Что необходимо для Интегральной Йоги (Практика Интегральной Йоги. Часть 1)
Что необходимо для Интегральной Йоги
Практика Интегральной Йоги. Часть 1
Когда путешественник принимает решение отправиться в трудный и долгий путь он должен запастись всем необходимым на пути; иначе он будет постоянно испытывать недостаток то в одном, то в другом, и не сможет совершать своё продвижение. То же самое происходит и на духовном пути. Когда садхак начинает своё духовное странствие, целью которого является объединиться с Божественным Сознанием и стать подходящим инструментом для Божественного Проявления, он должен собрать перед тем, как он решает идти по этому пути, всё необходимое для успешного завершения своего замысла; ибо путь садханы гораздо сложнее и опаснее, чем обычное путешествие в человеческой жизни. Лишенный необходимых качеств, которые поддерживают его на пути, духовный странник, зачастую, может погружаться в глубокую подавленность и испытывать смятение; иногда он вынужден оставить свою попытку и уйти с Пути; или, что ещё хуже, он может свернуть в сторону, поддавшись витальному соблазну, и поставить под удар свою духовную судьбу.
Что же необходимо в Интегральной Йоге для садхака, который принимает решение идти по этому пути, для того, чтобы ему не пришлось на каждом шагу преодолевать трудности психологического характера? Этими необходимыми качествами являются определенные навыки и черты характера, которые должны помочь садхаку следовать своему замыслу через все трудности духовного пути.
Ибо мы знаем, что садхана Интегральной Йоги не отвергает внешний мир и человеческую жизнь; вместо этого, мы должны очистить и изменить свою природу, то есть природу своего сознания и сознания окружающего нас мира, в той степени, в которой мы можем это сделать, для того, чтобы предложить их Божественному в качестве подходящего инструмента для его божественного проявления на земле. Мы стремимся не просто погрузиться в блаженство духовной реализации своего внутреннего сознания; в нашей йоге целью является изменение своей внешней природы, для того, чтобы и внешнее сознание могло интегрально участвовать в духовном воплощении. По словам Шри Ауробиндо:
«Мы намерены завоевать всё в себе и весь мир для Бога; и мы твёрдо намерены отдать ему своё становление, также как и всё своё сознание…» (The Synthesis of Yoga p.67-68)
Если такова наша цель, то нам нельзя отворачиваться от Природы и уходить прочь от неё; кроме того, нам нельзя избегать жизненных трудностей и искать покоя во внешней и внутренней изоляции. Наша духовная садхана должна проходить в самой природе и на арене жизни. Ибо то, к чему мы должны быть готовы, и с чем нам придется бороться, это именно те трудности, которые свойственны пути Интегральной Йоги.
Все духовные садханы трудны; путь йоги «острый как лезвие бритвы и труднопроходимый, как девственный лес.» Тем не менее, путь Интегральной Йоги ещё более сложный и труднодостижимый. Причиной этого является то, что наша настоящая природа находится полностью во власти космического Неведения; она загрязнена множеством тамасических и раджастических искажений. Когда мы принимаем решение изменить такую природу и сделать её полем своей деятельности, это так же опасно, как и находиться в комнате с ядовитой змеёй. Ибо мы постоянно рискуем быть укушенными этим враждебным созданием. Но из-за этого мы не можем оставить своё высокое стремление. Разве Шри Ауробиндо не говорит нам об этом:
«Жизнь является полем проявления Божественного Сознания, но процесс проявления ещё не завершен: здесь на земле в самой жизни, в теле… мы должны открыть Бога; именно здесь мы должны сделать трансцендентное величие, свет и блаженство реальными для нашего сознания, то есть, овладеть им здесь и проявить его в той степени, в которой мы можем это сделать. Поэтому, мы должны в нашей Йоге принять жизнь и её природу для того, чтобы полностью изменить её; нам запрещено уходить от трудностей, которые, благодаря этому обстоятельству, добавляются к нашей борьбе.» (The Synthesis of Yoga p.68)
