Мантры Различных Божеств (Практика Мантры и Джапы. Часть 4)

Мантры Различных Божеств

Практика Мантры и Джапы. Часть 4

У каждого Божества есть своя Мантра. Для одного и того же Божества существуют разные мантры, соответствующие различным аспектам его проявления. Таким образом, количество мантр, используемых для джапы, довольно велико. Кроме того, есть несколько видов мантр (будь то ведического или тантрического характера). Есть первые полноценные призывы, молитвы, такие как Мритьюнджая Мантра, которая гласит:

त्रयम्बकं यजामहे सुगन्धिं पुष्टिवर्धनम् ।
उर्वारुकमिव बन्धनान्मृत्योर्मुक्षीय मामृ।ातात

Tryambakam yajāmahe sugandhim puṣṭivardhanam,
Urvārukamiva bandhanān-mṛṭyor mukṣīya mā’ mṛtāt.

[Мы поклоняемся Отцу трех миров, Трямбаке благоприятной Славы, увеличивающему полноту и силу. Да отделюсь я от Смерти, как огурец от скорлупы (или стебля), а не от Бессмертного. ]

Эта мантра, обращенная к Рудре, является чрезвычайно мощной мантрой, направленной на защиту от угрозы для жизни, на увеличение жизненной энергии, не говоря уже о ее духовной действенности.

Также есть знаменитая Гаятри, обращенная к Савитру:

तत् सवितुर्वरेण्यं भर्गो देवस्य धीमहि ।
धियो यो नः प्रचोदयात् ।।

Tat savitur varenyam bhargo devasya dhīmahi,
Dhiyo yo naḥ pracodoyāt.

(Тат савитур вареньям бхарго девасйа дхимахи,
Дхийо йо нах прачодоят.)

[Мы медитируем на превосходное великолепие Господа Савитра. Пусть он наполняет наши мысли. ]

Оно обращено к верховному Господу всего Знания и Силы, к «Сиянию, исходящему из Высшего Источника, в котором сосредоточено все творческое движение Несотворенного, являющееся конечным истоком всех движений в творении». Пусть этот Свет вдохновляет и наполняет энергией наши мысли». (Перевод Шри Капали Шастри)

Существует ряд других мантр Гаятри, подобных приведенной выше, обращенных к другим Божествам, таким как Махадева (Рудра), Ганеша, Вишну, Лакшми, Сарасвати и т.д. 

Ниже мы приведенм несколько типичных Гаятри мантр: 

Ганеша Гаятри:

 तत् पुरुषाय विद्महे वक्रतुण्डाय धीमहि ।
तन्नो दन्तिः प्रचोदयात् ।।

Tat puruṣāya vidmahe vakratunḍāya dhīmahi
Tanno dantiḥ pracodayāt.

(Тат пурушайа видмахе вакратундайа дхимахи
Танно дантих прачодайат.)

[Пусть мы познаем Верховную Личность.
Мы медитируем на Вакратунду.
Пусть Он (Дантин) наполняет нас.]

Рудра Гаятри:

तत् पुरुषाय विद्महे महादेवाय धीमहि ।
तन्नो रुद्रः प्रचोदयात् ।।

(Тат пурушайа видмахе махадевайа дхимахи
Танно Рудрах прачодайат.)

[Пусть мы познаем Верховную Личность.
Мы медитируем на Махадеву.
Пусть Он (Рудра) наполняет нас.]

Вишну Гаятри:

नारायणाय विद्महे वासुदेवाय धीमहि ।
तन्नो विष्णुः प्रचोदयात् ।।

Nārāyaṇāya vidmahe vāsudevāya dhīmahi
Tanno Viṣunḥ paracodayāt.

(Нараяная видмахе васудевайа дхимахи
Танно Вишунх парачодайат.)

[Да познаем мы Нараяну.
Мы медитируем на Васудеву.
Пусть Он (Вишну) наполняет нас.]

Дурга Гаятри:

महाशूलिन्यै विद्महे महादुर्गायै धीमहि ।
तन्नो भगवति प्रचोदयात् ।।

Mahāśūlinyai vidmahe māhadurgāyai dhīmahi
Tanno bhagavati pracodayāt.

(Махашулиньяи видмахе махадургаяи дхимахи
Танно бхагавати прачодайат)

[Можем ли мы узнать Махашулини.
Мы медитируем на Махадургу.
Пусть Она, Божественная, наполняет нас. ]

Далее следуют более короткие мантры приветствия, провозглашающие и подтверждающие полное подчинение Божеству:

Мантра Шивы:

Ом Намах Шивайя (Ом, Приветствие Шиве!)

Эта мантра называется панчакшара, поскольку состоит из пяти букв.

Мантра Хари:

Ом Намо Нараяна (Ом, Приветствие Нарайяне!)

Это называется аштакшара (восьмибуквенная) мантра.

Мантра Шри Кришны:

Ом Намо Бхагавате Васудевайя (Ом, приветствие Господу Васудеве!)

Мантра Шри Деви:

Ом Шри Дургаяйи Намах (Ом, приветствие Шри Дурге!)

Махавакьи, Великие Утверждения, из Упанишад, такие как:

Ахам Брахма’сми (Я Брахман),
Сохам (Он я)

также используются для джапы и медитации искателями традиции Веданты.

Наконец, мы подходим к мантрам, состоящим из отдельных или составных букв, известных как биджа-мантры, семенные мантры. Буквы, составляющие такие мантры, — это биджа акшары. Каждое Божество представлено своей собственной биджа акшарой, которая в человеческой речи является ближайшим эквивалентом формулировке нада, вибрации звука, возникающей в момент проявления этого Божества.[3] И эти аксары или мантры, составленные из них, используются как термины вызывания этих Божеств. Самая известная из этих семенных мантр — это Пранава, ОМ, которая означает и символизирует Бесконечный Брахман. 

Мы также упоменем несколько других:

Krīṃ — это мантра для Кали (Ka — это Кали, ra — Брахма, ī — Махамая, нада означает Мать вселенной, а бинду — рассеиватель печали).

Хрим – для Махамайи или Бхуванешвари. (Ха — Шива, Ра — Пракрити, И — Махамайя, нада — Мать вселенной, бинду — рассеиватель печали.)

Шрим – для Махалакшми,

Аим – для Сарасвати

Дум для Дурги,

Хум – для Шивы.

Не следует думать, что только те мантры, которые были переданы по традиции, являются священными, и никакие другие мантры не могут быть выбраны для джапы. В бесконечном проявлении Славы Божественного существует множество Истин, которые постоянно формулируют себя и так воспринимаются Провидцами. Некоторые из них стремятся к выражению и находят подходящие мантрические тела в духовном Сознании Великих Йогинов. Это тоже мантры, столь же могущественные и непогрешимые, как и мантры, произнесенные риши древности. В качестве примера можно привести Гаятри Мантру Шри Ауробиндо, которой посвящен следующий раздел.

М.П. Пандит


Рубрика “Практика Мантры и Джапы”

 

Читать Дальше:

Йога на Каждый День

Принять Участие:

Ауро-Книга