Джидду Кришнамурти

Джидду Кришнамурти (Jiddu Krishnamurti, 12 мая 1895 — 17 февраля 1986) — индийский философ. Был известным оратором на философские и духовные темы. В их число входили: психологическая революция, природа сознания, медитация, отношения между людьми, достижение позитивных изменений в обществе. Он неоднократно подчёркивал необходимость революции сознания каждого отдельно взятого человека и особо акцентировал на том, что подобные изменения не могут быть достигнуты с помощью внешних сил — будь то религия, политика или общество. Кришнамурти отрицал принадлежность к какой-либо национальности, касте, религии или философии и провёл свою жизнь в путешествиях по миру в качестве независимого самостоятельного оратора, выступая перед большими и малыми группами, равно как и перед заинтересованными отдельными людьми.

Слова Кришнамурти на Портале Утренняя Роса

Три Праведных Эгоиста Кришнамурти, "Заметки о Жизни", Том 1

Рубрики Кришнамурти на Портале Утренняя Роса

Биография Кришнамурти

Джидду Кришнамурти родился 11 мая 1895 года в небольшом селении Маданапале на юге Индии. Он и его брат Нитья в раннем возрасте были взяты на воспитание Анни Безант, которая в то время занимала пост президента Теософского общества. Заявив, что Джидду Кришнамурти является тем самым учителем планетарного масштаба, приход которого они предсказывали, лидеры Теософского общества в 1911 году учредили всемирную организацию «Орден Звезды Востока». Целью Ордена была провозглашена поддержка миссии Великого Учителя и подготовка человечества к его приходу. Юный Кришнамурти возглавил Орден.

В 1922 году Кришнамурти испытал необычайное мистическое переживание, которое, по его словам, помогло ему коснуться того «сострадания, что излечивает любое горе и печаль».

Однако в 1929 году Кришнамурти отрекся от возложенной на него роли, распустил Орден и вернул все деньги и недвижимое имущество, пожертвованные многочисленными последователями. В своей исторической речи он заявил, что никакие религиозные организации не приведут человека к истине, и что единственная его забота – это как «сделать человека абсолютно и безусловно свободным».

С этого момента и до самой смерти в феврале 1986 года он путешествовал по всему миру, проводя публичные и частные беседы, говоря о безотлагательной необходимости радикального изменения человечества.

Всемирно признанный величайшим мыслителем и религиозным учителем всех времен, Кришнамурти не отстаивал какую-либо философскую или религиозную доктрину. В своих беседах он затрагивал насущные проблемы, с которыми большинство из нас сталкивается изо дня в день. Он открыто говорил о повсеместном насилии и поисках безопасности, о стремлении к счастью и привязанности к комфорту. Кришнамурти прямо указывал на деградацию современного общества, разъедаемого коррупцией, и назревшую потребность для всего человечества освободиться от внутренних оков ненависти, страха, обиды и горя. С поразительной точностью описывая тончайшие механизмы человеческого разума, он утверждал, что для каждого человека существует возможность пребывания в глубоко медитативном состоянии в обычной повседневной жизни. Только такая радикальная трансформация, по его словам, может породить новую культуру.

Кришнамурти не отождествлял себя ни с одним государством или нацией, не разделял взглядов и идеологии ни одной политической школы, не принадлежал к какой-либо религиозной организации или секте. В своих беседах он четко показывал, что все это – факторы, непосредственно ведущие к возведению искусственных барьеров между людьми, к эскалации конфликтов и войне. Кришнамурти постоянно напоминал своей аудитории, что мы не христиане, индуисты или мусульмане, а прежде всего – люди, и что каждый из нас – при всей своей уникальности – по большому счету ничем не отличается от остальных людей. Делясь своим поразительно чутким отношением к природе и всем ее созданиям, он призывал идти по жизни легко и не уничтожать ни себя, ни окружающую среду.

