Шри Ауробиндо о Бхагавадгите (Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 6)

Шри Ауробиндо о Бхагавадгите

Шри Ауробиндо и Его Йога
Раздел 1: Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 6

Было неизбежным, что Гита заняла важное место в системе мысли и духовной практики, столь целостной и универсальной по духу и применению, как система йоги Шри Ауробиндо. Для Шри Ауробиндо Бхагавадгита знаменует собой поворотный момент в истории развития индийской философии и религии. Ибо она вбирает в себя разнообразные традиции и направления мысли, развившиеся в послеупанишадскую эпоху после затмения древнего ведического духа, и делает попытку живого синтеза всех элементов в одну широкую многогранную систему, ассимилирующую в себе фундаментальные истины ведической и упанишадской мудрости, гармонизируя их различные аспекты и формулируя их в формах и терминах, более подходящих для ума более поздней эпохи.

Таким образом, Гита воскрешает ведическую концепцию жертвоприношения из-под наплыва ритуализма и гедонизма, которым удалось эффективно скрыть истину яджны. Она отделяет основную истину жертвоприношения от ограниченной формы, которую она приобрела, и представляет ее в ее космическом значении, имеющем отношение к каждой отдельной жизни. Гита рассказывает о том, как жертвоприношение, самоотдача, стало центральным рычагом, с помощью которого Творец привел в действие механизм вселенной, как жизнь управляется принципом жертвоприношения на каждом уровне творения. Человека призывают осознать эту истину внутреннего жертвоприношения как ключ к его более совершенному развитию и предписывают развивать свои способности тела, жизни, ума и сердца в йоге самопосвящения, яджне, Божественному, Божественному в себе, Божественному во Всем, Божественному в Природе, тем самым формируя чувство единства со всем творением и охватывая Божественное Проявление в схеме прогрессивного саморасширения и самопревосхождения.

Гита возвращает баланс отношений между человеком и вселенной, между индивидуумом и обществом, который был нарушен в аскетических крайностях периода, последовавшего за эпохой ранних Упанишад. Основное внимание сосредоточилось на спасении отдельного человека при полном игнорировании мира, который рассматривался как поле неведения и лжи, подлежащее отвержению. Гита подчеркивает взаимосвязь человека и окружающего мира, в котором он живет и здравствует, и призывает искателя Божественного осуществлять свои поиски одновременно на обоих уровнях — индивидуальном и коллективном — посредством бескорыстного труда, равенства душ и универсальности мировоззрения, и даже после собственного освобождения прилагать усилия для мира, lokasaṁgraha. Обращаясь к искателю с просьбой излить свою очищенную, а затем и освобожденную энергию на мир, Гита связывает Царство Духа с полем борьбы на Земле и открывает широкий путь для возвышения мира к вершинам Свободы и Гармонии.

Другой вклад, имеющий далеко идущее значение, указывает Шри Ауробиндо, — это разрешение дихотомии Изменяющегося, kṣara, и Неизменного, akṣara, Брахманов, созданных философиями различных ученых, каждый из которых утверждал превосходство своей собственной позиции. Гита находит их примирение в своей концепции Пурушоттамы, Трансцендентной Личности, для которой личное и безличное — две ипостаси, два аспекта в созидательном Движении. Каждый из них черпает свое полное значение из другого, и оба находят свою неотъемлемую и завершающую истину в Трансцендентном. Пурушоттама, главенствующий над непроявленным и проявленным в своей абсолютности, является заключительным словом в этом синтезе видимых противоположностей в творении.

Доктрина Пурушоттамы открывает дверь для примирения еще одного ряда противоположностей, таких как знание, джняна, преданность, бхакти, труды, карма, в сфере духовных усилий. Ведь благодаря ударению на преданности, любви к Верховному Господу, достигающей кульминации в полной самоотдаче Божественному, Гита обретает основу для общего осуществления разных направлений йоги. Истинное знание Божественного растворяется в Любви к Божественному; интенсивное самопосвящение через труды переходит в поклонение Любви к Господу; полная Любовь дает полное знание о Возлюбленном, которое изливается в восторженном подношении трудов Владыке Любви.

В своем монументальном труде «Эссе о Гите» Шри Ауробиндо излагает в современных терминах многие древние духовные важнейшие понятия, загадочным образом упомянутые в Гите, например, об аватаре, вибхути, истине свабхавы и свадхармы, само-бытии и само-законе, относительности человеческих стандартов, превосходящих все по своей важности требованиях Божественной Истины к человеку и т. д. и т. п.

В завершение мы приводим слова Шри Ауробиндо:

«Язык Гиты, структура мысли, сочетание и уравновешивание идей не принадлежат ни нраву сектантского учителя, ни духу энергичной аналитической диалектики, отсекающей один угол истины, чтобы исключить все остальные; скорее, это широкое, волнообразное, всеобъемлющее движение идей, которое является проявлением обширного обобщающего ума и богатого всеобъемлющего опыта. Оно не разделяет, а примиряет и объединяет.

«Гита» исходит из ведантического синтеза и на основе его основных идей возводит новую гармонию трех великих путей и сил — Любви, Знания и Трудов, с помощью которых душа человека может непосредственно приблизиться к Вечному и соединиться с ним.

«Последнее, завершающее верховное слово Гиты, выражающее высшую тайну, провозглашено в двух кратких, прямых и простых шлоках, и они оставлены без дальнейших комментариев и разъяснений, чтобы погрузиться в разум и раскрыть свою полноту смысла в опыте души. Ибо только этот внутренний, непрерывно расширяющийся опыт может сделать очевидным бесконечный идеал смысла, которым навеки наполнены эти слова, сами по себе кажущиеся такими скромными и простыми. Так раскрывается тайна тайн, высочайшее откровение Ишвары: «Стань моим единомышленником, моим любовником и поклонником, приносящим Мне жертву, склонись передо Мной, ко Мне ты придешь, это Мой обет и обещание тебе, ибо ты дорог Мне. Отбрось все дхармы и обрети прибежище во Мне одном. Я избавлю тебя от всех грехов и зла, не печалься».

М.П. Пандит

Рубрика «Шри Ауробиндо и Его Йога»

 

Читать Дальше:

Йога на Каждый День

Принять Участие:

Ауро-Книга
курсы и занятия