Жизнь После Смерти и Реинкарнация (Природа и Эволюция Души. Часть 8)
Жизнь После Смерти и Реинкарнация
Природа и Эволюция Души. Часть 8
Всё, что свершилось чтоб исчезнуть вновь,
Безмолвное виденье Высшей Силы
Вернёт опять и снова оживит:
Поток людей и душ, и сил, и жизней
В недвижность следует и вечности исток;
Там, изменяя вновь свою судьбу,
В иную форму воплощая дух,
Они живут, взрастая в вечной смене,
И проходя чрез смерти урожай,
И долгий сон покинув возрожденья,
Вновь исполняют роль в извечной драме
До завершенья мира в круг Времен.
Шри Ауробиндо, «Савитри», КнигаII, Песнь 14
Процесс Реинкарнации
Душа рождается вновь и вновь, и каждый раз разум, жизнь и тело формируются из материала универсальной природы, в зависимости от прошлой эволюции души и её нужд в будущей жизни.
Когда тело разрушается, витальное сознание идёт на витальный план и остаётся там в течение определенного времени, после чего витальная оболочка исчезает. Последней растворяется ментальная оболочка. В конце концов, душа или психическое сознание уходит в психический мир на отдых, до тех пор, пока не приближается время следующего рождения.
Это то, что обычно происходит с обычными людьми. Существуют различия в этом процессе, в зависимости от природы индивидуальности и её развития. Например, если ментальное сознание развито в значительной степени, тогда ментальное сознание может сохраниться; то же самое относится и к витальному, если они организованы вокруг центрального истинного психического сознания; они становятся бессмертными также как и психическое.
Душа собирает основные элементы своего опыта в жизни и основывает на этом своё эволюционное развитие; когда она возвращается в следующем рождении, она берёт в своих ментальной, витальной и физической оболочках столько Кармы, сколько необходимо для неё в новой жизни, для того, чтобы получить новый опыт.
На самом деле, именно для витальной части сознания совершаются посмертные sraddha и обряды – для того, чтобы помочь сознанию избавиться от витальных вибраций, которые всё ещё привязывают его к земле или витальным мирам, чтобы оно могло быстро пройти к своему отдыху в психическом мире.1 – Шри Ауробиндо
*
- Психическое сознание стоит позади разума, жизни и тела, поддерживая их; психический мир – это не мир, подобный ментальному, витальному и физическому, но находится за их пределами, и именно там души, которые развиваются здесь, отдыхают между временем смерти и следующим рождением. Если бы психическое было одной и той же природы в восходящем порядке тела, жизни и разума, и его сознание находилось примерно на том же уровне, как и другие части сознания, оно не смогло бы быть душой всего остального, божественным элементом, благодаря которому эволюция других частей становится возможной и не смогло бы использовать их в качестве инструментов для роста с помощью космического опыта к Божественному. Поэтому, и психический мир не может быть одним из других миров, в которые эволюционирующее сознание идёт для того, чтобы получить сверхъестественный опыт; это план, в котором психическое сознание погружается в себя для отдыха и духовного усвоения того опыта, который оно получило, и для пребывания в своём собственном сознании и психической природе.
- Для тех немногих, которые выходят из Неведения и входят в Нирвану, вопрос не стоит об их уходе в высшие миры манифестации. Нирвана или Мокша – это освобожденное состояние сознания, это не мир, но уход из всех миров и самого проявления. Поэтому, аналогия с pitryana и devaydna не может быть упомянута в связи с этим состоянием.
- Состояние тех душ, которые уходят в психический мир, является полностью статическим; ибо каждая уходит в себя и не взаимодействует с другими. Когда они выходят из своего транса, они готовы идти вниз в новую жизнь, но во время отдыха они не вмешиваются в земную жизнь. Есть и другие существа, которые охраняют психический мир, но они заботятся только о психическом мире и возвращении душ для реинкарнации, земля не представляет для них интереса.
- Существо психического мира не может слиться с душой человека на земле. В некоторых случаях, когда речь идёт об очень развитом психическом сознании, оно посылает вниз эманацию, которая обитает в человеке и готовит его до тех пор, пока он не готов для самого психического сознания, которое вступает в его жизнь. Это происходит тогда, когда какая-либо особенная работа должна быть сделана и человек должен быть подготовлен к ней. Такое нисхождение производит замечательную перемену в характере и личности, и природе человека.
- Обычно, душа следует на протяжении всех своих жизней одному и тому же полу. Если есть какие-либо изменения пола, это, как правило, является свидетельством о тех частях личности, которые не являются центральными.
- Что касается окружения, в которое душа возвращается для реинкарнации, когда она входит в новое тело, то здесь нет единого правила, ибо обстоятельства варьируются в зависимости от индивидуального человека. Некоторые психические сознания входят в контакт с окружением и родителями со времени зачатия, и осуществляют подготовку личности и будущего в зародыше, другие входят в тело только во время родов, в то время, как есть и такие, которые приходят на более позднем этапе в жизни, и в этих случаях эманация психического сознания поддерживает жизнь. Необходимо заметить, что условия будущего рождения определяются, в основном, не в течение периода пребывания в психическом мире, но во время смерти – психическое сознание решает тогда, что ему необходимо делать в следующем земном существовании, и, соответствующим образом, для этого создаются условия.
Следует заметить, что идея реинкарнации и обстоятельств новой жизни в качестве награды или наказания за прошлые проступки punya или papa, являются искажённым человеческим представлением о «справедливости», которое совершенно лишено всякого рационального подхода и всего духовного и искажает истинное намерение земного существования. Жизнь на земле является эволюцией, и душа растет с помощью опыта, изменяя в природе то или это с помощью опыта, и если в ней присутствует страдание, цель его связана с этим изменением, а не в качестве наказания Богом или Космическим Законом за те проступки и ошибки, которые неизбежны в мире Неведения.2 – Шри Ауробиндо
*
Обычно говорят, что дети входят в контакт с психическим сознанием, когда им исполняется семь лет. Что это означает?