Такова наша цель в Интегральной Йоге, и идти к этой цели мы должны через препятствия невежественной природы. Но эту цель нельзя реализовать в течение одного дня, ибо Природа окажет нам значительное сопротивление, когда мы попробуем её изменить. Поэтому, садхак будет вынужден вести свои духовные войны в течение долгого времени. Он должен будет встретиться лицом к лицу с многими трудными ситуациями. Много различных препятствий, внутренних и внешних будут стоять у него на пути к прогрессу; ему придется пройти через многочисленные испытания. Более того, не только его собственная природа будет сопротивляться ему с необыкновенным упорством на каждом шагу; даже Универсальная Природа будет постоянно воздвигать стену тьмы на его пути, ибо эта Природа находится под влиянием космического Неведения и, поэтому, препятствует любому продвижению садхака, которое ведёт к освобождению из её тюрьмы и духовному рождению в высшем Свете. Шри Ауробиндо предупреждает нас:
«Когда душа тянется к Божественному, обычной формой сопротивления разума будет отрицание и сомнение, что является причиной ментального и витального страдания. Также присутствует сопротивление витальной природы, характеристиками которой является желание и привязанность к объектам желания… Сопротивление физического сознания проявляется в фундаментальной инерции и тьме в самой субстанции физического сознания… Кроме того, существует сопротивление Универсальной Природы, которая не хочет, чтобы садхак освободился из Неведения в Свет.» (Letters on Yoga, part IV, p.1616)
В связи с этим Мать тоже предупреждала садхаков Интегральной Йоги:
«Интегральная Йога состоит из ряда испытаний, непрерывной серии испытаний, которые даются вам без всякого предупреждения и которые вы должны пройти и преодолеть, поэтому, вам необходимо быть постоянно начеку и готовыми в любую минуту, чтобы встретить их лицом к лицу.» (Bulletin, February 1968, p.69)
Далее Мать говорит об источниках этих испытаний:
«Есть три вида различных испытаний, (1) те, которые даются вам силами Природы, (2) те, которые исходят от духовных и божественных сил, и (3) те, которые приходят от враждебных сил. Последние являются самыми обманчивыми в своём проявлении, и если вы не хотите, чтобы они застали вас врасплох, вы должны быть постоянно бдительны, искренни и смиренны.» (Там же p.71)
Следующим вопросом, который может спросить садхак, может быть «Как же успешно пройти через эти испытания? Существуют ли способы и методы, с помощью которых можно сделать путь духовного прогресса более лёгким? И, наконец, что необходимо делать садхаку для того, чтобы неизбежные трудности и испытания на Пути были не только негативными обстоятельствами, но стали также источником и возможностью роста духовного сознания?»
Для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимо подготовиться к жизни садханы и приобрести необходимые навыки, которые нужны для Пути Интегральной Йоги. Как мы уже упоминали, самым важным является развитие садхаком в себе целого ряда добродетелей, которые должны составить суть его характера. Мать перечисляет основные добродетели и объясняет каждую из них:
«Шри Ауробиндо сказал, что для того, чтобы делать Интегральную Йогу, нужно, прежде всего, принять решение полностью отдать себя Божественному, — другого пути нет, это и есть путь. Но, после этого, нужно развить в себе определенные психологические качества, девять психологических совершенств. Вот эти совершенства:
- Искренность или Прозрачность,
- Вера и Доверие в Божественное
- Преданность
- Благодарность
- Мужество
- Стремление
- Самоотдача
- Выдержка
- Настойчивость
Первая среди них Искренность. Ибо, если нет искренности, вы не можете продвинуться даже на пол-шага. Можно назвать это состояние другим словом, словом «прозрачность». Я объясню вам это слово. Когда садхак стоит передо мной, я смотрю на него, я смотрю ему в глаза, и, в том случае, если он искренний или «прозрачный», через его глаза я иду вниз и ясно вижу его душу. Но, и это именно то, что происходит на опыте, когда я смотрю на другого садхака и вижу небольшое облако, я продолжаю, и вижу завесу или стену, после этого я часто вижу что-то совсем чёрное; и всё это нужно преодолевать, и сверлить дыры в этих преградах для того, чтобы пройти через них; и, даже в этом случае, я не уверена, что я не увижу, в конце концов, перед собой бронзовую дверь, такую массивную, что я никогда не смогу пройти через неё, чтобы увидеть его душу; поэтому, о таком человеке я могу сразу сказать, что он не искренний. Но я также могу сказать, что он не прозрачный. Таким образом, Искренность – это первое совершенство.
