Существует мировосприятие ограниченного человеческого ума, который признает реальностью только то, что не подвержено какому-либо изменению, что никогда не перестает существовать. Согласно ему все остальное – ложно. С этой точки зрения только Брахман реален, ибо только Брахман неизменен и вечен. Всё остальное исчезает, и только Брахман продолжает существование. Он не изменяется, он всегда остается тем, чем был вечно. По сравнению с этой истиной Брахмана, мир предстает явной ложью. Ибо мир непрерывно меняется. Каждое мгновение он изменяет свою форму и характер. Имена и формы, составляющие мир, беспрестанно исчезают. В действительности они не существуют по-настоящему. Они только кажутся, являясь фактически не-реальностью, которая предстает нашему взору столько, сколько мы глядим на нее. Поэтому, гласит писание, обратись прочь от этой лжи земной жизни и обрети себя в единственно сущей Реальности – Брахмане.
https://sriaurobindoyoga.org/wp-content/uploads/2012/11/legends-in-life-divine-avatar300-1.jpg300300Йога на Каждый Деньhttps://d1rlcdwzkqy34r.cloudfront.net/wp-content/uploads/2023/04/18170037/morning-dew-logo8-300x76.pngЙога на Каждый День2019-10-13 04:55:122023-01-29 17:53:47Реальность и Вселенская Иллюзия: Ложь (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 6)
Ты, кто пришел в этот преходящий мир скорби, обратись ко Мне.
(Бхагават Гита 9.33)
Все формы этого мира непостоянны. Ничто не длится. Всё подвержено непрерывной смене. Жизнь постоянно сталкивается со смертью или её вестниками. В дополнение к этой мимолетности мира, человека преследуют горести, боль и страдания. Если в жизни и есть радостные моменты, то они постоянно омрачаются страхом их утраты. Кажется, что невзгоды перевешивают радость. В этом мире, вовлеченном в круговорот рождения и смерти нет безопасности, покоя и радости. Единственное, в чем мы можем обрести покой, безопасность и утешение – это обратить наш взор к Божественному Владыке, который является источником всей радости и благоденствия. Именно он присутствует за всеми видимостями, удерживает всё вместе, предохраняет этот хрупкий мир от растворения. В Нем находится радость, в нем – постоянство. В колыбели Его рук весь мир видится иначе. Жизнь обретает значение, цель и направленность. Мы начинаем жить в Том, что неизменно за всем движением, постоянно за всякой сменой. Мы прикасаемся к Вечности. Мы чувствуем, как потоки извечного Блаженства наполняют наше бытие.
Самосознание и Миры
आत्मेति योऽयं विज्ञानमयः…….. ह्रद्यन्तर्ज्योतिः पुरुषः । स समानः सन्नुभौ लोकावनुसंचरति…………….. स हि स्वप्नो भुत्वेमं लोकमतिक्रामति मृत्यो रुपाणि ॥
— बृहदारण्यक उप. ४.३.७.
Это Самосознание есть Суть Знания, внутренний свет в сердце; оно есть сознательное существо, одно и то же для всех состояний бытия, и функционирует в обоих мирах. Оно становится сущностью сна и выходит за пределы этого мира и его смертных форм.
(Брихадараньяка Упанишада 4.4.3.7)
Существует физическое самосознание, витальное самосознание, ментальное самосознание; но все они являются лишь проекциями центрального самосознания в физическую, витальную и ментальную природу. Это Самосознание исполнено Знания, потому что оно присутствует во всём и поддерживает всё. Оно располагается в самой сердцевине вещей, озаряя их изнутри. Оно само-озарённое и не нуждается во внешнем свете, чтобы видеть или указывать. И хотя существуют различные состояния бытия, а именно состояние бодрствования, состояние сна со сновидениями и состояние глубокого сна, именно это Самосознание испытывает их все. На самом деле, все они являются состояниями единого Самосознания, ибо это Самосознание есть сознательное существо, а не инертный Дух. Это Самосознание охватывает своим постижением этот мир бодрствования и запредельный мир, мир сновидения, и свободно функционирует в них. Когда Самосознание пребывает в состоянии сновидения, оно, естественно, выходит за пределы мира бодрствования и его смертных движений. В мире сновидения формы и существа не подвержены смерти. Там существует только изменение. Таким образом, Самосознание получает знание как о мире бодрствования со всей его плотностью, так и о мире сновидения с его более тонкой структурой.
