Джотиприя – «Возлюбленная Света»

Джотиприя - «Возлюбленная Света»

Джотиприя – «Возлюбленная Света»

Воспоминания о Шри Ауробиндо и Матери

Часть I

Памяти Джотиприи (Джудит М. Тайберг) посвящается
16 мая 1902 г. – 3 октября 1980 г.

“Из-за небесных озарений
её считают носительницей Истины”.

Риг Веда, 111.61.6 гимн Богине Зари Ушас.

Однажды Джотиприя спросила пандита Капали Шастри, великого учёного-санскритолога, не могла бы она изучать под его руководством пение мантр в течение тех нескольких месяцев в 1949 году, которые она собиралась провести в Ашраме Шри Ауробиндо. Шастри ответил, что обычно у него сначала проходят обучение в течение пятнадцати лет, прежде чем начинают учиться петь. “Да, но я уже обучена музыке и неплохо владею санскритом”, – сказала она. Тогда пандит обратился с этим вопросом к Шри Ауробиндо. И Шри Ауробиндо ответил: “Учите её всему, чему не попросит, ей предстоит проделать огромную работу в Америке”. И последующие тридцать лет Джотиприя – в качестве основателя и духовного лидера Культурного Центра Восток-Запад, вдохновенного и преданного своему делу преподавателя индийских языков и философии, известного учёного-санскритолога и автора книг, а также пламенного проводника на пути Интегральной Йоги – подтверждала истину этих слов Шри Ауробиндо. Джотиприя была маяком для всех, кого она встречала на своём жизненном пути, её жизнь – пример самоотверженного служения Божественному. Она оставила свое тело 3 октября 1980 г. в возрасте 78 лет. Эта статья является выражением благодарности ей – «Возлюбленной Света», как назвал ее Шри Ауробиндо.

…Джотиприя любила рассказывать о своей жизни, не из эгоистических соображений, поскольку была чрезвычайно скромным человеком, но потому, что это было способом проиллюстрировать работу Милости и присутствия руководства, сопровождавшего её с самого момента рождения. Рождённая в Калифорнии в 1902 г. родителями-датчанами, которые были членами Теософского Общества, она росла в духовной атмосфере, что и так было для Запада довольно редким явлением, а уж тем более – в те годы. Она родилась на полуострове Поинт Лома, в местечке, названном «Калифорнийской Утопией», поскольку там разместилась только что созданная Всемирная штаб-квартира Теософского Общества, основанная Кэтрин Тингли, тогдашним лидером общества.

Теософское Общество в Поинт Лома, Калифорния;

Малышка Джуди – 1902г.

Там, на покрытых дикими цветами холмах, раскинувшихся на берегу величественного Тихого Океана, собрались представители двадцати шести национальностей, чтобы разделить друг с другом религиозное и интеллектуальное наследие всех континентов и эпох. Её родители серьёзно изучали восточную философию, и основное влияние на их жизнь оказали Упанишады и Бхагават-Гита. Все девять месяцев вынашивания Джотиприи в утробе, её мать непрестанно возносила вновь воплощающейся душе песнопение одного из ведических гимнов. Уже в раннем детстве Джоти могла декламировать наизусть целые параграфы из Гиты.

«Маленький Философ»

В этой атмосфере, которая, прежде всего, учила тому, что «Жизнь – это Радость», самым счастливым ребёнком была Джотиприя, или Джуди, как тогда её звали. Её жажда жизни была настолько сильной, что её прозвали «Джуди – Солнечный Лучик» (англ. “Judy Sunbeam.”) , задолго до того как Шри Ауробиндо назвал её «Возлюбленной Света» ( англ.“the Lover of Light.”) Но в то же время она была и очень серьёзной по натуре, и поэтому у неё было и другое прозвище – «Маленький Философ». В то время как другие дети играли на пляже, Джоти можно было увидеть погружённой в книгу Лао Тзы, взятую на время у учителя. В других случаях её находили декламирующей своим куклам воодушевляющие цитаты собственного сочинения. Тогда, в те дни самого расцвета эксперимента на Поинт Лома, она пригоршнями черпала сладкий нектар для своей устремлённой души. Всю свою жизнь она будет постоянно возвращаться памятью к тем бесценным моментам вдохновения из своих ранних детских лет: предрассветным ассамблеям всех, от мала до велика, в Театре Исиды на открытом воздухе, где они собирались, чтобы вслух читать фрагменты священных текстов: «Свет на Пути» и Бхагават-Гита… к безмолвным совместным шествиям в столовую, девиз на которой гласил : «Истина, Справедливость, Мудрость»… и к чтению всеми детьми под перезвон семи колоколов молитвы перед сном: «Да пребудем мы в поиске большей силы мысли для самопреодоления; да пребудем мы в поиске большего знания, большего света». С самого рождения Джоти и другим детям в Поинт Лома давали знания о высшей и низшей природе, карме и реинкарнации. И когда Мадам Тингли говорила с ними на эти «возвышенные темы», Джотиприя бывала тронута до самой глубины души, как она сама это называла – «до величайших высот вдохновения».

Подросток Джуди в Поинт Лома, Калифорния

В воспитании Джотиприи прослеживается множество параллелей с тем, что Мать считала идеалом для детского образования. Дети в основном росли отдельно от своих родителей, среди своих сверстников изо всех уголков мира. Большое внимание уделялось самодисциплине и работе в команде. Их учили, что только они сами ответственны за своё развитие. И их дни были заполнены массой самой разнообразной интеллектуальной, театральной, спортивной и творческой деятельности. В школе Раджа Йоги, открытой в Поинт Лома, Джоти овладела игрой на фортепьяно, скрипке, альте, органе, играла в оркестре и пела в хоре. «Значение Раджа Йоги всегда было для нас совершенно понятным, – рассказывала позднее Джоти. – Мадам Тингли разъясняла нам его как баланс между ментальными, моральными и духовными способностями. И в этом балансе делалось огромное ударение на физическое образование». Вот, отчасти, почему Джотиприя сразу же почувствовала себя в Ашраме как дома, когда впервые посетила его в 1947 г.: «В глаза бросалось сходство между методами нашего обучения», но « в Ашраме был намного выше акцент на духовной жизни. Тогда как наше обучение было больше ориентировано на проблемы этики и служения».

Дети всех национальностей;

Дети участвуют в концерте Теософской Школы, Поинт Лома, Калифорния

С самого начала Джотиприя знала, что хочет учить людей и помогать им. По её собственному описанию, основным её стремлением в жизни с самого раннего детства, насколько она могла себя помнить, было “постоянное служение в поиске истины, красоты и радости, чтобы разделить это всё с другими”. Её увлекала идея всеобщего братства, описанная словами “мы были единым целым”. “Кругом царило чувство глубокой разобщённости, и я хотела разобраться в этом, чтобы не на словах, а на деле всё исправить. Я просто обожала объединяться с людьми и создавать совместно с ними что-то прекрасное”. Всё её существо было нацелено на концепцию “образования, которое могло бы вдохновить человека на раскрытие его высшей природы и на совершение благородных и братских поступков для достижения гармонии в жизни. Ещё ребёнком она всегда наблюдала за своими учителями и отмечала в уме то, что она будет, а чего не будет делать, когда сама станет учителем. Прирождённый лидер, Джоти подтягивала отстающих одноклассников, а также отвечала за хороший приём в школе Поинт Ломы новых учеников, прибывающих из-за границы.

Будучи еще подростком, она, формально, уже начала преподавать в Школе Раджа Йоги. Позже, она преподавала в общеобразовательной школе и Теософском Университете. В качестве Хозяйки данной учебной структуры она планировала образовательные мероприятия для нескончаемого потока посетителей со всего света, для которых местечко Поинт Лома стало духовным магнитом. С 1932 по 1935 г.г. она была Помощником Главы Школы Раджа Йоги, а с 1935 по 1945 г.г. занимала пост Декана по Учебной Части Теософского Университета.

8

В 1922 г. В театральной постановке Теософского Общества в возрасте 20-ти лет.

Интеллектуальный багаж Джотиприи, как преподавателя, по своему размаху и блеску соответствовал интенсивности устремления её души служить и помогать. Она получила степень бакалавра Теософского Университета в области математики и иностранных языков, изучив французский, латинский, греческий, иврит, немецкий, шведский, датский, испанский и нидерландский языки. Затем степень магистра религии и философии в том же Университете по специализации “Восточная Философия”. За научно-исследовательские изыскания в области священных писаний и древних цивилизаций она получила религиозные степени бакалавра теософии и магистра теософии. В 1930 г. под руководством доктора Готфрида де Пурукера она приступила к изучению санскрита, за что впоследствии была удостоена звания доктора философии Теософского Университета. Во многом благодаря заочным курсам по изучению санскрита, которые она затем организовала, в 1935-1936 г.г. Джоти пригласили читать лекции в теософских центрах по всей Европе и Скандинавии. Именно на одной из таких публичных лекций во время этого тура ошеломлённый умом Джотиприи и широтой её познаний британский рабочий, относящийся к категории “синих воротничков”, не выдержал и спросил: “Да как же это возможно в таком юном возрасте обладать такой мудростью?”