Есть и второе, и если вы хотите продвинуться вперёд, у вас должна быть Вера. Но, если эта вера не состоит из полного доверия Божественному, вы легко остаётесь под впечатлением, что у вас есть вера, и, тем не менее, теряете всё доверие в божественную Силу и, вместе с тем, Доверие Божественного к вам. Есть три трудности: те люди, что зовут свою веру непоколебимой верой в Божественное, говорят: «Только одно Божественное совершает всё; всё, что происходит во мне, всё вокруг — это работа одного Божественного», и, в том случае, если они следуют этому утверждению с определённой логикой, после некоторого времени, они делают Божественное ответственным за самые ужасные события в мире, и считают Его беспощадным демоном, конечно, если у них нет доверия.
Или, если у них есть вера, они говорят себе: «Я верю в Божественное, но этот мир, я хорошо вижу, что он собой представляет! Прежде всего, я столько страдаю, разве это не так? Я очень несчастлив, гораздо более несчастлив, чем мои соседи» — ибо человек всегда несчастнее, чем те, кто его окружает, — «Я очень несчастлив, и, поистине, жизнь несправедлива ко мне. Но Божественное остаётся божественным, Он – это Доброта, Щедрость, Гармония, почему же я так несчастлив? Он, наверное, бессилен; если бы это было не так, Он такой хороший, как же Он допускает, чтобы я так сильно страдал?» Это вторая трудность.
И третья трудность: есть люди с черезмерной скромностью, которые невысокого мнения о себе, и они думают: «Наверное, Божественное отказалось от меня, я ни на что не гожусь. Он ничего со мной не может поделать, единственное, что мне остаётся, это выйти из игры, ибо Он считает меня недостойным Себя!»
Таким образом, если вы не добавляете к своей вере совершенное и полное доверие к Божественной Милости, вы столкнётесь с трудностями. И вера и доверие совершенно необходимы.
Следующее психологическое совершенство – Преданность. Но, если преданность не сопровождают многие другие качества, с ней вы тоже можете сделать много ошибок и столнуться с великими трудностями. У вас есть преданность, и у вас всё ещё есть эго. И ваше эго заставляет вас совершать ужасно эгоистические вещи из чувства преданности. Вы думаете только о себе, а не о других, и не об остальном мире, или о работе и о том, что должно быть сделано, вы думаете только о своей преданности. И вы становитесь ужасно эгоистичным. Как только вы видите, что Божественное не отвечает на вашу преданность с энтузиазмом, который вы ожидаете от Него, вы впадаете в отчаяние и сталкиваетесь с теми же тремя трудностями, о которых я только что говорила: либо Божественное жестоко или Он оставил вас: «Почему Ты оставил меня?» или вы думаете: «О, я совершил серьёзную ошибку, и Он меня оттолкнул от себя за это», и вы впадаете в отчаяние.
Но есть ещё одно отношение, которое сопровождает преданность. Это что-то вроде чувства Благодарности за то, что Бог есть; это чувство чудесной признательности, которая поистине наполняет вас высшей радостью просто от факта, что Бог есть, что во вселенной есть такое чудо, как Бог, что не только одно ужасное и тёмое существует в ней, но есть ещё Бог, Бог существует. И, каждый раз, когда малейшее событие или чувство приводит вас в прямой или непрямой контакт с этой высшей Реальностью божественного существования, ваше сердце наполняется таким интенсивным, таким чудесным счастьем, такой благодарностью, что из всех отношений это самое лучшее чувство. Ничто другое не даёт вам радость, сравнимую с этой благодарностью. Вы слышите пение птиц, видите прелестный цветок, смотрите на маленького ребёнка, видите доброту, читаете прекрасную строку, смотрите, как заходит солнце, не имеет значения, что именно происходит, внезапно это чувство захватывает вас – такое глубокое, такое интенсивное – что мир проявляет Божественное, что есть нечто позади мира, и это Божественное. Поэтому, я думаю, что преданность без благодарности не завершена, благодарность должна приходить вместе с преданностью.
