Природа и Эволюция Души

Ещё раз о Психическом (Природа и Эволюция Души. Часть 9)

Ещё раз о Психическом Сознании (Природа и Эволюция Души. Часть 9)

Ещё раз о Психическом Сознании

Природа и Эволюция Души. Часть 9

Души сознанье в бессознанье мира
Таится в наших мыслях, грёзах, снах,
Невозмутимый Дух  Природы видит шаг,
Правленье Разума у власти ставя,
В земной обители на Времени волнах
Наш Разум занят, отдыха не зная;
Он лишь челнок слепой в морях мятежных;
Влеком мгновенья зовом и нуждой
Житейских дел, и шумом вечным мира.

Шри Ауробиндо, «Савитри», Книга VII, Песнь II

*

Когда появился человек, эго являлось объединяющим элементом. Вокруг эго разные состояния сознания были сгруппированы; но сейчас, когда идёт подготовка к рождению сверхчеловека, эго должно исчезнуть и уступить место психическому сознанию, которое медленно формировалось с помощью божественного вмешательства для того, чтобы проявить Божественное в человеческом сознании.

Именно благодаря психическому влиянию Божественное проявляет себя в человеке, и, таким образом, подготавливает приход сверхчеловека.

Психическое сознание бессмертно и с помощью психического бессмертие сможет проявить себя на земле.

Поэтому, самым важным на сегодняшний день является найти своё психическое сознание, объединиться с ним, и позволить ему заместить эго, которое будет вынуждено или преобразовать себя или исчезнуть.1

Мать

*

Милая Мать, есть ли духовное сознание в каждом человеке?

Это зависит от того, что вы называете «сознанием». Если вместо слово «сознание» мы возьмём «присутствие», то тогда можно сказать, что в каждом есть духовное присутствие. Если же мы назовём «сознанием» организованную сущность, обладающую полностью развитым сознанием о своей истинной природе, независимую, несущую в себе способность и силу руководить остальной природой – тогда ответом на ваш вопрос будет – «нет»! Потенциальная возможность этого независимого и всемогущего сознания есть в каждом, но реализация этой возможности является результатом долгих усилий, которые иногда требуют многих и многих существований.

В каждом человеке, даже в том, который находится в самом начале своего развития, есть это духовное присутствие, этот особенный внутренний свет… Фактически, он находится везде. Я видела это много раз в некоторых животных. Оно подобно сияющей точке, которая является основой определенного контроля и защиты, чего-то, что даже в полубессознательном окружении создаёт определенную гармонию со всем мирозданием, поэтому разрушительные катастрофы не могут быть частыми и всеобъемлющими. Без этого присутствия, хаос, создаваемый неистовством и страстями витального сознания, был бы такой всеобъемлющий, что катастрофа могла бы случиться в любую минуту, что-то вроде полного разрушения, которое могло бы предотвратить прогрессивное развитие Природы. Это присутствие, этот духовный свет – который почти можно назвать духовным сознанием – находится внутри каждого существа и каждого объекта и, благодаря ему, несмотря на весь раздор, все страсти, всё неистовство, несмотря на всё это, существует минимум общей гармонии и равновесия, который позволяет осуществляться деятельности Природы.

И это присутствие становится очевидным в человеке, даже в том случае, если он находится в самом начале своего развития. Даже в самом чудовищном человеческом сознании, в том, которое производит впечатление инкарнированного дьявола или чудовища, внутри него есть нечто, что осуществляет неопровержимый контроль – даже в самых ужасных людях, благодаря этому контролю, многие вещи становятся невозможными. И без этого присутствия, если бы сознание находилось исключительно  под контролем враждебных или витальных сил, эта невозможность не могла бы существовать.

Каждый раз, когда волна этих чудовищных враждебных сил накатывается на землю, возникает ощущение, что ничто не может остановить всеобщего хаоса и разрушения, которые, в конце концов подчинят себе всё, но всегда, в определенное время, неожиданно и необъяснимо, вмешивается этот контроль, и волна остановлена, и катастрофа не объемлет всю землю, но ограничивается определённым регионом. И всё это может произойти и происходит благодаря Присутствию, верховному Присутствию в материи.

И только в некоторых исключительных существах, после очень долгой и кропотливой подготовки и развития, которая продолжается в течение многих жизней, это Присутствие изменяется в сознательное, независимое, полностью организованное сознание, становится всемогущим мастером низшего сознания в человеке, сознательным и сильным для того, чтобы контролировать не только своё собственное тело, но и то, что окружает его, путем излучения своего сознания и деятельности, которые становятся всё более и более обширными… и эффективными.2

Мать

*

Каковы характеристики субстанции сознания психического мира?

Субстанция сознания психического мира и его характеристики соответствуют природе высших психических миров Ананды: ему свойственно ощущение бессмертия, полная восприимчивость к божественному влиянию, полное подчинение этому влиянию, что полностью пронизывает его. Именно это является основным отличием психического сознания от остальных частей внешнего сознания. Когда я говорю об организации разума и витального вокруг психического центра, я не имею ввиду, что они становятся психическими; они остаются разумом и витальным, но они организованы вокруг психического, подобно тому, как армия подчиняется своему командиру – она не становится командующим армией, но безусловно подчиняется ему, не так ли? То же самое происходит и в этом случае; витальное и разум организованы вокруг психического, они получают приказы от психического сознания и выполняют их в пределах своих возможностей. Но, в результате этого, субстанция их сознания не становится такой, как субстанция психического сознания.3

Мать

*

Психическое сознание находится в сердце?

Не в физическом сердце, не в самом органе, оно находится в четвертом измерении, во внутреннем измерении. Но оно в области, которая находится позади солнечного сплетения, именно там вы находите его. Психическое сознание находится в четвертом измерении по отношению к нашему физическому телу.4

Мать

*

Психическое сознание находится за сердечным центром в середине груди (не в физическом сердце, ибо все центры находятся посредине тела), и расположено глубоко за ним. Когда вы идёте от витального центра в психическое сознание, вы чувствуете, как будто вы спускаетесь глубоко, глубоко вниз, пока не достигнете центрального местонахождения психического сознания. На поверхности сердечного центра находится эмоциональное существо; от него вы идёте глубоко вниз для того, чтобы найти психическое сознание. Чем дальше вы идёте, тем интенсивнее вы чувствуете психическое счастье…5

