Эпиграфы в Жизни Божественной

Разум (Шри Ауробиндо “Жизнь Божественная” Книга II. Глава 5.)

Разум

…….दृष्टं चादृष्टं च….. अनेभूतं चाननुभूतं च,
सच्चासच्च; सर्वं पश्यति, सर्वः पश्यति ॥
— प्रश्न उप. ४.५

Всё – зримое и незримое, ощутимое и неощутимое, сущее и не существующее – всё им обозревается, ибо оно всё есть.

(Пражна Упанишада. 4.5)

В конце концов, все что было сказано рядом философий, мы воспринимаем исключительно посредством ума и видим с его помощью. То, чего ум не воспринимает, для нас не существует. И поэтому Ум является нашей реальностью. Все остальное реально для нас, потому что оно ощущается Умом посредством его органов восприятия. Если не будет Ума, то не будет и Мира – таковы доводы философа-идеалиста.

Нет, отвечает его оппонент, мир существовал задолго до того, как появился твой ум, чтобы видеть и воспринимать сущее, мир по-прежнему будет оставаться, даже когда ум исчезнет.  Разум является частью вселенского проявления. К тому же, существуют и другие пути восприятия мира помимо умственного.

Самосознание действует посредством ума в качестве своего инструмента. Самосознание – реально, ум – реален, мир – реален.

М.П. Пандит, “Эпиграфы в “Жизни Божественной”
Книга II. Глава 5. Вселенская Иллюзия; Разум, Сон и Галлюцинации

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий