Стражи Природы на Пути к Верховной Реализации (Афоризмы Шри Ауробиндо с Комментариями Матери)
Афоризм 5
Афоризмы Шри Ауробиндо с Комментариями Матери
Если бы людям хоть на мгновенье приоткрылись те бесконечные наслаждения, те совершенные силы, тот широкий покой бытия, те светоносные сферы спонтанного знания, которые ожидают нас на пространствах, еще не завоеванных нашей животной эволюцией, они оставили бы все и не успокоились до тех пор, пока не овладели бы этими сокровищами. Но узок путь, с трудом поддаются двери, и начеку страх, недоверие и скептицизм – эти стражи Природы, не дающие нам покинуть ее привычные пастбища.
Написанное Шри Ауробиндо, — слова [«на мгновенье приоткрылись»], которые переводятся на французский как «entrevoyaient»,[1] — означает увидеть нечто целиком, но на очень короткое время. Очевидно, что постоянное восприятие всех этих чудес автоматически вынудит вас вступить на путь. Бесспорно и то, что лишь маленького фрагмента, проблеска этого, недостаточно, — он не окажется столь весомым, чтобы заставить вас вступить на путь.
Но если бы у вас было целостное восприятие, пусть даже на очень короткое время, то вы бы уже не смогли противостоять искушению совершить необходимое усилие для реализации этого. Однако, в действительности всеобъемлющее восприятие – исключение, поэтому Шри Ауробиндо и говорит: «Если бы людям хоть на мгновенье …»
По правде говоря, очень редко случается так, что те, кто уже готовы, те, кто без сомнения созданы для реализации, не имели бы в определенный момент их жизни, пусть даже на несколько секунд, переживания этой реализации в общих чертах.
Но даже те, чья судьба определена, должны решительно, изо всех сил бороться против «чего-то такого», что человек, кажется, вдыхает с самим воздухом: против какого-то страха, какого-то трепета перед тем, что может случиться. И это так глупо, поскольку в конечном счете судьба каждого индивида одинакова: вы рождаетесь, живёте – более или менее удовлетворительно — и умираете; затем какой-то определенный промежуток времени вы ждете и снова рождаетесь, вы живете – более или менее удовлетворительно – и вновь умираете, и так далее, неопределенное число раз, до тех пор пока не ощутите, что с вас довольно.
Страх чего? Страх сойти с привычной колеи ? Страх стать свободным? Страх более не быть узником?
И вот, когда у вас достаточно мужества, чтобы преодолеть это, когда вы говорите: «Будь, что будет! В конце концов, особо терять нечего», тогда вы вдруг становитесь очень осторожными, вы сомневаетесь, а разумно ли это, правильно ли это, не является ли все это иллюзией, не выдумали ли вы попросту все это, действительно ли это нечто реально существующее.… И заметьте, подобное недоверие кажется глупым, но вы встретите его даже в самых умных, даже в тех, кто неоднократно имел решающие переживания. Это нечто, что вы впускаете в себя вместе с пищей, которую едите, с воздухом, которым дышите, через свои контакты с другими людьми. Именно поэтому можно говорить о «щупальцах Природы»[2], повсюду, во всех вещах; это как спрут, который подкрадывается, хватает вас и опутывает своими щупальцами.
Даже когда преодолены эти два препятствия, когда опыты столь сильны, что у вас уже нет сомнения, когда сомнение становится просто невозможным, — вы ведь не сомневаетесь в собственной жизни, — все ещё остается нечто отвратительное, мелочное, сухое и разъедающее: скептицизм. А он берет начало в человеческой гордыне, вот почему он такой живучий. Вам хотелось бы думать, что вы выше всего этого: «О, уж я-то не попадусь в эти ловушки! Я разумен, вижу все с практической точки зрения, меня не так-то легко обмануть». Это ужасно!… Он такой омерзительный, этот скептицизм. Но он опасен.
Даже в моменты величайшего воодушевления, даже когда вас заполняют чудесные, исключительные переживания, он поднимается из самых глубин. Он уродлив, прилипчив, отвратителен. И все же поднимается и все портит.
