Внешние и Внутренние Планы Сознания (Природа и Эволюция Души. Вступление)
Внешние и Внутренние Планы Сознания
Природа и Эволюция Души. Вступление
«Человек в своём сознании является уникальной Личностью, но он также является в проявлении своего сознания многосторонней индивидуальностью и его населяют многочисленные личности…»1 В этом утверждении Шри Ауробиндо делает различие, которое является фундаментальным для понимания его объяснения человеческой природы – различие между Личностью и её многочисленными персонами. Это различие совсем не очевидно для нас в нашем обычном внешнем сознании.
«Обычный разум знает себя только как эго, и видит все движения природы в смешанном виде и, отождествляя себя с этими движениями, он думает «Я делаю то, чувствую это, думаю, радуюсь или печалюсь, и т.д.» Первые проблески истинного знания о себе наступают тогда, когда вы чувствуете себя отделенным от природы и её движений, и тогда вы видите, что вы состоите из многих частей, и в вас живут многочисленные личности, каждая из которых действует соответственно своей природе.»2
Мы не знаем самих себя, ибо мы знаем себя не в качестве Личности, но эго, которое представляет собой отождествление Личности со многими проявлениями, которые и составляют внешнюю природу нашего сознания. Выражаясь терминами философии Санкья, мы не знаем себя в качестве Пуруши (Личности), так как мы отождествляем себя с Пракрити (Природой). В этом состоянии отождествления с Пракрити, сложная природа нашего сознания скрыта от нашего взора.
«Для обычного человека, который живёт в состоянии бодрствования внешнего сознания, не ведающего о глубине и обширности собственной природы, которая скрыта от него, его психологическое существование является довольно простым. Небольшое, но шумное общество желаний, настойчивые интеллектуальные и эстетические побуждения, собрание вкусов, правил и идей в потоке бессодержательных и бессвязных, самых обычных мыслей, определенное количество настойчивых витальных нужд, смена болезни и здоровья, беспорядочная последовательность радостей и печалей, частые мелкие недовольства и беспокойства, и редкие искания и подъемы разума или тела, – и на основе всего этого Природа, с помощью его мыслей и воли, или вопреки ей, организует всё каким-то грубым практическим образом, в некоем допустимом хаотическом нагромождении, – вот, что представляет собой человеческое существование.»3
Истинное знание своей природы начинается тогда, когда наступает разделение между Пурушей и Пракрити, между Атманом и внешней Природой. Тогда, мы начинаем видеть «необыкновенную сложность нашего существа, стимулирующую, но также и смущающую многочисленность наших личностей и бесконечную неупорядоченность Природы.»4
Мы также начинаем видеть, что многочисленные личности, проявления которых смешиваются во внешнем сознании, являются совершенно отдельными, когда мы видим их изнутри. Каждая личность представляет собой часть нашего существа, которая обладает своей сложной индивидуальностью и своеобразной природой, которой свойственны её собственные требования, не согласующиеся ни с ней самой, ни с другими. Говоря о «совершенно нормальном разделении различных частей нашего существа», Шри Ауробиндо пишет:
«Во внешнем сознании, разум, психическое, витальное и физическое части сознания смешаны вместе и нужно внимательное наблюдение, самоанализ, тщательное исследование для того, чтобы распутать путаницу мысли, чувства и импульса, и найти составные части нашей природы, и понять взаимосвязь и взаимодействие этих частей друг с другом. Но когда вы идёте внутрь… вы видите источник всей внешней деятельности, и отдельные части вашего существа предстают перед вами во всей характерной для них индивидуальности, и вы видите ясно различия между ними. И в самом деле, мы воспринимаем их различными личностями в нас, и так же, как разные люди объединены общей деятельностью, они наблюдают, критикуют, помогают или противостоят и одергивают друг друга; мы представляем собой группу людей, каждый член которой занимает своё место и обладает своей характерной функцией, и все они направляются центральным сознанием, которое иногда стоит впереди над всеми остальными, а иногда скрывается позади.»5
Две Системы в Организации
Внеших и Внутренних Планов Сознания
С точки зрения Шри Ауробиндо, человек является единым и неотделимым от универсального сознания. Шри Ауробиндо пишет, что: «Две последовательности уровней в одно и то же время действуют в организации человеческого сознания и его частей»6, – ряд концентрических колец и последовательность вертикальных уровней.
