Мать (Мирра Альфасса)

Опыт Души и Рассуждения Ума (Афоризмы Шри Ауробиндо с Комментариями Матери)



Мать, 24 февраля 1960г.

Мать, 24 февраля 1960г.

Афоризм 12

Афоризмы Шри Ауробиндо с Комментариями Матери

Они доказали мне, приведя убедительные доводы, что Бога не существует, и я им поверил. А потом я увидел Бога, так как он пришел и обнял меня. И чему я должен теперь верить, чужим доводам или собственному опыту?[1]

Шри Ауробиндо не задает вопроса, но скорее дает иронический комментарий, чтобы ясно показать глупость доводов ума, который воображает, будто может говорить о том, чего не знает. И ничего более.

С помощью ума можно доказать все что угодно. Если вы знаете, как использовать его, и овладели искусством логических заключений и аргументации, вы способны доказать все. И в самом деле, в университетах используется упражнение, помогающее развить гибкость ума: вам предлагается для доказательства тезис, и тут же — антитезис, чтобы вы с равной убедительностью доказали и его. Это делается в надежде, что если вы подниметесь немного над тем и другим, вам удастся обнаружить их синтез.

По этой причине, когда мы признаем, что может быть доказано все что угодно, из этого закономерно следует, что доказательства никуда не ведут. Ибо, если вы в состоянии что-либо доказать, а в следующий момент – доказать обратное, это подтверждает, что ваши доказательства ничего не стоят.

Но вот происходит переживание. Для доверчивого сердца, искренней и честной натуры, которая знает, что переживание подлинное, что это не подделка желания, не ментальное тщеславие, но спонтанное движение, идущее из души, — это переживание всецело убедительно. Оно теряет силу своей убедительности тогда, когда к нему начинают примешиваться желание получить переживание и честолюбивая мысль о собственном превосходстве. Если это в вас есть, — берегитесь, потому что желание и честолюбие фальсифицируют переживания. Ум – это созидательная сила, и если в вас присутствует сильное желание, чтобы с вами случилось нечто важное и интересное, это может случиться, по крайней мере, в глазах тех, кто видит вещи поверхностно. Но кроме этих случаев, если вы честны, искренни, непосредственны, особенно когда переживания приходят без какого либо усилия с вашей стороны, как спонтанное выражение вашего глубинного устремления, тогда эти переживания несут с собой семя абсолютной подлинности. И даже если весь мир говорит, что они являются бессмыслицей и иллюзией, это не изменит ваших личных убеждений. Но, естественно, чтобы это случилось, вы не должны обманывать себя. Вы должны быть искренни и честны с полной внутренней прямотой.

Кто-то спросил меня: «Как такое возможно, чтобы Бог открыл Себя неверующему?» Это очень забавно; ибо, если Господу доставит удовольствие раскрыться неверующему, я не вижу, что может Ему помешать сделать это!

Напротив, у Него есть чувство юмора. Шри Ауробиндо уже много раз говорил нам, что Всевышний обладает чувством юмора, что это мы[2] хотим наградить Его мрачным, непременно серьезным характером. А Он может найти очень забавным – прийти и заключить в объятия неверующего. Того, кто только вчера заявлял: «Бога не существует. Я в Него не верю. Все это – глупости и невежество…» Он обнимет его Своими руками, он прижмет его к Своему сердцу – и рассмеется ему в лицо.

Возможно все, даже вещи, которые нашему маленькому и ограниченному интеллекту кажутся абсурдными.

Нужно заметить, что лишь дойдя до конца этих афоризмов, мы сможем понять их. Потому что с каждым из них Шри Ауробиндо ставит нас в совершенно иное положение относительно истины, которую нужно открыть. Существует бесчисленное множество граней, бесконечное множество разных точек зрения. Можно говорить исключительно противоречивые вещи, не будучи нелогичным, или противоречащим самому себе. Все зависит от того, каким образом вы на это смотрите. И даже рассмотрев все и со всех доступных нам с позиции центральной Истины точек зрения, у нас все же будет лишь очень маленький проблеск — Истина будет ускользать от нас одновременно во всех направлениях. Но что  замечательно, так это то, что как только мы имеем единственный контакт с Божественным, истинное, спонтанное и искреннее переживание, в этот момент, в этом переживании мы познаем все и даже больше. Вот почему так важно со всей искренностью жить тем малым, что вы знаете, чтобы стать способным иметь переживания и познавать на опыте, не ментально, а потому что вы проживаете эти вещи, потому что они становятся частью вашего существа и сознания.

Применять на практике то малое, что вы знаете – это лучший способ узнать больше. Это наиболее мощное средство в продвижении по пути – хоть немного действительно искренней практики. К примеру, не делать чего-то, что как вы знаете, не следует делать. Когда вы увидели слабость, неспособность в своем существе, вы не должны позволять этому вновь случиться. Если хоть на мгновение у вас было виденье того, каким вы должны быть, пылкое устремление, вы не должны – вы никогда не должны забывать стать таким.

Некоторые люди постоянно жалуются на собственное бессилие. Но это не продвинет вас далеко. Если однажды у вас было истинное виденье собственных слабостей, истинное и искреннее понимание, если вы увидели, что вы не должны быть таким – все, наступил конец жалобам. Тогда возникает ежедневное усилие, формирование воли, бдительность в каждый момент – вы никогда не должны позволять возобновляться обнаруженной ошибке. Заблуждаться из-за неведения, заблуждаться из-за несознательности, — это, конечно, большое несчастье, но это может быть исправлено. В то время как продолжать совершать ту же ошибку, зная, что этого делать нельзя, — это акт малодушия, который мы не должны себе позволять.

Говорить: «О, такова человеческая природа. О, мы несознательны. О, мы невежественны» — это все лень и слабость. И позади этой лени и слабости стоит громадная злая воля. Она там!

Говорю это, потому что многие люди заявляли мне так, многие. И всегда это лишь способ самооправдания: «О, мы делаем то, что можем». Это неправда. Потому что если вы искренни, то, как только вы увидели – до тех пор, пока вы не увидели, тут нечего сказать – но момент, когда вы увидели, это момент, когда вы получаете Милость. А когда вы обрели Милость, вы не имеете права забывать о ней.[3]


[1] Афоризм в переводе А. Шевченко:

Убедительными доводами они доказали мне, что Бога нет, и я поверил им. А потом я увидел Бога, ибо Он пришел и заключил меня  свои объятия. Чему же мне теперь верить – чужим доводам или собственному опыту?

[2] Слово выделено в издании 10-го тома Собрания сочинений Матери.

[3] «Занятия по пятницам», которые проводились в Ашраме на Площадке для игр, в этот период закончились, а с ними – и первая часть комментариев Матери. – Примечание составителей 10-го тома Собрания сочинений Матери.

5 декабря 1958 года


Рубрика «Мысли и Афоризмы»

 

Читать Дальше:

Мать (Мирра Альфасса)
Шри Ауробиндо, 1950

Принять Участие:

Ауро-Книга
курсы и занятия