* * *
तस्य वा एतस्य पुरुषस्य द्वे एव स्थाने भवतः, इदं च परलोकस्थानं च, …….. तस्मिन, सन्ध्ये स्थाने तिष्ठन्नेते उभे स्थाने पश्यतीदं च परलोकस्थानं च,…… स यत्र प्रस्वपित्यस्य लोकस्य सर्वावतो मात्रामपादाय स्वयं विहत्य स्वयं निर्माय स्वेन भासा स्वेन ज्योतिषा, प्रस्वपित्यत्रायं पुरुषः स्वयं -ज्योतिर्भवति ॥
— बृ. उप. ४३.९.
Есть два плана этого сознательного бытия: этот мир и другие миры; третье состояние – это место, где они соединяются, состояние сновидения, и когда оно пребывает в месте их соединения, оно видит оба плана своего существования, этот мир и мир иной. Когда оно спит, оно берет субстанцию этого мира, в котором все пребывает, и само разрушает и само создает посредством своего собственного озарения, своего собственного света; когда это сознательное бытие пребывает во сне, оно озарено светом самого себя.
(Брихадараньяка Упанишада 4.3.9)
Это Самосознание живет на двух планах сознания: из одного оно функционирует в этом материальном мире, в бодрствующем существовании, из другого – в запредельных мирах. Между миром бодрствования и запредельным миром существует состояние сновидения – мост между этими двумя – и когда Самосознание удерживает себя в этой точке пересечения, оно способно обозревать оба состояния существования. За состоянием сновидения идёт состояние глубокого сна. Но этот сон не бессознательный; этот сон Самосознания в высшей степени сознателен. Пребывая в этом состоянии, шушупти,самосознание собирает субстанцию нашего проявленного мира и формирует её заново. В этой работе разрушения и воссоздания или нового творения Самосознание оперирует своим собственным интеллектом, своим собственным светом. Сон этого Самосознания светозарно созидателен. То, что Самосознание создаёт здесь, обретает форму в нижних мирах.
* * *
न तत्र रथाः न…… पन्थानो भवन्ति,……….. न तत्रानन्दा मुदः प्रमुदो भवन्ति,….. न तत्र वेशान्ताः पुष्करिण्यः स्रवन्तयो भवन्ति, अथ……….. सृजते स हि कर्ता ॥ स्वप्नेन शारीरमभिप्रहत्यासुप्तः सुप्तानभिचाकशीति ॥ प्राणेन रक्षन्नवरं कुलायं बहिष्कुलायादमृतश्चरित्वा ॥ स ईयतेऽमृतो यत्र कामं हिरण्मयः पुरुष एकहंसः ॥ …….अथो खल्वाहुः ”जागरितदेश एवास्यैष इति, यानि ह्येव जाग्रत्पश्यति तानि सुप्त इति,” अत्रायं पुरुषः स्वयंज्योतिर्भवति ॥
— बहदारण्यक उप. ४.३, १० – १२, १४.
Там нет ни дорог, ни повозок, ни радости, ни удовольствия, ни каналов, ни озер, ни рек, но оно творит их своим собственным светом, ибо оно – творец. Посредством сна оно сбрасывает своё тело и, неспящее, видит тех, кто спит; своим животворящим дыханием оно поддерживает жизнь в этом нижнем гнезде и идет дальше, бессметное, из своего гнезда; бессмертное оно идёт туда, куда пожелает, золотой Пуруша, одинокий Лебедь, Они говорят: «Страна одного лишь бодрствования принадлежит ему, ибо то, что оно видит, когда бодрствует, только то и видит, когда спит»; но там оно является своим собственным само-сущим светом.
(Брихадараньяка Упанишада 4.3.10-12,14)
В мире, который созидает Самосознание в состоянии глубокого сна, нет проекций из материального мира, находящегося внизу. Все создается светозарным Самосознанием посредством концентрации его сознания. Это Самосознание является Верховным Творцом. В этом состоянии Самосознание высвобождает себя от ограничений физического воплощения. Пробужденное в концентрированном сознании оно видит всё, что спит в низших мирах. Самосознание не позволяет раствориться физическому телу, оно поддерживает в нём жизнь своим животворящим дыханием. И когда оно покидает свое жилище на физическом плане, оно, таким образом, утверждает присущий ему бессмертный статус, безраздельное могущество и неограниченное ничем сознание-истину.