Последовательность концентрических колец представляет собой ряд оболочек или уровней и состоит из внешнего сознания, внутреннего сознания и глубокого внутреннего сознания. (рис.3) Внешнее сознание и внутреннее сознание, скрывающееся за ним, составляют нашу феноменальную или инструментальную личность и принадлежат Природе или Пракрити. Каждое из них состоит из трёх частей – физической, витальной и ментальной. Глубокое внутреннее сознание является Пурушей, истинным бытием. В Пуруше находятся глубокое внутреннее ментальное, витальное и физическое сознание, и в самом центре его находится психическое сознание или душа. Психическое сознание обычно называется глубоким внутренним сознанием. (рис.1)
Последовательность вертикальных уровней похожа на лестницу, ступени которой соответствуют различным планам или градациям сознания, от самого низкого – Бессознательного – до самого высокого, Сатчитананды (рис.2, рис.3)
Примечание: Согласно древнему индийскому учению, человек, микрокосм, также как мировое сознание, макрокосм, состоит из высшего полушария,Parardha и низшего полушария,Apararadha. В высшем полушарии царит совершенный и вечный Дух; в низшем полушарии Дух скрыт завесой разума, жизни и тела. Оверментальный уровень является промежуточным планом, разделяющим две полусферы.
Основные части и планы сознания приводятся внизу в описании Шри Ауробиндо.
Внешнее Сознание
Внешнее или поверхностное сознание состоит из трёх основных частей: разум (ментальное), жизнь-природа (витальное) и тело (физическое). Каждая часть является особенным, характерным только для неё видом сознания, хотя в нашем обычном сознании мы не в состоянии сделать различие между ментальной, витальной и физической составляющими нашего сознания, и считаем все эти различные элементы одним «разумом». Но в психологии йоги, «разум» имеет особенное значение и относится к той части сознания, «которая обладает познавательной способностью и интеллектуальностью, её деятельность связана с идеями, мышлением, восприятием и реакциями мысли на окружающий мир, одним словом, с истинно ментальными движениями и формациями…»7 Витальное сознание или жизнь-природа состоит из желаний, чувств, инстинктов и импульсов. Жизненная энергия, которая оживляет тело (Прана) является витальным аспектом. Тело тоже обладает своим характерным сознанием, которое оперирует рефлекторными функциями различных телесных органов и физиологических систем. Сознание тела является только одной из частей физического сознания, которое также включает в себя физический разум и физическое витальное, функция которого приводится ниже.
Хотя все части внешнего сознания являются совершенно отдельными видами сознания, с характерными для каждого из них особенностями, они взаимосвязаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии, что создаёт различные подразделения там, где они граничат друг с другом. Таким образом, кроме мыслящего разума (собственно разум), существует витальный разум, который является той частью сознания разума, что смешана с витальным. Витальный разум, в противовес мыслящему разуму, не подчиняется логике мысли, но неизменно следует преобладающим в нём импульсам и желаниям витального характера, и пытается оправдать свою деятельность, которая основана на импульсах и витальных желаниях. Другим подразделением является физический разум, который представляет собой ту часть разума, что смешивается с физическим сознанием и, в связи с этим, приобретает физические характеристики, такие как инерция, неясность, и механическое повторение, которое проявляет себя в физическом разуме, как ментальное упрямство и консерватизм, сомнения и навязчивые мысли. Та часть разума, которая находится ближе всего к физическому, называется механический разум; ему свойственно то же механическое движение, которое совершает машинный механизм, постоянно идущий по кругу, какие бы мысли не появились в нём. Следующим подразделением, которое является важным для понимания собственной природы, является физическое витальное сознание; эта часть витального, которая всецело обращена к физическим объектам, и исполнено желаний и находится в поиске наслаждений на физическом уровне. Тесно взаимосвязано с ним витальное физическое, которое является частью витальной силы, составляющей нервное сознание; это средоточие нервных реакций и, преимущественно, относится к желаниям и ощущениям тела.
