Сверхразум в эволюции
Сверхразум в эволюции
Супраментальное Проявление на Земле. Глава 6
Перевод с английского Ритама
Новое человечество было бы в таком случае расой ментальных существ на земле и в земном теле, но освобожденных от ее современных условий в царстве космического Неведения в такой степени, чтобы обладать разумом, обретшим совершенство, разумом света, который мог бы даже быть подчиненным действием сверхразума или Сознания-Истины и, во всяком случае, обладать всеми возможностями разума, действующего как приемник этой Истины и, по меньшей мере, как ее вторичное проявление в мысли и в жизни. Он мог бы даже быть частью того, что можно описать как божественная жизнь на земле, и по меньшей мере начальным проявлением эволюции в Знании, а уже не полностью и не главным образом в Неведении. Как далеко это могло бы зайти, охватило бы это в конце концов все человечество или только его продвинутую часть, зависело бы от намерения в самой эволюции, от намерения некой космической или трансцендентной Воли, направляющей движения универсума. Мы допустили возможность не только нисхождения сверхразума на землю, но и его воплощения в супраментальной расе со всеми естественными последствиями этого, а также новое тотальное действие, в котором новое человечество нашло бы свое полное развитие и заняло бы прочное место в новом порядке.
Но ясно, что все это могло бы произойти только в результате эволюции, которая уже разворачивается на земле, выходя далеко за пределы ее современных границ и переходя в радикально новое движение, управляемое новым принципом, в котором ум и человек были бы подчиненными элементами, и ум перестал бы быть высшим достижением, а человек — главой или лидером. Эволюция, которую мы видим вокруг нас сейчас, не такого рода, и она, можно сказать, проявляет мало признаков этой возможности, так мало, что разум, в настоящее время наш единственный надежный руководитель, не имеет права решиться на такой риск и поверить в нее. Земля, та земля, которую мы видим, с ее жизнью, глубоко погруженной в бессознательность и неведение и основанной на них, не создана для такого развития и не способна выдержать такое пришествие; ее материальность и ограниченность вынуждают ее неизменно быть полем гораздо более низкого порядка. Можно также сказать, что для такого порядка должно быть какое-то другое место, и даже если сверхразум не просто необоснованное измышление, а конкретная реальность, нет надобности и нет места для его воплощения здесь. Ум, означающий полноту действия знания, возможного в неведении, должен иметь где-то свое поле, и оставить землю его естественным полем было бы наилучшим содействием укладу космической Природы. Материалистическая философия не признает возможности какой-либо божественной жизни в Материи; но даже философия, признающая душу или дух либо же духовную цель эволюционного движения, здесь вполне могла бы отрицать способность земли к божественной жизни: божественное существование, на ее взгляд, может быть достигнуто только через уход с земли и из тела. Даже если космическое существование не иллюзия, Майя, божественное или полностью духовное бытие, вероятно, возможно только в другом, менее материальном мире или только в чистом духе. В любом случае, с точки зрения нормального человеческого разума, современные обстоятельства жизни на земле, кажется, глубоко противоречат материализации здесь в обозримом будущем чего-либо божественного.
Кроме того, если делать слишком большой упор на нынешний или видимый характер эволюции здесь в том виде, как она представлена нам физической наукой, можно утверждать, что нет никаких оснований для ожидания какого-либо проявления на земле принципа более высокого, чем человеческий ум, или чего-либо такого, как сверхчеловеческие существа, в мире Материи. Сознание само зависит от Материи и материальных средств в своем рождении и действиях, и непогрешимое Сознание-Истина, каким, по нашему предположению, является сверхразум, противоречило бы этим условиям, и его нужно было бы отбросить как химеру. В фундаментальном отношении физическая наука рассматривает эволюцию как развитие форм и витальной активности; развитие более широкого и более способного сознания есть побочный результат развития жизни и формы — а не главная или основополагающая характеристика или обстоятельство — и не может выйти за пределы, установленные материальным происхождением разума и жизни. Разум показал себя способным на многие необычайные достижения, но независимость от материального органа, физических условий или способность к таким вещам, как прямое и абсолютное знание не прибегая к материальным средствам, выходили бы за пределы условий, накладываемых Природой. Поэтому в определенной точке эволюция сознания уже не может идти дальше. Даже если нечто определенное и независимое, что мы называем душой, существует, оно ограничено своими природными условиями здесь, где Материя — основа, физическая жизнь — условие, разум — высший возможный инструмент; у сознания нет никакой возможности действовать отдельно от тела или превзойти эту физическую, витальную или ментальную Природу. Этим определяются границы нашей эволюции здесь.
Можно также предположить, что пока что-либо четко распознаваемое, такое как сверхразум, не проявится с достаточной определенностью и полнотой, или не низойдет и не овладеет нашим земным сознанием, мы не можем быть уверены в том, что оно существует; а до тех пор разум будет занимать место главного арбитра и будет полем проверки всякого знания, однако разум не способен к какому-либо определенному или абсолютному знанию; он вынужден сомневаться во всем, все проверять и тем не менее пытаться достичь всего, но не может быть уверен в своем знании или достижениях. Это, кстати говоря, подтверждает неизбежность такого принципа, как сверхразум или Сознание-Истина в любом осмысленном универсуме, потому что без него нет ни источника, ни цели как в жизни, так и в знании. Сознание не может полностью постигнуть без него весь свой смысл, собственный высший результат; оно закончит бессмыслицей или фиаско. Осознать собственную истину и всю истину — главная цель его существования, и оно не может этого сделать пока приходится идти к истине, к знанию, находясь в невежестве, и через невежество: ему нужно достигнуть или развить в себе такую способность, сама природа которой в том, чтобы знать, видеть, обладать в собственном могуществе. Именно это мы называем сверхразумом, и если признать его, все остальное становится понятным. Но пока этого не произойдет, мы остаемся в сомнении, и можно утверждать, что даже если признать сверхразум реальностью, нет никакой уверенности в его приходе и воцарении: до тех пор все усилия, направленные на его достижение, могут закончиться неудачей. Недостаточно и того, что сверхразум должен действительно пребывать свыше, над нами, а его нисхождение — быть возможностью или будущим намерением в Природе. У нас нет уверенности в реальности этого нисхождения, пока оно не станет объективным фактом нашего земного бытия. Свет часто пытался низойти на землю, но этот Свет остается неосуществленным и неполным; человек может отвергать его, мир все еще полон мрака, и пришествие представляется не более чем шансом; такое сомнение в известной степени оправдывается действительными обстоятельствами прошлого и все еще существующими возможностями будущего. Оно может исчезнуть только в том случае, если сверхразум будет признан надлежащей частью вселенского порядка. Если эволюция идет от Материи к Сверхразуму, она должна также стремиться низвести Сверхразум в Материю, со всеми неизбежными последствиями.
Все затруднения относительно этой неопределенности вытекают из того факта, что мы не видим всю истину мира непосредственно такой, как она есть, и не делаем из нее правильного вывода о том, каким должен быть и каким не может не быть мир. Этот мир, без сомнения, в видимом аспекте основывается на Материи, но его вершина Дух, и восхождение к Духу должно быть целью и оправданием его существования, показателем его смысла и предназначения. Но естественный вывод, который необходимо сделать из верховенства и высочайшего существования Духа, затмевается ложной или несовершенной идеей духовности, сконструированной интеллектом в его неведении и даже посредством его слишком поспешного и одностороннего восприятия знания. Дух был понят не как что-то всепроницающее и не как скрытая суть нашего бытия, а только как нечто, взирающее на нас с высоты и тянущее нас только к своим высотам и прочь от всего остального существования. Так мы пришли к представлению о нашем космическом и индивидуальном бытии как о великой иллюзии, а уходе из нее и угасании в нашем сознании как индивида, так и космоса — как о единственной надежде, единственном освобождении. Или мы выстроили представление о земле, как о мире неведения, страдания и испытаний, и о нашем единственном будущем — как бегстве в запредельные небеса; здесь для нас нет никакой божественной перспективы, никакой возможности реализации, даже при максимальной эволюции в теле на земле, никакой победной трансформации, никакой высшей цели не предполагается достичь в земном существовании. Но если сверхразум существует, если он нисходит, если он становится руководящим принципом, все, что кажется уму невозможным, становится не только возможным, но и неизбежным. Если мы посмотрим внимательно, мы увидим, что на своих высших уровнях ум и жизнь упорно стремятся к собственному совершенству, к некоему божественному самоосуществлению, к своему абсолюту. Это, а не только что-то запредельное и потустороннее, есть истинный признак, подлинный смысл этой постоянной эволюции и усилий постоянного рождения и перерождения и спирального восхождения Природы. Но только через нисхождение сверхразума и самоосуществление разума и жизни путем самопревосхождения это скрытое в вещах намерение, тайный смысл Духа и Природы может полностью раскрыться и стать осуществимым в своей тотальности. В этом эволюционный аспект и значение сверхразума, но в реальности он есть вечный принцип, скрыто существующий даже в материальной вселенной и тайно поддерживающий все творение; это он делает появление сознания в кажущемся бессознательным мире возможным и неизбежным и заставляет Природу подниматься к высшей духовной Реальности. Фактически, он представляет собой уже существующий и существующий всегда план бытия, взаимосвязь Духа и Материи, удерживающая в своей истине и реальности и делающая несомненным весь смысл и цель мироздания.
