Основы Йоги

Вера; Стремление; Самоотдача (Основы Йоги. Глава 2)

Основы Йоги - Шри Ауробиндо

Вера; Стремление; Самоотдача

Основы Йоги. Глава 2

Эта йога требует полного посвящения жизни открытию и воплощению Божественной Истины и ничему другому. Разделять свою жизнь между Божественным и какой-либо внешней целью и деятельностью, не имеющей никакого отношения к поиску Истины – недопустимо. Даже малейшее отклонение подобного рода сделало бы успех в йоге невозможным.

Вы должны идти внутрь себя и полностью посвятить себя духовной жизни. Любое цепляние за предпочтения ума должно оставить вас, всякое настояние на витальных целях, интересах и привязанностях должно быть отброшено, все эгоистические привязанности к семье, друзьям, стране должны уйти, если вы хотите преуспеть в йоге. Любая исходящая энергия или деятельность должны происходить от открытой Истины, а не от низших ментальных или витальных побуждений, от Божественной Воли, а не от личного выбора или предпочтений эго.

*

Ментальные теории не имеют большого значения, ибо разум создаёт или принимает те теории, которые способствуют обращению существа. Важным является именно это обращение и зов внутри вас.

Знание, что есть Высшее Существование, Сознание и Блаженство, которое не является просто негативной Нирваной или статичным и лишенным черт Абсолютом, но динамичным, ощущение, что это Божественное Сознание может быть реализовано не только за пределами, но также и здесь, и последовательное принятие божественной жизни как цели йоги – не принадлежит уму. Это не вопрос ментальной теории – хотя ментально это мировоззрение может быть поддержано как и любое другое, если не лучше, — но вопрос опыта, и, до того как опыт приходит, веры души приносящей с собой приверженность разума и жизни. Тот, кто находится в контакте с высшим Светом и у кого есть соответствующий опыт, может следовать этим путем, как бы трудно это ни было для низших частей; тот, кто затронут этим, не имея опыта, но имея зов, убежденность, настояние души, так же может следовать этим путем.

*

Божественные пути отличаются от путей человеческого разума и не соответствуют нашим моделям, и невозможно судить о них или установить для Него, что Он будет или не будет делать, ибо Божественное лучше нас знает, что делать. Если мы вообще признаём существование Божественного, то и истинное разумение и Бхакти требуют, как мне кажется, безоговорочной веры и самоотдачи.

*

Не навязывать волю своего разума и витального Божественному, но принимать Божественную Волю и следовать ей – вот верное отношение в садхане. Не говорить – «Это моё право, желание, требование, необходимость, потребность, почему я не могу получить этого?», – но отдавать себя, принимая с радостью, всё, что бы Божественное не давало, не огорчаясь и не протестуя – вот лучший путь. Тогда то, что вы принимаете, будет самой верной для вас вещью.

*

Вера, упование на Бога, самоотдача и посвящение себя Божественной Силе необходимы и обязательны. Но упование на Бога не должно оправдывать леность, слабость и покорность импульсам низшей Природы: оно должно сопровождаться неустанным стремлением и постоянным отвержением всего, что встает на пути  Божественной Истины. Самоотдача Божественному не должна становится оправданием, предлогом или поводом для потакания своим собственным желаниям и низшим побуждениям или своему эго или какой-то Силе неведения и тьмы, принимающей личину Божественного.

*

Вам нужно только стремиться, держать себя открытым Матери, отвергать всё, что противоречит её воле и позволить ей работать в вас – делая так же всю свою работу ради неё, с верой, что именно посредством её силы вы можете сделать это. Если вы остаетесь открытым таким образом, то знание и реализация придут в должное время.

*

В этой йоге все зависит от того, может ли человек открыться Влиянию или нет. Если есть искренность в устремлении и терпеливая воля достигнуть высшего сознания несмотря на все препятствия, тогда открытость, в той или иной форме, несомненно,придет. Но это может занять долгое или короткое время, согласно степени готовности ума, сердца и тела; так, если человек не обладает необходимым терпением, то может оставить усилия из-за начальных трудностей. В этой йоге нет другого метода, кроме концентрации, предпочтительно в сердце и призыва присутствия и силы Матери принять ваше существо и действием её силы трансформировать сознание; можно также концентрироваться в голове или между бровей, но для многих это слишком трудное открытие. Когда разум успокаивается и концентрация становится сильной, а стремление интенсивным, тогда положено начало опыту. Чем больше вера, тем более скорым, вероятно, будет и результат. Что до всего остального, то не стоит полагаться только на свои собственные усилия, но стремиться к установлению контакта с Божественным и к восприимчивости Силе и Присутствию Матери.