Универсальное по своей сути, учение Кришнамурти уходит далеко за пределы рукотворных систем верования, сектантского мировоззрения и националистских настроений. Оставаясь актуальным и в наши дни, оно вкладывает новый смысл и дает свежий импульс для извечного поиска человеком истины.

Кришнамурти говорил не как учитель, но как товарищ и друг. Его беседы и диалоги основываются не на знаниях, почерпнутых в традиционных источниках, а на интуиции и собственном видении того, как устроена высшая реальность и человеческий разум. Слова Кришнамурти всегда несли с собой заряд свежести и новизны, несмотря на то что суть его учения на протяжении многих лет оставалась неизменной.

Участникам публичных выступлений часто казалось, что Кришнамурти обращается лично к каждому, касаясь именно их проблем. Те, кто, сломленный горем, приходил к нему на частное интервью, находил в нем сострадательного учителя, умеющего внимательно выслушать, ободрить и направить на путь исцеления, не рассчитывая на постороннюю помощь, а отыскивая свое собственное понимание проблемы. Адепты религиозных учений находили в его словах новое видение своих традиционных взглядов. Ученые и психологи, бросив вызов Кришнамурти, в ходе дискуссий с ним приходили к осознанию ограниченности их теорий.

Большое литературное наследие Кришнамурти включает его письменные работы, а также тексты многочисленных публичных и частных бесед, диалогов с учителями, учащимися, учеными и религиозными деятелями, телевизионные записи и радиоинтервью, письма. Многое из этого было опубликовано в форме книг, аудио- и видеозаписей.


Суть Учения Кришнамурти

Суть учения Кришнамурти содержится в заявлении, которое он сделал в 1929 году: «Истина – это неизведанная земля, которую не достичь с помощью каких-либо организаций, ритуалов, священнослужителей, опираясь на убеждения, верования, догмы, философские знания или психологические техники. Ее можно найти лишь в зеркале отношений, наблюдая содержание своего ума, учась понимать себя, не прибегая к интеллектуальному психанализу.

В своем сознании человек возводит защитные стены из образов – религиозных, политических, межличностных, которые кристаллизуются как символы, идеи, верования. Бремя этих образов довлеет над его мышлением, взаимоотношениями, всей жизнью. Более того, образы разделяют, изолируют людей, создавая серьезные проблемы.

Человек воспринимает жизнь через призму утвердившихся в его уме концепций. То есть, содержание его сознания определяет все его существование. Так называемая индивидуальность – это имя, внешний вид и культурный налет, созданный окружением и традициями. Однако уникальность человека состоит не в этом, а в полной свободе от содержания его сознания, которое едино для всего человечества. В этом смысле он не является индивидуальностью.

Свобода – это не возможность ответного действия. Свобода – это не возможность выбора. Человек создал иллюзию, что если есть выбор, то значит он свободен. Для свободы не нужен ни мотив, ни обоснование, ведь это не конечная точка развития человека, а первооснова его бытия. Свобода – это чистое созерцание, ненаправленное наблюдение без страха наказания или ожидания награды. Наблюдая таким образом, человек открывает свою несвободу. Свобода же приходит в отрешенной осознанности каждого действия, каждого мгновения повседневной жизни.

Мысль – это время. Мысль рождается в сплетении опыта и знаний прошлого. Время стало психологическим врагом человека, поскольку его действия опираются на знания, которые были получены в прошлом. Иначе говоря, человек стал его рабом. Мысль, будучи ограниченной по своей природе, превратила нашу жизнь в постоянный конфликт и борьбу. Не существует психологической эволюции. Если человек действительно осознает свое собственное мышление, то рано или поздно он увидит разрыв между мыслящим и мыслью, между наблюдающим и объектом наблюдения, между собой и своим опытом. Рано или поздно он поймет, что этот разрыв – иллюзия. Тогда в нем откроется чистое созерцание как ненаправленное наблюдение, как неотягощенное прошлым прозрение. Будучи вне времени, такое состояние является отправной точкой для глубокой, радикальной трансформации его разума.