Всё – зримое и незримое, ощутимое и неощутимое, сущее и не существующее – всё им обозревается, ибо оно всё есть.
(ПражнаУпанишада. 4.5)
В конце концов, все что было сказано рядом философий, мы воспринимаем исключительно посредством ума и видим с его помощью. То, чего ум не воспринимает, для нас не существует. И поэтому Ум является нашей реальностью. Все остальное реально для нас, потому что оно ощущается Умом посредством его органов восприятия. Если не будет Ума, то не будет и Мира – таковы доводы философа-идеалиста.
Нет, отвечает его оппонент, мир существовал задолго до того, как появился твой ум, чтобы видеть и воспринимать сущее, мир по-прежнему будет оставаться, даже когда ум исчезнет. Разум является частью вселенского проявления. К тому же, существуют и другие пути восприятия мира помимо умственного.
Самосознание действует посредством ума в качестве своего инструмента. Самосознание – реально, ум – реален, мир – реален.
https://sriaurobindoyoga.org/wp-content/uploads/2012/11/legends-in-life-divine-avatar300-1.jpg300300Утренняя Росаhttps://d1rlcdwzkqy34r.cloudfront.net/wp-content/uploads/2023/04/18170037/morning-dew-logo8-300x76.pngУтренняя Роса2019-06-16 12:28:062023-01-29 17:46:35Вселенская Иллюзия; Разум, Сон и Галлюцинации: Скоротечность; Самосознание и Миры; Разум (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 5)
Провидец, Мыслитель, Само-Сущий, чьё становление происходит повсеместно, с незапамятных времен организовал всё в совершенстве.
(Иша Упанишада 8)
Эта манифестация а происходит из Видения Верховного Бытия, Провидца, который прозревает в своем существе определенные истины своего существования, формирующие закономерность гармонии, которая многообразно проявляет его Торжество. В своем Сознании он определяет последовательность и наделяет это движение развивающей Силой согласно центральной Воле, которая руководит им. Он – само-рожденный, Исток всех существований. Именно он становится всем тем, что составляет манифестацию. Он ширится и образует собой эту вселенную. Он намечает порядок, направление, цель этого обширного движения. И этот Порядок, основанный на Истине его видения и Истинной Идее, сам по себе совершенен. Он гарантирует, что всё обстоит так как должно быть в обширной перспективе. Даже те элементы, которые кажутся ограниченному человеческому видению небожественными, играют роль в проявлении Божественного. Всё является Божественным в процессе становления. Он пребывает в сердце всего сущего наблюдая, планируя, осуществляя свою Волю, которая предшествует рождению Времени и Пространства. Ничто не может существовать без дозволения его центральной Воли, ничто не может существовать, что не являлось бы частью всеобщего плана в божественном Видении.
Многие, очищенные знанием, пришли к Моему состоянию бытия… Они достигли Моего подобия в своем законе бытия.
(Б. Гита, 4.10; 14.2)
Состояние неведения, страдания и греха не является постоянным состоянием в котором человек должен существовать. Посредством суровой дисциплины он может освободить себя от всех небожественных качеств, которыми исполнена его природа, воздерживаться от жизненных движений, которые связывают его с низшей природой и расти в божественном сознании. В этом процессе его поддерживает свет внутреннего знания, исходящий от души, который рассеивает тьму бессознательности и искажения, скрывающие его внутреннее бытие. По мере того, как в нём растет знание, пламя его сияния поглощает все несовершенства и нечистоту природы и он достигает состояние сознания, которое божественно. Не только он разделяет то же самое состояние бытия, но он также обретает в тот же закон бытия, что и у Божественного. Он действует так же как Божественное. Не только в своем бытии, но так же и в становлении он обретает единство с Божественным.
То, что по своей видимости не божественно, освобождается от своих несовершенств и искажений с ростом деятельности высшего знания и обретает божественную природу, в своем состоянии и законе бытия.
Брахман
तदेव ब्रह्म त्वं विद्धि नेदं यदिदमुपासते
— केन उप. १.४.