Чтобы победить его, вы должны быть могучим воином. Должны сражаться против всех помрачений Природы, против всех ее трюков, всех ее искушений.
Почему она так поступает? Кажется, будто бы она отклоняется от собственной цели. Но я же вам уже неоднократно это объясняла. Природа очень хорошо знает, куда идет и каков будет результат. Она стремится к нему, но… по-своему. Она не ощущает растраченного понапрасну времени. Пред нею вся вечность. Она хочет следовать своим путем, так, как ей заблагорассудится, блуждать, сколько пожелает, возвращаться на выбранную дорогу, отклоняться от прямого пути, начинать то же самое по многу раз, чтобы посмотреть, что произойдет. А эти просвещенные чудаки, которые желают попасть туда сразу, как можно быстрее, которые жаждут истины, света, красоты, равновесия — они беспокоят ее, подгоняют, говорят, что она теряет время. Ее время! Она всегда отвечает: «Но предо мной вся вечность. Разве я куда-то спешу? Почему же вы так спешите?». И вновь, с улыбкой: «Ваша поспешность слишком человечна; станьте шире, станьте бесконечными, будьте вечными, — и вам больше не придется спешить».
Так много интересного на пути, для нее… но не для всех.
Подобное случается, когда вы обозреваете вещи с большой высоты, с большого расстояния, когда ваш взгляд широк, почти беспределен. Все, что расстраивает людей, заставляет их страдать – исчезает; те, кто мудр, кто оставил жизнь во имя высшей мудрости, с улыбкой скажут вам: «Для чего страдать? Выходите оттуда, и вы больше не будете страдать». Для отдельных людей такие рассуждения подходят, однако, если вы думаете о других, вам, возможно, захочется ускорить конец всей этой трагикомедии. И это, в самом деле, совершенно оправданно – чувствовать усталость от жизни, подобной жизни животного на пастбище, скитающегося от одного участка с травой к другому, от пережевывания жвачки у себя в уголке, от этих узких горизонтов и ускользающего великолепия жизни.
Возможно, Природе приятно считать, что нам следует быть такими, но мы устали от всего этого и хотим быть иными.
И тогда происходит то, что происходит. Когда вы по-настоящему «сыты по горло» и хотите изменений, тогда появляется отвага, сила, способность победить этих трёх ужасающих врагов: страх, сомнение и скептицизм. Но я повторю, недостаточно в один прекрасный день сесть, наблюдая за собой, и раз и навсегда перебороть внутри эти три вещи. Вам надо вновь и вновь делать и делать это и продолжать кажущийся бесконечным путь, пока вы не убедитесь, что освободились от них полностью. В действительности вы, возможно, по-настоящему никогда не освободитесь от них, но наступит момент, когда вы внутренне настолько изменитесь, что эти вещи не будут вас волновать. Вы в состоянии видеть их, но вы взираете на них с улыбкой, и от простого внутреннего движения они уходят туда, откуда пришли, возможно, слегка измененные, возможно, чуть менее сильные, менее упрямые, менее агрессивные. И так будет продолжаться до того момента, пока Свет не станет настолько сильным, что весь мрак исчезнет.
Что до чудес, о которых нам говорит Шри Ауробиндо, то лучше не описывать их, поскольку каждый человек ощущает, переживает и переносит их по-своему. И для каждого его вариант – самый наилучший. Не следует подстраиваться под других, надо идти своим путем, тогда опыт проявится во всей своей полноте и будет иметь для вас неоценимое значение.
И напоследок хочу пожелать вам самим испытать все эти опыты. А для этого требуются вера, убежденность, большое человеколюбие и добрая воля.
Открывайтесь, устремляйтесь и…. ждите. Опыты непременно придут, Милость – здесь. Она лишь просит позволить ей работать для всех.
10 октября 1958 года.
[1]В тексте [работы] «Мысли и Афоризмы» на французском, который читала Мать.
[2] Перевод, который при этом держала перед собой Мать, основывался на тексте, содержавшем “tentacles of Nature” «щупальца Природы» вместо “sentinels of Nature” – «стражи Природы»