Индивидуальное Усилие и Божественная Милость (Практика Интегральной Йоги. Часть 10)

Практика Интегральной Йоги

Индивидуальное Усилие и Божественная Милость

Практика Интегральной Йоги. Часть 10

В то время, как мы следуем нелегкому пути духовной садханы, садхак никогда не должен забывать, что он не один на этом пути. Но кто же является его спутником? Разумеется, мы не имеем в виду товарищей-садхаков, ибо садхак должен избавиться от внутренней зависимости и привязанности к другим людям и быть совершенно свободным на пути к божественной Цели. Мистики прошлого говорят о том, что духовный путь должен быть «полётом одиночества к Одиночеству.» Умирающий Будда наказывал своему любимому ученику Ананде, который сетовал на свою будущую беспомощность, так как его Мастер физически не будет с ним: «Ananda, atmadipo bhava»– «Будь светом в самом себе, Ананда.»

И, тем не менее, мы никогда не одиноки на Пути. И это глубокая духовная истина. Ибо Глаз Божественного всегда устремлён на садхака; Божественная Мать всегда сопровождает его. И не только это: Божественная Мать – это всё вокруг. Разумеется, она – это Цель, но в то же время она также и Путь к Цели; она Махасадхак, который совершает Садхану. Поэтому, садхак никогда не одинок на духовном пути.

Но эта глубокая истина в начале садханы не очевидна для сознания садхака. И в духовных делах ментальное знание не всегда помогает нам. Ибо, совершенно необходимо знать Истину непосредственно, субъективно, на собственном опыте. В противном случае, если садхак попытается жить, основываясь на интеллектуальных предположениях, он будет постоянно совершать серьезные ошибки, и многочисленные страдания, поневоле, станут частью его жизни.

Хорошо известно, что, до тех пор, пока садхак не получит совершенно конкретную реализацию о том, что в этой вселенной нет ничего, кроме Божественного, до тех пор, пока он трудится в своём активном сознании, пребывая в иллюзии отделенности, ему необходимо в течение длительного времени основываться на своей вере и стремлении к духовной цели. Поэтому, он должен знать три важных элемента:

Прежде всего, Цель: что является целью моей садханы? К кому направлены  мои духовные усилия? С кем я ищу единства?

Разумеется, ответ на все эти вопросы – Божественное.

Второе, Садхак: Кто совершает садхану? Кто находится в поиске единства с Божественным?

Ответ на этот вопрос, конечно же – я, садхак.

Третье, Мир или Природа: То есть всё остальное,  что я в неведении своём чувствую, как иное и отличное от самого себя, всё, что я называю «не-Я» в своём невежественном восприятии.

Бог, индивидуальный садхак и Природа, таким образом, три различных потока, истоком которых является верховное Божественное. Разумеется, так видит мир садхак в начале пути. Позже, когда садхана становится более зрелой, и ментальные представления садхака уступают место духовной реализации, садхак начинает чувствовать, что в мире действует единая Реальность, и что три различных элемента садханы вне этого мира совершенно не отделены: они являются единством Духа в садхаке, Природе и Боге. По словам Матери:

«Тогда вы чувствуете – везде и повсюду: внутри, снаружи, везде, везде – Его, только Его – Его, Его вибрацию.» (On Thoughts and Aphorisms, CWM, Vol.10, p.156)

И это то, что Шри Ауробиндо объясняет во второй главе книги Мать:

«Во всём, что совершается во вселенной, Божественное с помощью своей Шакти присутствует за всей деятельностью… И в Йоге также само Божественное является Садхаком и Садханой; это его Шакти с её светом, силой, знанием, сознанием, Анандой, действует на Adhara… что делает Садхану возможной.» (The Mother,SABCL, p.6)

Но, в настоящее время, эта истина скрыта от сознания эго садхака, и его низшая природа активно действует в иллюзии отделенной собственной воли. И, до тех пор, пока такое состояние доминирует в нём, садхак не может избежать ответственности и вверить всё, включая свою садхану, Божественной Шакти.

Если бы садхак оставил всё в своём настоящем состоянии сознания на волю Божественной Шакти, то это было бы печальным заблуждением, ибо те законы, которым подчиняется сознание Йогина, который обрёл божественную реализацию, совершенно отличаются от тех законов, которым подчиняется эгоистическое сознание обычного человека, живущего в неведении. И нам не следует забывать, что именно уровень сознания садхака определяет его место в духовном мире.