Шри Ауробиндо

*

Я говорила вам, что большую часть времени люди не имеют психического сознания внутри себя. Мне бы хотелось объяснить это более подробно…Вы должны помнить, что внутреннее сознание не находится в третьем измерении. Если вы откроете своё тело, вы найдете там только серозные оболочки, которые находятся в третьем измерении. Внутреннее сознание находится в ином измерении, и когда я говорю, что некоторые люди не имеют психического сознания внутри себя, я не имею в виду, что психическое сознание не присутствует в центре их существа, но что их внешнее сознание такое незначительное и ограниченное, такое темное, что оно не в состоянии находиться в контакте не просто сознательном, но близком, постоянном, с психическим сознанием, которое превосходит его по всем параметрам, будучи настолько выше и глубже, чем внешнее сознание, что между ними нет никакой связи, ибо качественно и по природе своей они ни в чем не являются сродни. Религии гласят, что в вас присутствует божественная искра – хорошо, что они называют это «искрой», ибо она настолько мала, что её можно поместить в тело в любом месте без особого труда. Но это совсем не означает, что она находится в теле: ибо она находится внутри сознания в ином измерении и есть люди, которые находятся в контакте с ней, и другие, у которых его нет. Но если вы представите себе божественное Присутствие в атоме, это сравнение будет легче понять, ибо здесь вы прикасаетесь к такому ничтожно малому пространству, что находитесь на грани, где нельзя более провести различие между мирами двух, трех, четырёх или пяти измерений. Если вы знакомы с современной физикой, вы поймёте, что я имею в виду. Размеры атома и его составных частей, с точки зрения пространственных параметров, настолько малы, что их нельзя понять нашим трехмерным пониманием, к тому же, они следуют законам, которые совершенно не подчиняются этой трехмерной идее. Поэтому, если вы рассмотрите атом, можно сказать, что божественная искра находится в центре каждого атома, и, в этом случае, вы не уйдёте далеко от истины; но я не говорила о божественной искре, я говорила о психическом сознании, которое представляет собой совсем иное сознание. Психическое сознание является сущностью, которая обладает формой; оно организовано вокруг центрального сознания, и, имея форму, обладает измерением, но измерением совсем иным, чем третье измерение внешнего сознания.6

Мать

*

Физическое сердце находится слева, но йогический сердечный центр находится в середине груди.7

Шри Ауробиндо

*

Я никогда не слышал о двух лотосах в сердечном центре; но в этом месте сосредоточены две силы, впереди находится высшее витальное или эмоциональное сознание, в то время, как позади скрыта душа или психическое сознание.8

Шри Ауробиндо

*

Собственно психический и эмоциональный центр (или их вершина, также как и вершины всех остальных центров) находятся на уровне позвоночника, а основание этих центров находится впереди, в середине грудины.9

Шри Ауробиндо

*

Сердце является центром сознания и управляет всем остальным, так как психическое сознание или caitya purusa находится в нём. Именно в этом смысле, всё исходит из него, ибо психическое сознание создаёт для себя каждый раз новый разум, витальное и тело.10 – Шри Ауробиндо

*

Психическое сознание (или душа) не создаёт для себя центры в Адхаре. Центры уже находятся там. Психическое сознание может взять под контроль эти центры – сердце и пупочный центр, а также два центра, которые находятся ниже. Кроме того, разум и витальное не оставлены психическим сознанием, но оно оказывает на них своё влияние и постепенно преобразует их, очищая и подготавливая их природу для божественной работы, или же они заполняются высшим сознанием, которое нисходит свыше и преобразует их в свои инструменты.11

Шри Ауробиндо

*

Существует ли психическое сознание в атоме?

Нет, его ещё там нет. Можно сказать, что существует потенциальная возможность для психического сознания стать сознанием Материи – распространение божественного Сознания преследует единственную цель: организовать низшее сознание таким образом, чтобы оно находилось под непосредственным влиянием Божественного. Вот почему оно минует все миры беспорядка*. Поэтому можно сказать, что Источник души находится в атоме, и во всех элементах, которые составляют атом, но это только Исток… Необходимо заметить, что, когда оно полностью сформировано, психическое сознание приобретает определенную форму, которая соответствует нашей физической форме. Это не означает, что она похожа на внешнюю форму, но, тем не менее, оно обладает определенной формой. Каждое психическое сознание отличается от другого – они отличаются своей формой. Они различны, так как каждое из них обладает индивидуальностью и является личностью.12

Мать

* Во время издания этой беседы, Мать добавила следующее пояснение: «Некоторые части витального плана являются мирами беспорядка, и, кроме того, существа, населяющие витальный план, лишены психического сознания. Психическое сознание существует только на земле, в физическом мире. Вот почему, я сказала, что божественная искра, которая организовывает психическое сознание, минует миры беспорядка и проявляет себя непосредственно в физическом мире для того, чтобы создать здесь возможность организации низшего сознания вокруг божественной искры.»

*

Я заметила первый признак зарождающегося психического присутствия и вибрации в овощах, и, поистине, это растение, которое называется цветком, является первым проявлением психического присутствия. Психическое сознание индивидуализируется только в человеке, но оно существовало и до него; хотя это и не такая же индивидуализация, как в человеке, это более пластичное проявление: это манифестация, скорее, силы и сознания, чем индивидуальности. Возьмите, например, розу; её совершенство формы, цвета и аромата является проявлением стремления и психического подношения. Посмотрите на розу, распускающую свои лепестки ранним утром, с первым прикосновением солнечных лучей, это великолепная самоотдача в сопровождении стремления.13

Мать

*

Да, это более простое и искреннее сознание – сознание животного. Разумеется, оно хочет получить определённые вещи, но даже в том случае, если оно не получает того, чего хочет, оно продолжает любить. Многие животные, даже те, которых хозяева не балуют вниманием, не теряют свою любовь и привязанность к ним, что означает замечательное развитие психического в витальном сознании.14

Шри Ауробиндо

*

У животных эмоциональное сознание в значительной степени более психическое, чем у людей, которые могут быть довольно бесчувственными. Недавно в газете были помещены фотографии прирученной тигрицы, которая жила в одной семье, после чего была отдана в зоопарк. Печальный взгляд тигрицы в клетке, кроткий и в то же время исполненный глубокой горечи и трагизма, был таким интенсивным, что, невольно, трогал до глубины души.15

Шри Ауробиндо

*

Всегда ли у детей психическое сознание находится впереди?

Нет, не всегда. Психическое сознание у детей находится ближе к поверхности, чем в более поздние годы, когда они взрослеют, и их разум получает своё развитие, но нельзя сказать, что психическое сознание ощутимо во всех детях. И вы не можете брать за основу тех детей, которые живут в Ашраме, ибо, когда я позволяю им остаться здесь, это только потому, что я вижу у них психическое сознание на поверхности, но если психическое скрыто всевозможной искажённой деятельностью, я отказываю им. Поэтому, дети в  Ашраме являются исключением. Это отборный материал.

Но почему тогда здесь есть жадные дети?

О, Господи! Быть жадным – это не преступление! Есть жадные дети. Возможно, у них плохое пищеварение и им постоянно хочется есть. Они не получают необходимое из той пищи, которую они едят. Всё внешнее сознание всегда представляет собой массу всевозможных трудностей, это относится не только к детям, но и ко взрослым. Вы можете спросить: «Почему в Ашраме есть жестокие дети?» Это, действительно, одно из ужасных качеств… Но это происходит из-за бессознательности. Это случается потому, что они даже не понимают того, что, поневоле, заставляют страдать других. И обычно, если взрослые объясняют им – например, с помощью конкретного опыта – тогда они начинают понимать. Дети, которые мучают животных (и таких довольно много) – даже не знают, что животные чувствуют так же, как они сами. Когда они начинают понимать, что когда они щипают животное, или тянут его за хвост, или бьют его, животному становится больно, и если появляется необходимость, и страдание наглядно демонстрируется на их собственном теле, чтобы дети поняли, как чувствуют животные, когда им больно, обычно, дети никогда больше этого не делают!

