Садхана Трудов (Практика Интегральной Йоги. Часть 11)

Садхана Трудов (Практика Интегральной Йоги. Часть 11)

Садхана Трудов

Практика Интегральной Йоги. Часть 11

Karma-sādhanā является необыкновенно важной частью Интегральной Йоги. И, если наша цель — это установление божественной жизни на земле, то для этого Божественному Сознанию необходимо вначале одержать победу в человеке и его теле. Поэтому, одного посвящения деятельности мыслящего разума и сердца с его эмоциями не достаточно. Совершенно необходимо добавить к этому полное посвящение практической воли, которая используется в нашей деятельности. Иначе, мы не сможем сделать саму жизнь Божественной. И мы не сможем одержать ту истинную победу, которая лишит нас полного страданий, невежественного земного существования.

Мать не раз подчеркивала необходимость Карма-йоги для Интегральной Йоги. Вот, что она говорила в одной из своих бесед 29 апреля 1929 года:

«В Интегральной Йоге интегральная жизнь должна быть трансформирована и обожествлена вплоть до самых незначительных деталей. Иначе, она всегда будет оставаться разделенной. Ибо, несмотря на то, что определенные опыты и реализации могут придти к садхаку в медитации или в его внутреннем сознании, его внешняя жизнь остается неизменной. Идеал такой разделенной жизни может удовлетворить только тех, кто стремится к ней, но это не наша Йога. Ибо, мы хотим, чтобы Божественное завоевало этот мир, овладело всеми его движениями, и чтобы реализация Божественного произошла здесь, в земной жизни. Поэтому, если мы будем считать что-либо неважным, и думать, что внешняя жизнь и её деятельность не являются частью Божественной Жизни, в этом случае, мы останемся там, где мы всегда были и никогда не завоюем внешний мир. Таким образом, мы не добьемся прочной и постоянной основы для Жизни Божественной.»

Поэтому, для нас одним из центральных вопросов является — как делать Карма-йогу в Интегральной Йоге? Как превратить выполнение любого действия в Карма-йогу, йогу деятельности? Разве не очевидно, что все люди, без какого-либо исключения, совершают постоянно разнообразную деятельность? Что же является определением истинной деятельности? Разумеется, это должна быть не просто внешняя деятельность, выполненная с помощью внешних органов действия. Любое усилие воли также является действием. Таким образом, все наши мысли, чувства, желания, решения и воображение являются разнообразными видами деятельности или кармы, которую мы совершаем.

Если таково значение слова «карма», это значит, что каждый из нас является karmī или работником на протяжении всей своей жизни, но, с духовной точки зрения, это совсем не значит, что мы делаем Карма-йогу.

Ибо, не сама деятельность определяет, совершаем ли мы Карма-йогу или нет, но дух, в котором мы выполняем работу и отношение, с которым мы её совершаем. Поэтому, нам нужно выяснить, какое изменение в духе и отношении превращает обычную деятельность в элемент Карма-йоги. Основным элементом Карма-йоги является уничтожение эгоистических целей нашей деятельности и полное и безусловное посвящение этой деятельности Божественному, служение Ему. Такое отношение превращает обычную деятельность в Карма-йогу. Вот, что пишет об этом Шри Ауробиндо:

«Посвящение воли в деятельности осуществляется постепенным уничтожением эгоистической воли, мотивом которой является желание; эго начинает подчинять себя высшему закону, и, наконец, совершенно исчезает, кажется несуществующим, или существует только для того, чтобы служить высшей Силе или высшей Истине, и для того, чтобы предложить свою волю и деятельность Божественному Сознанию в качестве инструмента… В конце концов, такой путь приводит к сознанию, в котором мы чувствуем Силу или Присутствие, действующее внутри и движущее или ведущее всю деятельность, в то время, как личная воля полностью отождествляется с более совершенной Истиной-Волей, Истиной-Силой и Истиной-Присутствием.» (The Life Divine, p.903)

Шри Ауробиндо показывает нам различие между внутренней и внешней деятельностью обычного человека и деятельностью садхака, целью которого является духовная жизнь:

«Люди, обычно, занимаются своими делами и работают, следуя обычным мотивам витального сознания, нужде, желанию разбогатеть или достигнуть успеха, или  определенной позиции, власти, известности, или же они побуждаемы к действию тем, что доставляет им удовольствие, возможностью проявить свои способности,… Когда человек начинает заниматься йогой и хочет посвятить свою жизнь Божественному, все обычные побуждения витального сознания не могут более проявлять себя, но должны быть замещены психическими и духовными мотивами, которые позволяют садхаку работать с той же силой, как и раньше, но не для себя, а для Божественного.» (Letters on Yoga, p.669)

Разумеется, слова «но не для себя, а для Божественного» не так просто воплотить на практике. Только постоянным усилием воли и прогрессивной садханой садхак может уничтожить свою эгоистическую волю и желание во всей своей деятельности. В этом и состоит процесс Карма-йоги.

