Эпиграфы в Жизни Божественной

Восходящий Ряд Субстанции: Семь Степеней; Лестница Восхождения; Возносящийся Дух (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 26)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Восходящий Ряд Субстанции

Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 26


Семь Степеней

Есть дух, что является сущностью Материи – есть иной внутренний дух Жизни, что наполняет другую – есть иной внутренний дух Разума – есть иной внутренний дух Знания-Истины – есть иной дух Блаженства.

(Тайтирья Упанишада 2.1-5)

Наше физическое тело – не единственное, которым мы обладаем. Это только самое внешнее материальное тело, состоящее из материальной субстанции и поддерживаемое физическим духом: annamaya kosha сannamaya purushaв своем центре. Поддерживает его другое тело, тело жизни с соответствующим духом: pranamaya kosha с pranamaya purushaв своем центре; оно также поддерживается ещё более тонким телом, телом разума со своим собственным духом: manomaya kosha с manomaya purushaв своем центре, позади них находится каузальное тело с соответствующим ему духом: vijnanamaya kosha с vijnanamaya purushaв своем центре. Последнее сформировано на законе Знания-Истины, супраментальном сознании; вокруг него находится тело блаженства сосредоточенное вокруг свойственного ему духа: anandamaya kosha с anandamaya purushaв своём центре.

Таким образом, существует пять следующих одно за другим тел или оболочек, выразительно называемых коша, сформированных из пяти различных степеней Субстанции. Это материальная субстанция, жизненная субстанция, ментальная субстанция, идеальная субстанция, блаженная субстанция. Если мы добавим к ним субстанцию чит, сознания-силы и субстанцию сат, само по себе существование, мы получим семь степеней в восходящем порядке утоньшения, или семь степеней в нисходящем порядке возрастающей плотности. В действительности, это одна Субстанция Духа, которая семикратно меняет себя для целей манифестации.


Лестница Восхождения

Они взбираются по Индре, словно по лестнице. По мере восхождения с вершины на вершину человеку становится любо то, что ещё предстоит совершить. Индра приносит сознание Этого, как цели путешествия.

(Риг Веда, 1.10.1,2)

Гора нашего бытия имеет множество плоскогорий, и каждое такое плоскогорье по мере восхождения на него раскрывает что-то новое, ещё более высокие уровни существования становятся обозримы. Всё существование – это Божественное Бытие заключенное в Форме. Оно имеет множество степеней сознания, вершина каждого уровня открывает вид на последующую более высокую вершину. Человеческая душа шаг за шагом восходит по этой лестнице Бытия по мере своего эволюционного развития: от материальной стадии – к стадии жизни, от жизни – к стадии разума, от ментальной стадии – к ещё более высоким уровням, ведущим к вершинам Духа. Ничто не может задержаться длительное время на полпути. Восхождение является законом существования, путешествие, по последовательно восходящим уровням существования. Цель жизни состоит в том, чтобы открыть и исследовать новые области сознания и силы по мере их раскрытия в восходящем путешествии жизни. Цель жизни заключается в достижении не поддающейся определению Реальности находящейся на самой вершине, символом которой является Солнце Истины, вечно сияющее в зените вселенских небес. Не может быть такого указателя, который бы ошибочно свидетельствовал об окончании пути. Не будет конца пути, который предстоит пройти, не будет окончания работе, которую предстоит сделать. По мере того, как человек продвигается вперёд, он развивается согласно необходимости высших царств. Таким образом, он действительно вырастает в протяженное Бытие Господа, ибо всё является Становлением Единого Бытия. Сила, которая побуждает к путешествию, тоже происходит от Бога, так же как и Путь проложен его Провидящей Волей, прорываясь через все протяженности скалы и камня.


Возносящийся Дух

Подобно ястребу, воздушному змею он устанавливается на Сосуде и возносит его; в Своем потоке движения Он раскрывает Лучи, ибо Он движется, неся своё оружие; Он ухватывается за океанский гребень вод; великий Царь, Он провозглашает Четвертый статус. Подобно смертному очищающему своё тело, подобно боевому коню, скачущему на завоевание богатств, Он низвергается, взывая через все покровы, и входит в эти сосуды.

(Риг Веда, 9.96.19,20)

Это Созидательный Дух, Божественное в виде Блаженства, Сома, что удерживает и уносит ввысь материальный Сосуд, что должен быть наполнен Блаженством Сат-чит-ананды. Он пересекает области Жизни в своем стремительном потоке движения, он входит в Лучи озарения Разума. Он несёт на себе все силы и способности, которые  эволюционировали в ходе восходящего усилия и овладевает Водами Сознания в духовных царствах. Владыка того, что он обозревает, он провозглашает своё прибытие к Четвёртому статусу, Миру Махас, Супраментальной Истине. Из этого высшего состояния в Знании-Истине, он изливает вниз очищающие потоки света и силы. Преисполненный силы и Воли супраментальной Истины, он скачет подобно боевому коню на завоевание для человечества обширных богатств Духа. Он изливает своё сознание-силу в каждую оболочку, каждый уровень этих воплощений и входит в них с тем, чтобы полностью овладеть ими. Дух овладевает Материей и Материя сознательно наполняется Духом.