Поэтому, садхак Интегральной Йоги должен всегда помнить, что ему следует вести себя в соответствии с настоящим уровнем сознания: и он не должен подражать образу жизни siddha-yogi, реализовавшей себя души. На практике это означает, что он не должен отказываться от собственного усилия, но поставить его на службу Божественному. И, по мере того, как его сознание растёт и развивается в своём духовном знании, его деятельность также изменяется в соответствии с новым уровнем сознания. Таковы правила игры в мире духовности.

Садхак должен пройти все ступени восхождения и не может перепрыгнуть через определеные стадии своего развития. Мать говорит:

«On ne peut pas bruler les etapes» – «Вы должны последовательно пройти через все этапы своего развития.»

Шри Ауробиндо также говорит об этом:

«…вся эволюция должна пройти в своём развитии через определенные стадии; даже необыкновенная быстрота и концентрация продвижения не может уничтожить все стадии развития или повернуть вспять естественный процесс и приблизить конец события к его началу. Нетерпеливый и невежественный разум, который всегда рвётся вперёд, легко забывает об этой необходимости;.. Это не только абсурдное предположение, но также и опасное.» (The Synthesis of Yoga,SABCL, p.268)

Применяя эту универсальную истину последовательного изменения к индивидуальному садхаку, мы можем сказать, что, до тех пор, пока отделенное сознание эго, которое действует в иллюзии собственной воли, присутствует в садхаке, он должен совершать индивидуальное усилие и не оставлять всё на волю божественной Шакти. Об этом же говорит и Шри Ауробиндо:

«Оставьте ложное представление, что божественная Сила будет делать и обязана делать для вас абсолютно всё по вашему первому требованию, даже в том случае, если вы не выполняете условий Божественного. Только тогда, когда вы полностью отдадите себя Верховному, всё будет сделано для вас.

Также оставьте ложное и праздное убеждение, что божественная Сила совершит для вас даже самоотдачу. Верховное Божественное требует, чтобы вы полностью отдали себя ему, но не настаивает на этом;.. Ваша самоотдача должна быть свободной и совершенной согласно вашей собственной воле; это должна быть самоотдача живого существа, а не инертного автомата или механического инструмента.» (The Mother,SABCL,p.4)

Садхак с помощью собственных усилий должен совершать самоотдачу Божественному со всей тщательностью и искренностью. И, в той степени, в которой он в состоянии сделать это, к своему радостному удивлению садхак почувствует, что Божественная Мать понемногу начинает действовать и явно присутствовать в его жизни, а не только скрыто, как это было раньше. И её целью, разумеется, является развитие духовной жизни в нём и приближение его природы к духовной цели.

Таким образом, собственные усилия садхака и деятельность Божественной Шакти живут в гармоничном согласии и взаимодействии. По словам Матери: «Всему есть своё место, и всё должно быть на своём месте.»

Шри Ауробиндо в «Синтезе Йоги» говорит об этом так:

«…существуют два движения с переходной стадией между ними, два периода в этой Йоге… В первом, индивидуальность подготавливает себя для того, чтобы принять Божественное в своё сознание. В течение всего первого периода он должен трудиться, используя инструменты низшей Природы, получая всё больше и больше помощи свыше. Но в более поздней переходной стадии этого движения наше собственное и, разумеется, невежественное усилие постепенно сводится на нет, и вмешательство высшей Природы начинает преобладать;… Во втором периоде высшая Природа полностью замещает собственное усилие, которое вначале было необходимым… Но совершенное замещение божественным собственной деятельности человека не может произойти сразу в полной мере… Продолжительный и постоянный отказ импульсам и побуждениям низшей природы – это то, что требуется от нас… И, наконец, в последнем периоде усилия нет совсем, отсутствует какой-либо метод, и Садхана не сводится к какой-либо практике; вместо усилия и Тапасьи приходит естественное простое могучее и счастливое раскрытие цветка Божественного… Такова естественная последовательность деятельности в Йоге.» (The Synthesis of Yoga,SABCL,pp.79-81)

Д. К. Мукерджи