Суть позитивного восприятия состоит в полной отрешенности. Только отрешившись от любых психологических порождений мысли, можно открыть истинную любовь, которая есть одновременно глубокое сострадание и высший разум.

Написано Кришнамурти в 1980 году
по просьбе его биографа Мери Латьенс


Дэвид Бом об Учении Кришнамурти

Мое заочное знакомство с Кришнамурти состоялось в 1959 году, когда я прочел его «Первую и последнюю свободу». В этой книге меня особенно заинтересовало то, насколько глубоко Кришнамурти проник в суть отношений наблюдающего и наблюдаемого. Этот вопрос уже долгое время был в фокусе моих научных исследований как теоретика квантовой физики. В рамках квантовой теории впервые за всю историю развития науки было выдвинуто представление о неразрывной связи наблюдающего и наблюдаемого как необходимом условии для понимания фундаментальных законов материи. Поскольку кроме точного раскрытия взаимосвязи наблюдающего и наблюдаемого книга несла еще целый ряд важных заключений, я почувствовал, что мне нужно срочно найти ее автора и лично поговорить с ним.

Во время одного из визитов Кришнамурти в Лондон мы встретились. Меня поразила простота его обращения, проистекавшая из исключительного внимания, с которым он меня слушал, соединенного с полным отсутствием каких-либо личных предубеждений или барьеров в его высказываниях. Наше общение протекало легко и непринужденно, так как это бывает между близкими по взглядам учеными. Будучи человеком науки, я не раз испытывал подобное чувство, особенно в моих дискуссиях с Эйнштейном. Наверное поэтому впоследствии наши встречи и беседы с Кришнамурти стали регулярными.

… Учение Кришнамурти пронизано тем, что можно назвать сутью научного подхода в его высшей и чистейшей форме. Он отталкивается исключительно от фактов, таких как, например, природа мыслительного процесса. Факты же устанавливаются через внимательное рассмотрение, подразумевающее непосредственное, тщательное и неослабевающее наблюдение за тем, что происходит в сознании. Так происходит беспрерывное познание, несущее искру прозрения касательно сущности мыслительного процесса, которое, в свою очередь, подвергается тестированию. Понимание, во-первых, проходит проверку на внутреннюю цельность и рациональность, и, во-вторых, на логичное и обоснованное соответствие проистекающих из него следствий общему жизненному порядку.

При этом Кришнамурти постоянно подчеркивает, что он не является авторитетом, что, придя к некоторым открытиям, он просто делится ими со всеми, кому это интересно. Его учение не имеет жесткой догматической структуры, не предлагает никаких техник или методов для прекращения мысленного диалога и достижения состояния внутренней тишины. Он не ставит перед собой цель учредить какую бы то ни было систему религиозного верования. Только от нас самих зависит, увидим ли мы то, на что Кришнамурти призывает обратить внимание, и сможем ли самостоятельно сделать новые открытия.

Отрывок из статьи, написанной
профессором Бомом в 1982 году


Речь о роспуске Ордена Звезды

Орден Звезды Востока был создан в 1911 году для подготовки человечества к пришествию Всемирного Учителя и поддержки его миссии по всему миру. Главой Ордена был назначен Кришнамурти.

3 августа 1929 года, в день открытия ежегодного съезда Ордена в Оммене (Голландия), в присутствии трех тысяч его членов Кришнамурти объявил о роспуске организации. Предлагаем вашему вниманию полный текст его речи.

«Сегодня мы рассмотрим вопрос о роспуске Ордена Звезды. Многих порадует это событие, других же – очень расстроит. Но роспуск Ордена – это не повод ни для радости, ни для грусти, а нечто неизбежное, как вы увидите из моего объяснения. Помните ту историю, как дьявол и его приятель, прогуливаясь вдоль дороги, увидели человека, который поднял что-то с земли, оглядел находку и спрятал в карман? Приятель спросил дьявола: «Что нашел этот человек?». «Он подобрал крупицу Истины», – ответил дьявол. «В таком случае, плохи твои дела», – сказал приятель. «О нет, отнюдь, – ответил дьявол, – я позволю ему привести ее в порядок и организовать».

