Шри Ауробиндо о Тантре (Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 7)

Шри Ауробиндо о Тантре

Шри Ауробиндо и Его Йога
Раздел 1: Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 7

Тантра обретает свою первозданную чистоту и широкий духовный охват в интегральном подходе Шри Ауробиндо. Для него Тантра — это часть завещанной древней мудрости Вед. Ранее мы наблюдали, как Упанишады берут содержание Знания из более древней традиции и развивают его в форме, подходящей для ума более позднего времени. Можно сказать, что Тантра продолжает и развивает эзотерическую часть садханы, практику внутренней культуры и роста многомерного существа человека. Действительно, брахманы заботились почти исключительно о внешнем ритуале и возвели из него целую систему. Но методы общения с высшими силами, продвижение общности интересов человека, природы и Бога, которые составляли часть более оккультной традиции, были восприняты и объединены в линии Агам, в народе известных как Тантра.

Шри Ауробиндо высоко ценит всесторонний подход Тантры к человеческой проблеме. Она охватывает в своей схеме всего человека; она не делает радикального разделения между его внешней жизнью и внутренней, низшей и высшей. Она берет его во всей его совокупности и стремится придать максимальную ценность всем элементам его жизни, возвышая все элементы его существа для участия в божественной радости творения.

В этой системе есть два направления йога-садханы, которые должны быть освоены. Прежде всего, в человеческой системе есть концентрированный потенциал, который скрыт под поверхностью. Лишь малая его часть обычно активна в жизни человека. Эта потенциальная сила скрыта на всех уровнях существа, и наука Тантры определила места ее концентрации в определенных областях тела и назвала их чакрами или инволюциями. С помощью йогических процессов, таких как пранаяма, джапа и т. д., или духовных средств, таких как касание или воздействие Гуру или какой-либо Божественной Милости, эта Шакти — Кундалини, как ее называют, — пробуждается и увлекается вверх через чакру за чакрой, различные локализации на разных уровнях существа и достигает своей вершины в верхней части головы, где она встречает своего Божественного Владыку.

Другой конец этого рычага — Высшая Шакти, Божественное Могущество, которому человек отдает себя и к которому обращается за освобождающим и приносящим удовлетворение действием. Существует осознание того, что основное бремя задачи несет на себе Божественная Сила, Махашакти, Верховная Мать Вселенной. Индивидуальная шакти — лишь одно из потоков этого океана, и в их слиянии обретается цель.

Следует отметить, что цель Тантры — это не только мукти, освобождение. Она включает в себя бхукти, наслаждение радостью жизни. Божественное создает вселенную для блаженства проявления, а совершенный индивидуум разделяет его, принимаая участие в космическом наслаждении в качестве канала верховного Наслаждающегося. И Жизнь не исключает ничего. Все элементы, все движения играют свою роль; в соответствии со своей степенью мастерства, адхикарой, человек использует средства, подобающие его природе.

Подводя итог словами Шри Ауробиндо:

«Тантрическая дисциплина по своей природе является синтезом. Она восприняла великую универсальную истину о том, что существуют два полюса бытия, чье сущностное единство является тайной существования, Брахман и Шакти, Дух и Природа, и что Природа — это сила духа или, скорее, дух как сила. Возвысить природу в человеке до проявленной силы духа — вот его метод, и именно всю природу он привлекает для духовного преобразования. Она включает в свою систему инструментов мощный Хатхайогический процесс, в особенности открытие нервных центров и прохождение через них пробужденной Шакти на пути к ее единению с Брахманом, более тонкий стресс Раджайогического очищения, медитацию и концентрацию, рычаг силы воли, движущую силу преданности, ключ знания. Но она не ограничивается лишь эффективным объединением различных сил этих специфических йог. В двух направлениях она расширяет своим синтетическим способом область применения йогического метода. Во-первых, она крепко удерживает в своих руках многие из основных источников человеческих качеств, желаний, действий и подвергает их интенсивной дисциплине, где первой целью является овладение душой своими побуждениями, а конечной — их возвышение до более высокого духовного уровня. И снова она включает в свои цели Йоги не только освобождение, которое является единственной всепоглощающей целью отдельных систем, но и космическое наслаждение силой Духа, которое другие системы могут воспринимать случайно, отчасти, мимоходом, но избегают делать мотивом или объектом. Это более смелая и обширная система».

Неудивительно, что некоторые из основных принципов этой Тантрической Науки вошли в схему Интегральной Йоги Шри Ауробиндо. Еще раз цитируя его слова:

«Восхождение сознания через центры и другие тантрические знания лежат в основе процесса трансформации, которому я придаю такое большое значение; также истина, что ничто не может быть сделано иначе, как с помощью силы Матери».

Далее,

«Процесс пробуждения Кундалини, поднимающейся через центры, а также очищение центров — это тантрическое знание. В нашей йоге нет волевого процесса очищения и открытия центров, нет и подъема Кундалини по заданному процессу. Используется другой метод, но все же есть восхождение сознания с различных уровней и через них к высшему сознанию; есть открытие центров и планов (ментальных, витальных, физических), которыми эти центры управляют; есть и нисхождение, которое является главным ключом духовной трансформации. Таким образом, за процессом трансформации в этой йоге стоит тантрическое знание».

М.П. Пандит

Рубрика «Шри Ауробиндо и Его Йога»

 

Читать Дальше:

Йога на Каждый День

Принять Участие:

Ауро-Книга
курсы и занятия