Процесс Стремления (Как Продолжить Практику Йоги. Часть 2)

Процесс Стремления

Руководство По Интегральной Йоге
Раздел 2: Как продолжить Практику Йоги. Часть 2

Прежде чем всерьез приступить к занятиям йогой, необходимо убедиться в том, что у вас есть к этому призвание. Очень часто обращение к духовной жизни является следствием какого-то разочарования, потрясения или неудачи в материальной жизни. Это своего родавайрагья, отвращение к мирским вещам, вызванное каким-то событием или чередой событий. Вначале человек устремляется к духовным интересам. Но очень скоро влияние мирского кризиса изживается,вайрагьятеряет свою остроту, и старая природа заявляет о себе, в результате чего энтузиазм к йоге, к духовной жизни, угасает. Однако бывают случаи, когда внутренний зов реален, а внешние обстоятельства — лишь повод для поворота жизни. Необходимо убедиться в том, что существует настоятельная необходимость изменить образ своей жизни и переориентировать ее на Божественное. Поверхностного интереса к высшим ценностям жизни или ее глубокому смыслу недостаточно. Должно быть интенсивное стремление к Божественному, желание, от которого невозможно отказаться. Говорят, что тот, кто имеет истинное призвание, чувствует себя как выброшенная на берег рыба, если не изменит направления своей жизни и не вступит на путь, гарантирующий контакт, общение и, в конечном счете, единение с Божественным.

Это стремление к Божественному — первый шаг. Это постоянное стремление существа к изменению сознания, к рывку из обычного человеческого в более глубокое или высокое измерение Божественного Сознания. Это стремление может быть активным в пробужденном уме или в очищенном сердце. Это пламя, которое разгорается под напором души внутри или в результате действия Милости. Милость может проявиться в результате, казалось бы, случайной встречи с великой Душой, или в результате развивающего влияния сат-санга, компании просветвленных, или в результате воздействия могущественного Слова, или в результате внезапной метаморфозы в момент кризиса. А может быть, в процессе эволюционного развития душа подошла к точке обращения к родоначальному Божественному, и порыв изнутри зажигает пламя стремления.

По самой природе вещей это стремление в начале не может быть постоянным. Оно то разгорается, то угасает. Пламя необходимо подпитывать соответствующим топливом. Необходимо культивировать подходящие знакомства, надлежащие чувства, подобающие мысли и действия, которые способствуют росту устремленности к Божественному. Все движения существа, днем и ночью, должны быть предложены в очищающее пламя этого устремления, а вся жизнь превращена в истинное жертвоприношение. Только так крохотное пламя может перерасти во всепоглощающий Огонь. Таков путь Агни, неоднократно воспеваемый в Ведах. Агни — это центральное пламя устремления, зажженное на алтаре сердца, веди, питаемое и увеличиваемое священными подношениями глубочайших переживаний ума и сердца и стремительно несущееся к Дому Богов, откуда оно призывает их вниз для рождения в теле человека.

Вначале это стремление ограничивается областью, где оно зародилось: в уме, где начался поиск, или в сердце, где оно вырвалось из потаенных глубин. Но есть и другие части существа, которые могут разделять или не разделять это центральное устремление. Они отбрасывают свою тень, приглушают его дыхание и ослабляют устремление. Необходимо распространить это стремление на другие области. Некоторые из этих частей или уровней сознания обязательно окажут сопротивление и не захотят сотрудничать. Садхак должен терпеливо склонять их к сотрудничеству. Это нелегкая задача. Вновь и вновь вторжения из подсознательных областей или бессознательного поднимают клубы пыли и закрывают растущую Божественность. Они пытаются удушить новорожденное дитя. Усилия нужно возобновлять снова и снова. На этом этапе неизмеримо помогают терпение и искренность.

Опасность исходит не только изнутри. Она исходит и извне. Есть немало людей, чей характер несовместим с верой и стремлением. Само их присутствие в атмосфере служит подрыву опоры. Сомнения, скептицизм, отрицание и т.п. тайно витают в воздухе и медленно, но верно разъедают веру. Любые разговоры и дискуссии с ними — даже с благими намерениями убедить их и оказать им добро — вредят. Их вибрации оседают, как дым, и подвергают опасности пламя.

Сомнение, говорит Мать, — это не то занятие, с которым можно безнаказанно играть. Сомнение — враг веры и устремления, основанного на вере. Сомнение должно быть отвергнуто при первом же его появлении. Невозможно убедить сомнение, ибо сама природа сомнения состоит в том, чтобы продолжать сомневаться. Сомнение — это яд, и как яду ему должно быть отказано в употреблении.

Человек — существо ментальное, и по мере его роста растет и его ментальная гамма. Ищущий избирателен в чтении. По возможности следует избегать всего, что может ослабить его стремление, отвлечь его внимание. Он выбирает то чтение, которое помогает и укрепляет его стремление, задает ему направление и всячески поддерживает его усилия. Даже в художественной литературе есть творческие и нетворческие жанры. Современная тенденция направлена на осмысленное творчество — художественное или нехудожественное, — и стремящийся получает подпитку со всех сторон.

Стремление следует отличать от желания. Желание исходит из витального, пранамайя-коши, независимо от того, имеет ли оно физическую форму или ментальную окраску. Желание вовлекает, связывает. Стремление исходит из души. Оно может формулироваться в уме как стремление к знанию, в сердце — как стремление к преданности, в воле — как побуждение к самоотдаче, посвящению, а на физическом плане — как движение к здоровому росту. Это внутреннее стремление к Истине, Реальности, на каком бы уровне оно ни проявлялось. Многочисленные проявления этого центрального устремления вполне законны в своих соответствующих областях. Они должны быть реализованы согласно требованию центрального движения к Божественному. Все стремления расширяют и освобождают от ограничений.

Таким образом, человек стремится к Божественному и ко всему, что ведет к нему. Устремление расправляет свои крылья над всем жизненным пространством и подхватывает все, что может способствовать полету ввысь, озаряя своим сиянием каждый уголок. Именно этому Пламени устремления, провидческой воле в сердце, мы и посвящаем себя:

К тебе, о Пламя, мы день за днем, в ночи и на свету, приходим, неся в мыслях покорность. К тебе, царящему над нашими паломническими жертвоприношениями, светлому хранителю Истины, возрастающему в своем собственном доме». (Риг Веда, 1.1.7,8).

М.П. Пандит

Руководство По Интегральной Йоге

 

Читать Дальше:

Йога на Каждый День

Принять Участие:

Ауро-Книга
курсы и занятия