Все изменится, если мы проигнорируем наши сегодняшние представления об эволюции, — если будем считать сознание, а не жизнь и форму, фундаментальным и сущностным эволюционным принципом, а его появление и полное развитие его возможностей — целью эволюционного стремления. Бессознательность Материи не может быть непреодолимым препятствием, потому что в этой бессознательности можно обнаружить свернутое в неосознанность, инволюционировавшее сознание, которое должно эволюционировать, развиваться; жизнь и разум — ступени и инструменты этой эволюции; целенаправленное движение и действие бессознательной материальной Энергии в точности такие, какие мы можем приписать присутствию инволюционировавшего в бессознательность сознания, автоматического, не пользующегося, как ум, мыслью, а управляемого чем-то похожим на унаследованный материальный инстинкт, практически безошибочный во всех своих шагах , еще не осознающий, но чудодейственно творческий. Это полностью и неотъемлемо просветленное Сознание-Истина, которое мы приписываем сверхразуму, было бы той же самой реальностью, проявляющейся на высочайшей стадии эволюции, достигшей окончательной полноты эволюционного развития, уже больше не вовлеченной полностью, как в Материи, или частично и несовершенно развившейся и поэтому подверженной несовершенству и заблуждению, как в жизни и уме, теперь уже обладающей собственной естественной полнотой и совершенством, светоносно автоматической, безошибочной. Тогда все возражения против этой восполненной эволюционной возможности отпадут, и, наоборот, она станет неизбежным следствием, содержащимся не только в Природе в целом, но даже и в материальной Природе.
При таком взгляде на вещи вселенная раскроется в своем единстве и тотальности как проявление единого Существа-Бытия, Природа — как его способность к проявлению, эволюция — как процесс его постепенного самооткровения здесь в Материи. Мы увидели бы божественные последовательности миров как лестницу восхождения от Материи к высшему Духу; открылась бы возможность, перспектива высочайшего проявления путем сознательного, а уже больше не скрытого и загадочного, нисхождения Духа и его сил во всей их полноте даже в этот низший из всех мир Материи. Загадке универсума уже не нужно было бы оставаться загадкой; сомнительная тайна сущего избавилась бы от своей таинственности, своей постоянной двусмысленности, запутанные письмена стали бы четкими и понятными. В этом откровении сверхразум занял бы свое естественное место и перестал быть предметом сомнений и вопросов для интеллекта, сбитого с толку сложностью мироздания; он явился бы в качестве неизбежного следствия самой природы разума, жизни и Материи, осуществлением их смысла, присущего им принципа и тенденций, необходимым совершенством их несовершенства, вершиной, к которой все они взбираются, апофеозом божественного существования, сознания и блаженства, к которым он ведет, и окончательным результатом рождения всего проявленного и высшей целью этого прогрессирующего проявления, которое мы видим здесь в жизни.
Полное проявление сверхразума может быть выражено его полновластным нисхождением в земное сознание и быстрым распространением его сил, раскрытием его форм и созданием супраментальной расы и супраментальной жизни — таким должен быть действительно полный результат его действия в Природе. Но эволюционная Природа на земле в прошлом обычно действовала иначе, и вполне может быть, что эта супраментальная эволюция тоже установит свою периодичность, хотя она совершенно не может быть во всем подобна развитию, свидетелем которого земля была до сих пор. Но стоит ей начаться, все должно неизбежно и совершенно проявиться, и все части Природы должны двигаться к наибольшей возможной светоносности и совершенству. Именно эта уверенность позволяет нам полагать, что разум и человечество тоже будут продвигаться к реализации, которая далеко превзойдет наши сегодняшние мечты о совершенстве. Разум света заменит нынешнюю путаницу и затруднения земного неведения; вероятно, даже те части человечества, которые не смогут достичь этого, все же осознают такую возможность и будут сознательно стремиться к ней; более того, жизнь человечества будет озарена, возвышена, управляема, гармонизирована этим светоносным принципом, и даже тело станет чем-то гораздо менее слабым, помраченным и животным в своих наклонностях и, напротив, способным к новому, гармонизированному совершенству. Вот та возможность, которую мы должны видеть и которая будет означать новое человечество, возвышенное в Свет, способное к духовному бытию и действию, открытое власти некоего света Сознания-Истины, способное даже на ментальном уровне и в своем собственном порядке на то, что можно было бы назвать началом обожествленной жизни.