Некоторые дети особенно жестоки. Они находятся под влиянием враждебных сил. Иногда, это очевидно с самого детства, и они остаются такими на протяжении всей жизни, если их сознание не переделать, что совсем непросто.

Существует что-то вроде ассоциации между физическим и психическим, и между ментальным и витальным сознанием. Ментальное сознание, зачастую, очень витальное. Психическое сознание, зачастую, это физическое сознание. Дети – только потому, что психическое находится у них на поверхности – живут, полностью отождествляясь с своим телом. Но как только разум получает своё развитие, он начинает питать пристрастие к определенным ассоциациям, и с ним приходят всевозможные искажения. Люди, которые делают резкое разграничение между мужчиной и женщиной (я не знаю, почему это происходит, ибо мужчина в такой же степени обладает всевозможными качествами, как и женщина), говорят, что мужчине свойственно ментальное и витальное сознание, а женщине физическое и психическое. И в этом есть определённая доля истины. Но, естественно, существуют всевозможные исключения и варианты. Ибо такое разделение является значительным упрощением. Фактически, физическое сознание обладает простотой, и даже доброй волей (которая далеко не всегда связана с сознательным отношением), но всё же, в нем есть простота и добрая воля, которые делают его ближе к психическому, чем страсти витального или претензии разума. И это, наверное, происходит, потому, что в детях психическое чувствует себя более уютно, так как его не теснят ментальные и витальные противоречия.16

Мать

*

Люди всё ещё не знают, что такое душа, и в чём заключается её истинный секрет, её роль состоит в том, чтобы во взрослом или ребенке найти его более глубокое и истинное назначение, психическую сущность внутри. Это происходит только в том случае, если мы предоставляем ей шанс выйти вперед, или же, если мы призываем её во внешнее сознание, в качестве «руководителя нашей деятельности, который идёт впереди», который возьмет на себя наше образование и развитие способностей психологического сознания с тем, чтобы реализовать его потенциальные возможности, ибо настоящее механическое восприятие жизни и человека, и внешних обычных методов воздействия на них, не позволяет нам получить всеобъемлющий опыт или сформировать какую-либо концепцию. Эти новые методы обучения позволят нам обрести более истинное восприятие. Это восприятие, основанное на психическом присутствии за деятельностью витальной и физической ментальности, и возрастающем проявлении его скрытых возможностей, должно привести к решающему открытию, что человек внутри есть душа и сознательная сила Божественного, и что развитие этой истинной индивидуальности внутри является основной целью образования и всей человеческой жизни, если она найдёт смысл в существовании, которое основывается на тайной истине и истинном законе своего сознания.17

Шри Ауробиндо

*

«Психическое сознание формируется внутренней Истиной и организуется вокруг неё.»18

Мать

*

Меня был задан вопрос, является ли психическое сознание посредником, с помощью которого можно получить вдохновение?

Обычно, да. Первый контакт, который происходит у вас с высшим сознанием – это психический контакт. Разумеется, перед тем, как происходит внутреннее психическое открытие, довольно непросто получить эти вдохновения. Они могут придти как исключение, в исключительных обстоятельствах в результате божественной Милости, но истинный контакт приходит через психическое; так как психическое сознание действительно является посредником, который находится в непосредственном контакте с божественной Истиной.

Позже, когда вы выходите из ментального в высшее сознание за пределами разума, и даже за пределы высшего разума, когда вы открываете себя Оверментальному плану и через Оверментальный Супраментальному плану, вы сможете получать вдохновения непосредственно. И, разумеется, там они становятся более частыми, глубокими, более цельными. Приходит время, когда вдохновение можно получить усилием воли, но это требует значительного внутреннего развития.19

Мать

*

Можно ли быть в контакте с вечной Истиной без контакта с психическим сознанием?

Некоторые существа во вселенной могут обрести непосредственный контакт с вечной Истиной без какого-либо контакта с психическим сознанием, так как у них нет психического сознания. Но в человеке всегда есть психическое сознание, и всегда с его помощью он приходит в контакт с вечной Истиной. И этот контакт с психическим сознанием обычно происходит с ним таким же самым образом, ибо он несёт с собой своё собственное великолепие, красоту и блаженство, и божественную милость. Психическое сознание свойственно человеку, и по сути своей, вполне возможно, что именно это даёт человеку определенное превосходство.20

Мать

*

Может ли ребёнок стать сознательным и войти в контакт с внутренней истиной в такой же степени, как и взрослый?

Для ребенка это совершенно просто, ибо восприятие психического сознания лишено всех сложностей слов или мыслей –  в нём есть только то, что делает всё простым и легким и то, что приносит ему неудобство и беспокойство, смущает его (это совсем необязательно радость или печаль, которые приходят только тогда, когда что-то происходит с ним с необыкновенной интенсивностью). И всё это гораздо проще для ребенка, чем для взрослого, так как у взрослого всегда присутствует разум, который искажает его восприятие истины.

Объяснять ребенку нечто с помощью теорий совершенно бесполезно, ибо как только его разум достигнет определенной степени развития, он найдет тысячу причин для того, чтобы развенчать вашу точку зрения и он будет прав.

В ребенке есть божественное Присутствие в психическом – оно также есть в растениях и в животных. Если в растениях оно несознательно, и в животных оно начинает быть сознательным, то в детях оно очень сознательно. Я знала детей, которые были сознательными о своём психическом в гораздо большей степени в возрасте пяти лет, чем в возрасте четырнадцати, и в возрасте четырнадцати, чем в возрасте двадцати пяти; но самое главное, это то, что как только они идут в школу, где они подвергаются интенсивному ментальному образованию, которое приковывает их внимание к интеллектуальной части своего сознания, они почти всегда полностью теряют контакт с психическим сознанием.

Если бы вы были опытным наблюдателем, если бы вы могли видеть, что происходит внутри человека, просто внимательно всматриваясь в его глаза!.. Говорят, что глаза являются зеркалом души; это обычное выражение, но глаза не выражают психическое, так как оно находится очень далеко позади, скрытое различными вещами. Посмотрите внимательно в глаза маленьких детей, и вы увидите что-то вроде света – некоторые называют это искренностью – который даёт такое ощущение чего-то подлинного, истинного, которое смотрит на мир с удивлением. Это чувство удивления принадлежит психическому сознанию, которое видит истину, но многого не понимает в этом мире, так как оно находится очень далеко. Дети несут в себе это присутствие, но, по мере того, как они узнают больше и становятся более разумными и образованными, психическое сознание уходит назад, скрытое всевозможными вещами, которые вы увидите в их глазах: мыслями, желаниями, страстями, дурными наклонностями – но этого маленького пламени, такого чистого, его более там нет. И вы можете не сомневаться в том, что разум в них занял ведущее место, и психическое сознание отодвинулось далеко назад.

