Философия Шри Ауробиндо (Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 2)

Философия Шри Ауробиндо

Шри Ауробиндо и Его Йога
Раздел 1: Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 2

Шри Ауробиндо не мыслит и не строит свою философию в вакууме оторванном от всего остального. Его философия — это не что-то, сотканное в полетах умозрительного воображения. Она основана на прочном фундаменте его духовного опыта, переходящего в реализацию. Он тщательно проверяет этот опыт, соотнося его с духовными реализациями прошлого, и смотрит, насколько они подтверждают его линию опыта и Видение, которое он прозревает, darśana. Но он не ограничивается простым пересказом прошлых достижений в собственной терминологии; он позволяет опыту развиваться естественным путем и записывает то, что он осознал, аргументирует это для логического ума, соотнося его с движением всего человечества.

Шри Ауробиндо разделяет взгляд риши Упанишад на то, что человек по сути своей божественен. Однако он отмечает, что эта истина Упанишад, tat tvam asi, «Ты есть То», не была в достаточной мере понята в свете другого утверждения, sarvam khalu idam brahma, «Все это есть Брахман». Не только ты или я, но и вся вселенная — Брахман. Да, Брахман — это все: в творении нет ничего, кроме Брахмана. Именно в этом смысле его философия получила название реалистической адвайты.

Из этой базовой концепции вытекают далеко идущие последствия. Движение мира приобретает значение осознанного проявления Брахмана, Божественного. Это не просто игра, не кажущаяся активность, а движение, имеющее цель. За каждым движением во вселенной стоит Разум, prajñā neṭro lokaḥ. И этот Разум — не что иное, как само Божественное Сознание, праджнанам брахма.

Жизнь — это поле проявления Божественного Сознания. Во всех формах, во всех движениях присутствует сознание, которое пытается выразить себя, организовать и развить. Это происходит как на микрокосмическом, так и на макрокосмическом уровнях. Эволюция, духовная эволюция, — это метод, посредством которого элемент сознания, присущий каждой форме, стремится вырасти и обрести полную форму. История Земли — это поистине история эволюции этого инволюциировашего сознания.

Из сухой Материи, бездушной и инертной, пробивается первое шевеление сознания в виде ощущений жизни. Жизнь постепенно развивается, обретает форму и, когда она достаточно организована, в ней появляются зачатки ментального сознания и интеллекта. Разум начинает свое формирование. Эволюция на самом деле и является этим феноменом роста сознания; развитие форм, на которое так акцентируют внимание Дарвин и другие сторонники эволюционной теории,- это лишь внешний процесс Природы, стремящейся формировать формы, соответствующие состоянию развития сознания. Сознание определяет форму.

Эволюция Земли прошла три хорошо различимые стадии — Материя, Жизнь, Разум. Обратите внимание, что все это — формулировки Божественного Сознания для целей манифестации; каждая из них тоже является Брахманом: annam brahma, prāṇo brahma, mano brahma. Человек, ментальный пуруша, — это высший тип, пока что развившийся на земле в этой общей прогрессии. Но это еще не конец. Разум — не последнее слово. Это слишком ограниченная форма, слишком слабый свет, чтобы быть венцом многовековых усилий Природы. За пределами разума находится Дух, духовный Пуруша, Божественное Сознание, представленное как инструмент Знания-Воли, Виджняна. Это принцип Истины как непогрешимого Знания и несокрушимой Силы, существующий за пределами ума — на уровне сверхразума. Осознать и воплотить на земле эту Силу супраментальной Истины является следующим этапом Эволюции. Сверхразум знаменует собой как кульминацию разума, так и его превосхождение. Это самоуправляемая Сила Гармонии, Единства, Веры и Истины, которая, будучи реализованной и ставшей частью жизни, может изменить характер всего существования.

Если мир — поле этого эволюционного проявления Духа, то человек — его центр и средство. Он является осознающим себя инструментом предначертанного Процесса. Человек, пробудившийся к осознанию несовершенства своей жизни, ощутивший непреодолимое стремление вырваться из сковывающих его уз желания, неспособности и смерти, начинает с помощью тех или иных методов расширять свою осознанность, объем и силу своего сознания, обретать новые измерения в своей жизни и возводить в себе новую природу, новый центр деятельности; он переключает свое внимание с внешнего на внутреннее, с бахирмукхи на антармукху. Другими словами, он совершает Йогу.

Благодаря самодисциплине и концентрации своих энергий, tapasyā, человек может задействовать в своей жизни все большие и большие способности своего существа. Он осознает душу внутри себя, истинную часть Божественного в сердцевине своего существа, mamaivaṁśaḥ; человеческая личность постепенно преображается и становится природой божественной Личности внутри. Он открывает уровни выше активного ума и оказывается переполнен множеством активизирующихся диапазонов сознания — спонтанного мысле-знания, озарения, интуиции, откровения. Его затопляет поток Покоя, Силы, Света. Ментальное сознание заменяется супраментальным. Человек находится на пути превращения в сверхчеловека.

М.П. Пандит

Рубрика «Шри Ауробиндо и Его Йога»

 

Читать Дальше:

Йога на Каждый День

Принять Участие:

Ауро-Книга
курсы и занятия