Вначале, садхак Карма-йоги не может достигнуть всего, что требуется от него, поэтому, ему необходимо установить верное отношение в разуме и сердце, и, по меньшей мере, ясно сознавать разумом стадии садханы, через которые ему необходимо пройти. Шри Ауробиндо говорит об этапах в садхане Карма-йоги в пятой главе книги «Мать»:

«Если вы хотите быть истинным исполнителем божественных работ, вашей первой целью должно быть полное освобождение от всех видов желания и поглощенного собой эго.

«Вся ваша жизнь должна быть подношением и служением Верховному; единственной целью всей деятельности должно быть служить, получать указания и исполнять их, чтобы стать проявлением или инструментом Божественной Шакти и её работы. Вы должны расти в божественном сознании до тех пор, пока между вашей волей и её не будет различия, и в вас не останется иного побуждения кроме её импульса, иной деятельности, кроме её сознательной деятельности в вас и через вас…

«До тех пор, пока вы не сможете осуществить такое полное динамическое отождествление, вы должны считать себя душой и телом, которые были созданы для служения ей, тем, кто делает всё ради неё… Эгоистический выбор и стремление к личной выгоде, все искания поглощенного собой желания должны быть искоренены из вашей природы. Вы не должны работать ради результата или искать вознаграждения…

«…будьте свободными от любого искажения эго. Не позволяйте требованиям или настоянию на своём запятнать чистоту вашей самоотдачи и служения. В вашей работе не должно быть привязанности к результату деятельности, вы не должны ставить условий, не должны пытаться овладеть Силой, которая должна овладеть вами, в вас не должно быть ни гордости, ни тщеславия, ни заносчивости…

«Пусть ваша вера, искренность и чистота стремления станут совершенными и пронизывают всё ваше сознание, все его уровни и планы…

«Последний этап такого совершенства наступит тогда, когда вы полностью отождествитесь с Божественной Матерью и более не будете чувствовать себя отдельным существом, инструментом, слугой или работником, но, воистину, ребёнком и вечной частью её сознания и силы…

«Вы будете знать, ощущать и видеть, что вы индивидуальность и сила, которую она создала сама из себя самой, проявление её в действии во внешнем мире, и в то же время, вы будете чувствовать себя спокойно внутри её сознания, существо от её существа, плоть от плоти её, сознание от её сознания, сила от её силы, Ананда от её Ананды.

«Когда это состояние станет полным… тогда вы станете совершенным в божественной работе…» (The Mother, SABCL, pp.15-18)

Такова программа, которую садхак должен пройти в Карма-йоге, его направление садханы, и природа его реализации, siddhi. Если мы разделим это духовное восхождение на этапы, то мы получим следующие:

  1.   Совершенное уничтожение всех видов желания из сознания садхака;
  2.   Отказаться от всех проявлений своего «я» и «моё»;
  3.   Совершать все действия повседневной жизни как посвящение и служение Божественному;
  4.   Отказаться от стремления к результату деятельности, результату внешнему или внутреннему, материальному или духовному;
  5.   Учиться видеть Божественное в каждом объекте и существе, и его волю — за каждым событием в жизни, и совершать всю деятельность как служение Его проявлению;
  6.   Установить совершенную равнозначность в своём сердце и разуме, которая присутствует даже тогда, когда вы находитесь в кризисных ситуациях.

Не следует забывать, что основной целью садхака Карма-йоги в Интегральной Йоге является союз с Божественным с помощью верного отношения к работе. Как же сделать обычное выполнение работ эффективным выполнением Карма-йоги?

Прежде, чем мы сможем ответить на этот вопрос, мы должны проанализировать сам процесс деятельности. Любая деятельность, важная и незначительная, благородная и обычная, высокая или низкая, внешняя или внутренняя, состоит из пяти основных элементов:

  1. По чьей инициативе начинается деятельность и какой мотив или побуждение стоит за  ней?
  2. Кто является исполнителем деятельности?
  3. Благодаря чьей помощи и инструментам выполняется работа?
  4. Для кого и в чьих интересах совершается эта работа?
  5.   Кто заинтересован в результате этой работы, и что является её результатом?