Знай Это как Брахмана, а не как то, чему люди здесь поклоняются.
(Кена Упанишада 1.4)
Люди почитают объекты своих желаний ради удовлетворения, которое они содержат. Тогда они устремляются за вещами, которые несут удовольствие их восприятию. Они не удовлетворяются тем, что имеют, но стремятся обрести и удержать то, чего у них нет. Они цепляются за жизнь всеми силами, стремятся избежать всего, что угрожает безопасности своих обретений, своей жизни, своей радости. Они ищут постоянства в том, что подвергнуто вечной смене. Их усилия в этом направлении обречены на провал, ибо все объекты желания, все вещи несущие наслаждение – даже те, которые временами приносят боль – все обретения, мимолетны в потоке времени. Они гонятся за миражами и оказываются разочарованными. Реальность, постоянное, вечное не может быть найдена в обычной жизни: в неведении и во лжи. Это не может быть обнаружено в несовершенных и неполных формациях. Истину следует искать превыше всей двойственности, превыше всех деформаций; она также и превыше всех определений. Она не может быть классифицирована согласно нашим ментальным человеческим ценностям. Она самосуща, невыразима и может быть только обозначена как То, тат.
Это не является Тем. Но это может вырасти в То, и в действительности ему суждено превзойти себя и найти свою истину в Том, что является Брахманом.
Одно главенствующее внутреннее Бытие всех существ… Подобно Солнцу, оку мира, не затронуто внешними огрехами видения, так и это внутреннее Бытие в существах не затронуто горестями мира.
(Ката Упанишада 5.12,11)
Во внешней видимости все существа подвержены непредсказуемым порывам природы. Их также бросает встрясками обстоятельств, ударами неизвестного происхождения. Но на самом деле, в каждом существе присутствует внутреннее Бытие, управляющее всеми его движениями. Оно не вовлечено в события жизни, но контролирует их из своего превосходящего положения. Оно пребывает в роли Свидетеля, наблюдающего за всем происходящим; сам его взгляд действует как управляющий фактор. Это Бытие незатронуто радостями или печалями мира. Только внешняя эго-сущность подвергается превратностям мирского существования; они не затрагивают более глубокого и истинного Бытия. Также как Солнце в зените небес сияет, проливая свой свет свыше не будучи затронутым никакой огрешностю зрения наблюдателя, это Бытие управляет жизнью каждого существа, оставаясь неомраченным бедами внешней жизни.
В каждом из нас присутствует Божественное. Божественное внутри можно пережить по-разному: как Присутствие, дающее о себе знать, когда шум нашего разума и витального утихает и мы обращаем свой взгляд внутрь; как недвижный Покой или беспричинную Радость, являющимися характерными признаками Духа; как неизменное Бытие, присутствующее позади всех движений, беспристрастно поддерживающее, но не вовлеченное ни в одно из них. Но это ещё не всё. Божественная Реальность проявляет себя также как Господь, Владыка нашего существования, правящий всеми нашими движениями, направляющий их Своей волей. Он – Абсолют, который индивидуализировал Себя и восседает в самом центре нашего существа, управляет всей эволюцией нашей души, являющейся концентрацией Его сознания в движении манифестации. Он тот, кто движет нашей природой согласно его Воле в каждом их нас. Он – сверхдуша нашей души в эволюции, Параматман нашего Дживатмана на пути восхождения к совершенству в Божественном Сознании.
https://sriaurobindoyoga.org/wp-content/uploads/2012/11/legends-in-life-divine-avatar300-1.jpg300300Йога на Каждый Деньhttps://d1rlcdwzkqy34r.cloudfront.net/wp-content/uploads/2023/04/18170037/morning-dew-logo8-300x76.pngЙога на Каждый День2013-06-04 12:59:002023-01-29 17:46:35Божественное и Небожественное: Самоcущий; Предначертание; Брахман; Незатронутое Бытие; Господь в Сердце (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 4)
Реальность и Вселенская Иллюзия: Ложь (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 6)
Реальность и Вселенская Иллюзия
Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 6
Ложь
ब्रह्म सत्यं जगन्मिथ्या ।
— विवेकचूडामणि २०
Вечный – истинен; целый мир – это ложь.