Если ребенку, который не обладает достаточно развитым умом, чтобы понять, просто дать вибрацию защиты или любви, утешения или заботы, он ответит вам. Но если вы будете иметь дело, к примеру, с четырнадцатилетним молодым человеком, который ходит в школу, имеет обыкновенных родителей, которые относятся к нему без должного внимания, его разум находится впереди; в нем есть нечто жесткое, неподатливое, а психическое сознание скрыто позади. Такие молодые люди не отвечают на вибрацию. Как будто бы они сделаны из дерева или пластмассы.21

Мать

*

Если внутренняя истина, божественное присутствие в психическом такое сознательное в ребенке, о нем нельзя сказать, что он подобен маленькому животному?

Почему же нет? В животных иногда присутствует необыкновенно интенсивная психическая истина. Разумеется, я верю, что психическое сознание более сформировано и более сознательно в ребенке, по сравнению с животным. Но я экспериментировала с животными, просто для того, чтобы выяснить для себя этот вопрос; я уверяю вас, что в людях редко можно найти такие добродетели, которые присутствуют в животных, очень простые, непретенциозные добродетели. Например, в кошках: я изучала кошек на протяжении длительного времени; и если вы хорошо знаете их, они чудесные животные. Я знала кошек – матерей, которые полностью жертвовали собой ради своих котят – люди говорят о материнской любви с таким поклонением, как будто бы это является исключительно человеческой привилегией, но я видела материнскую любовь кошек, проявление которой далеко превосходило обычное человеческое чувство. Одна кошка никогда не прикасалась к своей пище до тех пор, пока её котята не съедали свою порцию. Другая кошка не покидала своих котят восемь дней, без еды, сна и удовлетворения остальных своих потребностей, так как она боялась оставить их одних; я также видела кошку, которая повторила пятьдесят раз одно и то же движение для того, чтобы научить своих котят прыгать со стены на окно, и я должна заметить, что она делала это с необыкновенной заботой, умом и навыком, который отсутствует у многих необразованных женщин. И почему она могла это сделать? – потому что, в её действиях не было вмешательства ментального сознания. Это был спонтанный инстинкт. Но что такое инстинкт? – это присутствие Божественного в данном виде, и это проявление психического сознания в животных; коллективное, а не индивидуальное психическое.

Я видела в животных все реакции, эмоциональные, любящие, сентиментальные, все чувства, которыми так гордится человек. Единственным различием является то, что животные не могут говорить о них и писать о них, поэтому, мы считаем их более низшими существами, так как они не могут забросать нас книгами о том, что они чувствуют.22

Мать

*

Мать, Шри Ауробиндо говорит здесь «о психическом, которое пребывает позади, но поддерживает всё остальное сознание». Что это означает?

Да, это так, психическое находится позади всей организации, тройной организации человеческой жизни и сознания, психическое пребывает позади и поддерживает всё своим бессмертным сознанием. Благодаря психическому, у нас есть ясное чувство продолжительности нашей личности. В противном случае, если вы сравните себя с тем, чем вы были, когда вам было три года, разумеется, вы не можете узнать себя и сказать, что сейчас вы представляете из себя то же самое физически, витально или ментально. Так как между вами нет никакого сходства. Но позади находится психическое, которое поддерживает развитие и рост сознания, и даёт это ощущение преемственности и единства сознания, то есть, заставляет вас чувствовать, что вы тот же самый человек, который вырос из трехлетнего ребенка, которым вы были много лет тому назад, несмотря на то, что сейчас вы являетесь совершенно другим сознанием. Если вы внимательно понаблюдаете за собой, то вы увидите, что тот уровень понимания и деятельности, который у вас был, когда вам было три года, совершенно не свойственен вам, и вы не в состоянии в настоящее время сделать что-либо подобное, так как вы совершенно другой человек. И, тем не менее, так как внутри вас присутствует психическое сознание, природа которого бессмертна, у вас появляется ощущение, что вы всегда являетесь одним и тем же человеком, вы были им, когда вам было три года и продолжаете быть им в настоящее время, и будете им всегда с более или менее сознательными изменениями, которые приносит прогрессивное развитие.23

Мать

*

Есть ещё одно средство (для того, чтобы избавиться от страха смерти), оно немного труднее, но, наверное, лучше. Оно заключается в том, что вы говорите себе: «Это тело не я», – и пытаетесь найти в себе ту часть, которая действительно является вами, вашей природой, до тех пор, пока вы не находите ваше психическое сознание. И когда вы находите своё психическое сознание – вы сразу всё понимаете – у вас появляется чувство бессмертия. И вы знаете, что то, что уходит и приходит в эту жизнь, то есть ваша внешняя личность, которая подвержена смерти, это только частности. И вы, зная о бессмертии своей души, говорите о своём физическом теле: «Я не собираюсь плакать из-за пары изношенных ботинок! Когда изнашивается пара туфель, я просто выбрасываю их без всякого сожаления.» Психическое сознание использовало это тело для работы, но когда приходит время покинуть это тело, то есть когда оно покидает его потому, что тело становится бесполезным, по той или иной причине, оно уходит и не испытывает страха. Это довольно естественный процесс – и он происходит без малейшего сожаления, вот и всё.

И в тот момент, когда вы находитесь в психическом сознании, у вас спонтанно появляется это чувство, без всяких усилий. Вы парите над физическим существованием и у вас возникает чувство собственного бессмертия. Я считаю это лучшим средством. Другим способом является интеллектуальные, рациональные рассуждения, полные здравого смысла. Но познать свою душу – это глубокий опыт, и вы всегда можете вернуться к нему, как только вы обретете контакт со своим психическим сознанием. Это поистине интересное явление, ибо оно происходит автоматически. Как только вы оказываетесь в контакте со своим психическим сознанием, у вас появляется чувство бессмертия, ощущение, что вы всегда были и будете вечно. И тогда, всё, что появляется и исчезает в физическом мире – это случайности жизни, они не имеют особенной важности.24

Мать

*

Милая Мать, может ли психическое сознание выразить себя без разума, витального и физического сознания?

Оно постоянно выражает себя без их помощи. Только для того, чтобы обычный человек мог воспринимать его, оно должно выражать себя через них, так как обычное человеческое сознание не находится в непосредственном контакте с психическим. Если бы оно было в непосредственном контакте с психическим, психическое могло бы проявлять себя непосредственно – и всё было бы поистине прекрасно. Но так как оно не находится в контакте с психическим, оно даже не знает что это такое, оно гадает в недоумении, что же за существо его собственная душа; поэтому для того, чтобы обыкновенное человеческое сознание воспринимало его, психическое должно использовать обычные средства, то есть проявлять себя с помощью разума, витального и физического.