Я убежден, что Истина – это неизведанная земля и ее не найти, следуя проторенным путем организованных религий и сект. Такова моя точка зрения, которой я придерживаюсь полностью и безоговорочно. Учреждать какие-либо организации, имеющие целью направлять людей на истинный путь, бессмысленно. Недостижимую, не знающую пределов и условностей Истину невозможно организовать. Если вы поняли это, то для вас очевидно, что вера не поддается управлению.

Вера глубоко индивидуальна, ее нельзя и не должно организовывать. Иначе она кристаллизуется в убеждение, превращается в секту, становится навязываемой другим людям религией и умирает. Это происходит повсеместно. Слабые и недовольные люди, подгоняя Истину под себя, делают из нее игрушку. Но как невозможно опустить горную вершину, также и Истину нельзя подогнать под себя. Желая достичь вершины, вы должны пересечь долину и подняться по склону, не страшась опасных пропастей. Так же и с Истиной: вы должны приложить усилие и взойти к ней, а не опускать ее на свой уровень.

В этом – основная причина, с моей точки зрения, почему Орден Звезды необходимо распустить. Невзирая на это, вы, возможно, создадите другие организации, занимающиеся поиском Истины, или присоединитесь к уже существующим. Я же не хочу принадлежать ни к одной организации, претендующей на духовность; пожалуйста, поймите это. Я могу воспользоваться организацией, которая перевезет меня отсюда, например, в Лондон. Механическая по своей сути, эта организация совершенно другого типа, действующая аналогично почте или телеграфу. Так я мог бы воспользоваться пароходом или автомобилем, чтобы совершить путешествие. Физические механизмы не имеют ничего общего с духовностью, и никакая организация, я убежден, не способна привести человека к духовности.

Созданная для этих целей организация дает точку опоры и в то же время становится своеобразным костылем, который сковывает и ослабляет человека, делает его калекой, не дает ему развиться и утвердить свою уникальность, состоящую в самостоятельном открытии абсолютной Истины. Это и есть причина, по которой я, будучи главой Ордена, принял решение распустить его. Никто не убеждал меня поступить так.

И это не величественный жест, расcчитанный снискать приверженность публики. Последователи мне совсем не нужны! Ведь в то мгновение, когда вы избираете кого-то своим лидером, вы теряете из виду Истину. Меня не волнует, принимаете ли вы мои слова серьезно или нет. Я хочу совершить нечто в этом мире и сделаю это, не колеблясь ни минуты. Меня занимает лишь одна важная задача – освободить человека. Я стремлюсь выпустить человека из всех его темниц, освободить от всех страхов, не основывая новых религий, сект, не учреждая новых теорий и доктрин.

Тогда, естественно, вы спросите, зачем я разъезжаю по всему свету и постоянно провожу беседы. Я скажу вам, с какой целью я это делаю. Совсем не потому, что меня притягивают деньги и жажда комфортной жизни. Если бы я искал комфорта, я бы не приехал в этот лагерь и не жил в стране с таким сырым воздухом! Совсем не потому, что желаю поклонения или стремлюсь создать группу избранных учеников. (Как же нравится людям выделяться среди себе подобных, насколько бы смехотворны, нелепы и ничтожны ни были отличия! Я не хочу поощрять эту глупость.) У меня нет ни учеников, ни апостолов, ни на земле, ни в духовной сфере. Я говорю откровенно, поскольку хочу покончить с этим раз и навсегда. Я не хочу, чтобы эти инфантильные пересуды продолжались из года в год.

Один репортер, бравший у меня интервью, сказал, что это великий поступок – распустить масштабную организацию со многими тысячами членов. Для него это – грандиозный шаг, и поэтому он спросил: «А чем вы будете заниматься дальше, как будете жить? Люди перестанут вас слушать. У вас не будет последователей.»