В настоящее время, тщательный анализ любой деятельности, предпринимаемой садхаком в своём неочищенном и не одухотворённом состоянии сознания, покажет, что основным компонентом во всех пяти элементах является эгоистическая идея и эгоистическая воля.

Таким образом, говорит себе садхак, я сам являюсь источником действия, которое является результатом моего собственного побуждения или вдохновения; я сам выполняю работы и восприятие её, как собственного усилия, очень сильно во мне; и, разумеется, работа делается с помощью моих инструментов: моего разума, моей способности писать книги, одним словом, моими органами деятельности; вся работа делается для меня самого и для людей, в которых я заинтересован; и, наконец, я сам заинтересован в результате своей деятельности, так как, для этого я и выполняю это действие. И это так в случае каждого человека, в любой деятельности, которую он совершает.

Таким образом, мы видим, что вся деятельность нашего обычного не духовного существования пронизана преобладающим чувством эго и делается, побуждаемая желанием.

Садхак обретёт реализацию Карма-йоги, siddhi, только тогда, во всех пяти элементах каждого вида его деятельности Божественное станет ведущим принципом, а не эго с присущим ему желанием. Но эта верховная реализация может прийти только в результате долгой упорной садханы,  которая состоит из многочисленных этапов медленного прогресса. Садхак столкнётся со многими трудностями на пути, и он должен встретить их мужественно, лицом к лицу, не забывая призывать на помощь Божественную Мать. Вы не должны спешить на пути, так как, вам придётся пройти этап за этапом, ступень за ступенью, начиная с самого первого шага на пути Карма-йоги. Но знайте, что с каждым шагом ваш путь становится всё легче и легче, и успешное завершение одного этапа садханы поможет вам справиться с трудностями следующего. Давайте начнём с самого первого шага садханы Карма-йоги.

1. Как выбрать и начать любую деятельность?

Так как все мы являемся садхаками Карма-йоги, а не просто обычными людьми, которые заинтересованы в том, чтобы продвинуться в своей профессиональной карьере, целью нашей повседневной жизни является избрать такую деятельность, которая находится в полном согласии с Волей Божественной. Но мы новички на Пути садханы. Мы пока не чувствуем  Божественное Присутствие рядом и не знаем, в чём заключается Божественная Воля в данный момент. И, тем не менее, мы стремимся к тому, чтобы делать только то, что не только является Божественной Волей, но также и осуществляется с помощью Божественной Воли.

Таким образом, мы должны, перед тем, как начать любую деятельность, понять движение своего сердца и разума, и постараться сделать их чистыми страницами для того, чтобы личные предпочтения и предубеждения не смогли вмешаться в нашу деятельность. Так как, предпочтения, обычно, толкают нас на ту или иную деятельность. Садхак Карма-йоги должен действовать в совершенно спокойном и отрешенном состоянии сознания, чтобы импульсы и желания не стали причиной его деятельности. Садхак никогда не должен оправдывать свой выбор деятельности, если он сделан в результате личного желания. Но как же ему тогда следует действовать?

Садхак должен действовать в соответствии с той лучшей частью сознания в себе, которая в настоящий момент является самой прогрессивной и озаренной его частью. Со всей искренностью садхак должен помещать себя в лучшую часть своего сознания и, после этого, задавать вопрос: «Что я должен делать?»

Эта лучшая часть сознания может быть сознательной не в полной мере, но это не имеет значения, так как, если садхак искренен, Божественное позаботится о том, чтобы эта лучшая часть становилась всё более и более сознательной. Тогда, она сможет ясно различать между тем, что ей следует или не следует делать в данный момент, следуя Божественной Воле.

Вы можете спросить, как выбрать в себе ту часть, которая является наиболее сознательной? Та часть в вас, которая стремится к Божественному и является наиболее сознательной. Перед тем, как решить, каким видом деятельности ему следует заняться, садхак должен обратиться к Божественному со следующими словами: «О Господь, я хочу исполнить Твою волю, но Твоя воля ещё не известна мне в неведении моём. И, поэтому, мне приходится следовать своему искреннему пониманию долга, которое диктует мне лучшая часть моего сознания. Я буду выполнять эту деятельность, но психологически я буду готов остановиться в любой момент, в том случае, если я узнаю, что Ты хочешь от меня чего-то иного.»