Одно из этих сознаний можно опустить, но, разумеется, не последнее, иначе вы не сможете сознавать ничего вокруг.25

Мать

*

Правление разума закончится только тогда, когда к власти придет психический закон, который проявляет Божественную Волю.26

Мать

*

Не каждая душа достигла определенной степени развития, и поэтому, не каждая душа может быть активной; а также, не каждая душа обращается непосредственно к Божественному до того, как она начинает практиковать йогу. В течение долгого времени она ищет Божественное в людях и объектах в гораздо большей степени, чем непосредственно.27

Шри Ауробиндо

*

Источником искренности, воли и настойчивости является психическое сознание, но оно проявляет себя различным образом в разных людях. Обычно, этот процесс начинается в высшей части разума, но для того, чтобы он был эффективным, по меньшей мере, одна часть витального должна участвовать в этом, так как интенсивность вашей воли исходит из него, и реализующая сила воли появляется в результате контакта с витальным. Если бы в витальном присутствовали только невосприимчивые элементы, вы не смогли бы ничего сделать. Но в нем всегда присутствует нечто, которое хочет участвовать – возможно, это что-то незначительное, но тем не менее, это нечто восприимчивое. Достаточно иметь небольшое стремление и волю, даже в том случае, если они мимолетны, для того, чтобы стать сознательным о Божественном и реализовать его, ибо оно, подобно молнии, пронзает всё сознание – так как в теле всегда находятся клетки, которые отвечает ему. Это не становится очевидным всё сразу, но восприимчивость присутствует в определенной мере во всех частях сознания. И с помощью медленного и внимательного соединения вместе всех восприимчивых частей, даже в том случае, если они ответили только однажды, вы можете создать нечто связанное и организованное, которое позволит вам действовать с волей, искренностью и настойчивостью.

Даже мимолетная идея в ребенке, в определенный момент в его детские годы, когда психическое сознание выходит на поверхность, если она сможет прийти во внешнее сознание и дать ребенку ощущение чего-то прекрасного, которое должно быть реализовано, она создаёт небольшое ядро, на основе которого вы строите свою деятельность. Существует огромное количество людей, которым вы никогда не скажете: «Вы должны реализовать Божественное» или «Совершайте йогу для того, чтобы найти Божественное». Если вы внимательно посмотрите вокруг, вы увидите, что вы можете сказать эти слова совсем небольшому кругу людей. Это означает, что эти немногие люди уже «готовы» совершать йогу. То есть, в них уже есть начало реализации – и этого начала вполне достаточно. Есть и такие, у которых реализация уже произошла, пробуждение, которое может прийти из прошлых существований. Но сейчас мы говорим о тех, кто менее подготовлены; они – именно те люди, которые испытали в определенный момент своей жизни эту вспышку молнии, которая пронзила всё их существо и вызвала ответ, и этого вполне достаточно. Это не происходит со многими. Те, кто готовы к йоге, довольно немногочисленны, если вы сравните их количество с остальной бессознательной частью человечества. Но одно несомненно,  тот факт, что вы все находитесь здесь, доказывает, что, по меньшей мере, хоть однажды, но у вас был этот опыт – есть те, которые значительно продвинулись на пути (иногда они даже не подозревают об этом), но, по меньшей мере, все из вас пережили этот опыт, этот спонтанный интегральный контакт, который подобен электрическому шоку, удар молнии, который проходит через вас и пробуждает сознание к тому, что в вас есть нечто, что необходимо реализовать. Возможно, что этот опыт не проявляется в словах, но только в некоем стремлении и пламени. Этого вполне достаточно. И вокруг этого ядра вы медленно организовываете себя, и всё своё развитие. И как только оно появляется внутри вас, оно никогда не исчезает. Только в том случае, если вы заключили договор с враждебными силами и делаете значительное усилие для того, чтобы избавиться от этого контакта, не замечая его существования, чтобы поверить, что оно ушло. И, тем не менее, единственного опыта достаточно, чтобы оно вернулось.

Если с вами это произошло хотя бы однажды, вы можете сказать себе, что в этой жизни или в следующей вы обязательно добьетесь реализации.28

Мать

*

Полное объединение всего сознания вокруг психического центра является основным условием для того, чтобы реализовать совершенную искренность.29

Мать

*

Сострадание и признательность являются, по сути своей, психическими добродетелями. Они появляются в сознании только тогда, когда психическое начинает принимать участие во внешней жизни.

Витальное и физическое сознание считает их слабостями, ибо они сдерживают свободное проявление их импульсов, которые основаны на власти силы.

Как всегда, разум, когда он недостаточно образован, является сообщником витального сознания и рабом физической природы, чьи законы, такие непреложные в своём полубессознательном механизме, он даже полностью не понимает. Когда разум пробуждается к сознанию первых психических движений, он искажает их в неведении своем и изменяет сострадание, проявляя его жалостью или, в лучшем случае, благотворительностью, а признательность – желанием отплатить, за которым следует способность различить и поклоняться.

И только тогда, когда психическое сознание становится во главе остального сознания, сострадание ко всем тем, кто нуждается в помощи, в любой области, и признательность за всё, что проявляет божественное присутствие и милость, в какой бы форме это не происходило, проявляются во всей своей первоначальной и полной света чистоте, без смешивания сострадания со снисходительностью или признательности с каким-либо низшим мотивом.30

Мать

*

Легкость и покой чувствуются очень глубоко и далеко внутри, ибо они находятся в психическом сознании, и психическое пребывает очень глубоко в нас, скрытое разумом и витальным. Когда вы медитируете, вы открываетесь психическому, становитесь сознательными о своём психическом сознании глубоко внутри и ощущаете всё это. Для того, чтобы эта легкость и покой, и счастье могли стать сильными и постоянными, и ощущались во всём сознании и теле, вы должны идти глубже внутрь и принести с собой полную силу психического в физическое сознание. Это легче всего сделать с помощью регулярной концентрации и медитации, которая сопровождается стремлением к истинному сознанию. Также это можно осуществить с помощью работы, которую вы посвящаете Божественному и делаете только для Божественного, без мысли о себе, с идеей посвящения всей своей деятельности Матери в сердце своём. Но это совсем непросто сделать с определенной степенью совершенства.31

Шри Ауробиндо

*

Эмоциональная преданность является более внешней, по сравнению с психической – ей свойственно внешнее проявление. Психическое находится внутри и направляет изнутри всю внутреннюю и внешнюю жизнь. Хотя эмоциональное может быть достаточно интенсивным, но оно не имеет твердой основы и силы для того, чтобы изменить всё направление жизни.32

Шри Ауробиндо

*

Есть много различных причин, по которым вы можете чувствовать себя полными сил и радости… Обычно, в повседневном существовании, есть люди, которые, благодаря своей конституции, находятся в определенной гармонии с Природой, как будто бы они дышат в том же ритме, что и она, и эти люди всегда радостны, счастливы; они добиваются успеха во всём, что бы они не делали, они избегают многих бед, катастроф, благодаря тому, что они находятся в гармонии с ритмом самой жизни и Природы. И к тому же, есть дни, когда вы находитесь в контакте с божественным Сознанием, которое совершает работу, с божественной Милостью, и тогда всё наполнено этим Присутствием, и то, что обычно кажется вам скучным и неинтересным, становится полным очарования, приятным и привлекательным, полным какого-то особенного значения – всё живёт и вибрирует, и исполнено обещания и силы. Поэтому, когда вы открываетесь этому, вы чувствуете себя сильнее, свободнее, счастливее, полным энергии, и всё становится необыкновенно значимым. Вы начинаете понимать, почему всё устроено именно так, и участвуете в общем движении.