*

Не имеет значения, какие недостатки присутствуют в вашей природе. Важно только одно–быть открытым Силе. Никто не может преобразовать себя лишь своими собственными усилиями; только Божественная Сила может это сделать. Если вы сохраняете открытость, все остальное будет сделано за вас.

*

Мало кто в достаточной мере силён, чтобы без поддержки, своим собственным стремлением и волей превозмочь силы низшей природы; даже те, кто совершает это, добиваются только частичного контроля, а не полного господства. Воля и стремление необходимы для того, чтобы призвать свыше поддержку Божественной Силы и удерживать существо на её стороне, при взаимодействии с низшими силами.Только Божественная Сила, исполняющая духовную волю и психическое стремление сердца, может принести победу.

*

Посредством ментального контроля всегда трудно чего-либо достигнуть, если предпринимаемые усилия идут в разрез с наклонностями человеческой природы или индивидуального характера. Сильная воля, терпеливо и настойчиво устремленная к своей цели, может произвести какое-то изменение, но обычно это занимает много времени, и в начале можно ожидать только частичного успеха, перемежающегося множеством неудач.

Нельзя автоматически обратить все свои действия в служение посредством только мысленного контроля; должно присутствовать сильное стремление в сердце, которое вызовет некое осознание или ощущение присутствия Единого, кому посвящено служение. Бхакта не должен полагаться только на свои усилия, но на милость и силу Божественного, которому он поклоняется.

*

Вы всегда чрезмерно полагаетесь на свой собственный разум и волю – вот почему вы не можете продвигаться вперед. Если бы вы научились безмолвно уповать на силу Матери, – а не только призывать её для поддержки своих собственных усилий, – это препятствие бы уменьшились и в конце концов исчезло.

*

Каждое искреннее стремление приносит свои плоды; если вы искренни, божественная жизнь разовьется в вас.

Быть совершенно искренним – значит желать только божественной Истины, отдавать себя, все больше и больше, Божественной Матери, отвергать все личные требования и желания, кроме одного этого стремления, посвящать каждое свое действие в жизни Божественному и выполнять это как вверенную вам работу, не привнося в неё своего эго. Это основа божественной жизни.

Нельзя добиться этого сразу, но если человек стремится к этому постоянно и всегда призывает на помощь Божественную Шакти, с искренним сердцем и чистой волей, тогда это сознание будет все больше и больше развиваться в нем.

*

Невозможно достичь полной самоотдачи за столь короткое время, — ибо, под полной самоотдачей подразумевается разрубить узел эго в каждой части своего существа и преподнеси это существо, цельное и свободное, Божественному. Разум, витальное, физическое сознание (и даже каждая из их частей во всей своей деятельности), должны независимо, один за другим, совершить самоотдачу, отказаться от своих собственных путей, приняв путь Божественного. То, что можно сделать – это с самого начала принять центральное решение и само-посвящение и воплощать это любым доступным для себя образом, на каждом шагу, пользуясь каждой благоприятной возможностью, чтобы довести свою самоотдачу до совершенства. Самоотдача в одной области делает самоотдачу в других областях легче и неизбежней; но сама по себе она не разрубает и не ослабляет других узлов эго, в особенности тех, которые тесно связаны с нынешней личностью, наиболее лелеемые формации которой, часто могут представлять значительные трудности, даже после того, как была установлена центральная воля и первые обязательства были запечатлены на практике.

*

Вы спрашиваете, как можно исправить ошибку которую, как вам кажется, вы совершили. Допуская, что всё обстоит именно так, как вы говорите, на мой взгляд это можно исправить только превратив себя в сосуд Божественной Истины и Любви. И первые шаги к этому – это полное само-посвящение и само-очищение, полное открытие себя Божественному, отвержение в себе всего, что может встать на пути этого свершения. В духовной жизни нет иного способа исправить совершенные ошибки, ничто не обладает такой эффективностью. Не следует вначале просить ни о каких других достижениях и результатах, кроме этого внутреннего роста и развития – ибо иначе, вас ожидает серьезное разочарование. Только когда вы свободны, вы можете освободить других, и в йоге, именно в результате внутренней победы приходит внешнее завоевание.

*

Невозможно сразу избавиться от преобладания личного усилия – и это не всегда желательно; ибо личное усилие лучше тамасической инерции.

