Чтение работы «Мать»: Глава 1: Стремление и Милость
Чтение работы «Мать»:
Глава 1: Стремление и Милость
Владимир Немчин «Заметки Кришны»
Так получилось, что одна знакомая попросила меня оставить комментарий на публикацию отрывка работы Шри Ауробиндо «Мать» который она опубликовала в одной из социальных сетей Когда я начал писать комментарий, то он оказался достаточно обширным и выразил некоторую часть опыта, пережитого за годы поиска.
Есть только две силы, способные совместно осуществить великий и тяжелый труд, являющийся целью нашего усилия – постоянное и неослабевающее стремление, призывающее снизу, и верховная Милость свыше, отвечающая ему.
Но, высшая Милость будет действовать только в условиях Света и Истины; она не будет действовать в условиях, навязанных ей Ложью и Неведением. Ибо, если она подчинится требованиям Лжи, она предаст свою собственную цель.
Это условия Света и Истины, единственные условия при которых высшая Сила низойдет вниз; и только самая высшая супраментальная Сила, спускающаяся свыше и раскрывающаяся внизу, сможет победоносно справиться с физической Природой и преодолеть её трудности…
Как мне кажется, Шри Ауробиндо был в удивительной степени практиком, так как другим сверхсознательный йогин быть и не может. Под сверхсознательным я подразумеваю не что-то серебристо-чудесное, нет, но установленную свободу над своим собственным сознанием — свободу ума быть вольным думать или не думать; свободу чувств, которые не являются хаотическими отголосками подсознания; свободу тела от тяжести и инерции камня. Наверное, много ещё от чего, но даже в таком состоянии человек уже не говорит пустых и замысловатых слов, а намеренно использует инструмент речи — будь то речь устная или письменная. В этой мере мы легко можем прозондировать свою сознательность и подсознательность — по степени владения своим собственным сознанием в различных областях (моя бессознательность удручает меня). И это ведь даже не контроль, когда мы стремимся чем-то управлять, но уже состояние более или менее свободного духа. Учитывая вышеизложенную точку зрения, мне кажется, что в словах Шри Ауробиндо не должно быть ничего абстрактного и «надуманного», а лишь непосредственный психологический опыт.
Что же этот опыт нам говорит? Давайте посмотрим по тексту: «стремление — искреннее и постоянное». Что значит «стремление»? Это лишь слово, нам нужно найти в себе нечто соответствующее ему — стрем-ле-ние. Ок. Но стремление, если вдуматься, не имеет смысла, не имея направления — это подобно вектору нашей психологии. Мы стремимся куда-то. Стремимся за сахарным батончиком, в Индию, в отпуск, и т.п. но это стремление направлено наружу к объекту желания, в то время как нам нужно привязать наш психологический вектор не к физическому объекту или цели, а к психологическому состоянию. Как же нам это сделать? Например, мы можем стремиться к покою… мы можем стремиться к внутреннему свету, радости и озарению… это целая отдельная тема. Но, не уходя сейчас в неё слишком глубоко, возвращаемся к тексту и смотрим – стремление, взывающее снизу (т.е. исходящее от нас самих) и нисходящая в ответ Милость. С Милостью труднее — мы не знаем, что это, и для каждого из нас она принимает индивидуальную форму наиболее подходящую нашему темпераменту. Шри Ауробиндо не говорит «мы призываем велосипед», мы призываем Милость. К сожалению, в нашем таком маленьком и тёмном сознании, полностью погруженном в океан неведения, нет образа или понятия к чему же конкретно мы должны стремиться. Я бы не советовал подменять Милость образом кого или чего-либо, по той причине, что образы необычайно ограничены и взаимоисключающи. Например, образ Христа, или образ Шри Ауробиндо или Матери — понимаете, если вы христианин или индус, или буддист, ваш образ ограничивает сферу вашей психологической открытости. Мы ждем Христа или Шри Ауробиндо или кого-то ещё, а когда в ответ на наше стремление Вселенная начинает нас наполнять своим ответом, мы настолько «не согласны», что либо игнорируем происходящее, либо сопротивляемся ему, и позже вздыхаем: «не пришёл Христос, не явилась Мать». Но ответ всегда приходит — всегда, другое дело, что мы не готовы принять его и оказываемся намеренно «слепы». Чтобы этого не происходило, необходима определённая тренировка своего ума, так чтобы он «держал язык за зубами» — всё не так просто, и есть ряд градаций умиротворения ума, не говоря уже о том, что на это могут потребоваться годы.
Далее? Постоянное стремление… Да, стремиться постоянно — утром днём и вечером, каждый раз, когда мы об этом помним… нелегко да? Жуя лапшу, сидя на унитазе или в электричке, общаясь с женой и т.п. Всё это, конечно же, можно и нужно делать, но психологическая составляющая, психологический вектор при этом будет направлен не наружу, а к Милости. Постоянно стремиться, это не значит игнорировать мир, закрыться в воздушном замке — жизнь учит нас, что её нельзя игнорировать — но продолжать делать весь тот миллион повседневных дел, сохраняя память о своем стремлении… Ну и стремиться, конечно, а не просто повторять как попугай «мне нужно стремиться» — делай, черт тебя побери! Делай!
Но стремление, само по себе, это птица с одним крылом — крылом человеческим, теперь для возможности полета необходимо обрести второе крыло — крыло Милости. Этот момент пропустить нельзя, его нельзя упустить, он всегда ждёт нас совсем рядом, вектор нашего стремления открывает психологический замок нашего сознания и раскрывает нас навстречу… тому, к чему мы стремимся. Это такая вот штука — мы стремимся к велосипеду — наша жизнь заполняется велосипедами и совсем не обязательно реальными, а чаще всего воображаемыми; мы стремимся к человеческой любви, а нас в результате наполняет страстями… С этим нужно быть осторожными — наши желания сбываются, осторожно — белый и прозрачный ключ открывает хрустальные двери в нас, ржавый и заскорузлый открывает демонические врата. И ведь дело не во внешней форме — честолюбивые амбиции раздувают эго, осознание своей уникальности отделает нас от всего мира и заключает в башне самовлюблённости, поиск духовного знания делает нас слепыми к мудрости каждого момента… Стремление великая сила, но также и великая ответственность, и найти и определить в себе истинное, ни с чем не смешанное стремление оказывается большим трудом. А до этого момента мы будем автомобилем, которым правит целая когорта незнающих правил дорожного движения и не соглашающихся друг с другом, в каком направлении рулить. Авария.