Задолго до того как Джотиприя узнала о Шри Ауробиндо и положила в основу создания и работы культурного центра Восток-Запад его высказывание “Только то Знание, которое объединяет, является истинным Знанием”, в ней уже изначально присутствовала вера в это великое знание. Во время лекционного тура по Европе в 1935 г. выяснилось, что её коллеги по этому туру сотрудничают с Гитлером и хотели бы втянуть Джотиприю в свои ряды. Позже она говорила: “Меня интересовали вопросы всеобщего братства, и когда они предложили мне эту нацистскую чушь, я не увидела в ней никакой пользы”. И, вспоминая об этом и о других событиях своей жизни, она продолжала: “Меня всегда пытались направлять в ту или иную сторону, но никому не удавалось руководить мной. Никто не мог отвратить меня от моих высших интересов и от моей духовной цели”.

В Америке Джотиприя вместе с доктором Пурукером вошла в состав специально отобранной группы учёных, которая взялась напечатать значения всех санскритских, греческих, еврейских, тибетских, зороастрийских и научных терминов, используемых в Теософии, для готовящейся к публикации Энциклопедии по Теософии. В процессе научных обсуждений, в которых ей довелось участвовать, Джоти получила бесценные знания в области духовной литературы и соответствующей терминологии. Ее вклад, в свою очередь, составил разъяснение более чем 2 000 терминов. После этого она взялась за интенсивное изучение Библии в оригинале и Каббалы. Но её настоящей страстью и трудом всей её жизни стал санскрит. В 1940 г. Джотиприя была назначена Главой Санскритского и Восточного Отделения Теософского Университета. Она стала членом американского Восточного Общества, а в 1941 г. был издан ее первый учебник санскрита, «Санскритские Ключи к Религии Мудрости», увенчав собой одиннадцать лет сосредоточенных усилий по изучению этого языка.

«Санскритские Ключи к Религии Мудрости», предложившие вниманию читателя более пятисот значений санскритских терминов, используемых в религиозной и оккультной литературе, а также практическое руководство по произношению и истории языка, были “первыми” в этой области как по содержанию, так и по технологии подготовки их к печати. Это был первый случай в истории, когда такую древнюю рукопись, написанную алфавитом деванагари, печатали линотипом (на полиграфическом оборудовании – прим.пер.). Даже в Индии была только современная версия санскритского подлинника, который был доступен в клавиатуре линотипа. Приспособив современную индийскую санскритскую клавиатуру, Джотиприя и Джеффри Барборка из Поинт Лома разработали специальный линотип деванагари, состоящий из десятков матриц. “Лос-Анджелес Таймс” и другие американские газеты освещали этот процесс. В “Таймс” была показана фотография одной страницы из книги Джотиприи, сопровождаемая заголовком: “ ЗАХВАТЫВАЮЩЕ! СТРАНИЦА 30 000-ЛЕТНЕГО САНСКРИТСКОГО ЯЗЫКА”. Похоже, американская общественность впервые увидела, что собой представляет этот языкили даже услышала о нём. Средний американец того времени, возможно, подумал об этом, как кто-то и в самом деле сказал: А что это такое санскрит, какая-то военная разработка?”

9

Обучение санскриту в Теософском Университете – 1943 г.

Газета “Лос-Анджелес Tаймс” процитировала восторженное высказывание Джотиприи в отношении санскрита: “В языках, используемых на Европейском и Американском континентах, не только наблюдается дефицит слов, отражающих духовный смысл, но большинство английских слов, которые обладают духовной коннотацией, так обременены ложными и догматическими верованиями, что при их использовании трудно надеяться на точную передачу всех необходимых значений…, в то время как санскрит выражает ‘внутренние тайны души и духа, различные посмертные состояния, происхождение и судьбы миров и людей, а также человеческую психологию». Статья заканчивалась утверждением Джотиприи, что санскрит “столь же живой сегодня, каким он был и при зарождении на этой планете мыслящего человека ”. Этими словами завершался вводный урок Джотиприи американскому народу по сокровищам санскрита – первый в её сорокалетней практике первооткрывателя и защитника языков. Стоит отметить, что «Санскритские Ключи к Религии Мудрости», и «Первые Уроки по Грамматике Санскрита» Джотиприи (исправленное издание грамматики 19-го столетия Джеймса Баллантайна, подготовленное ею в сотрудничестве с доктором Lawrence A. Ware), были единственными книгами по санскриту, которые можно было найти в Америке 1940-х в центральной научной библиотеке города, размером с Лос-Анджелес!

1945 год. Эксперимент в Поинт Лома по ряду очевидных, а также никем не предвиденных причин подошёл к концу. За несколько лет до этого начала снижаться наполняемость школ… и к тому же присутствие интернационального поселения в Поинт Лома, поблизости от военно-морской базы Сан Диего, в то военное время вызывало подозрения. Джотиприя и другие поинтломовцы переехали на север Калифорнии, в Лос-Анджелес, чтобы продолжить свою работу. Там Джотиприя

в течение некоторого времени преподавала в престижном Южно-Калифорнийском университете. В одной из характеристик того времени Джотиприи давалась следующая хвалебная оценка: «Я знаю Юдит Тайберг с самого её рождения. И всё это время я наблюдал, как в ней развивалась, всегда чётко проявляясь в поступках, бескорыстная и благородная натура. Вместе с этим она является неординарным и блестящим педагогом”. И из другой характеристики: « Лекции мисс Тайберг отличались широтой обзора и изысканий; и даже больше, она передавала своим студентам и слушателям духовный аромат и вдохновение великих философских школ Востока».

Затем Джотиприя начала то, что друзья назвали “смелой авантюрой”, она открыла книжный магазин и Санскритский Центр, где преподавала индийскую философию, религию, языки и культуру. В процессе этой деятельности она установила многочисленные контакты с другими востоковедами и заслуженно стяжала себе уникальную репутацию. Она читала лекции в колледжах, церквях, клубах и в более тесном кругу, а также продолжила вести два обучающих кружка, которые ещё задолго до того стали неотъемлемой частью ее жизни – кружок “Лотос”, где дети узнавали о жизни великих людей различных стран через истории и песни, и кружок для взрослых “Встречи”, который она проводила по субботним вечерам, и куда люди приносили свое шитье или вязание, либо какие-то другие работы, которые они должны были выполнить, а Джоти в это время знакомила их с учениями великих мудрецов всех времен. Она продолжала своё собственное обучение сравнительному религиоведению и мифам, индуистской астрологии и, несмотря на крайнюю нехватку ресурсов на исследования, погрузилась в еще более интенсивные поиски мудрости, содержащейся в санскритских священных писаниях.

В.К.Гокак (англ. V.K.Gokak – сподвижник Сатья Саи Бабы, первый проректор Саи Университета – прим.пер.) как-то назвал жизнь Джотиприи “непрерывным поиском Истины.” Её поиск принял решающий поворот в 1946 году, после лекции, прочитанной доктором С. Радхакришнаном, вице-канцлером Индуистского университета в Бенаресе, спонсируемого университетом Южной Калифорнии. И как бы открывая с Нового Года новую веху в своей жизни, в январе 1947 г. Джотиприя написала письмо президенту и сотрудникам Индуистского университета в Бенаресе:

«Уважаемые господа,

Я хотела бы поступить на Отделение востоковедения вашего университета, чтобы участвовать в исследовательской работе и получать помощь со стороны ваших профессоров санскрита и пандитов. Я решила посвятить свою жизнь распространению великих знаний и религиозной философии, которые заключены в санскритских священных писаниях. Один из моих проектов состоит в том, чтобы сделать хороший английский перевод “Йоги-Васиштхи” для Запада. К нам просочились только некоторые главы этой книги, и эти небольшие отрывки нашли во мне глубокий отклик. Думаю, что было бы замечательно просветить Запад её совершенной философией…”

Далее, в письме к Д.К.Бирле (англ. J.K. Birla – , один из членов семьи крупных индийских промышленников, филантроп – прим. пер.), в котором она обращалась к нему за финансовой помощью, она так объясняла ситуацию в Америке:

«Духовная работа высшего порядка, особенно та, которой занимаюсь я, знакомя людей с восточной философией, не приносит таких же больших доходов, какие приносит здесь в Америке работа, выполняемая в материальной сфере. В своём небольшом Санскритском Центре здесь, который из-за отсутствия у меня необходимых средств расположен в не очень подходящем для этого помещении, я лишь покрываю очень скромные текущие расходы заработком от своих занятий и лекций и тем немногим, что мне удаётся выручить от продажи книг. Но я так счастлива, что, по крайней мере, “запустила” (как здесь говорят) свой маленький Санскритский Центр. Когда человек осмеливается на поступок и совершает его с бескорыстным сердцем, убеждённый в том, что его работа служит прогрессу всего человечества, помощь обязательно приходит. Мои ученики преданы мне и всегда помогают мне выходить из затруднительных ситуаций, а те, кто постарше и имеют больше жизненного опыта, оказывают мне юридическую помощь совершенно бесплатно».

В ответ Д.K. Бирла написал Джотиприи:

“Мне доставило огромное удовольствие узнать, как искренне Вы преданы… изучению санскрита. Нам сразу же вспоминается древнеиндийский учёный Гарга (англ. Garga – полумифический ведийский мудрец, один из самых древних астрономов Индии – прим.пер.), когда мы думаем о том, как вы с миссионерским рвением распространяете послание индуистской Дхармы и философии среди своих соотечественников. Мы выражаем вам за это нашу самую искреннюю признательность и самую глубокую благодарность. Я уверяю вас, что сделаю все, что в моих силах, чтобы помочь вам осуществить ваше похвальное стремление”.