В другое время, когда по той или иной причине, вы угнетены или погружены в себя, вы не чувствуете ничего, и всё теряет своё значение, вы теряете ко всему интерес и всё теряет для вас свою ценность, вы чувствуете себя бесчувственным бревном.

Если вы можете сознательно объединиться со своим психическим, вы всегда можете находиться в этом состоянии восприимчивости, внутренней радости, энергии, продвижения вперед и контакта с божественным Присутствием. И когда вы находитесь в контакте с Ним, вы видите Его повсюду, во всём, и всё вокруг приобретает своё истинное значение.

От чего это зависит?.. От внутреннего ритма. Может быть, от милости. В любом случае, от восприимчивости к тому, что находится за пределами вашего обыкновенного сознания.33

Мать

*

И в самом деле, проявление истинного психического существования в сознании это покой и счастливая безмятежность.

Поэтому, любое страдание является истинным свидетельством слабости или несовершенства в нас, которое требует от нас дополнительного духовного усилия.34

Мать

*

Истинное счастье не зависит от внешних обстоятельств. Вы можете обрести истинное счастье и поддерживать его постоянно только тогда, когда вы откроете своё психическое сознание и объединитесь с ним.35

Мать

*

Я думаю, что, чем в большей степени сознание становится психическим, тем с большим количеством трудностей вы начинаете сталкиваться. Но в этом случае, вы хорошо вооружены для того, чтобы их преодолеть. Чем в большей степени психическое сознание проявляет себя в вас, тем более вы находитесь в противоречии с настоящим положением в мире. Поэтому, когда вы находитесь в противоречии с чем-то, в результате этого появляются трудности. И я заметила, что наиболее часто те, у кого возникает много трудностей, это те, которые находятся в тесном контакте со своим психическим сознанием. Если говорить о внешних обстоятельствах – я не имею в виду характер, это нечто иное, но только внешние обстоятельства – люди, которые должны проводить свою жизнь в постоянной борьбе и имеют достаточный повод для страдания – это те, у которых необыкновенно развитое психическое сознание.

Вначале, развитие психического сознания сопровождается двойным результатом. С одной стороны, с развитием психического, восприимчивость сознания возрастает. И с ростом восприимчивости, растет способность страдать; но кроме этого, происходит противоположный эффект: в зависимости от того, в какой степени развития находятся ваши взаимоотношения с психическим сознанием, вы воспринимаете обстоятельства жизни в совершенно ином свете и с определенной степенью внутренней свободы, которая делает вас в состоянии оставить отдельные обстоятельства и не чувствовать шок в обычном смысле. Вы можете воспринимать трудности или внешние обстоятельства спокойно, невозмутимо, вооруженные достаточным внутренним знанием, для того, чтобы вас это не тревожило. Поэтому, с одной стороны, вы становитесь более восприимчивыми к страданию, в то время, как с другой, у вас появляется больше внутренней силы для того, чтобы переносить эту восприимчивость.36

Мать

*

Это не психическое сознание страдает из-за личных неурядиц, это разум, витальное и обычное сознание человека, живущего в неведении. Это происходит потому, что контакт внешнего сознания с психическим непрочный. Тот, в ком контакт с психическим постоянный, всегда счастлив и безмятежен.

Психическое сознание работает с необыкновенным пылом и настойчивостью для того, чтобы сделать союз с Божественным реальным фактом, но оно никогда не жалуется, и знает как нужно ждать прихода момента реализации.37

Мать

*

Чистое психическое сознание является, по сути своей, Анандой, оно приходит из блаженства-души во вселенной; но над внешним сердцем эмоций преобладают противоречия и проявления внешнего мира, которые заставляют сердце страдать и испытывать реакции печали, страха, депрессии, страсти, а также краткосрочное и мимолетное счастье.38

Шри Ауробиндо

*

Вы можете в значительной степени расширить свои возможности, и развить их; в вас может неожиданно проявиться то, что вы о себе не знали… Когда вы открываете психическое сознание внутри, в то же время, в вас развивается и начинает проявлять себя совершенно неожиданно то, что вы не могли делать прежде, и о чем вы даже не подозревали в своей природе. Я могу привести множество примеров…

Я знала одну девочку, которая родилась в довольно заурядном окружении, она не получила достаточного образования и писала довольно неуклюжие письма на французском. У неё было бедное воображение и совершенное отсутствие литературного вкуса: этой способности она была лишена. Когда у неё произошел контакт с психическим сознанием, и пока он длился, она писала замечательные вещи. Но как только она вернулась к своему прежнему состоянию сознания, она не могла даже написать правильно двух предложений! И я видела образцы её письма во время опыта и после него.

В каждом из нас присутствует гений – но мы об этом не знаем. Нам необходимо найти путь к нему – ибо оно там, дремлет внутри, и всё, что оно хочет, это выйти вперед, проявить себя; нам нужно только широко распахнуть двери.39

Мать

*

Каждый из вас может войти в контакт со своим психическим сознанием, ибо это не является чем-то недоступным. Ваше психическое сознание существует именно для того, чтобы осуществить ваш контакт с божественными силами. Если вы находитесь в контакте со своим психическим сознанием, вы начинаете понимать, что такое Божественная Любовь. Как я уже говорила, если вы проснётесь однажды утром и скажете: «Я бы хотел ощутить и быть в контакте с Божественной Любовью», этого будет совершенно недостаточно. Только в том случае, если с помощью постоянного усилия и глубокой концентрации, когда вы забываете о себе, вы добиваетесь контакта с психическим сознанием, вы находитесь в состоянии, в котором всё вокруг становится для вас Божественной Любовью и ничем иным. И тем не менее, это только покрытие, но покрытие, которое несёт на себе печать того, что скрывается за ним.

Значит ли это, что нам не нужно искать Божественную Любовь отдельно от психического сознания?

Да, это означает, что как только вы найдёте своё психическое сознание, вы узнаете, что такое Божественная Любовь. Не пытайтесь войти в непосредственный контакт с Божественной Любовью, потому что, это стремление будет исходить из витального желания, которое движет вами,  хотя вы и не сознаёте этого.

Вы должны совершать постоянное усилие, чтобы прикоснуться ко своему психическому сознанию, стать сознательными и свободными в его сознании, и тогда, спонтанно и естественно вы узнаете, что такое Божественная Любовь.40

Мать

*

На физическом плане Божественное проявляет себя красотой, на ментальном плане – знанием, на витальном плане – силой и на психическом плане – с помощью любви.

Когда мы поднимаемся достаточно высоко, мы открываем для себя, что эти четыре аспекта объединяются друг с другом в одно сознание, исполненное любви, света, силы, красоты, пребывающее во всём, и являющееся всем.

Только для того, чтобы удовлетворить условиям универсальной игры, это сознание разделяет себя на несколько аспектов проявления.41

Мать

*

Чем глубже эмоция, чем интенсивнее Бхакти, тем больше сила для реализации и трансформации. Именно с помощью интенсивности эмоции пробуждается психическое сознание и открываются внутренние двери к Божественному.42

Шри Ауробиндо

*

Эмоция является полезным элементом в йоге; но эмоциональное желание легко становится причиной беспокойства и препятствием на пути.

