Шри Ауробиндо о Развитии Общества (Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 9)

Шри Ауробиндо о Развитии Общества (Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 9)

Шри Ауробиндо о Развитии Общества

Шри Ауробиндо и Его Йога
Раздел 1: Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 9

Не только индивидуальный человек проходит духовную эволюцию. Общество, в котором он живет, также эволюционирует в том же направлении. И это неизбежно, потому что оба — и индивид, и коллектив — являются формациями одной Божественной Реальности с одной и той же целью — выражением проявляющегося Духа.

Шри Ауробиндо видит в росте общества упорядоченную, прогрессивную эволюцию. Как и в случае с индивидуумом, зачатки души постепенно обретают форму, а коллективная душа формируется и развивается в направлении духовного воплощения. Это развитие можно проследить по трем или четырем хорошо заметным ступеням роста.

Как правило, на ранних стадиях развития общества сознанием человека управляет дух сильной религиозности и символизма. Инстинктивно человек чувствует и признает существование неких высших сил, действующих в природе, и покоряется их воле. Все в жизни символизирует для него нечто иное и большее, нежели видимость. Его жизнь полна влияния и деятельности Сил и Могуществ, более великих, чем он сам, и он выстраивает отношения между собой и Силами или Богами посредством ритуалов, молитв, поклонения и подобных действий. Таковы ранние общества ведических ариев, мистиков Греции, Египта и других народов. Такова первая, Символическая Эпоха.

Этот живой организм общества, однако, стремится зафиксироваться в организации. Постепенно возникает типовой порядок с определенными группами, выполняющими определенные функции, и общество разделяется на отдельные составные типы. Живой ритуал религии, динамичное движение внутреннего духа, спонтанно возникающие и саморегулирующиеся нормы общества начинают окаменевать, превращаясь в фиксированные условности и малопонятные обычаи. Кульминация этой эпохи типов и условностей наступает тогда, когда общество оказывается чрезмерно перегруженным этим механическим аппаратом законов и обычаев, а индивид начинает ставить их под сомнение и бунтовать.

Так начинается третья эпоха — эпоха Индивидуализма и Разума. Все ставится под сомнение, человеческий ум, вооруженный интеллектом, подвергает сомнению все обычаи и верования. Человек отстаивает свое законное право мыслить и самостоятельно определять собственный путь развития. В итоге этого двойного движения разрушения и освобождения рушится старая структура изживших себя обычаев и законов, разрушаются многие барьеры суеверий и догм, преграждающие путь к прогрессу. Разум исследует все вокруг, проникает в глубины бытия, чтобы отыскать главную истину жизни. То ему кажется, что он нашел ее в физической Материи, то в жизненной Энергии, то в ментальной Субстанции. Но он нигде не может найти покоя, потому что постоянно появляются новые факты, разоблачающие неадекватность сформированных им выводов и указывающие на другие возможности. Мыслитель переходит от материализма к витализму и затем к ментализму, а когда все это оказывается недостаточным для эффективного управления и руководства жизнью, он переходит к Субъективной Эпохе; он сталкивается со свидетельствами существования целого диапазона бытия за завесой внешних проявлений — подсознательного, которое является местом многих парапсихологических и психических явлений, выходящих за пределы диапазона ментального разума. Нынешний период человечества — это субъективный век; человек признает существование сверхрационального диапазона жизни и открывает в себе способности, соответствующие реалиям этого порядка жизни — способности телепатии, ясновидения, интуиции, вдохновения и т. д.

Кульминацией этого субъективного движения является наступление четвертой, Духовной Эпохи, в которой все пути ведут к истине Души. Человек обнаруживает свой истинный центр существования в душе, божественной сущности, находящейся в основе его существа, и в равной степени всепроникающего Духа во вселенной. Он также осознает, что на уровне души все сущее едино. Сущность человека, Атман, и Сущность вселенной, Брахман, — едины. Как только эта истина оказывается воспринята и осознана, возникает неудержимое движение к Гармонии, Общности и Единству. Истина проявляющегося Духа начинает проявляться в коллективности человечества.

По словам Шри Ауробиндо:

«Начав с символического века, века, в котором человек чувствовал великую Реальность стоящую за всей жизнью, которую он искал посредством символов, он (разум человека) достигает такого периода, когда он начнет жить в этой Реальности, не посредством символов, не силой типа или традиции или индивидуального разума и интеллектуальной воли, но в нашей собственной высшей природе, которая будет природой этой Реальности, воплощенной в условиях — не обязательно таких же, как и сейчас — земного существования. Это то, что все религии видели с более или менее адекватной интуицией, но чаще всего словно сквозь темное стекло искажений, то, что они называют Царством Божьим на земле, — Его Царство внутри в человеческом духе и, следовательно, так как одно является материальным результатом действия второго, Его Царство вовне в жизни народов».

М.П. Пандит

Рубрика «Шри Ауробиндо и Его Йога»

 

Читать Дальше:

Йога на Каждый День

Принять Участие:

Ауро-Книга
курсы и занятия