Мы говорили о Мужестве, как об одном из психологических совершенств. Но это мужество в йоге всегда значит, что вас притягивает верховное приключение, и это Стремление полностью поглощает вас, и бросает вас без остатка и без расчёта на путь великого открытия божественного, и ещё более великой божественной Реализации, и вы не можете бросить этот поиск; вы бросаетесь вперёд, не оглядываясь назад и не спрашивая себя: «Что же случится дальше?» Ибо, если вы спросите себя об этом, вы никогда не станете на путь, вы всегда будете оставаться на одном месте, пригвождённые к месту, в страхе потерять равновесие. Настоящее стремление всегда исполнено мужества.
И теперь о Самоотдаче. Шри Ауробиндо говорил, что самоотдача является первым и абсолютным условием для того, чтобы делать йогу. Если вы не приняли решение совершить полную самоотдачу, вы не можете начать.
И я добавлю ещё одно качество Выдержку. Ибо, если вы не можете переносить трудности без того, чтобы впасть в уныние и уйти с пути из-за того, что он слишком труден, и, если вы не можете получать удары, и, несмотря на это, продолжать двигаться вперёд без колебаний, вы не уйдёте далеко; и, на первом же повороте, как только вы потеряете из виду свою убогую привычную жизнь, вас охватит отчаяние, и вы выйдете из игры.
Самая материальная форма выдержки – это Настойчивость. Если вы не приняли решение начать одно и то же сначала тысячу раз… Знаете, люди приходят ко мне в отчаянии: «Я думал, что я покончил с этим, а теперь я опять должен всё начать сначала!» И, если я им говорю: «Это ещё ничего, вам, наверное, нужно будет начать сначала сотни, тысячи раз; вы делаете шаг вперёд и считаете, что вы больше не вернётесь назад, но вам обязательно встретится на пути что-то, что вернёт к жизни ту же самую проблему. И, если вы не не решили, что: «Даже в том случае, если она вернётся назад милион раз, я начну сначала милион раз, но я преодолею эту трудность, в конце концов», вы не сможете делать йогу. Это совершенно необходимо.» (CWM, Vol.8, pp.36-42)
Все эти качества необходимы на каждом шагу духовного пути. Давайте рассмотрим подробнее некоторые из психологических совершенств, которые Мать считает совершенно необходимыми.
Вера, Преданность и Любовь к Божественному и его Шакти
Мы должны сделать это драгоценное качество центральной осью нашей природы и сознания. Наша преданность и любовь к Божественному должна быть простой, чистой и нести в себе психическую искренность. Эта любовь и преданность должны быть совершенно безусловными, без всяких ожиданий и требований, и должны быть свободными от всей путаницы, которая возникает в тумане интеллектуальных рассуждений. Мы можем с легкостью избежать многочисленных психологических затруднений, бед, различных опасностей и обманчивых ловушек на Пути, если мы сделаем твёрдой, постоянной, и совершенно неизменной нашу любовь, посвящение и веру в Божественную Мать и её милость. В этом случае, к нашему удивлению, мы обнаружим, что никакие беды, какими бы серьёзными они не казались, как бы они не заставали нас врасплох на Пути, серьезно влияли на наш разум и сердце, и даже на тело, и, всё-таки, они не способны вызвать в нашем сознании даже тени протеста и жалобы, не говоря уже о возмущении или отступлении с выбранного пути; наша вера и доверие в Божественное и его любовь не будут подвергнуты сомнению даже на мгновение; ни одна опасность на Пути не сможет стать для нас реальной опасностью; и никакое внешнее страдание не сможет стать причиной психологического страдания.