Внутреннее Сознание (Сублиминальное)
За внешним поверхностным сознанием находится внутреннее или сублиминальное сознание, которое подразделяется на три уровня – физический, витальный и ментальный. Следовательно, существует внутренний разум, внутреннее витальное и внутреннее физическое сознание. (рис.3) Внутренний разум находится в контакте с универсальным разумом, внутреннее витальное с универсальной жизнью-силой, и внутреннее физическое общается с универсальными физическими силами вокруг нас. Таким образом, в то время как внешнее сознание знает мир только косвенно, на основе восприятия их внешних проявлений, полагаясь на чувственное восприятие и внешний разум, внутреннее сознание непосредственно знает и находится в контакте с окружающими нас универсальными силами, которые действуют через нас.
Сознание Среды Обитания (Окружающее Сознание)
Внутреннее или сублиминальное сознание осуществляет общение с окружающим миром посредством сознания среды обитания, или с помощью окружающего сознания, которое является формацией внутреннего сознания, простирающего себя за пределы тела.
«Именно посредством окружающего сознания, мысли и чувства других попадают в наше сознание – также как волны универсальных сил – желания, секса, и т.п., входят в нас и оказывают своё влияние на разум, витальное или тело.»8
«Каждый человек обладает своим собственным индивидуальным сознанием, которое живёт в его теле и общается с окружающим миром только посредством тела, чувств и разума, который использует чувства по своему усмотрению.
И, тем не менее, универсальные силы постоянно вливаются в него, хотя он не знает об этом. Он знает только о своих мыслях, чувствах, которые поднимаются к поверхности и именно их он воспринимает, как свои собственные. На самом деле, они приходят из внешнего мира в виде ментальных и витальных волн, волн чувств и ощущений, которые принимают в нём определенную форму, после чего они поднимаются к поверхности сознания, после того, как они попадают к нему внутрь.
Но они не могут сразу войти в тело. Ибо тело окружено сознанием среды обитания (которое теософы называют Аурой), в которое они попадают вначале. Если вы становитесь сознательным в своём окружающем сознании, тогда вы можете поймать мысль, страсть, болезнь и предотвратить их вторжение.»9
Глубокое Внутреннее Сознание –Психическое Сознание
Шри Ауробиндо использует термин «психическое сознание» (psukhe,греч., означает «душа») для глубокого внутреннего сознания, которое поддерживает внешнее и внутреннее сознание. Психическое сознание, по сути своей, называется психической сущностью, и представляет собой искру или часть Божественного, которая присутствует во всех объектах и живых существах. В ходе эволюции психическая сущность растет и становится индивидуальной психической личностью в человеке, тогда она называется психическим сознанием.
В то время, как универсальный Атман является нерожденным и стоит над эволюционным процессом, независимый от него, психическое сознание является эволюционирующей душой, которая, будучи бессмертной, проходит через циклы физического рождения и смерти, и растёт от жизни к жизни.
«Вначале психическое сознание может оказывать только скрытое, частичное и косвенное влияние на разум, жизнь и тело, так как именно эти части Природы должны быть развиты в качестве инструментов его проявления, и, поэтому, оно в течение длительного времени сдержано их развитием. Миссией психического сознания является вести человека в мире Неведения к свету Божественного Сознания, поэтому оно берёт суть всего опыта, полученного в мире Неведения, и формирует на его основе средоточие роста души в природе; превращая всё остальное материалом для будущего роста инструментов человеческого сознания, которые оно совершенствует до тех пор, пока они не становятся полными света инструментами Божественного… Именно психическая личность в нас становится святым, мудрецом или пророком; когда она достигает своей полной силы, она направляет всё человеческое сознание к Знанию Универсального Сознания и Божественного, к верховной Истине, верховному Добру, верховным Красоте, Любви и Блаженству, божественным высотам и пространствам, и открывает нас к прикосновению духовного сострадания, универсальности и единства.»10
Подсознательное и Бессознательное
Подсознательное находится ниже разума и сознательной жизни, также как внутреннее находится позади внешнего сознания. В то время, как внутреннее сознание является большим сознанием по сравнению с внешним, подсознание лежит ниже и является менее сознательным уровнем.
