представлен Полю Ришару. Дилип Кумар опубликовал беседы с Полем Ришаром в своей книге на бенгали “Edeshe Odeshe” и позже напечатал английскую версию этих бесед в своих книгах “Среди Великих” и “Звездные странники”. Беседы Поля Ришара собраны и представлены читателю на форуме Фонда Сверхчеловека.

С теплыми пожеланиями, 
Анураг Банерджи
Основатель Фонда Сверхчеловека

Знаменитый автор и лектор, господин Ришар, написал свою первую книгу на английском в 1920г. Её последняя глава была переводом его лекции о Шри Ауробиндо, проведённой в Университете Васеда, Токио. В этой лекции он сказал, что в будущем будет господствовать не ницшеанский супермен, правящий со своим гигантским эго, но божественный человек Индии, который откроет новую эру и создаст новый мир. Он завершил свое громкое пророчество так: “Я искал такой народ в течение многих лет во всём мире, пока не встретил в Шри Ауробиндо его выдающегося глашатая и властителя дум. Я уверяю вас, что Его послание преобразует мир, потому что на Шри Ауробиндо была возложена миссия мирового учителя, чтобы привести человечество к его предопределенному осуществлению…”.

Поль Ришар произвёл глубокое впечатление на людей не только потому, что был блестящим интеллектуалом, но потому, что он был также, как он сам выражался, “мечтателем реальных грез” … Мы с Мартой, которая часто дополняла мои заметки своими, сделали запись разговоров с Полем Ришаром. Но здесь я дам только несколько образцов его блестящего таланта собеседника, которые, вероятно, заинтересуют всех, кто верит в мечтателей и идеалистов.

Читать далее

Пища и Трасформация Тела, Сексуальное желание и Интегральная Йога (Подкаст “Основы Йоги”#23)

Пища и Трасформация Тела,
Сексуальное желание и Интегральная Йога

23 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 23 на канале Youtube:
https://youtu.be/0UrqKEVLpXw


Текст “Основ Йоги” 23 серии

* * *

Трансформация, к которой мы стремимся, – нечто слишком обширное и сложное, чтобы прийти сразу; ей нужно дать возможность прийти поэтапно. Физическое изменение представляет собой последний из этих этапов и, в свою очередь, является постепенным процессом.

Внутренняя трансформация не может быть вызвана физическими средствами, как позитивными, так и негативными. Наоборот, само физическое изменение может быть вызвано лишь нисхождением супраментального сознания в клетки тела. Пока это не произошло, по крайней мере тело и обслуживающие его энергии следует частично поддерживать обычными средствами – едой, сном и т.п. Пищу следует принимать в верном настрое, с верным сознанием; сон следует постепенно преобразовывать в йогический отдых. Преждевременный и неумеренный физический аскетизм, Тапасья, может поставить под угрозу ход садханы, нарушая нормальное соотношение сил в различных частях системы и тем самым привнося в нее разлад. В ментальную и витальную части может влиться большая энергия, но нервы и тело могут в результате перенапрячься и утратить прочность необходимую для того, чтобы поддерживать игру этих более высоких энергий. Вот почему крайний физический аскетизм в данном случае не относится к числу существенных составляющих садханы.

Нет никакого вреда в том, чтобы поголодать время от времени день или два или уменьшить количество потребляемой пищи до необходимого минимума; но полный отказ от еды на длительный период не рекомендуется.

* * *

Садхаку следует полностью отвернуться от вторжения полового импульса в витальное и физическое сознание, – ибо, если он не преодолеет половой импульс, в теле его не сможет утвердиться божественное сознание и божественная Ананда.

* * *

Верно то что одного только подавления или сдерживания желания недостаточно и само по себе неэффективно, но это не значит, что желаниям надо потакать; это значит, что желания следует не просто подавлять, а отторгать из своей природы. Место желания должно занять целенаправленное стремление к Божественному.

Что касается любви, то она должна быть обращена исключительно к Божественному. То, что люди называют любовью, это витальный взаимообмен для обоюдного удовлетворения желания, витальный импульс или физическое удовольствие. Между садхаками не должно быть ничего подобного; ибо стремление к подобному взаимообмену или потворствование такому импульсу лишь уводит прочь от садханы.

Шри Ауробиндо
“Основы Йоги”, Глава 4. Желание; Пища; Секс


Следующий эпизод будет опубликован на YouTube канале по ссылке:
https://www.youtube.com/channel/UCr5LI7XF089dv-pQPVFVKJQ

Читать подробнее о Подкасте “Основы Йоги”

Мать (Мирра Альфасса)

Обретение Знания и Свобода от Эго: Превосхождение границ Рассудка (Афоризмы Шри Ауробиндо с Комментариями Матери)

Мать, 24 февраля 1960г.

Мать, 24 февраля 1960г.