Если есть хотя бы пять человек, лица которых обращены к вечности, которые услышат и реализуют услышанное, этого уже достаточно. Имеет ли смысл собирать многотысячную аудиторию закостеневших в предрассудках людей, которые не понимают и не хотят ничего нового, предпочитая подгонять любую новизну под бесплодную инертность своей личности.

Если то, что я говорю, звучит слишком резко, пожалуйста, не поймите меня превратно. Это не из-за черствости или нехватки сострадания. Когда вы обращаетесь к хирургу, чтобы он сделал операцию, разве это не добро с его стороны – оперировать, пусть и причиняя вам боль? Точно так же, если я говорю с вами откровенно, это не из-за отсутствия истинной любви. Совсем наоборот.

Как я уже сказал, передо мной стоит одна единственная задача – направить человека к свободе, помочь ему сбросить оковы любых ограничений и стать свободным, ведь только это может подарить истинное счастье и сделать возможной творческую самореализацию.

Я свободен и не ограничен условностями; я есть целое, а не часть, Абсолют, а не относительное – совершенная непреходящая Истина. Поэтому я желаю тем, кто хочет меня понять, свободы, а это значит – не следовать за мной, не превращать меня в идола, религию, секту. Это значит, что им придется отбросить страх смерти, любви, страх перед самой жизнью, а также все религиозные и духовные страхи, включая страх спасения и освобождения.

Художник пишет картину, потому что получает удовольствие от своего творчества. Для него это благодать, торжество, самовыражение. Так же действую и я, призывая к свободе и не рассчитывая получить что-либо взамен.

Вы почитаете власть авторитета, и на этом строится ваше мировоззрение. Вы привыкли к авторитарной атмосфере и рассчитываете, что это приведет вас к духовности. Вы верите и надеетесь, что некто, наделенный экстраординарными способностями, сотворит чудо и перенесет вас в царство вечной свободы и счастья.

В течение трех лет вы слушали мои речи, но никаких перемен в вас не произошло, разве что лишь в немногих. Так будьте же критичны сейчас, вдумайтесь в то, что я скажу, чтобы основательно и полностью понять сказанное.

Признавая чей-либо авторитет в духовной сфере, вы обрекаете себя на учреждение организации для поддержки такого авторитета. Ведь вы рассчитываете, что хорошая организация поможет избранному вами авторитету привести вас к духовности. Однако уже само учреждение такой организации превращается в вашу тюрьму.

Я говорю с вами откровенно, но это не из-за бессердечия, жестокости или слепого энтузиазма, навеянного моим намерением. Просто я хочу, чтобы вы понимали то, о чем я говорю. По этой причине вы присутствуете здесь, и если бы я не изъяснялся ясно и решительно, то это мероприятие было бы пустой тратой времени.

На протяжении восемнадцати лет вы готовились к этому событию – пришествию Всемирного Учителя. Все эти годы вы занимались учреждением соответствующей организации. Вы искали того, кто вдохнет новую радость в ваше сердце и разум, изменит всю вашу жизнь, даст новое понимание, откроет новые измерения реальности, вселит в вас глубокую уверенность, подарит абсолютную свободу – и смотрите, что происходит!

Вдумайтесь, рассудите сами, как повлияла на вас эта вера, и сделайте выводы. Изменила ли она вас, не внешне – наделив бессмысленными знаками отличия – но унесла ли все наносное и несущественное из вашей жизни? Ведь в конечном итоге важно только то, стали ли вы свободнее, опаснее для общества, основанного на фальши и несущественном? В чем члены Ордена Звезды стали другими?

Как я уже упомянул, вы отдали мне восемнадцать лет своей жизни. Но меня не заботит, верите ли вы или нет в то, что я – Всемирный Учитель. Это не имеет никакого значения. Поскольку вы являетесь членами Ордена Звезды, вы вложили свои чувства, энергию, приняв частично или полностью, что Кришнамурти является Всемирным Учителем; полностью – те, кто действительно ищет истину, и частично – те, кто привык довольствоваться удобствами полуправды.