Прочно обретя эту добродетель истинной любви и веры в Божественное, мы сможем на основании непосредственного опыта понять простую истину:
«Бог является нашим исполненным мудрости и совершенства товарищем, ибо он знает, когда поразить и когда приласкать, когда сразить нас, также хорошо, как и когда спасти и придти на помощь… Должна быть вера в любовь и мудрость Бога,.. который ведёт нас к совершенству, даже тогда, когда оно внешне кажется злом.» (Шри Ауробиндо, 1984 Ashram Diary, July 3 and August 22)
Путь Йоги полон трудностей и смятения. В любой момент вашего существования неожиданное несчастье может застать вас врасплох и, зачастую, необыкновенно трудно сохранять равновесие в такие критические моменты. Для того, чтобы сохранять равновесие в этих трудных и опасных ситуациях садхак должен с самого начала садханы поместить в своём сердце основную истину духовной жизни, связанную с Божественным промыслом и вспоминать о ней каждый раз, когда он чувствует, что теряет своё самообладание:
«Пути Божественного совсем иные, чем те, которые свойственны человеческому разуму и нашим представлениям, и нельзя судить их или предписывать Божественному, что ему следует или не следует делать, ибо Божественное знает лучше, чем знаем мы. Если мы верим в Бога, истинное рассуждение и Бхакти, как мне кажется, требуют от нас безусловной веры и самоотдачи.» (Letters on Yoga, p.596)
Таким образом, полная адаптация и радостная покорность перед лицом любых событий, которые исходят от Божественного провидения, должны быть на вооружении садхака. Вашей мантрой на все времена, в горести или в радости, в безоблачные времена и периоды смуты, должно быть: «Да будет Воля Твоя», и не говорить это неохотно или со стоической выдержкой, но с совершенной верой всего существа в радостном согласии и одобрении. Давайте задумаемся над словами Шри Ауробиндо:
«Помните истинные основы йоги… Повиновение божественной Воле, а не настаивание на собственной воле, является основной мантрой… прежде всего, вы должны научиться совершенному повиновению.» (1984 Ashram Diary, August 21)
Следующей духовной добродетелью, которую мы должны развить в себе, является:
Оптимистическое Отношение и Неизменное Состояние Радости
Шри Ауробиндо говорил:
«Сатвические радость, покой и уверенность в себе являются подходящим темпераментом для Интегральной Йоги.» (Letters on Yoga, part IV, p.1358)
И это легко понять. Ибо, если мы установим в себе постоянное равновесие покоя и равнозначности, мы сможем увидеть, что всё, что происходит в ходе нашей жизни: приятное и неприятное, даже трагическое, всегда несёт в себе два противоположных аспекта; один положительный и благоприятный, который ведёт к будущему благоденствию; и другой, который принимает форму явного зла. Только потому, что сейчас, в нашем исполненном эго сознании, мы видим только отрицательные стороны, пренебрегая положительным аспектом, наше сознание легко впадает в заблуждение и склонно к ошибочным выводам и ложным заключениям, наши чувства и сердце исполнены страданием и смятением.
Но если мы хотим жить истинной духовной жизнью, мы должны изменить свои взгляды и, когда с нами происходит что-то непредвиденное, учиться видеть в нём положительный аспект и стараться сконцентрировать своё внимание именно на положительном значении этого события. Тогда нашему сознанию откроется тайный духовный смысл того совершенства, которое кроется за маской внешних невзгод и страданий.
И если мы сможем развить в себе это качество и видеть всё, что происходит с нами, с положительной точки зрения, свойственное нам чувство природного оптимизма изменит ход нашей жизни, наполняя её покоем при любых обстоятельствах: тогда мы обязательно увидим неизменное присутствие света даже в самой кромешной тьме. Шри Ауробиндо называет такой путь «Залитым солнцем путём», по которому садхак сможет идти с радостной уверенностью,
«полагаясь во всём на Мать, ни о чём не печалясь и ничего не боясь… с радостной равнозначностью даже перед лицом трудностей…» (Letters on Yoga, part IV, p.1359)
Мужество и Бесстрашие
Шри Ауробиндо писал одному из садхаков, что мужество и любовь являются двойной добродетелью, которая совершенно необходима для того, чтобы совершить прогресс в садхане: даже в том случае, если все остальные добродетели померкнут и станут бездейственными, этих двух качеств будет достаочно, для того, чтобы спасти садхака. Мы хорошо знаем, что каждый садхак Интегральной Йоги должен быть бесстрашен, если он стремится продвинуться на пути духовной садханы, не подвергая себя излишней опасности. Ибо без постоянной поддержки неустрашимости, он может встречать препятствия на каждом шагу. Все враждебные силы тонких миров рады использовать малейший страх и нерешительность в сознании садхака в качестве удобного момента для того, чтобы разрушить всё то, что было достигнуто в его садхане и увести его с пути, показывая ему нереальные картины будущих несчастий и снабжая его предупреждениями о грозящих ему мифических бедах. Поэтому, необыкновенно важно, чтобы садхак Интегральной Йоги посвятил всё своё внимание развитию в себе непоколебимого мужества. Он должен сохранять равновесие при любых обстоятельствах, каким бы серьезным не было их внешнее воздействие.