Обратите ваши эмоции к Божественному, просите их очищения; тогда они станут вашим помощником на пути и перестанут быть причиной страданий.

Не отказываться от эмоции, но обратить её к Божественному – вот верный путь в йоге.

Но она должна стать чистой, основанной на духовном покое и радости, способной стать частью Ананды. Равнозначность и покой в разуме и витальных частях, и интенсивная эмоция в сердце прекрасно уживаются вместе.

Пробудите с помощью стремления психическое пламя в сердце, которое ровно горит, устремляясь к Божественному – это один из способов освободить и воплотить эмоциональную природу.43

Шри Ауробиндо

*

Только обыкновенные витальные эмоции, которые напрасно тратят энергию и нарушают концентрацию и покой, должны быть оставлены. Эмоции, сами по себе, это хорошо; они являются необходимой частью природы, и психическая эмоция является одним из наиболее могучих средств в садхане. Психическая эмоция, которой свойственны слезы любви к Божественному или слёзы Ананды, не должны сдерживаться вами: только витальные искажения нарушают садхану.44

Шри Ауробиндо

*

Сколько раз мы вам повторяли: всё, что исходит от разума, совершенно относительно. Чем в большей степени разум образован и применяет себя к различным дисциплинам, тем легче ему доказать правоту своих слов и деятельности. Вы можете доказать истину любой концепции с помощью рассуждений, но это совсем не означает, что это истинно. Ибо оно остаётся мнением, предрассудком, знанием, основанным на внешних признаках, которые являются весьма сомнительными доводами.

Таким образом, существует только один путь, и этим путем является поиск души. Она живёт глубоко в вас, она не прячется от вас и не пытается создать для вас дополнительные трудности; напротив, она совершает значительные усилия для того, чтобы помочь вам найти её и услышать её голос. Но между вашей душой и активным сознанием находятся два характера, которым свойственно проявлять себя с необыкновенным шумом, это ментальное и витальное. И из-за того, что они создают столько шума, в то время, как душа пребывает в совершенном покое, их шум не даёт вам услышать голос души.

Если вы хотите узнать то, что знает душа, вы должны совершить внутреннее усилие, быть необыкновенно внимательными и чуткими; и в самом деле, позади внешнего шума ментального и витального, вы сможете различить нечто необыкновенно тонкое, очень тихое, которому свойственны покой и радость, оно знает и говорит то, что знает. Но настойчивость других частей сознания столь громкая, в то время, как оно совершенно безмолвно, что вы поневоле начинаете слушать тех, кто шумит больше всех; зачастую, вы понимаете только после того, как всё произошло, что то, что пребывало в безмолвии, оказалось правым. Оно не навязывает своё мнение и не заставляет вас прислушиваться к нему, ибо ему совершенно не свойственно насилие.

Когда вы мешкаете, когда вы находитесь в затруднении и не знаете, что вам делать в той или иной ситуации, приходит желание, предпочтение, ментальное и витальное, которые настаивают, пытаются добиться, утвердить и навязать себя, и приводят в качестве оправдания своих действий лучшие доводы в мире, находят массу причин, по которым нужно поступить так, а не иначе. И если вы не будете бдительны, если вы не практикуете самоконтроль и строгую дисциплину, они обязательно добьются своего и убедят вас в своей правоте. И, как я уже говорила, они создают столько шума, что вы не в состоянии услышать тихий голос слабого указания души, которое говорит: «Не делай этого.»

Это «Не делай этого» звучит довольно часто, но вы отбрасываете его в сторону, как нечто, что не обладает достаточной силой и убедительностью для вас и следуете своей импульсивной природе. Но если вы совершенно искренни в своей воле найти и сделать частью своей жизни истину, тогда вы начинаете прислушиваться к голосу души всё чаще и чаще, вы учитесь распознавать его, и даже в том случае, если необходимо сделать усилие, если это приносит вам страдание, вы учитесь подчинять себя истине внутри. И если вы подчинили себя только однажды, это значительная помощь на пути, который помогает продвижению вперед и дискриминации между тем, что является душой, и тем, что не является ею. Вооруженные дискриминацией и искренностью, вы обязательно придете к своей цели.

Но вы не должны спешить, нельзя быть нетерпеливыми, вы должны быть очень настойчивыми. Десять раз вы совершаете ошибку с тем, чтобы в одиннадцатый, наконец-то, сделать то, что необходимо. Но когда вы совершаете ошибку, вы не должны  прекращать всю свою деятельность и впадать из-за этого в отчаяние, вам необходимо сказать себе, что Милость никогда не оставит вас своей заботой, и в следующий раз вы обязательно сделаете всё правильно.

Поэтому, в заключение, я должна сказать, что для того, чтобы знать истинную природу вещей, вы должны, прежде всего, объединиться со своей душой, для чего вам необходимо добиваться этого с настойчивостью и терпением.

Только сила концентрации может приблизить вас к желаемой цели.45

Мать

*

Милая Мать, можно ли с помощью разума распознать душу другого человека?

Так как отдельные части сознания совсем непросто различить внутри, вы не можете увидеть в себе различные части вашей природы. И только в том случае, если вы в течении длительного времени занимались самонаблюдением и  изучали себя изнутри, вы сможете это сделать. Между душой и разумом, витальным и физическим не существует чётких границ. Душа наполняет собой разум. У некоторых людей это происходит в значительной степени и довольно ощутимо. Поэтому, та часть разума, которая открыта и находится в контакте с психическим, обладает способностью различать души других людей.

Те, кто обладает способностью войти в сознание других людей и видеть или непосредственно чувствовать их мысли, и деятельность разума, те, кто может осуществить ментальный контакт и, не используя слов, передать информацию, могут легко распознать людей, у которых душа занимает активное положение и тех, в ком психическое сознание всё ещё дремлет. Активность души сообщает определённый оттенок ментальной деятельности – она становится более легкой, более глубокой и полной света – так она ощущается. Например, когда вы смотрите человеку в глаза, вы можете сказать с достаточной определённостью, что у этого человека живая душа или, что вы не видите его душу. Многие люди могут ощущать – под «многими», я имею в виду, духовно развитых людей – эту душу. Но, естественно, для того, чтобы знать наверное, в какой степени душа пробуждена и активна, и занимает ли она руководящее место в сознании, то есть является ли она мастером, вы должны сами находится в контакте со своим психическим сознанием, ибо только оно может знать такие вещи с определенностью. Но так же может быть, что вы получаете внутреннюю вибрацию, которая заставляет вас признать: «О! У этого человека есть душа.»