Афоризм 6

Афоризмы Шри Ауробиндо с Комментариями Матери

Недавно я постиг, что когда умирает рассудок, тогда рождается Мудрость. До этого освобождения я обладал лишь знанием.[1]

И снова я должна повторить, что форма этих афоризмов намеренно парадоксальна, с целью слегка шокировать ум, пробуждая его к состоянию, когда он предпримет усилие понять. Не следует воспринимать этот афоризм буквально. Некоторых, кажется, беспокоит мысль о том, что для того чтобы человеку стать мудрым, он должен лишиться рассудка. Это не так, вовсе не так.

Просто рассудок не должен более оставаться высшим достижением и господином. На протяжении большого периода жизни, до тех пор, пока вы не овладеете чем-либо подобным Знанию, необходимо, чтобы господствовал рассудок, иначе вы уподобитесь игрушке импульсов, прихотей, беспорядочных фантазий и окажетесь в опасности значительно отдалиться не только от мудрости, но даже от знания, необходимого для приемлемого поведения. Но как только вам удастся с помощью рассудка установить контроль над всеми низшими частями существа, что является вершиной для обычного человеческого ума, тогда, если вы захотите превзойти эту точку, освободиться от обыденного течения жизни, обычных мыслей, привычного виденья вещей, вам следует, если можно так выразиться, «наступить на голову рассудка». Не для того чтобы презрительно растоптать его, а, используя его в качестве ступени к чему-то высшему, чему-то за пределами него самого, достичь чего-то, что лишь в малой степени интересуется решениями рационального рассудка; того, что может позволить себе быть не рациональным, поскольку это более высокая иррациональность, которая обусловлена более высоким светом; того, что находится за пределами обычного знания и получает вдохновения свыше, от божественной Мудрости.

Читать далее

Роль поста и голодания в йоге – внутреннее отношение к пище (Подкаст “Основы Йоги”#22)

Роль поста и голодания в йоге - внутреннее отношение к пище

Роль поста и голодания в йоге – внутреннее отношение к пище

22 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 22 на канале Youtube:
https://youtu.be/I5WExBS_uDI


Текст “Основ Йоги” 22 серии

* * *

Не оставляйте без внимания эту сторону природы (желание поесть) и не превращайте ее в нечто особенное; следует заниматься ею, очищать ее и ставить под контроль, но не придавать ей при этом чрезмерного значения. Существует два способа овладения ею: первый состоит в том, чтобы практиковать отстранённость от желания, учиться рассматривать пищу как чисто физическую необходимость, а витальное удовлетворение желудка и вкус еды – как нечто несущественное; второй заключается в способности принимать любую пищу, не делая предпочтений, и находить в ней (как бы ни отзывались о ней другие, хорошо или плохо) одну и ту же расу, – не данной пищи как таковой, а всеобщей Ананды.

* * *

Пренебрегать телом, предоставляя ему постепенно разрушаться, – это ошибка; тело представляет собой инструмент садханы, и его следует поддерживать в хорошей форме. Не следует привязываться к материальной части нашей природы, но не следует также и презирать ее или относиться к ней пренебрежительно.

Цель этой Йоги – не только единение с высшим сознанием, но и трансформация (посредством его силы) низшего, включая физическую природу человека.

Чтобы есть, не обязательно иметь желание или сильную тягу к пище. Йогин ест не под воздействием желания, а для того, чтобы поддерживать тело.

* * *

В самом деле, при наличии крепкого ума и нервов или динамичной силы воли с помощью голодания можно на время войти в заманчивое для ума состояние внутренней энергии и восприимчивости, а обычных реакций голода, слабости, кишечных расстройств и т.д. можно полностью избежать. Но тело при этом страдает от истощения, а в витальном легко может развиться нездоровое состояние перенапряжения, обусловленное избыточным притоком витальной энергии, которую нервная система не в состоянии усвоить или распределить. Нервным людям следует избегать искуса голодания, так как у них оно часто сопровождается галлюцинациями или утратой внутреннего равновесия, либо ведет к ним. Голодание особо опасно, если побуждается чувством протеста или обретает черты голодовки, ибо в этом случае оно потворствует витальному движению, которое легко может стать вредной привычкой, пагубной для садханы. Даже если упомянутых реакций удалось избежать, в голодании все равно не много пользы, так как восприимчивость и энергия свыше должны приходить благодаря напряженности сознания и сильной воле к садхане, а не под воздействием искусственных или физических средств.

Шри Ауробиндо
“Основы Йоги”, Глава 4. Желание; Пища; Секс


Следующий эпизод будет опубликован на YouTube канале по ссылке:
https://www.youtube.com/channel/UCr5LI7XF089dv-pQPVFVKJQ

Читать подробнее о Подкасте “Основы Йоги”

Эпиграфы в Жизни Божественной

Разум (Шри Ауробиндо “Жизнь Божественная” Книга II. Глава 5.)

Разум

…….दृष्टं चादृष्टं च….. अनेभूतं चाननुभूतं च,
सच्चासच्च; सर्वं पश्यति, सर्वः पश्यति ॥
— प्रश्न उप. ४.५

Всё – зримое и незримое, ощутимое и неощутимое, сущее и не существующее – всё им обозревается, ибо оно всё есть.