Такая деятельность, свободная от любых предпочтений, всегда оставляет сознанию возможность подчиниться Божественной Воле в любой момент. Это является siddhi первого этапа Карма-йоги. Но что же представляет собой настоящий свет сознания, который должен вести садхака и определять выбор его деятельности?

Вот, что говорит об этом Шри Ауробиндо:

«Вначале, сама работа определяется лучшим светом сознания, который находится в нашем распоряжении в нашем неведении. Именно это мы считаем тем, что должно быть сделано. И … это (может быть) сформировано нашим чувством долга, идеей того, что мы считаем хорошим для других людей или для мирового прогресса, или же оно определяется указанием того, кого мы считаем своим духовным наставником, который, будучи мудрее, чем мы сами, является для нас представителем Бога всех работ, в которого мы верим, но пока не знаем…» (The Synthesis of Yoga, p.209)

Таким образом, какой бы не была степень сознания, которая находится в распоряжении садхака, и какую бы деятельность он не избрал, принцип садханы на этом этапе остаётся тем же самым. Быть совершенно свободным от какой-либо привязанности к любой деятельности и всегда быть готовым следовать Божественной Воле, как бы она не проявила себя.

2. Что делать после того, как вы выбрали деятельность?

Теперь садхак должен перейти к выполнению деятельности: Он должен выполнять всю деятельность исключительно ради Божественного и сделать свою работу актом служения. Для этого эго со своими предпочтениями и ожиданиями не должно допускаться в сознание садхака. Садхак должен чувствовать рядом с собой совершенно конкретно Божественное, которое смотрит на него и наблюдает за его деятельностью. Как говорил Шри Ауробиндо: «Всегда ведите себя так, как если бы Мать стояла рядом с вами и смотрела на вас; потому что, она, и в самом деле, всегда присутствует в вас.» Если садхак постоянно будет чувствовать Божественное Присутствие рядом, это сделает его работу служением, какой бы незначительной эта деятельность не была. Кроме того, так как работа посвящена Божественному, садхак должен стараться выполнить её так хорошо, как он только может, концентрируя всё своё внимание на выполняемой работе. Ведь он предлагает свою работу Божественному, как прекрасный букет цветов, поэтому, в работе не должно быть промахов.

3. Отречение от результата деятельности

Садхак должен внимательно следить за тем, чтобы эгоистическое желание, каким бы возвышенным оно не было, не смогло вмешаться и исказить дух, в котором выполняется работа. Поэтому, совершенное отречение от желания получить определенный результат своей деятельности, должно быть основным принципом в работе садхака, и он должен следовать ему неукоснительно. Так как «у него есть право на деятельность, но не на плоды совершаемой работы» (Gita, II, 47.1)

Но не так-то просто определить садхаку присутствует ли желание в его деятельности или нет. Пристрастие витального сознания к результату деятельности может проявить себя разнообразными путями, некоторые из них настолько хорошо скрывают себя за высокими побуждениями, что становится очень трудно выявить их истинную природу. Шри Ауробиндо описывает различные формы, в которых может проявить себя витальное пристрастие:

«Плод, которого мы жаждем, может быть вознаграждением внутреннего наслаждения; достижением некоей идеи, предпочтения или заветного желания, или, наконец, удовлетворением эгоистических эмоций, или же гордостью в результате достижения своих самых высоких амбиций и надежд. Или же это может быть внешним вознаграждением, всецело материальной компенсацией, — богатством, позицией, честью, победой, счастьем или каким-либо другим воплощением витального или физического желания.» (The Synthesis of Yoga, pp.94-95)

Далее Шри Ауробиндо пишет о том, что с помощью этих соблазнов эгоизм держит нас в темнице собственного сознания:

«Эти наслаждения всегда обманывают нас, так как дают нам иллюзию господства и свободы, в то время, как, на самом деле, мы запряжены в узду оккультного или материального, благородного или обычного слепого Желания, которое управляет миром и погоняет нас ударами своего кнута.» (там же, стр.95)

В таком случае, разве садхак не должен получить хоть что-нибудь от своей деятельности? Как же он тогда сможет действовать? Что будет его побудительной силой? Шри Ауробиндо отвечает на все эти вопросы одним предложением:

