Словарь Йоги

Неведение (Авидья)

Словарь Йоги

 

Неведение (Авидья)

Авидья, сепаративное сознание и эгоистичный разум и жизнь, которые проистекают из него и всё, что свойственно сепаративному сознанию и эгоистическому разуму и жизни. Это Неведение является результатом движения, посредством которого вселенский Разум отделил себя от света Сверхразума (божественного Гнозиса) и утерял Истину.

Семикратное Неведение: Если мы рассмотрим это Неведение, в котором мы обычно живем в силу самого обстоятельства нашего отдельного существования в материальной, пространственной и временной вселенной, мы увидим, что в своем более смутном аспекте, с какой бы стороны мы не рассматривали его или не подходили к нему, оно сводится к факту многостороннего собственного неведения. Мы не ведаем об Абсолюте, являющемся истоком всего бытия и становления; мы принимаем частичные факты бытия, временные связи становления за всю истину существования – это является первым, изначальным неведением. Мы не ведаем о внепространственном, вневременном, недвижном и неизменном Бытии; мы принимаем постоянное движение и смену вселенского становления во Времени и Пространстве за всю истину существования – это является вторым, вселенским неведением. Мы не ведаем о нашем вселенском бытии, космическом существовании, космическом сознании, нашем бесконечном единстве со всем бытием и становлением; мы принимаем нашу ограниченную эгоистичную ментальность, витальность и материальность за нашу истинную сущность и воспринимаем всё остальное как не-себя – это является третьим, эгоистическим неведением. Мы не ведаем о нашем вечном становлении во Времени; мы принимаем эту маленькую жизнь на малом промежутке Времени, в крохотном участке Пространства за наше начало, середину и наш конец, – это является четвертым, темпоральным неведением. Даже внутри этого краткого временного становления мы не ведаем о нашем обширном и сложном существе, о том в нас, что сверхсознательно, подсознательно, внутрисознательно, околосознательно для нашего поверхностного становления; мы принимаем поверхностное становление с его ограниченной выборкой явно ментализированных опытов за всё наше существование – это является пятым, психологическим неведением. Мы не ведаем об истинном складе нашего становления; мы принимаем разум или жизнь или тело, или двух или же всех трех за наш истинный принцип или полный состав того, чем мы являемся, упуская из виду то, что составляет их и определяет своим скрытым присутствием, и чему предначертано верховно определять своим выходом на поверхность из их деятельности, – это является шестым, конституциональным неведением. В результате всего этого неведения, мы упускаем истинное знание, правление и наслаждение нашей жизнью в мире; мы несведущи в наших мыслях, воле, восприятии, действиях, даем ошибочный или несовершенный ответ на каждом шагу на вопросы мира, блуждаем в лабиринте ошибок и желаний, стремлений и неудач, боли и наслаждения, греха и спотыканий, следуем искривленным путем, слепо хватаемся за изменяющуюся цель, –  это является седьмым, прагматичным неведением.