«(Подсознательное), в основном, относится к чисто физическим и витальным элементам нашей структуры телесного существования, лишенное ментального влияния и контроля со стороны разума. Оно включает тупое оккультное сознание, динамическое, но находящееся за пределами нашего восприятия, которое функционирует в клетках, нервах и во всём теле, и регулирует их жизненные процессы и автоматические реакции. Также, оно включает в себя ту низшую деятельность скрытого разума чувств, который более активен в животной и растительной жизни; в нашей эволюции мы более не нуждаемся в деятельности этого элемента, но он всё ещё действует в нас неявно, за пределами нашего восприятия. Эта смутная деятельность распространяется на скрытый ментальный субстрат, в котором живут впечатления прошлого и всё то, что отвергается внешним разумом. Всё это присутствует там в скрытом состоянии и может всплыть во сне или когда контроль разума отсутствует, принимая формы снов, навязчивых мыслей, что является деятельностью механического разума или совета, также оно может принимать форму автоматической витальной реакции или импульса, физической неполноценности или нервного недуга, форму болезни и потери нервного равновесия. Обычно мы приносим из подсознательного во внешнее сознание только то, что наш бодрствующий разум, чувства и интеллект могут использовать для своей деятельности; поэтому, принося их во внешнее сознание, мы не сознаём их природу или источник и цели их деятельности, не понимая их собственных ценностей, но переводя их на язык нашего бодрствующего чувства и разума. Но, когда подсознательное поднимается во внешнее, оно оказывает влияние на разум и тело, и его деятельность, в основном, автоматическая и непроизвольная; ибо мы не обладаем знанием его движений, и, поэтому, не можем контролировать подсознание.»11
Под подсознательным находится Бессознательное, самый низкий план сознания. Оно не полностью лишено сознания, как может показаться из его названия, но является тем уровнем сознания, который представляет собой полную инволюцию сознания, или «полную противоположность верховного сверхсознания».12 Эволюция начинается с Бессознания, из которого появляется Материя.
Сверхсознательное
Сверхсознательное состоит из высших уровней сознания, которые находятся над обычным разумом, и из которых высшее сознание нисходит вниз в низшие планы нашего существа. «Ролью сверхсознания является постепенное развитие духовного человека из ментального полу-животного.»13 Сверхсознательное включает в себя высшие планы разума – Высший Разум, Иллюминированный Разум, Интуицию, и Оверментальный план – также как и то, что находится за пределами разума, а именно Супраментальный уровень и Верховная Реальность, называемая Сатчитананда (Существование-Сознание-Блаженство). Описание этих сверхсознательных градаций сознания Шри Ауробиндо приводится ниже.
Высший Разум
«Когда я говорю Высший Разум, я имею в виду первый уровень духовного сознания, где человек постоянно находится в Сознании Атмана, Единого и вездесущего, и знает и привычно видит мир посредством этого сознания; но такое восприятие всё ещё находится на уровне разума, хотя и одухотворенного в своей субстанции; и его деятельность осуществляется с помощью возвышенной силы мысли и всеобъемлющего ментального видения – не иллюминированного какими-либо более интенсивными высшими источниками света, но как будто бы постоянно находящимся в сильном и ясном дневном свете. Он действует в качестве промежуточного состояния между Истиной – Светом свыше и человеческим разумом; он приносит высшее знание в форме, которую может получить разум, ибо Высший Разум является более интенсивным, обширным и одухотворённо – пластичным, чем ограниченный человеческий разум, и, поэтому, он не ослеплён сиянием Истины.»14
Озаренный Разум
«…Озаренный Разум – это более не Разум высшей Мысли, но Разум духовного света. Здесь ясность духовного интеллекта, его безмятежный дневной свет уступают место интенсивному сиянию, великолепию и просветленности Духа: молнии духовной истины и силы проникают свыше в его сознание и обогащают безмолвие и обширную просветленность, и нисхождение покоя, который является одной из характеристик, сопровождающей деятельность большего концептуально-духовного принципа, пламенный пыл реализации и блаженный экстаз знания.»15
Интуиция*
«Интуиция – это сила сознания, которая более близко и непосредственно связана с первозданным источником знания путем отождествления; ибо всегда откровение знания внезапно появляется непосредственно из тайного отождествления. Именно тогда, когда сознание субъекта встречается с сознанием в объекте, проходит через него и видит, чувствует или вибрирует истиной природы того, с чем оно приходит в контакт, интуиция появляется внезапно, как искра или вспышка молнии в результате шока встречи; или тогда, когда сознание смотрит в себя и чувствует непосредственно и интимно истину, которая находится там и, таким образом, прикасается к тайным силам, которые живут за внешними видимостями, тогда происходит вспышка интуитивного света; или тогда, когда сознание встречается с Верховной Реальностью или духовной реальностью объектов и живых существ и находится в единстве с ней, тогда искра, вспышка или пламя непосредственного истинного восприятия зажигается в его глубинах.»16
* Обычно интуиция означает способность понимания чего-либо сразу, без необходимости сознательного размышления. В таком обычном смысле этого слова, интуиция может основываться на чувстве, или это может быть быстрое «подсознательное размышление», основывающееся на едва уловимых признаках, которые не отмечаются сознательно. Но в значении, в котором Шри Ауробиндо использует это слово, имея в виду сверхсознательный план, находящийся над Иллюминированным Разумом, оно имеет гораздо более глубокое значение.
Оверментальный Разум (Надразум)
«… оверментальный разум знает Божественное, как основу, суть, фундаментальную силу всего существующего, но в свойственной ему динамической деятельности он проявляет себя в разделяющей силе множества проявлений, и стремится дать каждой силе или аспекту возможность для проявления, полагаясь на свойственное всему единство, для того, чтобы предотвратить гармонию или конфликт. Каждое Божество будто бы создаёт свой собственный мир, который никогда не входит в противоречие с другими; каждый аспект, каждая идея, каждая сила может быть прочувствована во всей полноте своей отдельной энергии и великолепия, проявляя свои характерные ценности, но это не приводит к дисгармонии, ибо оверментальный разум обладает сознанием Беспредельности, и в истинной (не в пространственной) Беспредельности много гармоничных беспредельностей, созвучных друг другу, могут существовать одновременно.»17
«Оверментальный Разум, по природе своей, является представителем Супраментального Сознания, его посланником в мир Неведения. Или мы можем назвать его двойником, завесой несходной родственности, через которую Супраментальное может оказывать влияние на мир Неведения, чья тьма не может вынести и получить прямое воздействие верховного Света. Мы даже можем сказать, что именно благодаря проекции сияющей короны Оверментального разума, диффузии его ослабленного света в мире Неведения, и существования противостоящей ему тени, которая поглощает в себя весь свет, Бессознание существует. Ибо Супраментальный Разум передаёт Оверментальному все свои реальности, но позволяет формулировать их в соответствии с сознанием, которое, хотя и является видением Истины, в то же время несёт в себе первые признаки Неведения.»18