«Вся ваша жизнь должна быть подношением и служением Верховному; единственной целью всей деятельности должно быть служить, получать указания и исполнять их, чтобы стать проявлением или инструментом Божественной Шакти и её работы.» (The Mother, SABCL, p.15)

Как же может  садхак узнать, что он действительно совершает всю свою деятельность в духе служения Божественному? Вот, как можно проверить себя, следуя словам Шри Ауробиндо:

«Проверкой … является совершенная равнозначность разума и сердца ко всем результатам, ко всем реакциям, ко всем событиям… самая незначительная реакция является доказательством, что ваша дисциплина всё ещё несовершенна, и какая-то часть в вас принимает неведение и привязанность к своим законам и всё ещё принадлежит прежней природе.» (The Synthesis of Yoga, p.95)

Каждый искренний садхак Карма-йоги должен задуматься о смысле слов Шри Ауробиндо:

«…до тех пор, пока мы выполняем работу, привязываясь к результату, служение (yajňa) совершается не Божественному, но нашему эго. Мы можем думать иначе, но мы обманываем себя; мы создаём свою собственную идею о Божественном, своё чувство долга, своё отношение к окружающим нас живым существам и свою идею о том, что хорошо для мира и других людей, даже наше повиновение Мастеру становится маской для удовлетворения эгоистических предпочтений, лицемерным щитом, ограждающим его от требований, которые предъявляет к нам Божественное: искоренить всё желание из нашей природы.» (там же, стр.209-10) 

Выполнять каждую деятельность, как посвящение Божественному без всякого желания результата деятельности является сиддхи данного этапа Карма-йоги.

4. Отречение от привязанности к определенному виду деятельности

Зачастую садхак, который может выполнять деятельность без желания получить результат, всё ещё имеет определенное предпочтение для той или иной деятельности, так как именно этот вид деятельности даёт ему особенное удовлетворение. Эта привязанность к определенному виду деятельности должна быть искоренена с помощью отречения.

Духовное значение деятельности не связано с видом деятельности, которую выполняет садхак, но с духом, в котором выполняется эта работа. Мать писала об этом:

«Йогическая жизнь не зависит от того, что вы делаете, но от того, как вы делаете это; … не столько сама деятельность важна, но отношение к ней, дух, в котором она совершается. Знание, как отдавать себя полностью и без эгоизма во время мытья тарелок или раздачи пищи, делает вас ближе к Божественному, чем та деятельность, которую люди зовут «великими делами», совершенная в духе гордости и тщеславия.»  (CWM, vol.15, pp.181-82) 

Таким образом, относясь к любому виду деятельности равнозначно и отрекаясь от привязанности к определенному виду деятельности, мы можем выполнять каждое действие в повседневном существовании, как лишенное желания служение Божественному. Это и является сиддхи данного этапа Карма-йоги.

5. Работа, выполняемая под влиянием божественного вдохновения

Вся наша повседневная деятельность совершается в результате того или иного желания. Это легко проверить, если мы сделаем то, что советует нам Мать:

«Есть очень простой путь, чтобы узнать это. Вы должны только вообразить, что то, что вы хотите сделать, не будет сделано, если эта воображаемая ситуация вызовет в вас малейшее неудобство, тогда вы можете быть уверены в том, что за этой деятельность присутствует личное желание.» (CWM, vol.16, p.343) 

Если садхак в результате этого теста убедится в том, что эгоистическое желание присутствует в его деятельности, посвященной Божественному, он должен критически проанализировать своё сознание и принять меры для того, чтобы очистить свой разум и сердце.

Как только садхак сможет совершать всю свою повседневную деятельность, как служение Божественному, лишённое желания результатов и привязанности к определенному виду деятельности, и это станет его привычным состоянием сознания, он столкнется с новым духовным феноменом. Ему не придется более совершать выбор деятельности с помощью своего собственного сознания, но он будет ведом непосредственно Божественным Вдохновением, которое будет осуществлять за него выбор.