(Вивекачудамани, Строфа 20)
Существует мировосприятие ограниченного человеческого ума, который признает реальностью только то, что не подвержено какому-либо изменению, что никогда не перестает существовать. Согласно ему все остальное – ложно. С этой точки зрения только Брахман реален, ибо только Брахман неизменен и вечен. Всё остальное исчезает, и только Брахман продолжает существование. Он не изменяется, он всегда остается тем, чем был вечно. По сравнению с этой истиной Брахмана, мир предстает явной ложью. Ибо мир непрерывно меняется. Каждое мгновение он изменяет свою форму и характер. Имена и формы, составляющие мир, беспрестанно исчезают. В действительности они не существуют по-настоящему. Они только кажутся, являясь фактически не-реальностью, которая предстает нашему взору столько, сколько мы глядим на нее. Поэтому, гласит писание, обратись прочь от этой лжи земной жизни и обрети себя в единственно сущей Реальности – Брахмане.
Вселенская Иллюзия; Разум, Сон и Галлюцинации: Скоротечность; Самосознание и Миры; Разум (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 5)
Вселенская Иллюзия; Разум, Сон и Галлюцинации
Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 5
Скоротечность
अनित्यमसुखं लोकमिमं प्राप्य भजस्व माम् ।
– गीता ९.३३.
Ты, кто пришел в этот преходящий мир скорби, обратись ко Мне.
(Бхагават Гита 9.33)
Все формы этого мира непостоянны. Ничто не длится. Всё подвержено непрерывной смене. Жизнь постоянно сталкивается со смертью или её вестниками. В дополнение к этой мимолетности мира, человека преследуют горести, боль и страдания. Если в жизни и есть радостные моменты, то они постоянно омрачаются страхом их утраты. Кажется, что невзгоды перевешивают радость. В этом мире, вовлеченном в круговорот рождения и смерти нет безопасности, покоя и радости. Единственное, в чем мы можем обрести покой, безопасность и утешение – это обратить наш взор к Божественному Владыке, который является источником всей радости и благоденствия. Именно он присутствует за всеми видимостями, удерживает всё вместе, предохраняет этот хрупкий мир от растворения. В Нем находится радость, в нем – постоянство. В колыбели Его рук весь мир видится иначе. Жизнь обретает значение, цель и направленность. Мы начинаем жить в Том, что неизменно за всем движением, постоянно за всякой сменой. Мы прикасаемся к Вечности. Мы чувствуем, как потоки извечного Блаженства наполняют наше бытие.
Самосознание и Миры
आत्मेति योऽयं विज्ञानमयः…….. ह्रद्यन्तर्ज्योतिः पुरुषः ।
स समानः सन्नुभौ लोकावनुसंचरति…………….. स हि स्वप्नो भुत्वेमं लोकमतिक्रामति मृत्यो रुपाणि ॥
— बृहदारण्यक उप. ४.३.७.
Это Самосознание есть Суть Знания, внутренний свет в сердце; оно есть сознательное существо, одно и то же для всех состояний бытия, и функционирует в обоих мирах. Оно становится сущностью сна и выходит за пределы этого мира и его смертных форм.
(Брихадараньяка Упанишада 4.4.3.7)
Существует физическое самосознание, витальное самосознание, ментальное самосознание; но все они являются лишь проекциями центрального самосознания в физическую, витальную и ментальную природу. Это Самосознание исполнено Знания, потому что оно присутствует во всём и поддерживает всё. Оно располагается в самой сердцевине вещей, озаряя их изнутри. Оно само-озарённое и не нуждается во внешнем свете, чтобы видеть или указывать. И хотя существуют различные состояния бытия, а именно состояние бодрствования, состояние сна со сновидениями и состояние глубокого сна, именно это Самосознание испытывает их все. На самом деле, все они являются состояниями единого Самосознания, ибо это Самосознание есть сознательное существо, а не инертный Дух. Это Самосознание охватывает своим постижением этот мир бодрствования и запредельный мир, мир сновидения, и свободно функционирует в них. Когда Самосознание пребывает в состоянии сновидения, оно, естественно, выходит за пределы мира бодрствования и его смертных движений. В мире сновидения формы и существа не подвержены смерти. Там существует только изменение. Таким образом, Самосознание получает знание как о мире бодрствования со всей его плотностью, так и о мире сновидения с его более тонкой структурой.
