Йога Шри Ауробиндо (Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 3)

Йога Шри Ауробиндо (Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 3)

Йога Шри Ауробиндо

Шри Ауробиндо и Его Йога
Раздел 1: Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 3

Йога — это специализированная интенсификация процессов Природы. Природа стремится развить эволюционирующее сознание и создать подходящие формы для воплощения различных типов сознания, разработанных ею. У нее есть свои обширные способы сделать это; многоплановость, а не скорость — вот ее метод работы. Йога же подходит к этому процессу осознанно, ускоряет его и стремится достичь наиболее полного развития существа за сравнительно короткий срок. Для этого она выбирает какую-либо одну из способностей, наиболее развитую в человеке, — ум, эмоции, жизненную силу, физическое тело — и сосредотачивается на развитии ее до предельных возможностей, на совершенствовании ее согласно божественному замыслу. Йога носит название в зависимости от цели и инструмента, выбранного для изменения: Джняна-йога, Бхакти-йога, Карма-йога, Раджа-йога и т. д. Каждая из них направлена на высвобождение одной наиболее развитой части и на то, чтобы через нее, насколько это возможно, донести полученные результаты до остальных частей существа. Одна часть, очищенная и обожествленная (или, по крайней мере, одухотворенная), служит дверью для души, чтобы высвободиться из-под власти Неведения. Таков общий принцип в Йоги в наиболее широком понимании.

Йога Шри Ауробиндо направлена на освобождение и совершенствование не какой-то одной части, а всего существа человека. Она охватывает всю природу для необходимой трансформации; ее подход интегрален, ее цель интегральна, а значит, и ее средства тоже интегральны. Это интегральная йога, pūrṇa yoga. Можно начать с любой точки, но по мере того, как йога принимает конкретную форму, все способности существа собираются, фокусируются и предлагаются Божественной Шакти для ее трансформирующего действия. Для этого необходимо все: знание, преданность, жизненные энергии, и нужно позаботиться о том, чтобы открыть себя на всех этих уровнях. Стремление к божественной жизни, преданность Божественному, отказ от всего, что стоит на пути этой преданности и стремления, — вот основные пути этой йоги. Есть три великих этапа, которые отмечают продвижение в этой йоге.

Первый этап садханы — осознание божественной Личности внутри себя. Глубоко в сердцевине существа, в центре духовного сердца находится психическое существо, душа в эволюции, часть Божественного. Путем концентрации, медитации, молитвы человек все больше осознает эту завуалированную божественность, устанавливает с ней контакт и путем дисциплины очищения, возвышения и освящения достигает тождества с ней. Но интегральный йогин не довольствуется этим осознанием единения с Индивидуальным Божественным в глубинах своего существа. Он делает его эффективным центром своих жизненных движений, воздействует на них и преобразует их в образ психического. Он осуществляет психизацию своей природы. Кульминация первой стадии знаменует собой начало второй.

Его осознание Божественного в себе будет неполным, если оно не перерастет в осознание Божественного в других, во всей окружающей вселенной. Он расширяет свое видение, свои умственные и духовные горизонты, все шире и шире, до тех пор пока не охватит своим сознанием все сущее. Он воспринимает и живет в сознании других людей в единении со всеми. Единство, Гармония и единое происхождение Всего в Божественном для него — самоочевидные истины. Он пришел к реализации Космического Божественного, что, в свою очередь, указывает на следующую, третью кульминацию.

Единая реализация была расширена по горизонтали до размеров Вселенной. Но обе они черпают свою истину из другого, Трансцендентного, которое выразило себя в них обеих. И пока это Трансцендентное Божественное, не подчиняющееся условиям индивидуальных и универсальных формулировок, не будет реализовано, освобождение не будет полным. Эта цель достигается через серию открытий вверх в существе, к диапазонам сознания, которые простираются все выше и выше ума и составляют парардху — верхнюю полусферу над тройственным Неведением ума-жизни-тела.

Главным шагом в этом восхождении является осознание Сознания-Истины, называемого Ритам в Ведах, Виджнана в Упанишадах, Махас в более поздних текстах, и Супраментальное Сознание в философии Шри Ауробиндо. Прийти к этому сознанию Истины-Воли и утвердить его в себе — вот конечная цель, которую ставит перед собой садхак этой йоги. Это та способность сознания превосходящая высшие уровни Разума, на которую безошибочно указывает человеческая эволюция. Ибо только такой Истина-принцип, как этот, может устранить несовершенства, которым подвержен человек из-за владычества Неведения, и установить господство божественных истин: Истину вместо Неведения, Силу вместо Ограничения, Блаженство вместо Боли, Бессмертие вместо Смерти.

М.П. Пандит

Рубрика «Шри Ауробиндо и Его Йога»

 

Читать Дальше:

Йога на Каждый День

Принять Участие:

Ауро-Книга
курсы и занятия