Знание, Практика и Прогресс (Как Продолжить Практику Йоги. Часть 1)

Путь к осознанию: Знание, Практика и Прогресс (Как Продолжить Практику Йоги. Часть 1)

Знание, Практика и Прогресс в Йоге

Руководство По Интегральной Йоге
Раздел 2: Как продолжить Практику Йоги. Часть 1

Истоки мировоззрения Шри Ауробиндо восходят к Ведам, Упанишадам, подлинным тантрам и высоким традициям индийского эпоса. Говоря об основных условиях йога-сиддхи и реализации в йоге, он цитирует знаменитый отрывок из «Санацуджатиям», в котором они перечислены как Шастра, Утсаха, Гуру, Кала.

Духовное Писание (Шастра)

Прежде чем ступить на Путь, нужно знать, какова цель, каков процесс и какие принципы лежат в основе практики. Это Знание о Боге, Природе и Человеке в том виде, в каком его постигают Мудрые, и есть Шастра. И это Знание, Веда, лежит в сердце каждого, как бутон нераспустившегося лотоса. Весь опыт, все побуждения жизни побуждают этот источник раскрыться, и это Знание мало-помалу обнаруживает себя. И хотя бывают редкие случаи, когда это внутреннее Знание само раскрывается людям, обычно для пробуждения этого внутреннего Источника требуется внешнее вмешательство. И этим инструментом является Слово, могущественное слово шастры. Оно основано на божественных откровениях, дарованных Провидцу и подтвержденных его жизненным опытом. Шастра также может быть системой, созданной Учителем на основе его собственных озарений и осознания истины жизни. Садхак Интегральной Йоги в основном зависит от Веды, находящейся в его сердце, но он также пользуется преимуществами существующих шастры. При этом он старается не связывать себя строго буквой письменной шастры: шабдабрахмативартате. Он не ограничен в своих познаниях; он держит свой ум и сердце открытыми ветрам знания, обдувающим его со всех сторон, и организует обретенные знания вокруг своего внутреннего центра. Он продолжает расти в знании по мере того, как оно развиваетсяв мире, не отказываясь от новых формулировок Истины под предлогом того, что все сказано в «моей шастре». Он всегда жизнерадостен и открыт всем возможностям в познании Бесконечного.

Внутреннее Усилие (Устаха)

То, чему учат шастры, нужно прожить. Если знание не претворено в практику, оно остается сухим умственным обретением и становится бесплодным. Садхак переходит к практическому воплощению своих знаний, использует их для своего роста и продвижения к Божественному, что является его непосредственной целью. Он прилагает искренние усилия, вкладывает свою энергию в избранное дело, согласно направлению, указанному в шастрах. Первый шаг в этом направлении — изменить ориентацию своего сознания с внешней на внутреннюю. Он меняет свои внутренние ценности и приоритеты. Он препятствует тем движениям своей природы, которые привязывают его к жизни в неведении, и поощряет те, которые помогают ему погрузиться в высшую или внутреннюю жизнь и интегрировать их элементы в своей повседневной жизни. Он контролирует свои желания и эгоистические импульсы, отвергает их и сосредотачивает свою жизнь вокруг своего истинного Центра. Он расширяет свои интересы, расширяет горизонты ума, расширяет диапазон сердца и всеми способами прорывается сквозь сдерживающие стены своего эгоцентричного существования. Искренность, с которой он устремляется за пределы своего низшего существования и восходит к высшему, определяет скорость его прогресса. Он увеличивает интенсивность своего устремления постоянным отказом от того, что противоречит его поискам, и постоянным использованием возможностей, которые возникают, когда он стремится выйти за пределы индивидуального и космического царства Неведения.