Заключительное письмо в этой серии корреспонденции было адресовано всем друзьям, а также членам и участникам Санскритского Центра Джотиприи:

“Я счастлива сообщить, что получила трехлетнюю стипендию на исследования санскритского языка в Индуистском университете Бенареса. Я хотела бы поблагодарить вас всех и отдельно каждого из вас за оказанную мне честь участвовать вместе со мной в опытах по поиску Истины и за всю ту помощь, которую я от вас получила».

Доктор Джудит Тайберг, которую вскоре назовут Джотиприя, уехала в Индию в июне 1947 года в качестве стипендиата Сета Джугэла Кишора Бирлы и почетного члена Aрья Дхарма Сева Сангхи, ассоциации, “внедряющей в жизнь духовные законы, способствуя тем самым направляемой духом эволюции и окончательному освобождению Души”. В возрасте 45 лет Джотиприя, наконец, найдёт то, что всю жизнь искала, когда несколько месяцев спустя она найдет свой путь в Пондичерри.

Джотиприя в Индии – приблизительно конец 1940-х.

Часть II

Наша жизнь – лошадь, что скачет и ржёт, неся нас вперёд и ввысь…
мы ищем сияющее злато Истины; мы страстно жаждем небесного сокровища».

Шри Ауробиндо

ОДНА из любимых историй Джотиприи о том, как она встретила йога в доме друга американского консула вскоре после своего прибытия в Индию в июле 1947 года. Когда все на минутку вышли из комнаты, йог попросил Джотиприю дать ему посмотреть её ладонь и удивил ее, сказав: “Я вижу, что вы родились 16 мая 1902 года». Затем, заметив вслух насколько редко встречается человек с такой аурой, на которой написано так много как у Джотиприи, он продолжил и сделал ряд предсказаний о ее жизни. Во-первых, он сказал, что всё её обучение было подготовкой к будущей огромной работе, и что она будет «учить, учить и учить». Ещё он сказал ей, что смог увидеть поток людей, входящих и выходящих из большого здания, принадлежащего ей – здания, окруженного семью деревьями. “Но как это возможно? – спросила она в удивлении, – У меня нет ни пенса за душой!” В этот момент консул и его жена, которые вернулись в комнату, присоединились к беседе, спросив: “А у нее когда-нибудь появятся собственные деньги?” – поскольку они были очень впечатлены тем, как много Джоти смогла сделать с тем малым, что она имела. Йог сконцентрировался, прежде чем дать ответ: “У неё всегда будут деньги для её духовной работы, но не для каких-либо других потребностей”. Потом он продолжил, предсказав некоторые проблемы, которые у неё возникнут со здоровьем, но заключил, что они никогда не остановят её, и что жизнь Джотиприи будет становиться лишь ярче и полнее вплоть до самого конца.

Все предсказания йога полностью сбылись: помещение Культурного Центра Восток-Запад и правда располагалось на участке с семью деревьями, и он стал духовным приютом для тысяч людей, которым были гостеприимно распахнуты его двери…, также у Джотиприи всегда были деньги, но только для работы Центра…, и, несмотря на череду перенесённых ею тяжёлых заболеваний, Джотиприя продолжала учить до последних дней своей жизни. Говорили, что её последние вечерние Сатсанги по четвергам были просто блистательными и погружали садхаков и ищущих ещё глубже внутрь, чем когда-либо прежде. Но вернёмся в 1947 год, тогда тот йог сделал ещё одно предсказание – оно касалось непосредственного прошлого Джотиприи, так же как и её непосредственного будущего. Он заявил, что она уже нашла своего гуру, который будет направлять её по жизни. И снова йог оказался прав, поскольку она только что вернулась из Пондичерри, со своего первого Даршана Шри Ауробиндо. Вообще-то, Джотиприя приехала в Индию, чтобы работать над получением степени магистра гуманитарных наук в области индийской религии и философии в Индуистском университете Бенареса по трехлетней стипендии от Aрья Дхарма Сева Сангхи. Она приехала в этот святой город в благоприятное время – за месяц до того, как Индия добилась независимости. Но на самом деле у Джуди была более глубокая цель, нежели добавить ещё одну учёную степень в уже и так полный список своих достижений. Она приехала в Индию для духовных поисков. После двадцати пяти лет интенсивного исследования мировых священных писаний и семнадцати лет углублённого изучения санскрита Джотиприя пришла к убеждению, что в Ведах был заложен внутренний смысл, которого никто не смог раскрыть ей на Западе. Ибо, как она объясняла на своей первой встрече на философском Отделении университета, если вся духовная культура Индии в действительности была основана на Ведах, то то, что она изучила в Америке, можно было бы назвать просто “ерундой”. Но учёные того времени всё ещё дискутировали относительно того, была ли в Ведах вообще какая-либо тайна. Ни один пандит не был в состоянии расшифровать малоизвестный язык и распутать последовательную нить духовного смысла. В преобладающем представлении Веды были всего лишь “любопытным пережитком варварства”. Джотиприи посоветовали выбрать другую тему для исследований в области санскрита.

Доктор Тайберг и профессор Арабинда Басу

Доктор Тайберг и профессор Арабинда Басу

Так случилось, что молодой преподаватель философии по имени Арабинда Басу находился в тот момент в учительской, и он последовал за разочарованной доктором Тайберг в вестибюль. “Я не мог не услышать вашу беседу”. Она попросила его продолжать. “Но я думаю, что знаю кое-кого, кто может вам помочь. Вы когда-либо слышали о Шри Ауробиндо?” На следующий день он принёс ей копию книги Шри Ауробиндо «Основы Йоги» и машинописный текст ещё не изданной книги “Тайна Веды”. Джотиприя не спала, читая до рассвета, поскольку в её руках, как она обнаружила, находились все те ответы, которые она так долго искала. Тем утром она сказала Арабинде Басу, что нашла то, ради чего приехала в Индию.

Вместе с рекомендательным письмом Арабинды Басу Джотиприя послала Шри Ауробиндо письмо, в котором описала свой не прекращающийся ни на миг поиск Истины и попросила разрешения приехать на Его Даршан. Позже, два дня спустя, произошла странная вещь – Джотиприя, куда бы она ни пошла, начала всюду ощущать запах цветов жасмина, хотя самих цветов нигде не было видно. И что ещё более удивительно, аромат становился более интенсивным всякий раз, когда Арабинда Басу начинал говорить о Шри Ауробиндо и Матери. Не находя логического объяснения этому феномену, Джоти, наконец, села на велосипед и поехала к Басу, чтобы спросить его, может ли быть какое-либо разумное объяснение такому любопытному явлению. Он ответил: “Вы связались со Шри Ауробиндо, не так ли? Ну а теперь он связался с вами. Скоро вы получите от него письмо.” А в письме, которое вскоре последовало, Джотиприи сообщали, что будут рады видеть её в Ашраме в любое время.

Впервые у неё появилась возможность поездки в Ашрам в канун праздника Рамы, в октябре 1947 года. Она написала в своём дневнике: “Это считается самым подходящим временем в году для духовных завоеваний. Я думаю, что прибыть именно в это время, наиболее благоприятно для меня”. На самом деле так и было, она достигла Ашрама Шри Ауробиндо в вечер пуджи Махалакшми – как-раз когда Мать собиралась раздавать всем свои благословения. Как только руки Матери коснулись головы Джотиприи, будто “электрические разряды” прошли через всё её существо; её руки “горели”. Джоти ушла озадаченная тем, что же с нею произошло. В ближайшие дни ей предстояло распознать в Матери свою давнюю Богиню-друга, и неимоверно глубокая любовь к Матери заполонила её сердце. Привязанность была взаимной. Мать очень ценила чистоту, а изо всех качеств Джотиприи самым выдающимся была именно её чистота. Таким образом, аромат жасмина, который Шри Ауробиндо использовал как средство связи с ней в Бенаресе, и вправду очень подходил – ибо жасмин, как говорила Мать, является цветком чистоты. На первом личном Даршане, который Мать дала Джотиприи, они проговорили целый час, и, кроме всего прочего, Мать объяснила ей значение цветов. Глубоко растроганная, Джотиприя рассказала Матери о своём страстном желании посвятить свою жизнь всему, что является Красотой и Истиной. Мать, помолчав немного в раздумье, ответила: “Да, ты давно выбрала этот путь – служить”. Затем Она сказала Джоти, что Она и Шри Ауробиндо в течение очень долгого времени ждали её прибытия. Вот тогда-то ищущая, известная нам как Джуди Тайберг, попросила у Матери духовное имя. На следующее утро, во время пранама, Мать вручила ей записку, написанную рукой Шри Ауробиндо. Внутри были слова – «Джотиприя – Возлюбленная Света».

Наконец настал день Даршана 24 ноября 1947 года. Благодаря своему высокому росту Джотиприя могла видеть поверх голов большинства людей, ожидавших в очереди; таким образом, она впервые увидела Шри Ауробиндо задолго до того, как подошла её собственная очередь для пранама. И всё то время, пока двигалась вместе со всеми, она неотрывно смотрела на него. Представ же перед Шри Ауробиндо, она почувствовала, что стала “простираться в бесконечность»: «Я практически чувствовала Бога, изумительное чувство расширения. Я была за пределами собственного тела, это было необыкновенно прекрасно, и это продолжалось в течение многих дней. Он что-то сделал со мной, – внизу позвоночника было ощущение крутящегося электрического вихря”. И как она потом рассказывала одному истинному последователю Шри Ауробиндо в Лос-Анджелесе: “Так он помог мне осознать свою душу. Даже при том, что у меня были все эти устремления, которые исходили из души, в тот момент я осознала нечто совершенно иное, что жило во мне. Я по-настоящему узнала, что же это такое – моя душа”. Отныне и впредь Джотиприя всегда будет обращаться к Шри Ауробиндо и Матери как “Дэвагуру и Дэвамата” – или Божественный Учитель и Божественная Мать, поскольку с того действительно благоприятного праздничного сезона Рамы открылись “двери души” Джотиприи, и с тех самых пор “новое сознание направляло” её жизнь.