Вы готовились в течение восемнадцати лет, и посмотрите, сколько трудностей, осложнений и мелких преград стоит перед вами на пути к Истине. Я утверждаю, что любые предрассудки, страхи, авторитеты, церкви, новые и старые – все это препятствует пониманию. И яснее сказать я просто не могу. Я не хочу, чтобы вы соглашались со мной, становились моими последователями. Я желаю вам единственно понимания того, о чем говорю.

И это понимание необходимо, потому что ваша вера не изменила, а только усложнила вас, вы не готовы принять вещи такими, как они есть. Вы желаете иметь собственных новых богов, новые религии и формы вместо старых. Однако подобные замены бесполезны, они лишь ограничивают, разделяют, связывают.

Древние духовные регалии и ритуалы вы заменили новыми, но сами при этом так и остались скованы путами зависимости. В духовной сфере, в своем стремлении к счастью, просветлению вы рассчитываете на помощь и поддержку других. И хотя восемнадцать лет вы готовились к моему пришествию, когда я говорю, что все эти поверхностные шаги бесполезны, что вы должны их отбросить и искать счастье, просветление, чистоту и непорочность в себе, никто из вас не желает делать этого. Может быть лишь немногие, очень немногие, но зачем тогда создавать организацию?

Что толку, если лживые, лицемерные люди будут следовать за мной, воплощением Истины? Помните, пожалуйста, что эти слова демонстрируют не черствость или жестокость, но свидетельствуют о серьезности ситуации, когда вы должны увидеть все, как оно есть на самом деле. Год назад я сказал, что не пойду на уступки. Очень немногие тогда меня услышали. В этом году мои слова звучат с предельной ясностью. Не знаю, сколько тысяч членов Ордена в мире готовились к моему пришествию в течение восемнадцати лет, однако сейчас они не готовы полностью и безоговорочно выслушать то, о чем я говорю.

Как я сказал ранее, моя цель – сделать человека полностью свободным. Я утверждаю, что единственная духовность – это непорочность самого бытия, которое вечно и состоит в гармонии разума и любви. Эта абсолютная, непреложная Истина и есть Жизнь. Поэтому я желаю, чтобы человек был свободным и радостным, как птица в чистом небе: беззаботным, независимым, вознесенным на вершину счастья.

Я, к чьему пришествию вы готовились восемнадцать лет, говорю, что вы должны освободиться от любых наносных сложностей и проблем. Для этого не нужно иметь организацию, основанную на духовной вере. Зачем создавать организацию для разбросанных по всему миру пяти или десяти человек, которые поняли суть, отбросили все тривиальности и работают, борются? Слабым же никакая организация не поможет в их поиске, потому что Истина находится в каждом из нас; не близко и не далеко, она всегда здесь.

Организации не смогут дать вам свободу. Никто и ничто внешнее не сделает вас свободными: ни организованный культ, ни самозабвенный труд, ни самопожертвование ради доброго дела, ни учреждение общественных структур не смогут освободить вас. Вы пользуетесь печатной машинкой, чтобы написать письмо, но при этом не возносите ее на престол для поклонения. Нечто противоположное происходит, когда вашей главной заботой становится сама организация.

«Сколько в ней членов?» Вот первый вопрос, который задают газетчики. «Сколько у вас последователей? По их числу мы будем судить, правда или ложь то, о чем вы говорите».

Мне не известна их численность, и это меня не заботит. Как я сказал, даже если всего один человек достигнет свободы, этого будет достаточно.

В добавок ко всему, вы тешите себя идеей, что только определенные люди имеют ключ к Царству Счастья. Никто не вправе владеть им. Этот ключ – само бытие каждого, и только в его развитии, очищении и непорочности можно открыть двери Царства Вечности.

Вы скоро увидите, насколько абсурдна любая структура, созданная вами в расчете на внешнюю помощь, когда вы полагаетесь на других людей в стремлении к комфорту, счастью, силе. Все это можно найти только в самих себе.