* * *
तस्य वा एतस्य पुरुषस्य द्वे एव स्थाने भवतः, इदं च परलोकस्थानं च,
…….. तस्मिन, सन्ध्ये स्थाने तिष्ठन्नेते उभे स्थाने पश्यतीदं च परलोकस्थानं
च,…… स यत्र प्रस्वपित्यस्य लोकस्य सर्वावतो मात्रामपादाय स्वयं विहत्य
स्वयं निर्माय स्वेन भासा स्वेन ज्योतिषा, प्रस्वपित्यत्रायं पुरुषः स्वयं -ज्योतिर्भवति ॥
— बृ. उप. ४३.९.
Есть два плана этого сознательного бытия: этот мир и другие миры; третье состояние – это место, где они соединяются, состояние сновидения, и когда оно пребывает в месте их соединения, оно видит оба плана своего существования, этот мир и мир иной. Когда оно спит, оно берет субстанцию этого мира, в котором все пребывает, и само разрушает и само создает посредством своего собственного озарения, своего собственного света; когда это сознательное бытие пребывает во сне, оно озарено светом самого себя.
(Брихадараньяка Упанишада 4.3.9)
Это Самосознание живет на двух планах сознания: из одного оно функционирует в этом материальном мире, в бодрствующем существовании, из другого – в запредельных мирах. Между миром бодрствования и запредельным миром существует состояние сновидения – мост между этими двумя – и когда Самосознание удерживает себя в этой точке пересечения, оно способно обозревать оба состояния существования. За состоянием сновидения идёт состояние глубокого сна. Но этот сон не бессознательный; этот сон Самосознания в высшей степени сознателен. Пребывая в этом состоянии, шушупти,самосознание собирает субстанцию нашего проявленного мира и формирует её заново. В этой работе разрушения и воссоздания или нового творения Самосознание оперирует своим собственным интеллектом, своим собственным светом. Сон этого Самосознания светозарно созидателен. То, что Самосознание создаёт здесь, обретает форму в нижних мирах.
* * *
न तत्र रथाः न…… पन्थानो भवन्ति,………..
न तत्रानन्दा मुदः प्रमुदो भवन्ति,…..
न तत्र वेशान्ताः पुष्करिण्यः स्रवन्तयो भवन्ति,
अथ……….. सृजते स हि कर्ता ॥
स्वप्नेन शारीरमभिप्रहत्यासुप्तः सुप्तानभिचाकशीति ॥
प्राणेन रक्षन्नवरं कुलायं बहिष्कुलायादमृतश्चरित्वा ॥
स ईयतेऽमृतो यत्र कामं हिरण्मयः पुरुष एकहंसः ॥
…….अथो खल्वाहुः ”जागरितदेश एवास्यैष इति, यानि ह्येव
जाग्रत्पश्यति तानि सुप्त इति,” अत्रायं पुरुषः
स्वयंज्योतिर्भवति ॥
— बहदारण्यक उप. ४.३, १० – १२, १४.
Там нет ни дорог, ни повозок, ни радости, ни удовольствия, ни каналов, ни озер, ни рек, но оно творит их своим собственным светом, ибо оно – творец. Посредством сна оно сбрасывает своё тело и, неспящее, видит тех, кто спит; своим животворящим дыханием оно поддерживает жизнь в этом нижнем гнезде и идет дальше, бессметное, из своего гнезда; бессмертное оно идёт туда, куда пожелает, золотой Пуруша, одинокий Лебедь, Они говорят: «Страна одного лишь бодрствования принадлежит ему, ибо то, что оно видит, когда бодрствует, только то и видит, когда спит»; но там оно является своим собственным само-сущим светом.
(Брихадараньяка Упанишада 4.3.10-12,14)
В мире, который созидает Самосознание в состоянии глубокого сна, нет проекций из материального мира, находящегося внизу. Все создается светозарным Самосознанием посредством концентрации его сознания. Это Самосознание является Верховным Творцом. В этом состоянии Самосознание высвобождает себя от ограничений физического воплощения. Пробужденное в концентрированном сознании оно видит всё, что спит в низших мирах. Самосознание не позволяет раствориться физическому телу, оно поддерживает в нём жизнь своим животворящим дыханием. И когда оно покидает свое жилище на физическом плане, оно, таким образом, утверждает присущий ему бессмертный статус, безраздельное могущество и неограниченное ничем сознание-истину.
Разум
…….दृष्टं चादृष्टं च….. अनेभूतं चाननुभूतं च,
सच्चासच्च; सर्वं पश्यति, सर्वः पश्यति ॥
— प्रश्न उप. ४.५
Всё – зримое и незримое, ощутимое и неощутимое, сущее и не существующее – всё им обозревается, ибо оно всё есть.
(Пражна Упанишада. 4.5)
В конце концов, все что было сказано рядом философий, мы воспринимаем исключительно посредством ума и видим с его помощью. То, чего ум не воспринимает, для нас не существует. И поэтому Ум является нашей реальностью. Все остальное реально для нас, потому что оно ощущается Умом посредством его органов восприятия. Если не будет Ума, то не будет и Мира – таковы доводы философа-идеалиста.
Нет, отвечает его оппонент, мир существовал задолго до того, как появился твой ум, чтобы видеть и воспринимать сущее, мир по-прежнему будет оставаться, даже когда ум исчезнет. Разум является частью вселенского проявления. К тому же, существуют и другие пути восприятия мира помимо умственного.
Самосознание действует посредством ума в качестве своего инструмента. Самосознание – реально, ум – реален, мир – реален.
Божественное и Небожественное: Самоcущий; Предначертание; Брахман; Незатронутое Бытие; Господь в Сердце (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 4)
Божественное и Небожественное
Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 4
Самоcущий
कविर्मनीषी परिभूः स्वयंभूर्याथातभ्यतोऽर्थान्व्यदधात् शाश्वतीभ्यः समाभ्यः ॥
— ईश उप. ८.
Провидец, Мыслитель, Само-Сущий, чьё становление происходит повсеместно, с незапамятных времен организовал всё в совершенстве.
(Иша Упанишада 8)
Эта манифестация а происходит из Видения Верховного Бытия, Провидца, который прозревает в своем существе определенные истины своего существования, формирующие закономерность гармонии, которая многообразно проявляет его Торжество. В своем Сознании он определяет последовательность и наделяет это движение развивающей Силой согласно центральной Воле, которая руководит им. Он – само-рожденный, Исток всех существований. Именно он становится всем тем, что составляет манифестацию. Он ширится и образует собой эту вселенную. Он намечает порядок, направление, цель этого обширного движения. И этот Порядок, основанный на Истине его видения и Истинной Идее, сам по себе совершенен. Он гарантирует, что всё обстоит так как должно быть в обширной перспективе. Даже те элементы, которые кажутся ограниченному человеческому видению небожественными, играют роль в проявлении Божественного. Всё является Божественным в процессе становления. Он пребывает в сердце всего сущего наблюдая, планируя, осуществляя свою Волю, которая предшествует рождению Времени и Пространства. Ничто не может существовать без дозволения его центральной Воли, ничто не может существовать, что не являлось бы частью всеобщего плана в божественном Видении.
Предначертание
बहवो ज्ञानतपसा पूता मद्भावमागताः ॥
………….मम साधर्म्यमागताः ॥
— गीता ४.१०;१४.२.
Многие, очищенные знанием, пришли к Моему состоянию бытия… Они достигли Моего подобия в своем законе бытия.
(Б. Гита, 4.10; 14.2)
Состояние неведения, страдания и греха не является постоянным состоянием в котором человек должен существовать. Посредством суровой дисциплины он может освободить себя от всех небожественных качеств, которыми исполнена его природа, воздерживаться от жизненных движений, которые связывают его с низшей природой и расти в божественном сознании. В этом процессе его поддерживает свет внутреннего знания, исходящий от души, который рассеивает тьму бессознательности и искажения, скрывающие его внутреннее бытие. По мере того, как в нём растет знание, пламя его сияния поглощает все несовершенства и нечистоту природы и он достигает состояние сознания, которое божественно. Не только он разделяет то же самое состояние бытия, но он также обретает в тот же закон бытия, что и у Божественного. Он действует так же как Божественное. Не только в своем бытии, но так же и в становлении он обретает единство с Божественным.
То, что по своей видимости не божественно, освобождается от своих несовершенств и искажений с ростом деятельности высшего знания и обретает божественную природу, в своем состоянии и законе бытия.
Брахман
तदेव ब्रह्म त्वं विद्धि नेदं यदिदमुपासते
— केन उप. १.४.
Знай Это как Брахмана, а не как то, чему люди здесь поклоняются.
(Кена Упанишада 1.4)
Люди почитают объекты своих желаний ради удовлетворения, которое они содержат. Тогда они устремляются за вещами, которые несут удовольствие их восприятию. Они не удовлетворяются тем, что имеют, но стремятся обрести и удержать то, чего у них нет. Они цепляются за жизнь всеми силами, стремятся избежать всего, что угрожает безопасности своих обретений, своей жизни, своей радости. Они ищут постоянства в том, что подвергнуто вечной смене. Их усилия в этом направлении обречены на провал, ибо все объекты желания, все вещи несущие наслаждение – даже те, которые временами приносят боль – все обретения, мимолетны в потоке времени. Они гонятся за миражами и оказываются разочарованными. Реальность, постоянное, вечное не может быть найдена в обычной жизни: в неведении и во лжи. Это не может быть обнаружено в несовершенных и неполных формациях. Истину следует искать превыше всей двойственности, превыше всех деформаций; она также и превыше всех определений. Она не может быть классифицирована согласно нашим ментальным человеческим ценностям. Она самосуща, невыразима и может быть только обозначена как То, тат.
Это не является Тем. Но это может вырасти в То, и в действительности ему суждено превзойти себя и найти свою истину в Том, что является Брахманом.
Незатронутое Бытие
एको वशी सर्वभूतान्तरात्मा ।
सूर्यो यथा सर्वलोकस्य चक्षुर्न लिप्यते चक्षुषैर्बाह्यदोषैः ॥
एकस्तथा सर्वभूतान्तरात्मा न लिप्यतो लोकदुःखेन बाह्यः ॥
— कठ उप. ५.१२, ११.
Одно главенствующее внутреннее Бытие всех существ… Подобно Солнцу, оку мира, не затронуто внешними огрехами видения, так и это внутреннее Бытие в существах не затронуто горестями мира.
(Ката Упанишада 5.12,11)
Во внешней видимости все существа подвержены непредсказуемым порывам природы. Их также бросает встрясками обстоятельств, ударами неизвестного происхождения. Но на самом деле, в каждом существе присутствует внутреннее Бытие, управляющее всеми его движениями. Оно не вовлечено в события жизни, но контролирует их из своего превосходящего положения. Оно пребывает в роли Свидетеля, наблюдающего за всем происходящим; сам его взгляд действует как управляющий фактор. Это Бытие незатронуто радостями или печалями мира. Только внешняя эго-сущность подвергается превратностям мирского существования; они не затрагивают более глубокого и истинного Бытия. Также как Солнце в зените небес сияет, проливая свой свет свыше не будучи затронутым никакой огрешностю зрения наблюдателя, это Бытие управляет жизнью каждого существа, оставаясь неомраченным бедами внешней жизни.
Господь в Сердце
ईश्वरः सर्वभूतानां हृद्देशे…… तिष्ठति ।
– गीता १८.६१.
Господь пребывает в сердце всего cущего.
(БхагаватГита, 18.61)
В каждом из нас присутствует Божественное. Божественное внутри можно пережить по-разному: как Присутствие, дающее о себе знать, когда шум нашего разума и витального утихает и мы обращаем свой взгляд внутрь; как недвижный Покой или беспричинную Радость, являющимися характерными признаками Духа; как неизменное Бытие, присутствующее позади всех движений, беспристрастно поддерживающее, но не вовлеченное ни в одно из них. Но это ещё не всё. Божественная Реальность проявляет себя также как Господь, Владыка нашего существования, правящий всеми нашими движениями, направляющий их Своей волей. Он – Абсолют, который индивидуализировал Себя и восседает в самом центре нашего существа, управляет всей эволюцией нашей души, являющейся концентрацией Его сознания в движении манифестации. Он тот, кто движет нашей природой согласно его Воле в каждом их нас. Он – сверхдуша нашей души в эволюции, Параматман нашего Дживатмана на пути восхождения к совершенству в Божественном Сознании.