Супраментальный Разум*
«Супраментальный Разум, по сути своей, является сознанием-истиной, то есть сознанием, которое совершенно лишено Неведения и является основой нашего настоящего естественного, эволюционирующего существования, и из которого природа в нас пытается достигнуть самопознания и мирового знания и истинного сознания, чтобы наше существование во вселенной стало истинным использованием наших возможностей. Супраментальный Разум, так как он является сознанием-истиной, обладает этим знанием по своей природе, в истине своего существования; Его стремление прямое как стрела, и он может непосредственно следовать к своей цели, его поле обширно и может быть беспредельным. Всё это происходит потому, что по природе своей он есть само знание: он не должен приобретать знание, но обладает им по закону своего рождения; его деятельность – это не продвижение вперед, от незнания или неведения в некий несовершенный свет, но восхождение от истины к большей истине, от истинного восприятия к более глубокому восприятию, от интуиции к интуиции, от озарения к более глубокому, полному и бесконечному озарению, от растущей шири к более беспредельной и обширной шири и далее, к самой бесконечности. На своих сияющих вершинах он обладает божественным всезнанием и всемогуществом, но даже и в эволюционном движении своего собственного дифференцированного проявления, с помощью которого он, в конце концов, проявит свои высочайшие вершины, по самой природе своей, он совершенно лишен неведения или ошибки: он начинает с истины и света и всегда пребывает в истине и свете.»19
* Термин «Супраментальный Разум» должен выражать значение сверх-возвышенного разума, который находится высоко вверху и неизмеримо превосходит обычный разум. Однако, когда Шри Ауробиндо говорит «Супраментальный Разум», он подразумевает супрасознательный план бытия, который не только находится над разумом, но также за пределами разума и совершенно отличен от него. Он находится за пределами и отличается не только от обычного Разума, но также и от Высшего Разума, Иллюминированного Разума, Интуиции и Оверментального Разума, которые также являются супрасознательными планами разума. Ибо в то время, как все эти супрасознательные планы разума представляют из себя смесь света и тьмы, Знания-Неведения, Супраментальный Разум является Истиной-Сознанием и совершенно лишен Неведения.
Сатчитананда (Существование-Сознание-Блаженство)
«Она (Сатчитананда) является вечным Существованием, чем мы, таким образом, и являемся, единым вечным Сознанием, которое видит нас и весь мир своим собственным творением, единая вечная Воля или Сила этого Сознания, которая проявляет себя в бесконечном созидании, единое вечное Блаженство, которое наслаждается собой и своим творением, – по природе своей неизменное, безвременное, вне пространства, верховное и недвижное в беспредельности своих созиданий, не подверженное изменению, не разделенное множественностью, не уменьшающееся и не увеличивающееся отливами и приливами в морях Времени и Пространства, не смущенное их очевидной противоположностью, и не ограниченное их пределами, которые являются производными божественной Воли. Сатчитананда является единством многостороннего проявления миров, вечной гармонией всех их различий и противоположностей, беспредельным совершенством, которое оправдывает их ограничения и является целью их несовершенств.»20
Традиционный Путь Знания (Джняна Йога) в Индии стремится к последовательному уничтожению тела, жизни и разума, для того, чтобы погрузиться в супракосмическую Реальность Сатчитананды. Однако, для интегрального самопознания, говорит Шри Ауробиндо, необходимо подняться и пройти через каждый из супрасознательных планов, включая Супраментальный Разум, для того, чтобы пройти к Сатчитананде.
«Метод традиционного пути знания, освобождаясь от всего этого, (тела, жизни и разума) обретает понимание и реализацию чистого сознательного существования, которое является самосознательным, самоблаженным, независимым от разума, жизни и тела, и, в его завершающей стадии, приходит к опыту сознания Атмана, первозданной и фундаментальной природы нашего существования. Наконец, мы приходим к чему-то, что истинно по природе своей, но в нетерпеливом стремлении обрести это знание, мы забываем о том, что находится между мыслящим и Высшим разумом, buddheh paratastu sah* и, закрывая глаза в Самадхи, пытаемся прорваться через всё, что вмешивается в него, даже не глядя на все те великие и сияющие