Вернувшись в Бенарес для продолжения учёбы, Джоти внесла это новое сознание во всё то, что она делала. Как самая старшая по возрасту студентка университета она оказалась и самой выдающейся. Она выучила хинди и пали и углубила своё знание санскрита посредством тщательного изучения Гиты, Упанишад и Брахма-Сутры. Она изучила философские системы Веданты и современную индийскую мысль. И, выдержав в марте 1949 года экзамен на степень магистра гуманитарных наук, вот что Джотиприя написала Шри Ауробиндо и Матери:

“Вчера я мысленно была рядом с Вами обоими, когда получила известие о том, что успешно сдала экзамен на степень магистра гуманитарных наук по специальности Индийская Религия и Философия и тем самым поставила в университете рекорд. Я знаю, что это произошло благодаря каналам божественной помощи, которые я смогла открыть в себе своей любовью к Вам и благодаря тому пути в жизни, который Вы мне предложили… На экзаменационный вопрос: ‘Пожалуйста, кратко и чётко сформулируйте философские и религиозные взгляды Шри Ауробиндо.…‘ , я отвечала весьма полно и наслаждалась, изливая в ответе свою душу”.

В возрасте 48 лет Джотиприя приступила к изучению индийской классической музыки, начав обучаться игре на ситаре, чтобы “петь баджаны Божественному”. В качестве хозяйки международного гестхауса (от англ. guest house – недорогая гостиница – прим.пер.), планирующей мероприятия для еженедельно заезжающих групп в 40 человек, и как первый президент Международного Студенческого Союза, основанного доктором Радхакришнаном, Джотиприя была, выражаясь словами тогдашнего вице-президента, “реальной силой в международном понимании”. Но её истинное удовлетворение проистекало из надежды на то, что она сможет служить “божественным каналом” и сделать так, чтобы стены этих студенческих ассамблей “оглашались отзвуками извечных истин”.

Многие известные личности того времени были впечатлены познаниями Джотиприи в области санскрита, а также её искренним интересом к индийской культуре. Ей выпала огромная честь встретиться с такими великими политическими деятелями и учёными Индии той эпохи, как: Ганди, Маулана Азад, Раджгопалачария, Сантошкумар Басу, В.К.Гокак и пандит Махамахопадхьяйя Гопинатх Кавирадж . Она представляла Индию на Всемирном Университетском «Круглом Cтоле» во время августовской компании Свами Шивананды, который на всю жизнь останется для неё глубоко почитаемым другом . Возможно, в своём выступлении профессор Индуистского университета Бенареса Б.Л.Атрейя говорил от имени всех, когда выразил Джотиприи похвалу за её невероятно серьёзное отношение к учёбе и за то восхищение, с которым она относится к многочисленным глубоким аспектам индуизма, а также за то, что она жила “как настоящий индиец”, участвуя в полной мере в жизни Бенареса. Но такой интерес и энтузиазм были абсолютно естественны для Джотиприи, поскольку она любила встречаться с людьми самого разного рода. И, как прокомментировал один её старинный друг, – когда его спросили в письме, насколько “индианизировалось” внешнее поведение Джоти, – «её “внутреннее” состояние всегда было таким». Благодаря владению языками хинди и пали, Джотиприя смогла посетить множество святых мест, обычно недоступных для приезжающих с Запада. А тогдашний министр просвещения Маулана Азад призвал её нести на Запад своё глубокое понимание индийской культуры, тогда как профессор Индуистского университета Бенареса Т.Р.В. Мурти предсказал: “Я убеждён, что вам предначертано сыграть важную роль в единении Востока и Запада на духовном плане”.

И Джотиприя жила так, чтобы исполнить в полной мере этот призыв и это предсказание. Все те тридцать лет, что прошли с её отъезда из Индии в 1950 году, и до её смерти в 1980 году, она несла ищущим Запада всех рас и возрастов свои рассказы о духовных переживаниях и встречах со святыми людьми Индии. Эти истории были наиболее увлекательным и, в то же время, действенным средством открытия сердец и умов к истинной духовной реальности. Она обожала рассказывать о долгих часах, проведённых ею в обществе Анандамаи Ма, которую Джотиприя, сама обладающая весёлым и радостным нравом, очень любила и считала “воплощением счастья”. Она подолгу сиживала рядом, когда Анандамаи Ма пела баджаны Божественному в своём Бхаване (резиденция – прим. пер.) на берегу Ганги. Ещё были её описания ашрамов Ришикеша, в том числе Ашрама Шивананды и, в частности, времени, проведённого с Кришной Премом (Рональдом Никсоном). Но две истории заслуживают особого внимания. Одна из них относится к первому посещению Джотиприей Сарнатха во время Философского Конгресса, проводимого в Бенаресе на Рождество. После обзорной экскурсии по этому святому месту, где Будда впервые прочитал свою проповедь, группа зашла в музей. И там, перед одной из статуй Будды, Джотиприя заворожённо застыла не в силах пошевелиться. Остальные продолжали осмотр музея, а она долго стояла, замерев на месте с ожившими в ней воспоминаниями о Будде и о том времени, когда он был с нею. Эти поразительные воспоминания убедили Джотиприю в том, что в прошлой жизни она жила в благословенном обществе Сиддхартхи Будды. А ещё была неделя, которую она провела со Шри Раманой Махарши – он, лёжа на своей скамье, Джотиприя же и многие другие, расположившись вокруг него. Как и большинство, Джотиприя обнаружила, что было легко медитировать в чистой атмосфере мудреца. Её дневник полон записей её вопросов к нему и его ответов. Но среди всех их бесед особо выделяется одна. Джотиприя спросила Раману Махарши, что же она будет делать, когда все её духовные учителя уйдут из этой жизни. И он заверил её такими словами: “Мы никогда не оставим тебя. Ни один из твоих учителей никогда не покинет тебя”. Затем он добавил: “Ты уже реализована, только сама не знаешь об этом”. И в библиотеке Культурного Центра Восток – Запад, по сторонам от большого и сияющего портрета Шри Ауробиндо, в небольших рамочках располагаются изображения Шри Раманы Махарши, Анандамаи Ма и других святых Индии, которые помогали вести Джотиприю к её духовной цели.

Но как Джоти написала Матери летом 1949 года: “Во всех своих путешествиях я встречаю множество религий и преданных последователей Кришны, Рамы… , однако ни один из них не произвёл на меня такого поразительного воздействия, какое произвели Вы со Шри Ауробиндо. Мне довелось проверить это на собственном опыте”. После Даршана 15 августа 1949 года Джоти утвердилась в том, что её место рядом с Матерью и Шри Ауробиндо. В письме к своим друзьям она написала: “На этом Даршане я окончательно убедилась в том, что принадлежу Ему и Его работе в мире”. Но, тем не менее, она чувствовала себя связанной многими обязательствами в Бенаресе, хотя её учёба там и была завершена. В глубоком смятении она обратилась к Божественному и попросила конкретного ответа. И прямо там, на железнодорожной станции в Калькутте – и снова при отсутствии какого-либо логического источника запаха – на неё повеяло ароматом жасмина точно так же, как это было двумя годами ранее в Бенаресе.

Те из нас, кто пришёл в Ашрам Шри Ауробиндо через Джотиприю или через её Культурный Центр Восток – Запад – и кто имел там такой тёплый и безотлагательный приём только на том основании, что был близко с ней связан – почувствовали ту трепетную любовь и уважение, с которой Ашрам относился к Джотиприи. Её помнят за обсуждения до поздней ночи на веранде Ашрама чудес, которые открывал на каждом шагу санскрит …, за её глубокое изучение Савитри в то время, когда лишь немногие читали её…, за её практичный совет, с любовью данный одному из подростков, живущих в Ашраме… , за её уважение к индийским традициям и ко “всему индийскому”. Вот цитата из письма одного молодого ашрамита к Матери о Джотиприи, – письма, которое Джоти бережно хранила: “Когда я был представлен Джотиприи, я ощутил некую теплоту глубоко внутри, которая пробудила во мне чувство доверия к ней. И это радостное чувство возникает всякий раз при близком общении с нею. Мне нравится видеть её, слушать её, это как-то влияет на меня”.