Это совсем не так. Есть люди, в чьем формировании психическое сознание участвует даже до их рождения, даже перед тем, как они попадают в утробу своей матери. И есть такие дети, с которыми психическое сознание осуществляет контакт в момент рождения. Но есть и такие, чьё психическое сознание приходит несколько часов спустя после рождения или через несколько дней, недель, месяцев, может быть даже лет спустя после рождения, или… никогда!3 – Мать
*
Я не знаю ничего ни о каком ужасном страдании, которое выдерживает душа в процессе реинкарнации; общепринятые мнения, даже в том случае, когда они имеют под собой реальную основу, редко бывают верными.4 – Шри Ауробиндо
*
Психическое сознание души не оставляет ментальную и витальную оболочки (кроме физической) сразу после смерти. Обычно считается, что проходит не менее трех лет перед тем, как психическое сознание покидает зону взаимодействия с землей, хотя могут быть случаи более медленного или быстрого ухода. Психический мир не сообщается с землей. И привидение или дух, который появляется на сеансах – это не психическое сознание. То, что приходит с помощью медиума – это смесь его подсознательного (подсознательное в обычном смысле этого слова, а не в йогическом значении) с подсознательным присутствующего, и витальных оболочек, оставленных умершими людьми и, возможно, используемых некими витальными существами или духами, или же сам умерший в своей витальной оболочке, или нечто, что берёт на себя эту роль (но витальная часть осуществляет общение), духи низшего витального физического мира, который находится недалеко от земли и так далее, и тому подобное. В основном, это ужасная смесь всевозможных вещей, которые исходят из «астрального» серого света и тени, проходя через медиума. Многие духи, которые входят в контакт, это люди, которые только недавно покинули земной мир и ушли в тонкий физический, где они чувствуют себя окруженными лучшей версией земной жизни и думают, что это и есть другой мир за пределами земного – но это просто оптимистическое продолжение идей, образов и ассоциаций человеческого плана. Именно это и является источником всех рассказов об ином загробном мире, таким, как он изображается «проводниками» медиумов и другими духами, которые появляются на сеансах.5 – Шри Ауробиндо
*
Иногда создаётся впечатление, что садхане свойственно отступление, но это не действительный отход, а скорее, возврат к тому, что не было завершено прежде, для того, чтобы полностью очистить определённую часть сознания. Душа не возвращается назад к животному состоянию; но часть витальной личности может отделиться, присоседившись к животному рождению для того, чтобы быть вовлеченной в опыт, который отвечает её животным склонностям.6 – Шри Ауробиндо
*
Душа, психическое сознание, как только достигает человеческого сознания, не может вернуться к более низшему животному сознанию, также как оно не может вернуться в дерево или эфемерное насекомое. Но какая-то часть витальной энергии или сформированного инструментального сознания может вернуться, и довольно часто делает это, если она испытывает сильную привязанность к чему-то в земной жизни. Именно так можно объяснить случаи немедленной реинкарнации, которая сопровождается сохранением всей прошлой памяти, и в человеческой форме. Обычно, только с помощью йогического развития или ясновидения память прошлых существований может быть возвращена назад.7 – Шри Ауробиндо
Что Переживает Смерть и Реинкарнирует в Дальнейшем
Идея о Личности и Индивидуальности, должна видоизменить наше представление о бессмертии души; ибо, в обычном случае, когда мы настаиваем на бессмертном существовании души, мы имеем в виду, что после смерти остаётся определенная и неизменная индивидуальность, которая была и остаётся одной и той же вечно. Мы требуем бессмертия для совершенно незначительного и поверхностного «я» настоящего момента, которое, очевидно, считается Природой временной формой, которую, пожалуй, не стоит и сохранять. Но мы не должны уступать в наших непомерных требованиях; незначительное «я» настоящего момента сможет заслужить бессмертие только в том случае, если оно даст согласие на изменение, и станет чем-то иным, более великим, более одухотворенным и озаренным в знании, сформированным по образу вечной внутренней красоты, с обязательным дальнейшим прогрессивным развитием и стремлением к божеству тайного Духа. Ибо, именно этот тайный Дух в нас и божество истинного Сознания являются нашей бессмертной частью, ибо она не рождённая и вечная. Психическая сущность внутри, её прямой представитель, духовная индивидуальность в нас, является той самой Личностью, которая и есть наша истинная природа; в то время, как «я» настоящей жизни является только формацией, временной индивидуальностью этой Личности внутри; это одна из многих ступеней нашей эволюции, и она выполняет свою истинную цель только тогда, когда мы выходим за её пределы и совершаем следующий шаг, который приводит нас к более высокому сознанию и бытию. Только внутренняя Личность переживает в нас смерть, так же как она существует и до рождения; ибо её бессмертие – это проявление вечности нашего безвременного Духа в мире Времени.8 – Шри Ауробиндо
*
Вам необходимо знать, что обычные представления большинства людей о реинкарнации являются неверными. Общепринятое мнение гласит, что Тит Балбус реинкарнирует как Джон Смит, человек с той же самой индивидуальностью, характером и способностями как и в прошлой жизни с одной только разницей, что в этой жизни он носит пальто и брюки вместо тоги и говорит на английском диалекте Кокни вместо разговорного латинского. Это совсем не то, что происходит на самом деле. Какая может быть земная польза в том, чтобы повторять одну и ту же индивидуальность или характер миллион раз от начала времени и до конца? Душа рождается в этот мир для того, чтобы получить опыт, который помогает ей совершить рост и развитие, эволюционировать до тех пор, пока она не сможет принести Дух в Материю. Реинкарнирует центральное сознание, а не внешняя индивидуальность – индивидуальность является просто формой, которую оно создаёт для того, чтобы получить опыт в настоящем существовании. В следующем рождении оно создаст для себя иную индивидуальность, с различными способностями и характером, иной жизнью и карьерой. Предположим, Вергилий родился опять, он мог заниматься поэзией в одной или двух предыдущих жизнях, но в этой он, разумеется, не напишет более эпической поэмы, но, скорее, займётся изящной и прекрасной лирикой, такой, какой он хотел заняться в Риме, но по тем или иным причинам не смог этого сделать. В следующем рождении, он, скорее всего, вообще не будет поэтом, но, скорее, философом или йогом, который стремится найти и выразить высшую истину – ибо и это стремление его сознания было нереализованным в прошлых жизнях. Возможно, перед своим рождением в Риме, он был воином или правителем, совершая подвиги как Эней или Август, перед тем, как он стал воспевать их в следующей жизни. И так продолжается дальше – центральное сознание развивает новый характер, растёт и развивается новая индивидуальность, таким образом, постепенно проходя через всевозможные виды земного опыта.
По мере того, как эволюционирующее сознание развивается всё более и более, и становится более сложным, оно собирает суть опыта всех своих индивидуальностей. Иногда они стоят позади действующих элементов, добавляя некий оттенок, тенденцию, способность в одном или в другом случае, – или же они выходят вперед в качестве многоликой личности, разностороннего характера, обладая тем, что мы называем универсальной личностью. Но если прежняя индивидуальность и прежняя способность выходят полностью вперед, это делается не для того, чтобы повторить пройденный опыт, но для того, чтобы использовать его в иной форме, в новом качестве и слить его воедино с новой гармонией сознания, которое никогда не будет повторением прежнего равновесия. Таким образом, вы не должны рассчитывать, что поэт и воин возродятся в следующей жизни в том же качестве. Нечто из внешних характеристик может появиться вновь, но обязательно в совершенно видоизмененной форме и в новой комбинации качеств. Ибо энергии будут устремлены в новом направлении, и в следующей жизни будет сделано то, что не было совершено прежде.
Кроме того, индивидуальность и характер не имеют первостепенной важности для реинкарнации – так как психическое сознание стоит за эволюцией природы и развивается вместе с ней. Психическое, когда оно покидает тело, оставляя даже ментальное и витальное сознание на пути к месту своего отдыха, уносит с собой суть своих опытов, – не физических событий и не витальных движений, не ментальных формаций и не способностей или особенностей характера, но некую суть, которая была собрана из всего этого, что можно назвать божественным элементом, ради которого существовало и набиралось опыта всё остальное. Это становится постоянным дополнением к сознанию психического, и оно помогает ему расти в стремлении к Божественному. Вот почему, обычно не существует памяти внешних событий и обстоятельств прежних существований – ибо такая память была бы путем продолжения деятельности разума, витального и даже тонкого физического; ибо хотя, всё это остаётся в некой сути памяти, оно обычно не всплывает во внешнее сознание. Что было божественным элементом в великодушии воина, что выразило себя в его преданности, благородстве, необыкновенной храбрости, что было божественным элементом позади гармоничной ментальности и щедрой витальности поэта, что выразило себя в них, и, оставаясь в новой гармонии характера, может найти новое выражение или, в том случае, если жизнь обращена к Божественному, станет силой для реализации или для работы, которая должна быть сделана для Божественного.9 – Шри Ауробиндо
Выбор Психического Сознания и Условия Реинкарнации
Психическое сознание в момент смерти выбирает то, что оно будет делать в следующем рождении и определяет характер и условия новой индивидуальности. Жизнь существует для эволюционного роста с помощью опыта в условиях Неведения, до тех пор, пока оно не готово для высшего Света.10 – Шри Ауробиндо
*
Последняя воля умирающего – это только нечто на поверхности сознания – она может исходить от психического сознания и, таким образом, помочь в формировании будущего, но она не определяет выбор психического сознания. Так как это нечто, что находится под покровом. Деятельность внешнего сознания не определяет внутреннего процесса, но совершенно наоборот. Однако же, иногда, знаки или фрагменты внутренней деятельности выходят на поверхность, например, некоторые люди видят или помнят обстоятельства своего прошлого, которые проносятся перед ними моментальной чередой видений перед самой смертью.11 – Шри Ауробиндо
*
Выбор психического сознания в момент смерти не готовит следующую формацию индивидуальности, но только определяет её. Когда оно возвращается в психический мир, оно начинает впитывать в себя суть опыта предыдущей жизни, и путём этой ассимиляции формируется будущая психическая индивидуальность в соответствии с тем определением, которое было сделано прежде. Когда ассимиляция завершается, оно готово к новому рождению; но менее развитые сознания не могут решить всё это для себя сами, поэтому, существуют силы и воплощения высшего сознания, которые делают это для них. Кроме того, когда приходит время рождения, оно не знает, если силы физического мира не воспрепятствуют его плану – и его собственные новые инструменты могут быть недостаточно сильными, чтобы помешать этому; ибо здесь всё находится во взаимодействии его собственных энергий и космических сил. Поэтому, его может ждать разочарование или оно должно будет изменить свой первоначальный план, чтобы хотя бы часть запланированного могла бы осуществится – многое может произойти. Всё это не зафиксированный план событий, но сложное взаимодействие определённой комбинации сил. Однако, следует заметить, что психическое сознание на своём последнем этапе развития становится гораздо более сознательным и сильным, и, рождаясь в новом теле, обычно, добивается осуществления своего замысла. Время реинкарнации зависит, в основном, от степени развития и определённых индивидуальных ритмов сознания – в некоторых случаях, это почти немедленное рождение, в других, реинкарнация происходит спустя более длительные промежутки времени, иногда даже столетия; но и здесь, как только психическое сознание становится сознательным в значительной степени, оно само решает свой собственный ритм и интервал между смертью и новым рождением. Обычные теории о реинкарнации являются слишком упрощёнными и механическими – например, в случае идеи награды или наказания, puny или papa, и их влияния на следующее существование. Разумеется, в последующей жизни отражаются результаты приложения предыдущих энергий, но они не основаны на этом примитивном принципе. Согласно традиционному представлению о законах реинкарнации, страдание хорошего человека в этой жизни будет свидетельством того, что он был великим негодяем в прошлой жизни, а процветание плохого человека станет доказательством его ангельского прошлого существования, во время которого он проявил свои многочисленные добродетели и делал добрые дела, для того, чтобы в следующей жизни собрать урожай удачи и благоприятных обстоятельств. Слишком такая симметрия проста, чтобы отвечать истинному положению вещей. Целью рождения является рост и развитие с помощью приобретённого опыта, какие бы реакции не вызвали прошлые поступки, они даны для того, чтобы сознание научилось чему-то в пережитом и стало более сознательным, а не в качестве леденцов для хороших учеников (как это было заведено, в прошлом, в наших школах), и палки для плохих. Истинное значение добра и зла заключается не в благоприятных событиях будущей судьбы для одного и в страданиях для другого, но в том, что добро ведёт нас к высшей природе, которая, в конце концов, освобождает нас от страдания, и зло направляет нас к низшему сознанию, которое всегда остаётся в замкнутом круге страдания и зла.12 – Шри Ауробиндо
*
Для судьбы, которая следует после смерти, последнее состояние сознания, обычно, является самым важным. Это означает, что если во время смерти у человека было интенсивное стремление возвратиться на землю, чтобы продолжать свою работу, тогда для этого создаются условия, и осуществление его стремления становится возможным. Существует, однако, много различных возможностей того, что может случиться после смерти. Есть люди, которые возвращаются в психический мир. Ибо, как я говорила вам раньше, внешнее сознание сохраняется в исключительно редких случаях; поэтому мы говорим только о психическом сознании, которое всегда переживает смерть. И, кроме того, есть люди, психическое сознание которых возвращается в психический мир, для того, чтобы ассимилировать полученный опыт и подготовить их будущее существование. Этот отдых на психическом плане может продлиться в течение столетий, в зависимости от ритмов сознания.
Чем более развито психическое сознание, чем ближе оно к своей совершенной зрелости, тем длительнее промежутки времени между двумя последовательными рождениями. Есть сознания, которые реинкарнируют спустя тысячелетие или даже несколько тысячелетий.
Чем ближе находится психическое сознание к началу своего формирования, тем чаще происходят реинкарнации; и иногда, на очень низком уровне сознания, когда человек находится недалеко от животного, оно происходит непрерывно, то есть люди могут реинкарнировать в детях своих детей, или в следующем поколении. Но это всегда происходит на самом примитивном уровне эволюции, и психическое сознание ещё не вполне сознательно, так как оно находится в стадии формирования. И, по мере того, как оно становится более развитым, реинкарнации, как я уже сказала, становятся всё более отдаленными во времени друг от друга. Когда психическое сознание полностью сформировано, когда оно более не должно возвращаться на землю для своего развития и становится совершенно свободным, у него появляется выбор между тем, чтобы не возвращаться на землю, когда оно видит, что его работа должна быть сделана в другом месте, и между тем, чтобы оставаться в психическом мире, не реинкарнируя вовсе; кроме того, оно может прийти в любой момент, куда оно захочет, совершенно сознательно. И среди таких сознаний есть те, которые объединяются с универсальными силами и сущностями Оверментального плана или другого высшего мира, для того, чтобы оставаться всё время в земной атмосфере и рождаться в различных телах, чтобы совершать необходимую работу. Это означает, что в тот момент, когда психическое сознание становится полностью сформированным и совершенно свободным – ибо когда оно полностью сформировано, оно становится абсолютно свободным – оно может делать всё, что оно хочет, в зависимости от его выбора; поэтому вы не можете сказать: «Оно будет делать то и это»; ибо оно делает только то, что хочет, и оно может даже объявить (такие вещи случались), в момент смерти тела, какой будет его следующая реинкарнация и что она будет делать, то есть совершить выбор своей будущей деятельности. Но перед этим состоянием, которое встречается не особенно часто – оно зависит полностью от степени развития психического и надежды, сформулированной интегральным сознанием всего существа – ибо существует ещё ментальное, витальное и физическое сознание, объединенное с психическим сознанием; поэтому в этот момент, момент смерти, когда психическое покидает тело, оно формулирует надежду или стремление или волю, и обычно, это определяет будущую судьбу.13 – Мать
*
Может ли так произойти, что психическое сознание не попадает в то место, где оно хотело родиться?
Если психическое сознание видит из психического мира свет на земле, оно может поспешить вниз к этому свету, не зная точно, где он находится. Всё возможно. Но если психическое сознание является очень сознательным, достаточно сознательным и развитым, оно будет искать свет стремления в определенном месте, так как ему необходимы определенная культура и образование, которые оно найдет там. Это происходит гораздо чаще, чем можно себе представить, особенно в образованных кругах. Умная женщина с артистическими или философскими способностями, что говорит о начале развития сознательной индивидуальности, может хотеть в своём сердце, чтобы её ребенок был самым лучшим в соответствии с её собственной идеей или с тем, что она почерпнула в книгах. Поэтому, место найти не особенно сложно. Так как психические сознания рождаются постоянно и в большом количестве, если бы каждый раз для рождения психического сознания нужны были бы исключительные условия, это трудно было бы сделать. Разумеется, есть случаи, когда психическое сознание падает головой вниз и находится в некоем ступоре, но это просто неудачное падение; в таком случае, ему необходимо долгое время, чтобы пробудиться. Это неудача, в том смысле, что возможно, ему не хватало определенной силы сознания, чтобы различить то место, куда оно направляется, или же на его пути стояли определенные силы, которые помешали его решению и одержали частичную победу над ним. Существует тысяча различных возможностей. Вы не можете сказать, что всё следует определенной последовательности событий или определенному плану – так как каждое психическое сознание является уникальным.14 – Мать
*
Что касается прошлых жизней, существуют ли какие-либо общие правила, закономерности, или в них всё возможно?
Всё зависит от той категории, к которой принадлежит конкретный человек, и степени развития психического сознания. Если психическое сознание достаточно развито, и находится почти в стадии полной зрелости, выбор, который оно делает перед смертью… становится совершенно реальным и его выбор означает, что всё может произойти; но в других случаях, реинкарнация происходит почти автоматически. Воля психического сознания ещё не вполне развита и оно не совершает выбора. Поэтому, правил нет. Всё зависит, в основном, от обстоятельств и особенно от той тенденции формирования, к которой следует психическое сознание, и это зависит от его источника. Но вообще, трудно сказать что-либо определенное. Что касается пола, то он может варьироваться в течение длительного времени. По мере того, как сознание растет и приобретает некое единство деятельности и сознания, его выбором может быть один и тот же пол, но перед тем, как это происходит, в бесчисленных жизнях вы, несомненно, меняли свой пол. Возможно, именно это и является причиной, почему некоторые женщины обладают мужским характером и наоборот, или же обладает тенденциями, противоположными своему полу. Но во время «выбора», психическое сознание может решить, что оно хочет принадлежать к творящему Сознанию или к недвижному Свидетелю. Это зависит от источника.15 – Мать
*
Когда великие души хотят родиться на земле, выбирают ли они своих родителей?
А! Это зависит от состояния их сознания, это зависит от состояния их психической формации. Если психическое сознание совершенно сформировано и оно достигло совершенства своего развития, и может свободно выбрать между реинкарнацией или уходом в психический мир, у него также есть возможность выбора своих родителей. Психическое сознание не обладает физическим зрением подобным человеческому, во всяком случае, если оно не находится в теле. Поэтому, разумеется, что оно ищет тело, которое подходит для того, чтобы выразить его, но ему также необходимо отдать должное бессознательности материи, если можно так сказать, то есть необходимости приспособить себя к наиболее материальным законам тела. Поэтому, с точки зрения психического сознания, важен выбор места, в котором оно рождается. Но также существует многое, что трудно предусмотреть. Например, оно выбирает окружение, страну, определенный вид семьи и пытается увидеть природу потенциальных родителей, ища в них определенные, хорошо развитые качества и достаточный самоконтроль. Но всего этого недостаточно, так как в самом психическом сознании должен присутствовать, в значительной степени, динамизм силы, для того, чтобы преодолеть все препятствия. Поэтому, учитывая всё это, выбор родителей не является самым важным условием. В любом случае, даже тогда, когда родители сознательно сотрудничают с ним, существует огромная масса подсознательного, и даже более низкого бессознательного, которое время от времени поднимается на поверхность, разрушает сделанное, и покой и безмолвие становятся совершенно необходимы. Всегда и во всех случаях необходима предварительная подготовка, даже если психическое сознание совершает свой выбор – необходима длительная подготовка. Не говоря о том, что психическое сознание находится в состоянии ступора в момент рождения и нисхождения в тело, которое обычно продолжается в течение длительного времени, прежде чем психическое избавляется от него совершенно.16 – Мать
*
Формирование тела полностью зависит от мужчины и женщины, но та душа, которая проявляется в ребенке, в теле, которое находится в процессе формирования, обязана ли она проявлять себя в этом теле?
Вы имеете в виду, может ли психическое сознание сделать выбор между различными телами?
Да.
Только в исключительных случаях, так как в той массе людей, которые населяют землю, когда сознательная душа реинкарнирует согласно своему свободному выбору – это происходит только в редких случаях. Я уже сказала вам, что когда душа становится сознательной и полностью сформированной, и собирается реинкарнировать, обычно, оно смотрит на землю со своего психического плана, в поиске соответствующего психического света или вибрации в определенном месте на земле. Кроме того, в течение её прошлой реинкарнации, перед тем, как уходить из атмосферы земли, обычно, в результате опыта, который оно получило в жизни, которая подошла к концу, душа выбирает в общих чертах, не детально, но в общем – условия своей будущей жизни. Но такие случаи очень редки. Возможно, мы можем говорить об этом здесь, в Ашраме, но для большинства людей, даже тех, которые хорошо образованы, это совершенно исключено. И в их случае, когда психическое сознание находится в процессе формирования и формируется в большей или меньшей степени, психическое сознание каждого человека находится в определенной стадии развития, от искры, которая становится небольшим светом, до полностью сформированного сознания, и этот процесс происходит в течении тысячелетий. Это восхождение души для того, чтобы стать сознательным существом, которое обладает своей собственной волей и способно сделать выбор в своей собственной жизни, длится в течении тысячелетий.