царства Духа, которые проходят перед нами. Возможно, этот путь и приводит к цели своих устремлений, но только для того, чтобы забыться сном в Беспредельности. Или, если он остаётся пробужденным, он получает высший опыт Верховного, который аннигилирующий себя Разум может получить, но ни в верховном Верховного, paratpara. Разум может только осознать Атмана в разжиженном ментализированном духовном опыте, осознавая только то, что можно назвать ментальным отражением Сатчитананды. Мы не можем обрести высшую истину и интегральное самопознание слепым прыжком в Абсолют, но лишь путем терпеливого восхождения за пределы разума в Истину-Сознание, где Беспредельность может быть познана, прочувствована, увидена и пережита в опыте во всей полноте её бесконечного богатства.»21
* То, что превосходит Буддхи, есть Он. (Прим. редактора)
Психическое Сознание и Трансформация
В духовном опыте существует единое Бытие, одно Существование, которое включает в себя всё существующее во вселенной и в духовной реализации осознаётся, как единый Атман всего существующего. Но в нашем обычном мироощущении мы воспринимаем мир населенным множеством существ и объектов, и существующим снаружи того, что мы считаем собой. Это происходит потому, что наше истинное сознание, описанное ранее как Пуруша, который является единым сознанием Атмана всего сущего, отождествляет себя с помощью неведения с Пракрити, своей внешней инструментальной природой, которая состоит из тела, жизни и разума. Отождествление Пуруши с Пракрити привело к формации в нас эго – физического, витального и ментального – которое и даёт нам ощущение своей отделенности от всей окружающей вселенной. Таким образом, именно эго является причиной того разительного контраста, свойственного нашему обычному сознанию, между тем, что мы чувствуем и считаем собой, и остальной вселенной, которая воспринимается нами чем-то, что не является нами. Кроме того, именно эго – физическое, витальное и ментальное – по причине своей сложности и неоднородности, ведёт к формации многочисленных личностей в нас, являясь причиной деления, конфликта, раздора и неорганизованности в нашем внешнем сознании. Гармонизация и объединение внешнего сознания может быть осуществлена, если мы откроем в себе своё самое глубокое сознание, – Chaitya Purusha или психическое сознание – и организуем своё внешнее сознание вокруг психического в качестве его центра и ведущего принципа.
Цель духовного поиска в прошлом, в основном, сводилась к тому, чтобы обрести освобождение от рабства страдания, причиной которого является иллюзорное восприятие отделенности сознания, эго, и, таким образом, побег из вечного цикла рождения и смерти. Согласно Шри Ауробиндо, дальнейшей целью духовной эволюции, которая идёт за пределы освобождения, состоит в трансформации инструментов духа – разума, жизни и тела для того, чтобы основать царство духа на земле. Именно тогда, когда внешнее сознание объединено и ведомо психическим сознанием, становится возможной трансформация разума, жизни и тела. По словам Шри Ауробиндо:
«Психическое сознание… поддерживает разум, витальное и тело, растет с помощью их опыта, и несёт природу от жизни к жизни… Вначале, оно скрыто завесой разума, витального и тела, но, по мере того, как оно растет и становится сознательным, оно обретает способность выйти вперед и доминировать над разумом, жизнью и телом; в обычном человеке оно зависит от них для того, чтобы проявить себя и не в состоянии овладеть ими и использовать по своему усмотрению. Жизнь сознания является животной или человеческой, но не божественной, и только тогда, когда психическое сознание с помощью садханы может стать преобладающим, и свободно использовать свои инструменты, стремление к Божественному становится полным и завершенным и трансформация разума, витального и тела, а не просто их освобождение, становится возможной.»22
Ссылки:
CWM – Collected Works of the Mother – Centenary Edition (Полное собрание сочинений Матери)
SABCL – Sri Aurobindo Birth Centenary Library (Собрание сочинений Шри Ауробиндо изданное к столетию со дня его рождения)
*SABCL: 19:897 – это цитата из 19-го тома Собрания Сочинений Шри Ауробиндо, страница 897.
Вступление. Внешние и Внутренние Планы Сознания
- SABCL 19:897*
- SABCL 22:303.
- SABCL 20:68-69
- SABCL 20:68
- SABCL 23:1019-20
- SABCL 22:251
- SABCL 22:320
- SABCL 24:1602
- SABCL 22:313-14
- SABCL 18:225-26
- SABCL 19:733-34
- SABCL 18:550
- SABCL 22:360
- SABCL 9:342
- SABCL 19:944
- SABCL 19:946-47
- SABCL 22:244
- SABCL 18:278-79
- SABCL 16:41-42
- SABCL 20:395
- SABCL 20:281
- SABCL 22:283