Что до Джотиприи, то ей просто не хватало хвалебных слов, чтобы описать Ашрам Шри Ауробиндо. Это был её “духовный дом”, … то место, где она “утолила глубочайшую жажду своего сердца, мучившую её с самого детства”, он “бурлил всем тем”, что она любила …, духовная атмосфера была “ослепительной, гармоничной” …, программа физической подготовки “обеспечивала замечательную спортивную форму и превосходно объединяла в духе”…, а в ашрамитах и в близких друзьях, таких как Нолини Канта Гупта, A.Б. Пурани, Индра Зен, Сисир Митра и Притви Сингх, Джотиприя видела “сливки индийской культуры”. Она дорожила памятью о многочисленных утренних часах, проведённых в интересных беседах с великим пандитом-санскритологом Kaпали Шастри, и всегда с волнением вспоминала его похвалу в свой адрес – “Восхитительно” – которую он произнёс после того, как она впервые спела для него Гаятри Мантру всего лишь после нескольких дней практики. Она с гордостью показывала нам в Лос-Анджелесе фотографию в альбоме, на которой она в белых шортах маршировала в общей колонне на ашрамовском Спортивном Празднике. А её сердце наполнялось радостью, когда она вспоминала, какое удовольствие получила Мать от концерта, данного в Её честь в Голконде тремя занимающимися у Джотиприи музыкой ашрамитами или от Рождественских гимнов, спетых для Матери под органный аккомпанемент Джоти на Плей Граунде.

Что бы Джотиприя ни делала, она вовлекала в это и других. Занимаясь с учениками музыкой, она вселяла в них свою собственную радость и любовь к обучению. Это благодаря её связям в Ашраме узнали о написанном в 1915 году художником Йоханнесом Холенбергом портрете Шри Ауробиндо. Ежегодное 22-х страничное Рождественское послание Джотиприи из Индии более чем 400-м её друзьям послужило поводом кому-то в Ашраме предположить, что лучше бы ей было потратить это время на свою собственную садхану. В нерешительности Джоти пошла к Матери, чтобы попросить у Неё совета. Вскинув руки, Мать сказала: “А как ты думаешь Божественное работает, если не через таких людей как ты? Ты поддерживаешь все свои контакты!” Тогда Джотиприя спросила: “Но если я буду придерживаться своей собственной садханы, то я продвинусь быстрее?” На это Мать ответила, “Да. Это верный способ. Работай только над своей собственной садханой, и ты взлетишь очень высоко, но всех остальных ты оставишь позади. А то, как ты растёшь сейчас, позволяет и другим расти вместе с тобой. Это медленнее, но это намного более плодотворный, более прекрасный и более космический путь”. И затем Мать повторила то, что Она сказала Джотиприи при их первой встрече несколько лет назад: “Ты сама выбрала этот путь – служить – давным-давно”. Джотиприя вернулась в Америку в марте 1950 года, после последнего Даршана 21-го февраля. В свой дневник она занесла последние впечатления о Шри Ауробиндо: “ Колоссальный динамизм, спокойный и глубокий, наделённый огромной мудростью … Хватило времени как следует его рассмотреть. Он выглядит таким великолепным, непоколебимым и бесстрастным, в то время как Его сознание, казалось, простирается в бесконечность. Такие потоки!” Она чувствовала, что послание, переданное ей тогда, было следующим: “Верь в нас, во что бы то ни стало, доверься нам полностью, и мы приведём тебя к твоей цели”. И, как достойное завершение её трёхлетнего пребывания в Индии, которое стало настоящим сокровищем в жизни Джотиприи, Арабинда Басу, приведший её к Шри Ауробиндо, провожал её в порту на корабль, отбывающий из Калькутты. И потом, как она написала в своём дневнике, “с мыслями о Матери и Гуру” она покинула Индию. Во всеоружии для будущих свершений, Джотиприя возвращалась на Запад, чтобы стать первооткрывателем Учения Шри Ауробиндо и Матери в Америке.

Джотиприя – в библиотеке Культурного Центра «Восток-Запад», Лос-Анджелес, США.

Джотиприя – в библиотеке Культурного Центра «Восток-Запад», Лос-Анджелес, США.

Часть III

“Для тебя, осознавшей свою душу и обратившейся к интегральной йоге, оказание помощи другим – наилучший способ помочь самой себе. Если ты будешь по-настоящему искренней, то вскоре обнаружишь, что каждая из их неудач является верным признаком соответствующего дефекта в тебе, доказательством того, что что-то в тебе недостаточно совершенно, чтобы быть всемогущей”.

Мать, декабрь 1955 г.

Культурный Центр «Восток-Запад» был расположен в той части Лос-Анджелеса, где бетонные улицы полнились рёвом транслируемой по радио рок-музыки и запахом поджаривающегося на барбекю мяса. Но когда вы входили в Центр, основанный Джотиприей, вы будто попадали в совершенно иной мир. C порога вас встречали радостные цветы и фотография улыбающейся Матери, увенчанная Её высказыванием: “Служите Истине”. Вверх по лестнице, в библиотеке, было ещё больше цветов, лёгкий аромат благовоний и огромный, будто излучающий свет портрет Шри Ауробиндо. Комнаты наполняли звуки санскритских мантр, стеллажи духовной литературы, фотографии Тагора и великих святых Индии. А кроме всего прочего, там всегда присутствовала Джотиприя со своей очаровательной улыбкой и простёртыми вам навстречу руками, приглашая вас войти. Тридцать лет, отданных духовным искателям, каждый из которых хранит этот образ Джотиприи, неизгладимо запечатлённым в своей душе.

Верная своей скромной натуре, Джотиприя хранила это драгоценное послание Матери от 1955 г. в рамке в тихом углу своего кабинета. Никогда ими не хвастаясь и не требуя от других заранее в них поверить, она расценивала эти слова Матери не как похвалу, а как призыв. На её взгляд, того, что она делала, всегда было недостаточно, чтобы проявить Час Бога и великое видение Шри Ауробиндо Божественной Супраментальной Жизни на Земле. Она слишком принижала свои достоинства, чтобы признавать, как много людей на Западе благодаря её работе любви узнали и оценили духовный свет Индии. Она также не упоминала о трудностях этой работы на каждом этапе пути. Если бы вы спросили её о последующих после возвращения из Индии годах её жизни, она бы перевела разговор на плод своей преданности – Культурный Центр «Восток-Запад» – и на множество озарённых душ, которые помогали ему расти и процветать. В истории Культурного Центра Восток-Запад присутствуют как семена современного духовного расцвета Америки, так и летопись последних тридцати лет жизни Джотиприи.

Шри Ауробиндо предвидел важную роль Соединённых Штатов во всемирном духовном пробуждении, а Мать однажды заметила, что «американский народ отличается своим энтузиазмом и устремлённостью в будущее». Когда Джотиприя только что вернулась в Америку в апреле 1950-го, истина этих слов Матери тут же подтвердилась. Трёхлетнее пребывание Джоти в Индии не ослабило её сети контактов, и в течение 48-ми часов после её вступления на калифорнийский берег к ней начали непрерывным потоком поступать приглашения на проведение встреч и лекций. Плывя из Индии в Америку, корабль Джоти сделал остановку на Гавайях, дав ей шанс встретиться с её старым другом по Бенаресу, профессором Гавайского университета Чарльзом Муром, и обсудить с ним результаты проведённой в 1949 году по его инициативе конференции философов «Восток – Запад», на которой присутствовали многие выдающиеся личности, включая дзэн-буддиста Судзуки. Из их бесед Джотиприя почерпнула то, как можно наиболее лёгким способом донести идеи Шри Ауробиндо до западного ума. Но по возвращении в Америку у нее было очень мало времени, чтобы заранее подготовить свои выступления. График её выступлений был «укомплектован», и, как она писала секретарю Ашрама Шри Ауробиндо, Нолини Канта Гупте: «Пытаюсь составить нечто вроде расписания, но, по-видимому, кто-то или что-то ещё планирует всё раньше меня, поэтому я принимаю звонки с приглашениями провести лекции так, как они поступают… Кажется, мне предначертано делать публичные выступления для Божественного». В свою первую неделю Джотиприя выступила перед восторженной аудиторией численностью в 80 человек, которые ещё целых два часа не отпускали её после лекции, задавая вопросы на выходе из зала. На следующей неделе она провела девять выступлений, а затем выступила перед церковной общиной, состоящей из 1000 человек! Результатом следующего публичного выступления стало письмо с почтительным приветствием, обращённым к «Риши Шри Ауробиндо», подписанное более чем 90 американскими искателями. Соединённые Штаты жаждали «неподцензурной правды об Индии», а Лос-Анджелес – место, где Джотиприя осела – по её словам, «просто кишел интересующимися о Шри Ауробиндо». Вскоре Джоти попросили провести подобный курс лекций в Сан-Франциско, где она получила восторженный приём в Стэндфордском университете. Начиная с этого момента она делила свою энергию между двумя городами, расположенными на расстоянии восьмиста километров друг от друга.

Но было у Джотиприи время на подготовку этих выступлений или нет, казалось, это не имело значения, поскольку, как только она представала перед аудиторией, она чувствовала себя «направляемой другой силой» – силой, которая наделяла её «большей лёгкостью речи», нежели та, которой она обладала в действительности. Эта сила, которая нисходила огромными «завихрениями» из пространства над головой, заставляла «всё тело вибрировать» и вынуждала её «говорить». В эти периоды она ощущала вокруг себя атмосферу Ашрама и совершенно отчётливо чувствовала живое присутствие Матери. Почти после каждой лекции она получала приглашение на следующее выступление.

В 1951 году Джотиприя приняла своё назначение профессором индийской религии и философии в только что организованной в Сан-Франциско американской Академии по Изучению Азии – в то самое учебное учреждение, в котором работали Фредерик Шпигельберг и Харидас Чаудхари, а позднее будет преподавать Дилип Кумар Рой. Сама – вечная студентка, Джотиприя быстро нашла взаимопонимание со своими студентами и заслужила их доверие. Выпускники будут без конца повторять директору по учебной части Шпигельбергу о её «выдающихся обучающих способностях и о том, каким образом она понимала, как сделать каждое занятие интересным». На Летнем Международном Симпозиуме по Индии, организованном университетом Сан-Франциско в 1952 г., её обучающие методы были оценены как «исключительно эффективные». В своей профессиональной деятельности, как и в своих частных встречах с «друзьями по духу», проводимых ею у себя дома, Джотиприя при каждой удобной возможности старалась «метать бисер Шри Ауробиндо», поскольку, как она написала Матери: «Вы должны знать, как счастлива я иметь что-то столь подлинное, чтобы предложить это тем, кто ищет истину…. Я просто обязана поделиться своим огромным счастьем и благословением с другими».

Этот открытый и восторженный настрой в Америке внезапно угас с началом Корейской войны. Потери среди американских солдат, воюющих на чужой земле, нарастали день ото дня, и существующая до этого заинтересованность нации в развитии отношений с соседями по планете застыла и переросла в жёсткую изоляционистскую политику. Внешняя политика Индии вызывала подозрения, а безумный страх тотального истребления превратил материализм в спасителя Америки тех дней. В одном из писем Нолини Джотиприя описывала, как «нарастали эгоизм и страх, и невероятных размеров достигало накопительство материальных ценностей и недвижимости». Именно в этой атмосфере подозрительности – где «те, кто интересуется духовными вещами, находятся в подавляющем меньшинстве» – и зарождался Культурный Центр «Восток-Запад». Лишь недавно «оперившаяся» американская Академия по Изучению Азии балансировала между финансовыми нуждами и дипломатией. Пользуясь тактичным описанием Джотиприи, «отсутствие средств для оплаты работы преподавателей создало необходимость» для неё в поиске работы где-либо ещё. И то, что казалось поначалу неясным и даже бедственным поворотом событий, стало для Джотиприи импульсом к организации религиозного учреждения, в котором она могла бы обучать Йоге Шри Ауробиндо и Матери безо всяких ограничений.

Первое помещение Культурного Центра «Восток-Запад» – Каталина, д. 136 – 1953 г.

Первое помещение Культурного Центра «Восток-Запад», о. Каталина, д. 136, 1953 г.

Культурный Центр «Восток-Запад» был открыт 1-го мая 1953 г., за несколько дней до 51-летия Джотиприи, в маленькой комнате в доме одного из её лос-анджелесских друзей. В соответствии с обстоятельствами того времени, цели, заявленные в его первом рекламном буклете были «широкие и несектантские – Восток встречается с Западом в культурном взаимодействии, направленном на достижение большего всемирного единства… в области гуманитарных наук и философии». Центр предлагал языковые классы по изучению санскрита, греческого, а также языков пали и хиндустани; занятия по культуре, искусству, истории и религии Индии; изучение сравнительного религиоведения, а также священных текстов и жизнеописания великих святых всех времён; группы по изучению «Савитри», «Жизни Божественной» и Йоги Шри Ауробиндо и Матери. В нём предоставлялась возможность для курируемых индивидуальных исследований, а ещё для публики всегда была открыта «Восточная Библиотека» Джотиприи. В продаже имелись книги по многим йогическим направлениям Индии. В 1953 г. при Культурном Центре Восток-Запад была также открыта школа для творчески одарённых детей в возрасте от 2 до 12 лет. Эта школа обещала «привить высокие идеалы, сформировать эстетические привычки и развить усердие и прилежание» и предлагала классы по новой математике, обучению чтению на основе фонетической методики, истории, географии, науке, искусству, музыке, игре на фортепиано и печатанию на машинке. Все занятия Культурного Центра Восток-Запад – как для взрослых, так и для детей – были организованы и проводились исключительно самой Джотиприей. В одиночку и без какой-либо финансовой поддержки, которая бы давала ей возможность оставлять себе скромные гонорары, получаемые за преподавательскую работу, она продвигала начинание.

Те трудности, с которыми Джотиприи приходилось сталкиваться, можно вскользь увидеть из её писем, написанных спустя десятилетие в Ашрам, её другу Притви Сингху. Только в 1960 году она смогла написать: «Отношение ко всему, что касается Индии, безусловно, улучшается. Исчезает предубеждённость, поэтому я могу быть более открытой и откровенной в отношении того, что меня действительно волнует». Тем не менее, в 1962 году она напишет: «Мы сегодня из Нью-Йорка получили известия о Пурани… Этот одинокий лекционный тур по Штатам нелёгкая задача в материалистически настроенной Америке. Вам нужно было бы предварительно отобрать подготовленную аудиторию, чтобы иметь на лекциях реальный отклик». Но если где-то и появлялись люди, которым удавалось растопить лёд скептицизма американской аудитории, то они принадлежали, с одной стороны, вечно находящемуся в движении А.Б. Пурани, а с другой стороны, – Джотиприи. Всего несколько человек обладали её «широкими духовными горизонтами»… этими воспоминаниями, «приправленными редкостным юмором» и «лучшим мнением и о Востоке, и о Западе»… её «скорее сочувственным, нежели критическим» взглядом на вещи… и этой преданностью, подсказанной любовью к человечеству» – если цитировать очень подходящее ей описание, распространяемое группой, носившей название Нью Эйдж Квесторс, которая часто спонсировала выступления Джоти на тему «Мой Поиск Универсальности». У Джотиприи был дар притягивать к себе людей и настоящее мастерство в проведении мероприятий, достойных посещения, а также событий, освещаемых масс-медиа. Цикл её лекций под названием «Открытый Дом», рассказывающий об индийском искусстве, получил превосходное освещение в прессе благодаря удачному стечению обстоятельств. Дорогостоящая реклама Центра на радио не стоила ей ничего после того, как местная радиостанция взяла у Джотиприи интервью о лекционном туре под названием «Индия и Мир», который её попросили провести для некоммерческой группы Обучение за Рубежом.

И Центр рос. Разрастаясь из одной маленькой комнаты… до всех комнат в доме её друга… затем, уже в следующем году, до арендуемого зала…, а в День Благодарения 1955 г. – который в тот год совпал с 24 ноября, Днём Сиддхи Шри Ауробиндо – до своего собственного помещения, когда преданные ученики неожиданно подарили Джотиприи 15.000 долларов, чтобы оплатить авансовый платёж и первый ипотечный взнос на приобретение здания в собственность. Она приняла это великодушное предложение с единственным условием, что это будет ссуда, которую она будет погашать из своего заработка. Первое празднование дня рождения Шри Ауробиндо в этом новом помещении происходило в зале Центра вместимостью в 125 человек. Двадцать молодых людей приняли участие в подготовке потрясающей панорамы богатейшей индийской духовной традиции, представленной ими в спектакле, декламации стихов и танце. Кульминацией программы стала произведшая на всех невероятно сильное впечатление зарисовка из эпической поэмы Шри Ауробиндо «Савитри» – драматическая конфронтация между Савитри, Дочерью Солнца, и Ямой, Повелителем Смерти. Джотиприя писала Матери, что ощущала «чудесное присутствие», когда юные исполнители действующих лиц наизусть произносили свои реплики. Праздничный вечер закончился пением Банде Матарам – духовного индийского гимна – и чтением одной из молитв Матери.

Второе помещение КЦВЗ – Лос-Анджелес, 7-я улица, - 1955г.

Второе помещение КЦВЗ – Лос-Анджелес, 7-я улица, – 1955г.

Школа Культурного Центра «Восток-Запад» тоже процветала, вскоре получив все возможные городские и государственные аттестационные свидетельства. «Особый трюк» Джотиприи, помогающий ей легко разрешать все проблемы – её преданность – а также акцент на развитии в детях «хороших качеств» в результате привели к тому, что этих детей принимали в ведущие колледжи на два года раньше, чем детей из обычных общеобразовательных школ. Ученики Джотиприи из поколения 1953- 1973 г.г. в дальнейшем будут вспоминать года, проведённые ими в Школе Культурного Центра «Восток-Запад», как выпавший им в жизни «прекрасный и уникальный шанс».

4-е помещение КЦВЗ – Лос-Анджелес, 9-я улица, д.2865. Сюда Центр переехал в 1964 г.

4-е помещение КЦВЗ, Лос-Анджелес, 9-я улица, д.2865. Сюда Центр переехал в 1964г.

«Холодная Война Пятидесятых» открыла дорогу «Новому Поколению Щестидесятых» – Нью Эйдж. Повсюду в Америке рос интерес к Йоге. И Джотиприя была тут как тут, готовая взращивать первые побеги, так как начало сбываться предсказание Матери о духовном расцвете Америки. Культурный Центр «Восток-Запад» быстро стал известен как основное место, дающее информацию об Индии, куда начали беспрестанно за ней обращаться. Это было чуть ли не единственное место в Соединённых Штатах, где можно было купить полный ассортимент литературы по многообразным разветвлениям йоги, а также изучить санскрит. И чтобы обеспечить приток новых студентов, Джотиприя выпустила в продажу свои собственные кассетные записи санскритского словаря и мантр. Список почтовых рассылок Центра расширялся, его репутация росла. В нём был представлен целый диапазон разнообразных видов деятельности, во главе угла которых стояла духовная тематика.

Ученики частной школы Джотиприи – 1960-е.

Ученики школы Джотиприи, 1960-е.