Личное усилие должно быть постепенно преобразовано в движение Божественной Силы. Если вы осознаете Божественную Силу, тогда призывайте её, всё больше и больше, чтобы она руководила вашим усилием, приняла его и преобразовала в нечто принадлежащее уже не вам, но Матери. Тогда произойдет своего рода перенос, приятие сил работающих в индивидуальном Адхаре, но это будет не внезапный, а постепенный перенос.

Однако, требуется психическое состояние: должна развиться способность различения, способность точно видеть, что является Божественной Силой, что элементом личного усилия, а что привнесено как смесь от низших космических сил. И, до тех пор, пока переход не будет завершен, — а на это всегда требуется время, обязательно должно присутствовать, в качестве личного участия, постоянное приятие истинной Силы и постоянное отвержение всех низших примесей.

В настоящий момент отказываться от личного усилия нежелательно, но нужно всё больше и больше призывать Божественную Силу, и с её помощью руководить и управлять своим усилием.

*

Нежелательно, на ранних стадиях садханы, во всём полагаться на Божественное, и ожидать от него всего, не прилагая к тому своих собственных усилий. Это возможно только тогда, когда психическое существо выходит на передний план и оказывает влияние на всю деятельность (и даже тогда, необходима бдительность и постоянное ваше согласие) или ещё позже, на заключительных стадиях йоги, когда непосредственно или почти непосредственно, сама супраментальная сила овладевает вашим сознанием, но до этой стадии пока ещё очень далеко. При иных условиях, подобное отношение скорее всего приведет к инерции и застою.

Только наиболее механические части существа могут действительно сказать, что они беспомощны: в особенности, физическое (материальное) сознание, которое инертно по своей природе и побуждаемо к действию либо ментальными и витальными либо более высокими силами. Но человек всегда властен поставить свою ментальную волю или витальную энергию на службу Божественному. Нельзя быть уверенным в немедленном результате, так как сопротивление низшей Природы и натиск враждебных сил могут зачастую успешно противодействовать в течении какого-то или даже довольно продолжительного времени необходимым изменениям. Необходимо быть настойчивым, удерживать свою волю на стороне Божественного, отвергая то, что должно быть отвергнуто, открывая себя истинному Свету и истинной Силе, призывая их вниз, спокойно, постоянно, без усталости, нетерпения и уныния, до тех пор, пока не почувствуете деятельность Божественной Силы, и препятствия не станут отступать.

Вы говорите, что осознаёте своё невежество и темноту. Если это только общее осознание, то этого недостаточно. Но если вы осознаёте это в подробностях, в их непосредственной деятельности, тогда этого достаточно для начала; вы должны упорно отвергать эти ложные движения, которые вы сознаете, и делать свой разум и витальное спокойным и чистым полем деятельности Божественной Силы.

*

Механические движения всегда гораздо труднее остановить усилием ментальной воли, потому что они не зависят от разума или каких-то ментальных соображений, но основаны на ассоциациях или же простой механической памяти и привычке.

Практика отвержения в конце концов приносит свои результаты, но она может занять много времени, если совершается только с помощью личного усилия. Если вы можете ощутить в себе работу Божественной Силы, тогда это будет легче сделать.

Не должно быть ничего тамасичного или инертного в предании себя этому руководству, и никакая часть витального не должна оправдывать своё нежелание отвергать внушения низших импульсов и желаний.

Всегда есть два пути совершать йогу. Один – посредством деятельности бдительного ума и витального, видя, наблюдая, размышляя и решая, что должно быть сделано, а что нет. Разумеется, это происходит с поддержкой Божественной Силы, стоящей позади, притягивая или призывая эту Силу, иначе почти ничего нельзя было бы сделать. Но всё же, в этом случае преобладает личное усилие, которое несет на себе большую часть бремени.

Другой путь – путь психического существа, сознания раскрывающегося Божественному, раскрывая не только само психическое и вынося его на передний план, но так же раскрывая ум, витальное и физическое, воспринимая Свет, осознавая то, что должно быть сделано, чувствуя и видя как это свершается самой Божественной Силой, и постоянно способствуя ей своим бдительным и сознательным согласием и призывом к Божественному действию. Обычно, это лишь смесь этих двух путей, до тех пор, пока сознание не будет готово полностью открыться, всецело подчиниться Божественному началу во всех своих действиях. Только тогда исчезает всякая ответственность и садхак больше не несет на своих плечах бремени личного усилия.

Рубрика «Основы Йоги» Шри Ауробиндо

 

Читать Дальше:

Принять Участие:

Ауро-Книга
курсы и занятия