Вы думаете, что найдётся такая душа, которая скажет: «Нет, я отказываюсь от этого тела, я поищу себе другое!»?.. Я не говорю, что этого не может быть – всё возможно. И это, действительно, происходит иногда с детьми, которые рождаются мёртвыми, что означает, что не было души, которая в них реинкарнировала. Но это также может произойти и по ряду других причин; например, определённые дефекты физического тела, трудно сказать. Я не говорю, что это невозможно, но, обычно, если сознательная и свободная душа выбирает тело на земле, оно участвует в его формировании задолго до рождения. Поэтому, оно не может не принять даже тех неудобств, которые могут исходить от неведения родителей; ибо оно избрало место в соответствии с причиной, которая не была природой неведения: оно увидело здесь свет – это мог быть просто свет потенциальной возможности, но здесь был свет и именно поэтому оно пришло сюда. Таким образом, вполне возможно сказать: «Нет, мне не нравится это тело», – но где же оно будет искать другое тело, которое ему нравится?… Это возможно, но это происходит довольно редко. Ибо, когда из психического плана душа смотрит на землю и выбирает место своего следующего рождения, она выбирает его с высокой степенью сознательности, так что она не может совершить ошибки.
Иногда происходит такое, что душа реинкарнирует, после чего уходит. Существует много причин, по которым она может уйти. Дети, которые умирают совсем маленькими, после нескольких дней жизни или нескольких недель – это может произойти по одной и той же причине. Наиболее часто считается, что душе необходим был небольшой опыт, чтобы завершить своё формирование, который она получает в течение первых недель жизни, после чего она уходит. Всё может произойти. И также, как для того, чтобы рассказать о людях, для того, чтобы поведать историю души, необходимо рассказать множество различных историй о том, что произошло с разными душами. Это означает, что существует великое множество душ, и один случай не похож на другой.
Поэтому, говорить категорично, что может случиться одно, а другое невозможно, это наивно. Ибо всё может произойти. Есть случаи, которые происходят чаще других, обобщая их, вы получаете общее представление, но вы никогда не можете сказать: «Это невозможно, потому что это всегда происходит только определенным образом.» Так как, на самом деле, всё происходит тысячью различных путей.
Но, в любом случае, даже в самом лучшем варианте, когда душа приходит сознательно, даже в том случае, если она сознательно участвовала в формировании физического тела, так как тело было сформировано обычным животным путем, душа должна будет бороться и исправлять всё то, что исходит из человеческой животной природы.
Неизбежно и то, что родители несут в себе определенную формацию, они могут быть здоровы или нездоровы, даже, и в них присутствует огромное количество привычек, атавизмов, формаций в подсознательном и даже в бессознательном, источником которых является их собственное рождение, окружение, в котором они жили и сама их жизнь; и даже в том случае, если они замечательные люди, в них есть так много того, что является полной противоположностью истинной психической жизни – даже в лучших из них, даже в самых сознательных. И, кроме того, есть ещё впереди у души её собственное существование в теле, то есть всё, что должно случиться с ним. Даже если родители изо всех сил стараются дать лучшее образование своим детям, дети неизбежно будут встречаться с различными людьми, которые будут оказывать на них своё влияние, особенно, когда они совсем ещё маленькие, и эти влияния останутся в подсознании и душа должна будет бороться с ними на более поздней стадии. Даже в лучших случаях, так как формирование тела происходит в мире неведения, вам придется столкнуться с бесчисленными трудностями, которые, в основном, приходят из подсознания, но поднимаются к поверхности, и борьба с ними необходима для того, чтобы стать совершенно свободным и развиваться нормально.17 – Мать
Память о Прошлых Жизнях
Души, которые покидают землю, сохраняют помять о прошлых опытах только в своей самой сути, то есть такая память лишена деталей. И только в том случае, если душа несёт с собой некую прошлую личность или личности, как часть настоящего существования, тогда они могут сохранить детальную память прошлой жизни. В иных случаях, только с помощью Yogadrishti (Йоги знания) можно вернуть эту память.18 – Шри Ауробиндо
*
В реинкарнации рождается не внешнее сознание, которое сформировано родителями, окружением и различными обстоятельствами – ментальное, витальное и физическое, но только психическое сознание, которое переходит от тела к телу. Именно по этой причине, ни ментальное и ни витальное сознание не могут помнить о прошлых жизнях и увидеть сходство со своим прошлым существованием в жизни других людей. Только одно психическое сознание сохраняет память о прошлой жизни; и если мы становимся сознательными о своём психическом, мы получаем доступ к впечатлениям, которые получены в прошлых существованиях.19 – Мать
*
В обычной жизни – и под этим я имею в виду жизнь опредёлённой избранной категории людей, своеобразной элиты, хорошо образованных и в значительной мере развитых людей – контакт между внешним сознанием и психическим очень мимолётный и периодический; он появляется в результате определённых опытов или внутренней необходимости. В такие моменты психическое сознание выходит «вперёд», как говорит Шри Ауробиндо, то есть оно выходит во внешнее сознание, и оно находится в непосредственном контакте с материальным сознанием, с его формами, словами и звуками в течении очень краткого промежутка времени; поэтому, оно записывает всё это, как кино, но это всего лишь одна минута или несколько мгновений жизни. Такие моменты могут повторяться несколько раз, но они длятся несколько секунд; именно эти мгновения помнит психическое сознание; и когда к вам приходят настоящие психические воспоминания, спонтанные, искренние, не сфабрикованные разумом или витальным, то есть, чисто психические, точные, ваша память прерывающаяся, скачкообразная. И, зачастую, очень непросто обнаружить свои прошлые жизни, сказать: «Я был этим или тем.» Только в том случае, если контакт с психическим произошёл в очень важный момент вашей жизни, и целый ряд обстоятельств даёт вам ключ к пониманию того, что произошло (одежда, произнесённые слова, обычаи или окружение дают вам ключ к пониманию), вы можете сказать: «А! Эта жизнь, которую я вёл прежде.» Но если некто придёт к вам и расскажет обо всех своих прошлых жизнях, начиная с того момента, как он был обезьяной, сообщая вам массу деталей, нет сомнений, что он обманщик!20 – Мать
*
Почему в газетах мы довольно часто читаем истории о маленьких детях, которые помнят свои прошлые жизни, и детали их воспоминаний подтверждаются реальными людьми? И именно изучение таких событий заставляет парапсихологов верить в существование реинкарнаций. Разве они не находятся в заблуждении? И как реинкарнация может быть продемонстрирована научным путем или любым другим способом?
Воспоминания, о которых вы говорите, и статьи об этом в прессе являются памятью витального сознания, которое, в исключительных случаях, покидает тело для того, чтобы войти в другое тело. Это происходит очень редко.
Та память, о которой говорю я, это память психического сознания, и вы становитесь сознательными об этом только в том случае, если вы сознаёте своё психическое.
Поэтому нет никакого противоречия между этими двумя видами воспоминаний.21 – Мать
*
В девятьсот девяносто девяти случаях из тысячи, та часть, что продолжает своё существование после смерти – это всего лишь крошечная психическая формация в центре существа; всё остальное разрушается, и отдельные части сознания рассеиваются повсюду, и индивидуальность более не существует. Теперь мы рассмотрим, как часто в физической жизни психическое сознание принимает сознательное участие в том, что делает физическое сознание… Я не говорю о людях, которые занимаются йогой и обладают определенной степенью самоконтроля; я говорю об обычных людях, кто обладает психической способностью в том смысле, что их психическое развито в достаточной мере и в состоянии вмешаться в их жизнь и руководить ею – некоторые из них проводят многие годы своей жизни без вмешательства психического сознания. И они приходят к вам и рассказывают, где они родились и кто были их родители и про дом, в котором они жили, купол храма и лес, который находился на одной стороне реки, и другие подробности и события их жизни! Это совершенный абсурд, так как такие вещи всегда забываются, эти вещи более не существуют; в то время, как та память, которая может сохраниться у вас, это какой-нибудь определенный момент в жизни, когда существует какое-нибудь особенное обстоятельство, так сказать, «витальные» моменты, в которых психическое сознание неожиданно принимает участие, это происходит в результате внутреннего призыва или совершенной необходимости – и тогда это отпечатывается в психической памяти. Когда у вас есть психическая память, вы помните обстоятельства определенного момента жизни, в частности, внутреннюю эмоцию, или сознание, которое действовало в этот момент. И затем, это отпечатывается в сознании вместе с определенными ассоциациями, со всем тем, что окружало вас, возможно, произнесенное слово или услышанная фраза; но самым важным было состояние души, в котором вы находились: ибо это и в самом деле остаётся в памяти необыкновенно отчетливо. Существуют определенные этапы психической жизни, то, что оставило глубокое впечатление и приняло участие в его формировании. Поэтому, когда вы найдёте в себе своё психическое сознание, и его присутствие в вас будет постоянным, ясным, вы помните всё это, как часть психической памяти. Эта память может содержать довольно мало воспоминаний, ибо они короткие мгновения прошлых существований, и вы не можете утверждать: «Я был тем или иным человеком и занимался определенной деятельностью, или меня звали так-то.» Если случаются редкие моменты, в которых присутствует определенная комбинация обстоятельств, это позволяет вам установить дату или место, страну и возраст. Такое может произойти.
Естественно, по мере своего развития, психическое сознание принимает всё большее и большее участие в жизни, и, в связи с этим, воспоминания становятся более обширными. И тогда, вы можете проследить свою жизнь, но, разумеется, не во всех деталях. Вы можете сказать, что в определенные моменты, «это было вот так», или же «я был тем-то». Определенные моменты, да, очень важные моменты в жизни… Необходимо полностью отождествиться с психическим и организовать всё своё существование вокруг него, объединить всё сознание – все его самые незначительные части, все элементы и все его движения вокруг психического центра – всё сознание, которое делает себя единым существом, полностью обращенным к Божественному; тогда, если тело умирает, оно остаётся. Только совершенно сформированное сознательное существо может помнить в другой жизни всё, что произошло с ним раньше. Оно даже может перейти сознательно от одной жизни к другой, не теряя совершенно ничего из своего сознания. Сколько людей на земле достигли этого состояния?.. Наверное, совсем немного. И, обычно, они не имеют ни малейшего намерения рассказывать о своих приключениях.22 – Мать
*
Только тогда, когда человек сознательно отождествляется со своим божественным источником, он поистине может говорить о памяти своих прошлых жизней. Шри Ауробиндо говорит о прогрессивном проявлении Духа в формах, в которых он обитает. Когда человек достигает вершины этой манифестации, он обретает видение, которое погружает его вниз и позволяет ему видеть пройденный путь, и он вспоминает прошлое.
Но эта память не является ментальной. Те, кто заявляют, что они были таким-то бароном в средние века или тем-то человеком, который жил в определенном месте в определенное время, являются жертвами своего собственного ментального воображения. Фактически, то, что остаётся от прошлых жизней, это отнюдь не прекрасные картины, в которых вы являетесь могучим владельцем замка или победоносным генералом во главе армии – это всё выдумки. То, что остаётся в памяти – это всего лишь мгновения, когда психическое сознание появлялось из глубины вашего существа перед вашими очами – то есть память тех мгновений, когда вы, поистине, становитесь сознательными. Этот рост сознания постепенно осуществляется в процессе эволюции и память прошлых жизней, обычно, низводится до критических моментов этой эволюции, когда происходят важные события, которые являются вехами в росте вашего сознания.
В то же самое время, когда вы переживаете такие мгновения своей жизни, вы совершенно не заботитесь о том, чтобы вспомнить, что вы были господином Х или таким-то человеком, который жил в определенном месте определенной эпохи; ибо остаётся не память вашего гражданского статуса. Напротив, вы теряете всю память об этих незначительных внешних деталях, обстоятельствах и преходящих образах, для того, чтобы вы могли полностью находиться в сиянии откровения души или божественного контакта. Когда вы помните такие мгновения своих прошлых жизней, память о них настолько интенсивна, что они кажутся необыкновенно близкими, живыми, в гораздо большей степени, чем большинство обычной памяти нашей настоящей жизни. Время от времени, во сне, когда вы находитесь в контакте с определенными планами сознания, вы можете пережить такую же интенсивность, такие же глубокие и яркие цвета, которые более интенсивны, чем цвета и объекты физического мира. Ибо это редкие мгновения истинного сознания, и всё тогда приобретает необыкновенную ясность, красоту, всё становится живым, одухотворенным, несущим в себе нечто неуловимое, что нельзя увидеть обычным глазом.
Эти минуты контакта с душой, зачастую, становятся той вехой, которая знаменует собой решительный поворот вашего существования, шаг вперед, прогресс сознания, который часто проявляет себя как определенный кризис, необыкновенно интенсивная ситуация, когда во всём существе появляется стремление, призыв столь сильный, что внутреннее сознание пронизывает все уровни бессознания, покрывающие его, и проявляет свой свет на поверхности. Этот призыв, когда он становится очень сильным, может также вызвать нисхождение божественной эманации, индивидуальности, божественного аспекта, который соединяется с вашей индивидуальностью в определенный момент для того, чтобы сделать определенную работу, одержать победу в битве, проявить определенный аспект сознания. После того, как работа сделана, эманация, зачастую, уходит. Тогда в вашей памяти могут запечатлеться обстоятельства, которые сопровождали минуты откровения или вдохновения: вы опять видите всю сцену, детали пейзажа, цвет платья на вас, цвет собственной кожи – всё запечатлено навечно, с необыкновенной интенсивностью, ибо объекты обычной жизни проявили себя во всей своей истинной интенсивности и цвете. Сознание, которое проявляет себя в вас, в то же время, проявляет сознание, которое находится во всем, что вас окружает. Иногда, с помощью этих деталей, вы можете восстановить свой возраст или характер своей деятельности в данный момент, а также узнать страну, в которой вы находились; но, в основном, люди легко идут на поводу у своего воображения, и реальность теряет свою простоту.
И, тем не менее, не стоит думать, что все воспоминания о прошлых жизнях являются моментами великого кризиса, важной миссии или откровения. Иногда, это моменты необыкновенно простые, прозрачные, когда интегральная и совершенная гармония сознания проявила себя. И это может сопровождать совершенно незначительные обстоятельства внешней ситуации.
Кроме вещей, которые находились в вашем непосредственном окружении в этот момент, и кроме мгновения контакта со своим психическим сознанием, ничего не остаётся в памяти. Как только проходит этот особенный момент, психическое сознание погружается во внутреннюю дремоту, и вся внешняя жизнь растворяется в серой монотонности, которая не оставляет никакого следа. Кроме того, это почти то же явление, которое происходит в ходе вашего настоящего существования: кроме тех исключительных моментов, когда вы находитесь на вершине своего сознания, ментального, витального или физического, вся ваша остальная жизнь, кажется, растворяется в каком-то нейтральном цвете, который не представляет собой особенного интереса, и детали вашего существования становятся довольно незначительными, и уже не имеет значения, были вы там или в другом месте, занимались вы этим или чем-то иным. Если вы сделаете попытку увидеть всю свою жизнь сразу, для того, чтобы собрать её суть, вы почувствуете, как в вас спонтанно возникают несколько образов, которые и были истинными мгновениями вашей жизни; всё остальное предано забвению. Некий спонтанный выбор работает в вашем сознании, и он выбирает совсем немного, совершая огромное разрушение. Это может объяснить вам, что происходит с прежними существованиями: выбираются несколько особенных моментов, всё остальное, в основном, уничтожается.
И в самом деле, самые ранние жизни являются очень примитивными; совершенно немногое остаётся в памяти от них, кроме нескольких разрозненных редких воспоминаний. Но, по мере того, как человек прогрессирует и сознание его растет, психическое сознание начинает ассоциироваться с внешней деятельностью; воспоминаний становится больше и их качество возрастает, они приобретают связность и точность. Но те воспоминания, которые остаются, это всегда моменты контакта с душой, и иногда, воспоминания о том, что ассоциируется с мгновениями психического откровения – а не гражданский статус или сцены ландшафта. И, возможно, это объяснит вам, почему так называемые воспоминания прошлых животных жизней являются совершенной выдумкой: божественная искра в них находится слишком глубоко и она не в состоянии сознательно выйти на поверхность, и ассоциировать себя с внешней жизнью. Человек должен стать совершенно сознательным существом, сознательным во всех своих частях, полностью объединенным со своим божественным источником, прежде чем он сможет искренне сказать, что он помнит свои прошлые жизни.23 – Мать
*
Есть люди, которые говорят о прошлых жизнях других людей.
Да, я знаю. Я слышала все эти истории. Они рассказывают одну историю за другой… Они смотрят на тебя и говорят: «Ты был тем-то и тем-то в той жизни, ты делал то-то и то-то.» Я гарантирую вам, что эти истории – чистая выдумка. Ибо я знаю, как человек может выяснить, где он видел этого человека и кем он был, и всё об этом – это не просто история, которую вы можете записать в свой дневник. Когда вы смотрите внутрь человека, когда вы обладаете способностью восприятия психического мира, которая позволяет вам различить индивидуальное психическое там, где оно находится, тогда, внезапно вы можете увидеть отдельную сцену, образ, форму, услышать отдельную фразу; существует что-то вроде ассоциации, благодаря которой даже в характерных чертах человеческой формации этой жизни, присутствуют определенные симпатии и влечения, которые исходят из прошлых существований. Но, как я уже говорила, это всего лишь «мгновения» жизни. Поэтому, человек может видеть эти различные мгновения, но он не может составить из них повествование обо всей жизни.24 – Мать