Вы привыкли, чтобы вам говорили, как далеко вы продвинулись, какого духовного статуса достигли. Просто ребячество! Кто, кроме вас самих, может сказать, порочны вы или нет, что у вас внутри – красота или уродство? В этих вопросах вы несерьезны.

Но те, кто действительно жаждет понять, стремится найти нечто вечное, не имеющее ни начала, ни конца, еще теснее сплотятся, с еще большей энергией будут работать. Они станут реальной опасностью для всего наносного, иллюзорного, теневого, потому что они поняли. Они сплотятся и станут пламенем. Такое единение должно возникнуть, и в этом моя цель.

В этом истинном понимании зародится подлинная дружба. А за настоящей дружбой – которая, судя по всему, вам не знакома – естественным образом последует искреннее взаимодействие и сотрудничество. Это произойдет не под влиянием авторитета, не ради спасения души или в порыве самопожертвования, но в силу подлинного понимания, которое дает возможность пребывания в вечном и выше всех удовольствий и жертв.

Таковы основные мотивы, побудившие меня принять решение о роспуске Ордена после двух лет тщательного обдумывания. Это отнюдь не внезапный импульс. Никто не понуждал меня – в таких вопросах это невозможно.

В течении двух лет я размышлял неспешно, тщательно, спокойно и принял твердое решение распустить Орден, воспользовавшись правом его главы. Вы же можете учредить новые организации и ждать пришествия кого-либо еще. Меня это не волнует – ни создание новых клеток, ни декораций к ним. Моя единственная забота – освободить человека полностью и безусловно».


Фонды Кришнамурти

Предназначение фондов было сформулировано самим Кришнамурти:

«Фонды призваны обеспечивать целостность и аутентичность моих учений, не создавая при этом культа поклонения и пресекая любые проявления сектантства в своей деятельности».

Фонды Кришнамурти – это не религиозные организации, и они не имеют какого-либо авторитета в духовной сфере. Это учреждения, которые предоставляют услуги тем, кто потенциально заинтересован в самостоятельном исследовании учений Кришнамурти и их применении в своей повседневной жизни.

Фонды содержат обширные архивы подлинников работ Кришнамурти: его письменные труды, книги, стенограммы, аудио- и видеозаписи сотен бесед, встреч и диалогов. Кроме того, в архивах представлены письма и фотографии Кришнамурти, а также издания о нем, его жизни и творчестве. Все это становится возможным благодаря специальным технологиям консервации и хранения материалов, реализуемым квалифицированными архивариусами.

Фонды активно участвуют в публикации творческого наследия Кришнамурти. Свыше 60 наименований книг находятся в печати разных издательств и еще большее число − в предпечатной подготовке. Обширный печатный каталог, около 300 видеопленок и 400 аудиокассет доступны англоговорящей аудитории. В то же время постоянно ведется работа по переводу этих материалов на другие языки. В настоящее время выходят переводы на более чем 30 языках, включая все основные европейские, большинство индийских языков и китайские диалекты, а также японский, русский, корейский и иврит.

Официальными фондами Кришнамурти являются:

Krishnamurti Foundation Trust, Brockwood Park, Bramdean, England

Brockwood Park
Bramdean, Hampshire SO24 0LQ, England
Tel: +44 (0) 1962 771525 Fax: +44 (0) 1962 771159
Email: [email protected] Web: www.kfoundation.org

Krishnamurti Foundation of America, Ojai, California, USA

P.O.Box 1560, Ojai, CA 93024, USA
Tel: 805-646-2726 Fax: 805-646-6674
Web: www.kfa.org

Krishnamurti Foundation of India, Chennai, India

Vasanta Vihar, 124 Greenways Road, Madras 600 028
Tel: (91)(44) 24937803/24937596 Fax: (91)(44) 24952328
Email: [email protected] Web: www.kfionline.org

Fundación Krishnamurti Latinoamericana, Barcelona, Spain

Tel: (34) 938 695 042
E-mail: [email protected] Web: www.fkla.org

Изначально опубликовано на
http://www.jkrishnamurti.org/