Разумеется, это достижение имеет много ступеней прогрессивного развития. Вначале, личная воля садхака может быть только иногда движима верховной Волей или сознательной Силой; затем, его воля постепенно будет замещаться Божественной Волей; и наконец, воля садхака отождествится с божественной Силой-Действием. Есть два отдельных отрывка у Шри Ауробиндо в «Жизни Божественной» и «Синтезе Йоги», где он описывает этот сложный процесс прогрессивного развития, в котором Божественная Воля постепенно замещает личную волю садхака:

«Это посвящение воли в работах происходит постепенным уничтожением эгоистической воли и её мотивирующей силы, желания; … Закон сознания и деятельности или свет Истины, который, в этом случае, ведёт садхака, может быть ясностью или силой, или принципом тех высот, к которым имеет доступ его разум; или, это может быть истина божественной Воли, присутствие которой  и работу внутри себя он чувствует, или она ведёт его своим Светом, Голосом и Силой, божественной Личностью и Присутствием.» (The Life Divine, p.903)

«…нечто от верховной Воли может проявиться в нас, в качестве повеления, исходящего от Бога, к выполнению определенной деятельности; после этого, мы действуем с помощью спонтанной самоопределяющей силы, но более полное знание о значении и цели этой деятельности приходит позже, спустя определенное время. Или же побуждение к действию может придти в виде вдохновения или интуитивного знания, но это происходит в сердце или теле, а не в разуме; тогда приходит необходимое видение, но полное и точное знание приходит позже или не приходит совсем. Но божественная Воля может также снизойти, как единственное озаренное приказание или общее восприятие, или продолжительный поток такого восприятия, в котором даётся знание воле или разуму, что должно быть сделано, или же это может быть указание сверху, которое спонтанно выполняется низшим сознанием. Когда йога несовершенна, только немногие действия могут быть совершены таким путём и общая деятельность может быть ведома Божественным только в периоды озарения сознания.» (The Synthesis of Yoga, p.207)

Таким образом, сиддхи этого этапа Карма-йоги заключается в следующем:

«Силой своей преданности и постоянной самоотдачи контакт садхака с Божественным становится таким близким, что в любое время он должен только сконцентрироваться и отдать всё на волю Божественного, чтобы чувствовать его руководство, непосредственное указание или импульс, верное указание, какую деятельность предпринять, как её делать, и что должно получиться в результате.» (Vide «The Mother», p.16)

6. Избавление от ощущения, что это «я» выполняю работу

До тех пор, пока садхак считает, что он сам должен выполнять работу, даже в том случае, если он получает вдохновение для своей деятельности свыше или из внутреннего сознания, садхак не может совершать Карма-йогу. Это ощущение он должен искоренить из своего сознания. Садхак должен конкретно чувствовать, что сама Божественная Шакти выполняет все его работы, и все его движения исходят от неё, все его силы – это её силы, и его разум, жизнь и тело являются только сознательными инструментами её деятельности, средствами для её работы, формами для её проявления в физической вселенной. (Vide The Mother, p.16) В «Жизни Божественной» Шри Ауробиндо пишет об этом так:

«В конце концов, этим путём мы обретаем сознание, в котором мы ощущаем Силу и Присутствие, действующие внутри нас и руководящие всей нашей деятельностью, и личная воля полностью подчиняется или отождествляется с этой великой Истиной-Волей, Истиной-Силой и Истиной-Присутствием.» (p.903)

Таким образом, когда Божественное становится исполнителем всей деятельности садхака, а садхак — заинтересованным свидетелем этой божественной игры, тогда наступает сиддхи данного этапа Карма-йоги.

7. Отождествление с Божественным

После того, как садхак чувствует, что Божественное является работником, а не он сам, наступает следующая стадия, в которой даже чувство, что сам садхак является инструментом божественной деятельности, исчезает. Тогда садхак приходит к последней стадии Карма-йоги, в которой он полностью отождествляется с Божественным Сознанием. Шри Ауробиндо описывает эту верховную реализацию так:

«(В) последней стадии этого совершенства… вы… чувствуете, что вы более не отдельное существо, не инструмент, не слуга и не работник, но, поистине, дитя и вечная часть её (Божественной Матери) сознания и силы. Всегда она будет в вас и вы в ней; это будет вашим постоянным простым и естественным ощущением, что все ваши мысли и деятельность, и видение, само ваше дыхание и движение исходят от неё и принадлежат ей… когда это условие совершенно полное и её супраментальные энергии могут свободно двигать вами, тогда вы будете совершенны в божественных работах; знание, воля, деятельность станут уверенными, простыми, озаренными, спонтанными и совершенными, течением из Духовного, божественным движением Вечного.» (The Mother, p.17-18)

В этом и заключается верховная реализация Карма-садханы в Интегральной Йоге Шри Ауробиндо.

Д. К. Мукерджи