Разумеется, наиболее часто то, что люди – если они не обладают внутренним знанием – называют «душой», на самом деле, является витальной деятельностью. Если у человека витальное сознание руководит деятельностью тела, и обладает силой, волей, необыкновенно активное и упорное, и осуществляет необыкновенно живой и интенсивный контакт с людьми, объектами и событиями, если он обладает довольно развитым чувством прекрасного, художественным вкусом, мы обычно говорим: «О! У этого человека живая душа»; но это совсем не душа, это его витальное сознание, которое доминирует над деятельностью тела. Это первый признак эволюционного развития, который отличает человека от тех, кто всё ещё находится в инерции и тамасе чисто материальной жизни. Это сообщает, прежде всего, внешнему облику, а также всей деятельности, необыкновенную интенсивность вибрации, которая, зачастую, создаёт впечатление, что у этого человека живая душа; но это не душа, а витальное сознание, которое обладает определенной способностью и является сильнее, чем физическая инерция, сообщая интенсивность жизни и деятельности, которая отсутствует у других. Это заблуждение, которое принимает витальную деятельность за природу души, довольно частое явление… Витальную вибрацию гораздо легче ощутить для человеческого сознания, чем вибрацию души.

Для того, чтобы ощутить душу в другом человеке, разум должен быть совершенно безмолвным – ибо, когда он активен, видны только его вибрации, а не вибрации души.

И затем, когда вы смотрите на того, кто обладает контактом со своим психическим сознанием, и живёт в своей душе, если вы посмотрите на этого человека, у вас появится ощущение нисхождения глубоко, глубоко вниз в его сознание, далеко, далеко внутрь; в то время, как, когда вы смотрите в глаза обыкновенному человеку, вы видите только поверхность, которая вибрирует и отвечает на ваш взгляд, но у вас нет этого чувства нисхождения глубоко вниз и далеко внутрь, только небольшой, очень тихий ответ. Иногда, вы входите – есть глаза, в которые вы не можете войти, они закрыты, подобно двери; в то время, как другие могут быть открыты – вы входите и очень быстро, довольно близко от поверхности вы ощущаете нечто вибрирующее, по временам, сияющее и вибрирующее. Если вы не знаете, что это, вы говорите: «О! у этого человека живая душа» – но это не душа, это его витальное сознание.

Для того, чтобы найти душу, вы должны идти глубоко внутрь, уйти от поверхности сознания, и продолжать двигаться глубже и глубже внутрь, идти вниз, вниз, в очень глубокое отверстие, безмолвное, недвижное и там, там вы находите присутствие чего-то теплого, безмолвного, что ощущается как нечто драгоценное, совершенно недвижное, которому свойственна необыкновенная полнота и некая сладостность – это душа.

И если вы настаиваете и являетесь довольно сознательными, к вам приходит ощущение обилия, которое сопровождается чувством совершенства, завершённости, как будто это нечто, неизъяснимая глубина которого влечёт вас, и вы чувствуете, что если вы познаете эту глубину, вас ждут необычайные открытия и многие тайны откроются вам… будто отражение в очень спокойных водах чего-то вечного. И вы более не ограничены рамками времени.

У вас появляется ощущение, что вы всегда были и будете существовать вечно.

Это происходит тогда, когда вы прикасаетесь к глубокой части души.

И, в том случае, если контакт был достаточно сознательным и полным, он освобождает вас от зависимости от внешнего сознания; вы не чувствуете более, что вы живёте только потому, что у вас есть тело. Это обычное ощущение внешнего сознания, которое привязано к своей внешней форме до такой степени, что когда человек думает о себе, он связывает свой образ с телом. Это обычный опыт. Реальность личности связана с реальностью тела. И только тогда, когда вы совершаете внутреннее развитие и пытаетесь найти нечто более постоянное в своем сознании, вы начинаете ощущать, что это «нечто», которое оставалось сознательным в течение веков и прошло через все изменения, является вашей истинной «личностью». Но для этого необходимо долгое и глубокое исследование. Обычно, если вы думаете: «Я должен сделать это», «Мне нужно сделать то», – вы всегда ассоциируете себя со своим телом, с небольшой волей, которая является смесью ощущений, смутных сентиментальных реакций и ещё более смутных мыслей, которые смешиваются друг с другом и оживляются импульсом, влечением, желанием, усилием воли; и всё это становится «мной» – но не независимо, ибо вы не ассоциируете свои ощущения, как нечто независимое от тела – для вас это всё неразрывно связано между собой.

И только после того, как вы много думали, много видели, многое в себе изучили и вели самонаблюдение изнутри, вы начинаете понимать, что все части вашего сознания – это различные личности, и что ваша воля может разрешить их деятельность, или запретить её. В результате этого, вы более не отождествляете себя со своими ощущениями, деятельностью – это становится чем-то поверхностным, подверженным постоянному изменению.

Но для того, чтобы понять это, вы должны внимательно наблюдать и изучать себя изнутри, и после того, как вы будете продолжать своё наблюдение, вы обнаружите, что в вас присутствует активная сознательная воля, которой управляет «нечто», что наблюдает за всем, судит, принимает решения, решения, которые основаны на знании – но это происходит гораздо позже. Таким образом, когда вы начинаете видеть это «нечто», вы видите, что оно управляет активной волей, и, кроме того, имеет непосредственное влияние на реакции, чувства, ощущения, и наконец, оно может обрести контроль над всеми движениями сознания – эта часть, которая созерцает, наблюдает, судит и принимает решения.

Это начало внутреннего самоконтроля.

Когда вы становитесь сознательными об этом, у вас в руках оказывается нить, и когда речь заходит о самоконтроле, вы знаете об этом: «А! Это то, что обладает силой и осуществляет контроль.»

Так вы начинаете понимать, что происходит в вас.46

Мать

Ссылки:

  1. CWM 16:432
  2. CWM 9:339-40
  3. CWM 4:228-29
  4. CWM 6:392
  5. SABCL 24:1115
  6. CWM 4:139-40
  7. SABCL 22:375
  8. SABCL 22:365
  9. SABCL 22:375
  10. SABCL 22:375
  11. SABCL 22:375
  12. CWM 4:141
  13. CWM 4:166-67
  14. SABCL 22:500
  15. SABCL 22:500
  16. CWM 6: 4-6
  17. SABCL 15:28
  18. CWM 15:323
  19. CWM 10:5
  20. CWM 15:327
  21. CWM 4:26-27
  22. CWM 4:27-28
  23. CWM 7:221-22
  24. CWM 5:316-17
  25. CWM 7:42
  26. CWM 15:246
  27. SABCL 22:297
  28. CWM 4:254-56
  29. CWM 15:200-01
  30. CWM 15:297
  31. SABCL 23:738-39
  32. SABCL 23:781
  33. CWM 8:305-06
  34. CWM 2:57
  35. CWM 16:290
  36. CWM 7:21
  37. CWM 14:357
  38. SABCL 21:708-09
  39. CWM 9:396-97
  40. CWM 4:245-46
  41. CWM 15:6
  42. SABCL 23:780
  43. SABCL 23:780-81
  44. SABCL 23:781
  45. CWM 10:24-26
  46. CWM 9:308-11

Природа и Эволюция Души

 

Читать Дальше:

Природа и Эволюция Души
"Природа и Эволюция Души" – Шри Ауробиндо, Мать (электронная книга)

Принять Участие:

Ауро-Книга
курсы и занятия