Посетителей Центра приглашали на индийские завтраки, обеды и чай… показывали фильмы о восточных странах… устраивали чтения отрывков из индийской классической литературы… вечера индийского танца. Множество раз слушатели погружались в очарование переплетения звуков раги и сарода, а иногда стены резонировали с устремлением баджанов, исполняемых на фисгармонии, ввысь, прямо к Божественному. Центральное место во всём этом занимала Джотиприя, в духе преданности поющая своим мелодичным голосом шлоки, выученные ею у ног пандита Капали Шастри в те драгоценные дни, которые она провела в Ашраме Шри Ауробиндо. В процессе всей этой деятельности начала складываться духовная община.

Вскоре серьёзно настроенные молодые искатели, с «благоговейным приятием» относящиеся к учению Шри Ауробиндо и Матери, начали работать и жить в Центре, разделять внутреннюю жизнь его духовного сердца – Ашрама Джоти, существующего для тех, «кто любит и ведёт к свету, излучающему Истину». Динамичная, полная энергии личность Свами Шидананды – который внёс «чудесный вклад» в празднование в Центре 82-летнего “Bonne Fete” (франц. день рождения – прим. пер.) Матери – привлекла ещё больше ищущих в Культурный Центр «Восток-Запад». Центр осветили своим присутствие досточтимые друзья и именитые особы из Индии, такие как Свами Рамдас и Мать Кришнабаи, Его Святейшество Джагадгуру Шанкарачарья из Пури, В.К.Гокак и Индира Деви. Воскресные выступления перед аудиторией Центра стали как бы отправной точкой для святых людей, прибывающих с Востока в Соединённые Штаты. В свою очередь, индийские гуру часто посылали своих американских учеников проведать Джотиприю и «извлечь из этого для себя духовную пользу». Такие Свами как Муктананда, Сатчитананда и Вишудевананда – которые помогли многим молодым американцам найти духовный свет – все вначале были гостями Культурного Центра Восток-Запад. Анандамайи Ма писала, что была «очень рада» услышать, о деятельности Джотиприи. А как-то раз Джоти получила такое послание из Ришикеша:

Обожаемое высшее Я,

…Я невероятно восхищаюсь той серьёзной работой, которую ты тихо и незаметно выполняешь во имя духовного блага человечества. Это действенная Йога. Вся Америка будет благодарна тебе за это.

С наилучшими пожеланиями, Прем, и Ом

Твоё Собственное высшее Я,

Свами Шивананда

Но если кто-то пытался хвалить Джотиприю за рост и развитие Центра, она тут же переадресовывала похвалу Матери, «Её духовной поддержке и энергии», как той силе, которая заставляла всё продвигаться вперёд, невзирая на множество возникающих то и дело преград и препятствий. Она писала Притви Сингху: «Я знаю, что Её помощь присутствует здесь всегда, потому что всё время происходит множество невероятных вещей и благодеяний». Из этой категории как «невероятных вещей», так и «благодеяний» была ситуация, сложившаяся после крупного землетрясения в Лос-Анджелесе, когда Джотиприя ломала голову над тем, как оплатить восстановительные работы в Центре после ущерба, нанесённого ему подземными толчками. На следующее после землетрясения утро появился ремонтный рабочий, который сказал, что пришёл ремонтировать здание. После того как всё отремонтировал, он ушёл так же внезапно, как и появился, отказавшись от какой-либо оплаты за свою работу. Потом была ещё история о том, как Культурный Центр Восток-Запад переехал в новое помещение – огромное здание с семью деревьями, предсказание о котором сделал тот йог из 1947 года. Правительство Соединённых Штатов, постоянно пересматривающее стандарты зданий, подходящих для образовательных целей, однажды проинформировало Джотиприю о том, что она должна в течение 90-а дней перенести всю деятельность своего Центра в помещение большего размера с прилегающей к нему парковкой для автомобилей – иначе их закроют! Понадобилось полтора года поисков подходящей недвижимости и судебных разбирательств, пока Центр, наконец, не обосновался в новом удобном помещении. И Джотиприя, вынужденная трижды предстать перед судьёй с цветами Благословения Матери в руках, глубоко в своём сердце точно знала, кто спас плоды всех её усилий от полного краха.

Это были годы, когда, несмотря на всё продвижение вперёд, постоянным рефреном Джотиприи стала строка из поэмы Шри Ауробиндо «Савитри» -«Его единственной силой была безграничная самоотдача». В 1960 году, когда Правительство Соединённых Штатов наконец присвоило Культурному Центру Восток-Запад статус необлагаемого налогом некоммерческого образовательного учреждения, Джотиприя написала Притви Сингху: «Я чувствую, что недалеко то время, когда я вновь увижусь с Матерью лицом к лицу. Теперь, после того как Центр оплатил ужасающие долги и урегулировал вопрос с налогами, нам будет гораздо легче, но в настоящее время нам всё ещё нужно очень упорно трудиться, чтобы оплачивать все счета». Как она написала Матери: «Большинству людей в Индии трудно понять, какая дорогая жизнь здесь, в Америке. Стандарты, предъявляемые к образовательному центру очень высоки и суровы. Мы должны иметь новейшее газовое оборудование, электрические приборы и т.д. и т.п., иначе мы потеряем лицензию». Джотиприи пришлось ждать до 1967 года, пока не состоялся этот драгоценнийший для неё физический Даршан. И только в 1977 году – когда ей исполнилось 77 лет – она сможет полностью оплатить все долги Центра. В течение всех этих трудных лет финансовых неурядиц и режима строгой экономии ни одного из посетителей центра не вынуждали делать пожертвования, тогда как сама Джотиприя постоянно посылала в своих письмах к Матери подношения для Её работы.

Джотиприя в КЦВЗ на 9-й улице – 1965 г.

Джотиприя в КЦВЗ на 9-й улице – 1965 г.

Трудности, возникавшие в период роста Центра, были не только финансовыми. Никогда не бывшая замужем, Джотиприя, как «одинокая женщина» в Америке, часто попадала в недвусмысленные ситуации, поскольку её работа состояла в том, чтобы собирать вокруг себя людей. К тому же, её небольшой доход позволял ей жить только в очень небогатых районах города, в самом скромном соседстве. Бездомные со всей округи часто забредали в Центр, путая его с Миссией Армии Спасения и ожидая от Джотиприи «вдоволь еды» и ночлега! Поскольку она в каждом человеке видела хорошее, как и его потенциальную душу внутри, её квота на странных персонажей далеко превосходила долю подобных встреч на жизненном пути любого другого человека. Но никто никогда не отвернулся от неё. Однажды одного из частых посетителей Центра, которого подозревали в неоднократном воровстве, «поймали за руку». И этого человека всего-навсего попросили: «Пожалуйста, больше не крадите». Но нельзя сказать, чтобы Джотиприя не имела в своём характере сильной черты Кали. Если человек оказывался лицемерным, как это случилось с некоторыми мнимыми «святыми», Джотиприя немедленно прерывала с ним всякие отношения и поддержку, поскольку она категорически не терпела лжи – в особенности, когда это приводило к искажению представления о духовном свете Индии. И, тем не менее, хотя она и была прямым и честным человеком, но никогда ни о ком не говорила плохо, даже если ей и был причинён вред. А когда её спрашивали о том, почему она порвала отношения, она просто говорила: «Не могу открыть вам причину, но уверяю вас, что это оправданный шаг». И единственной вещью, которая могла бы ослабить её воодушевление, было не количество раз, когда её надули, а количество человек, которые предпочли истинному духовному свету то, что она называла «духовными феноменами довольно низкого свойства». Тут нужно вскользь упомянуть о том, что Джотиприя поставила перед собой своего рода задачу просвещать американцев в отношении различий между приводящими в восторг, но чаще всего жульническими «психическими феноменами», и истинным «психическим», пользуясь термином, который привнёс Шри Ауробиндо – душой, сознательно развивающейся и обращающейся к Богу, к жизни божественной.

Ани Нуннали и Джотиприя (фото сделано в 1964г.) Ани – нынешний президент КЦВЗ.

Ани Нуннали и Джотиприя (фото сделано в 1964 г.) Ани – нынешний президент КЦВЗ.

«Доктор Тайберг дома, в библиотеке Центра, делится мудростью и Йогой Шри Ауробиндо и Матери» – так в списке мероприятий Культурного Центра «Восток-Запад», который ежемесячно рассылался сотням подписчиков, гласило хорошо знакомое всем объявление о вечерних сатсангах, проводимых по четвергам. Видя предназначение Центра в том, чтобы «открывать дорогу всеохватной истине», Джотиприя обнаружила, что наилучшим способом сделать это является позволить ему функционировать в виде форума, освещающего различные аспекты духовной жизни. Но она не успокаивалась до тех пор, пока каждый искатель, с которым она входила в контакт, не узнавал о «наивысшем из предлагаемых путей» – «широкой и интегральной» Пурна Йоге Шри Ауробиндо. И поэтому для неё, также как и для множества других искателей всех рас, возрастов и профессий, собиравшихся вокруг неё, вечерние сатсанги по четвергам были самым значимым событием недели, поскольку именно тогда она могла со всей глубиной, невозможной на других мероприятиях, делиться основными положениями учения Девагуру и Деваматы. Она обычно сидела там, в Библиотеке, перед портретом Шри Ауробиндо – со всех сторон от неё книги для беседы – вся в золотом сиянии, готовая огласить видение Шри Ауробиндо славного будущего человечества, или зачитать экспертные указания Матери по путешествию в Будущее. Хотя между людьми, заполняющими, а зачастую и переполняющими Библиотеку в эти часы, царил дух теплоты и товарищества, но их привлекала не просто перспектива провести вечер в приятном обществе, а способность Джотиприи вступать в живой контакт с учением Шри Ауробиндо и Матери, поскольку Джоти, – как заметил один садхак – «ничего не интерпретировала, не наводила тень на плетень и не говорила заученными штампами, но, казалось, была в состоянии так полно отождествиться со Шри Ауробиндо и Матерью, что все начинали чувствовать их присутствие».