Духовное Водительство (Гуру)

Садхак этой йоги осознаёт, что его собственное усилие, хотя и играет важную роль, само по себе не может осуществить необходимого изменения. Молитвой и сосредоточением он призывает на помощь Высшую Силу, Божественную Милость. И когда Сила или Шакти откликаются — как это всегда бывает в ответ на серьёзное человеческое устремление — он удерживает себя открытым и восприимчивым к её нисхождению и работе в себе. Теперь его усилие заключается в том, чтобы поддержать действие нисходящей Силы, ассимилировать её на разных планах своего существа. Восходящая сила человеческого зова и нисходящая Сила откликающейся Божественности объединяются в его существе, и его сознание претерпевает радикальное изменение. Его природа одухотворяется. Точка опоры его жизни прочно закрепляется в его внутреннем Бытии, и тогда он становится готовым к следующему этапу йоги. Он начинает излучать внутреннее влияние на окружающий мир. Он передаёт в мир на разных уровнях Божественную энергию, протекающую через его существо, и таким образом помогает в продвижении человечества к Божественному. Он становится центром трансформации человеческой природы в божественную в тех, кто готов к такому шагу.

Однако обычно садхаку трудно самостоятельно осуществить этот переворот сознания, погружение внутрь и слияние с вышим сознанием. Он чувствует потребность в Гуру. Здесь также, как и в случае с вечной Ведой, вечный Наставник присутствует в тайной обители сердца каждого человека. Но лишь немногим удаётся самостоятельно пробудиться к этому Присутствию внутри и активизировать его в своей жизни. Большинству людей нужна некая Сила или Личность во внешней жизни. Религия удовлетворяет эту потребность в концепции индивидуального Божества, ишта-девата. Если идея такой сверхъестественной Сущности слишком чужда человеку, есть также идея Аватара, Воплощения Божественного. Божественное принимает человеческую форму и периодически появляется в человечестве для индивидуального спасения человека и мира. Таковы Рама, Кришна, Христос, Будда — человеческие воплощения Божественного Сознания. Они прокладывают путь, дают учение, и многие следуют им с великой пользой. Но они приходят лишь время от времени, и со временем их Учение забывается. Более частые откровения через Пророков, Божественных посланников, которые известны истории человечества. Однако обычному искателю может понадобиться более живое Учение, более доступный Наставник, и духовная традиция предоставляет его в концепции человеческого Гуру.

Гуру в этом смысле — это тот, кто осознал истину пути, по которому идет искатель, или, во всяком случае, он находится в контакте и общении с ним. Он не просто осознал истину, но также способен передать своё осознание ученику. Он достигает ученика через своё учение, влияние и пример. Его учение проистекает из его реализации, получившей жизнь посредством его тапасьи. Это живая мудрость, которая естественным образом растёт в существе ученика, предоставляя ему полную свободу развития согласно своему собственному ритму и природе. Гуру не навязывает своё учение как систему, а предлагает его как образ жизни. Он является истинным генератором духовного сознания и силы Истины, которую он воплощает, и его существо постоянно излучает этот динамизм. Это динамическое влияние окружает ученика, напитывает существо и работает над тем, чтобы изменить его существование по своему собственному подобию. Это непрерывный шактипат, передача духовной энергии. И, наконец, Гуру дает пример. По сути, сама его жизнь является постоянным примером реальности Истины Пути, возможности её реализации в жизни садхака. То, как вся его жизнь управляется осознанной Истиной, вдохновляет сообщество учеников следовать его примеру.

Такой Гуру, говорит Шри Ауробиндо, не претендует на превосходство, не стремится доминировать над жизнями тех, кто следует за ним. Он ребёнок, ведущий других детей, Свет, зажигающий другие огни.

Время как Инструмент Садханы (Кала)

И, наконец, остаётся кала, инструмент времени. Во всех вещах присутствует движение времени, период подготовки, период усилия, период инкубации и час свершения. Искатель учится ждать согласно потребностям времени и избавляется от своего незрелого нетерпения. Он также узнал, как, когда усилие эгоистично, время проявляется как препятствие, а когда человек совершает полную самоотдачу, время становится инструментом и средством реализации.

М.П. Пандит

Руководство По Интегральной Йоге

 

Читать Дальше:

Йога на Каждый День

Принять Участие:

Ауро-Книга
курсы и занятия