Мы приводим слова Шри Ауробиндо и Матери, которые настойчиво говорят о необходимости бесстрашия в жизни садхака:
1) «Если вы хотите совершать Йогу, вы должны избавиться от страха.» (Letters on Yoga, p.1416)
2) «Основным условием прогресса в садхане является отсутствие страха, доверять Божественному и оставаться в тишине…» (Там же, p.1189)
3) «Страх – это первое, от чего вам следует избавиться навсегда…» (Там же, p.550)
4) «Быть свободным от страха и всецело верить в божественное провидение, является совершенно необходимым.» (Там же, p.1148)
5) «…йогин должен быть бесстрашным, abhi; испытывать страх – это совершенная нелепость, так как вы не можете контролировать свои состояния; бесстрашие – это та сила, которая необыкновенно желательна и поощряется в йоге.» (Там же, p.1149)
А вот отрывок из высказываний Матери на ту же тему:
«Никакая защита и ни сама Божественная Милость не может сохранить тех, кто отказывается от необходимости очищения. Так как страх является чем-то нечистым в вашем сознании, одним из самых больших препятствий, которые приходят непосредственно от антибожественных сил, целью которых является разрушить божественное воздействие на землю; и первостепенным долгом тех, кто действительно хочет совершать йогу, является искоренить из своего сознания, используя всю свою силу, со всей искренностью, со всей выдержкой, на которую они способны, даже тень страха. Для того чтобы быть на пути йоги, вы должны быть совершенно бесстрашными и никогда не позволять этому жалкому, ничтожному и отвратительно трусливому чувству, которое называется страхом, заставлять вас отступить.» (Questions and Answers 1956, CWM Vol.8, p. 261)
После неустрашимого мужества, которое необходимо ясно отличать от поспешного безрассудства, идут добродетели терпения и настойчивости, которые в такой же степени необходимы для продвижения в садхане.
Терпение и Настойчивость
Целью Интегральной Йоги является изменение всей человеческой природы, и вся жизнь должна быть полем для достижения этой цели. Каждый садхак на этом Пути должен ясно понимать с самого начала, что нетерпение и путь духовной жизни являются совершенно несовместимыми друг с другом. Если вы ступаете на Путь с тщетной надеждой, что вы завоюете эту крепость за один день и обретёте реализацию Божественного в относительно короткое время, вы вскоре разделите судьбу злополучной птицы, которая хочет пролететь по небу с подрезанными крыльями.
Никогда не следует забывать, что целью Интегральной Йоги является полная трансформация нашего сознания и всех частей нашей природы, не оставляя ни одну из её частей не преобразованными. Разумеется, это не может быть сделано за день. Мы должны поддерживать ясное пламя нашей тапасьи в течение многих лет: нам придется преодолевать одну и ту же трудность и слабость нашей природы много раз. Именно поэтому Шри Ауробиндо напоминает нам:
«Терпение является первым великим уроком в йоге… терпение, исполненное покоя, собранности и силы.»
Он также писал:
«Те, кто надеется на быстрый успех, быстро разочаровываются: не бойтесь и не надейтесь, но обладайте верой в божественную цель и волей реализовать её.» (1984 Ashram Diary, November 19 and 15)
Садхаку Интегральной Йоги необходимо обратить внимание на важность слов Шри Ауробиндо:
«Путь Йоги очень долгий, каждый сантиметр земли должен быть завоёван, преодолевая огромное сопротивление, и ни одно качество не понадобится вам с большей силой, чем терпение и целеустремленная настойчивость, которую сопровождает крепкая вера, оставаясь неизменной перед лицом всех трудностей, ожиданий и очевидных неудач.» (Letters on Yoga, p. 630)