Джотиприя делится мудростью Шри Ауробиндо в библиотеке КЦВЗ на 9-й улице – 1970 год.

Джотиприя делится мудростью Шри Ауробиндо в библиотеке КЦВЗ на 9-й улице – 1970 год.

Джотиприя всегда говорила, что она больше любит, когда в группе идёт живая дискуссия и задаётся множество вопросов, но частенько все присутствующие в молчании затихали, погружённые в её воспоминания о даршанах Шри Ауробиндо и личных встречах с Матерью. Затем Джотиприя читала наизусть откровения из «Савтири» с вдохновением, которое замечательно подготавливало присутствующих к последующей медитации. Один садхак, пришедший к Джотиприи одним из первых, когда ещё только всё начиналось, и часто только и было народу в комнате, что они вдвоём, вспоминал, как во время медитации он немного приоткрывал глаза, чтобы посмотреть на Джотиприю, и видел её «будто через вуаль», с удивлением наблюдая, как «она превращается в Мать, Шри Ауробиндо и в других великих душ, которых она знала»… как друзья из Ашрама, заехавшие по случаю в Библиотеку, сказали, что «это было единственным местом помимо Ашрама, где они ощущали силу в такой же полноте, что и там»… и что во время медитаций «сила была настолько мощной, что его тело сгибалось под её воздействием». В заключение вечера группа вслед за Джотиприей обычно пела на санскрите мантру Шри Ауробиндо «ОМ Анандамайя», призывая Божественное. И потом, в тишине, после того как смолкали последние звуки этого коллективного пения, Блаженство, Сознание и Истина совершенно явственно воцарялись в аудитории. Абсолютно достоверен тот факт, что кто бы ни провёл в компании с Джотиприей достаточно долгое время, обязательно развивал глубокое и искреннее чувство любви к Шри Ауробиндо и Матери, взращивая в себе на протяжении всех этих недель, ознаменованных «четвергами», «внутреннюю сонастроенность» с Джотиприей и «духовное братство, без слов подразумевающееся между преданными в этой коллективной йоге». Сегодня выпускников «школы преданности» Джотиприи можно найти, проживающими в качестве преданных и садхаков йоги Шри Ауробиндо, по всему Западу, в Ауровиле и в Ашраме. Для бесчисленного количества искателей, прошедших через Культурный Центр «Восток-Запад», Джотиприя была «золотым мостом». Джотиприя однажды написала Матери: «Так странно иметь эти болезни тела и при этом чувствовать себя абсолютно здоровой, энергичной и полной энтузиазма, делая работу для вас». Мать как-то говорила Джотиприи: «Ты так спешила низойти на землю и присоединиться к работе, что очень небрежно отнеслась к выбору своего тела!» Но, несмотря на боль, донимающую её тело всю взрослую жизнь, Джотиприя вплоть до самого конца держалась, «не сдаваясь, бодро и жизнерадостно» – проводя сатсанги, получая профессорские звания (в 1973 г. – Института Стран Востока; в 1975 г. – одного из факультетов Института Годдарда) и до последнего дня своей жизни посвящая учеников в «сокровища мудрости» санскрита. Именно с помощью радости от преподавания она превозмогала боль. Кульминацией её 45-летнего преподавания санскрита и ранних публикаций по санскриту стала книга «Язык Богов», опубликованная в 1970 г., которая, вместе со вступительными статьями, написанными Б.Л. Атрейей и В.К.Гокак, была посвящена Джотиприей «светлой памяти Шри Ауробиндо» – и была признана «смелой», «оригинальной» и «открывающей новые горизонты» работой. В 1972 году Джотиприя в последний раз посетила свой «духовный дом», чтобы принять участие в праздновании в Ашраме Столетия со Дня Рождения Шри Ауробиндо, и испытать милость последнего физического даршана Матери. В 1980 году, после чудесного исцеления от болезни, она написала другу в Ашрам о том, как рада вновь дарованной возможности жить, что позволит ей провести ещё один любимый всеми Пасхальный Фестиваль Цветов, представляющий все духовные значения цветов, данные им Матерью. Она писала: «Я надеюсь, что буду в состоянии провести его точно так же, как проводила в течение 27 лет».

Пасхальный Фестиваль Цветов в КЦВЗ в 1970 г. – Джотиприя и её духовные ученики

Пасхальный Фестиваль Цветов в КЦВЗ в 1970 г. – Джотиприя и её духовные ученики

Один образ Джотиприи надолго останется в памяти всех, кто присутствовал на праздновании дня рождения Матери, проводимом в Культурном Центре «Восток-Запад» за несколько лет до этого, когда Джотиприя попросила группу садхаков и преданных подготовить к прочтению отобранные ею молитвы Матери. Каждый из садхаков наизусть читал по очереди ту молитву, которую Джотиприя с невероятной проницательностью предназначила читать именно ему, исходя из его внутреннего состояния на данный момент. Затем наступил черёд Джотиприи. С сиянием, исходящим от её лица, она начала произносить слова медитации Матери от 31-го марта 1917 г.:

Всякий раз, когда сердце учащённо бьётся от прикосновения Твоего божественного дыхания, кажется, что новая красота рождается на Земле…». В ту же минуту воцарилась атмосфера священного храма. И Джотиприя, улыбаясь, продолжала изливать свою душу:

«Ты осыпал меня Своими милостями, Ты раскрыл мне многие секреты, Ты позволил мне вкусить множество нежданных и негаданных радостей… »

Возможно то, что осветило всё её существо столь удивительным светом, были её воспоминания о переживании, которое она имела в 1956-м, примерно в то же время года. В письме Матери от 8 марта 1956 года Джотиприя в совершенно ином тоне, нежели тот, в котором она писала предыдущие, февральские, письма, написала Матери: «Мне трудно объяснить тебе новый вид переживания, которое я испытала, я могу лишь сказать, что это что-то вроде неожиданного кратковременного осознания присутствия иной реальности вокруг меня с другой вибрацией и с другим звуком. Каждый раз это длится только несколько минут, но происходит довольно часто в разное время суток». Послание Матери о Супраментальной Манифестации достигло Джотиприи два месяца спустя, таким образом воплощая её всегдашнюю нерушимую веру в то, что всё является «прототипом чего-то более прекрасного». Тогда она, будучи не только “petite enfant” (франц. – маленьким ребёнком) Матери, но также и Её другом, послала 4 мая следующую телеграмму Матери:

МАТЬ РАДУЮСЬ СЛАВНОМУ СУПРАМЕНТАЛЬНОМУ РОЖДЕНИЮ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ САМООТДАЧА ПРАНАМЫ С ЛЮБОВЬЮ ДЖОТИПРИЯ

Но по мере того как она продолжала читать молитву в этот день рождения Матери, Джотиприя всё более интенсивно изливала золотой свет, поскольку каждая строка, казалось, содержала теперь для неё более глубокое значение, чем прежде, и в восторженной тишине помещения она продолжала:

«…но никакая милость Твоя не может сравниться с тем, что Ты даруешь мне, когда сердце учащённо бьётся от прикосновения Твоего божественного дыхания… Скажи, даруешь ли ты мне эту волшебную власть зарождать подобный рассвет в томящихся сердцах, пробуждать сознание людей к Твоему незримому присутствию, и в этом пустом и горестном мире пробуждать маленькую частичку Твоего истинного рая? Какое счастье, какие сокровища, какие земные силы могут сравниться с этим чудесным даром?»

И больше уже не осознавая вокруг себя искателей, её собственными усилиями собранных здесь в этот день, Джотиприя закончила молитву Матери с воздетыми вверх руками и обращённым к небу лицом.

Джотиприя закончила молитву Матери с воздетыми вверх руками и обращённым к небу лицом.

Джотиприя покинула своё тело 3-го октября 1980 года в 15ч. 15 мин. Её последняя воля, записанная в завещании, гласила:

“В случае моей смерти я хотела бы, чтобы моё тело было кремировано, а прах развеян среди цветов в радостном саду. Пусть проводимая посмертная служба состоит из медитации, музыки и молитвы о скорейшем возвращении моей души к Божественному для озарения её новой радостью, силой и мудростью, чтобы я вновь могла вернуться и служить Свету».

Нынешний Центр по адресу: Калвер Сити, ул.Маршалла, д.12329

Нынешний Центр по адресу: Калвер Сити, ул.Маршалла, д.12329

12 13
Мать и Шри Ауробиндо

Текст статьи – Мандакини
Подбор фотографий и дизайн – Ани Нуннали
Перевод с английского Н. Потёмкиной


Рубрика “Воспоминания о Шри Ауробиндо и Матери”

 

Читать Дальше:

Мать (Мирра Альфасса)
Воспоминания о Шри Ауробиндо и Матери

Принять Участие:

Ауро-Книга