(Пражна Упанишада. 4.5)

В конце концов, все что было сказано рядом философий, мы воспринимаем исключительно посредством ума и видим с его помощью. То, чего ум не воспринимает, для нас не существует. И поэтому Ум является нашей реальностью. Все остальное реально для нас, потому что оно ощущается Умом посредством его органов восприятия. Если не будет Ума, то не будет и Мира – таковы доводы философа-идеалиста.

Нет, отвечает его оппонент, мир существовал задолго до того, как появился твой ум, чтобы видеть и воспринимать сущее, мир по-прежнему будет оставаться, даже когда ум исчезнет.  Разум является частью вселенского проявления. К тому же, существуют и другие пути восприятия мира помимо умственного.

Самосознание действует посредством ума в качестве своего инструмента. Самосознание – реально, ум – реален, мир – реален.

М.П. Пандит, “Эпиграфы в “Жизни Божественной”
Книга II. Глава 5. Вселенская Иллюзия; Разум, Сон и Галлюцинации

Лучи Света

Тишина, Спокойствие, Покой, Безмолвие

Лучи Света: Духовный Образ Жизни, его Цели и Метод Практики

Тишина, Спокойствие, Покой, Безмолвие

Тишина, Спокойствие

Конечно, спокойствие не является тамасом. В действительности, только в тишине может быть сделано самое верное. То, что я зову тишиной – это когда вас никто не беспокоит во время работы, и вы держите всё под своим контролем, ни на что не отвлекаясь.

*

Чем более человек спокоен по отношению ко всему, что с ним происходит, уравновешен во всех обстоятельствах и сохраняет над собой полный контроль, оставаясь при этом спокойным, что бы с ним ни случилось – тем ближе он продвигается к цели.

*

Только в тишине и покое можно понять, какое решение является наилучшим.

3 ноября 1937г.

*

Вы должны искать тишину не во внешних обстоятельствах, но внутри себя. Глубоко внутри вашего существа есть покой, который приносит тишину во всё существо, вплоть до самого тела, если мы только позволим ему это сделать.

Именно этот покой вы должны искать, и тогда вы получите спокойствие, которого вы так желаете.

Покой

Вы нигде не сможете найти покоя, если его нет в вашем сердце.

*

Не существует большего покоя, чем покой чистого разума.

*

Именно от Божественного садхак получает покой, тот покой, который совершенно не зависит от внешних обстоятельств. Всё больше обращайтесь к Божественному, стремитесь к настоящему внутреннему покою, и вы обретёте достаточно покоя, чтобы продолжать свою работу, не беспокоясь ни о чём.

*

В покое и внутреннем безмолвии вы станете все более и более осознавать постоянное Присутствие.

 В покое и безмолвии проявляется Вечное. Не позволяйте ничему беспокоить вас, и Вечное проявится.

12 мая 1954г.

Безмолвие

В совершенном безмолвии созерцания всё расширяется до бесконечности, и в совершенном покое такого безмолвия Божественное проявляется в ослепительной славе Своего света.

27 октября 1954г.

*

Лучше всего душа выражает себя в безмолвии.

7 июня 1958г.

*

Только в безмолвии совершенного отождествления с Божественным приобретается истинное понимание.

Октябрь 1969г.

*

Иногда можно обрести понимание с помощью слов, но только в безмолвии обретается знание.

*

Безмолвие – это такое состояние существа, в котором оно внемлет Божественному.

Нисхождение Силы

Нисхождение силы

Сатпрем, “Шри Ауробиндо, или Путешествие Сознания”
Перевод А. А. Шевченко, В. Г. Баранова

Мало-помалу пустота заполняется. У нас появляется целый ряд наблюдений и переживаний значительной важности, но их невозможно представить в виде логической последовательности, потому что с того момента, как мы покидаем старый мир, мы обнаруживаем, что все возможно и прежде всего что не бывает двух одинаковых случаев — нам открывается ложь всех духовных догматов. Здесь мы можем дать лишь несколько основных направлений опыта.

Прежде всего, когда в уме довольно прочно установилось если и не абсолютное безмолвие, то во всяком случае покой, когда наше стремление, наша потребность выросли и стали постоянными, когда они стали подобны незакрытой ране внутри нас — чувству внутренней пустоты, которую ничто не может заполнить, — мы наблюдаем феномен, имеющий огромные последствия для всей нашей последующей йоги. Вокруг головы, и особенно в затылке, мы ощущаем какое-то необычное давление. Вначале нам может показаться, что это — головная боль; мы не можем долго выносить ее и пытаемся от нее избавиться, отвлекаясь на что-нибудь или «пытаясь думать о чем-то другом». Постепенно это давление обретает более конкретную форму, и мы действительно начинаем чувствовать нисходящий поток силы, который не похож на бьющий электрический ток, но, скорее, подобен текучей массе. И тогда мы понимаем, что «давление» или ложная головная боль вначале были вызваны ничем иным, как нашим сопротивлением нисхождению этой Силы, и единственное, что нам нужно делать, — это не препятствовать этому потоку, задерживая его в голове, а позволить ему низойти во все слои нашего существа — с головы до пят. Читать далее