Золотой Дождь Мудрости
Эпиграфы в Жизни Божественной

Сверхразум, Разум и Майя Надразума: Скрытый Золотым Колпаком; Сатьям, Ритам, Брихат; Истина и Ложь (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 28)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Сверхразум, Разум и Майя Надразума

Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 28


Скрытый Золотым Колпаком

Там пребывает Неизменный, Истина, скрытая Истиной, где Солнце распрягает своих скакунов. Десять тысяч (его лучей) сошлись вместе – Это Единый. Я созерцал самые великолепные Формы Богов.

(Риг Веда, 5.62.1)

Лик Истины скрыт золотым покровом; сними его, о Пестующее Солнце, ради Закона Истины, ради видения. О Солнце, О единый Провидец, выстрой свои лучи, собери их воедино – позволь мне узреть самую радостную твою форму; это Сознательное Бытие повсюду, Он есть Я.

(Иша Упанишада, 15,16)

В движении обращенном к манифестации, Сат-чит-ананда устанавливает себя в состоянии где она собирает все истины, которые должны быть проявлены из её бесконечного Бытия, можно сказать, она претерпевает самоограничение, выбирая некоторые истины из того бесчисленного множества которые она содержит в своём лоне. Эта концентрация является семенем, Истиной-Идеей того, что должно быть проявлено, индивидуально и коллективно. Этот статус является сверхразумом, супраментальной истиной-сознанием, которое удерживает все истины в полной гармонии: Единый забавляющий себя как Множество и Множество неизменно сознательное о том, что оно является множественным состоянием Единого. Это царство супраментального Пуруши, Совершенного, Светоносного, Владыки всего сущего.

В последующем устремленном вниз движении Сознание проходит саморазвитие, посредством которого каждому из Множества даётся полная свобода в выборе своего направления, независимо от других; Единство присутствует там, как и прежде, но оно отступает на задний план, и преобладает множественность. Этот статус является Надразумом, который действует подобно светоносному покрову скрывающему Сверхразум.

Он зовётся золотым, потому что освещен Истиной, хотя, сам по себе, не является ею. Он находится перед сияющим Солнцем Истины и препятствует непосредственному видению Солнца для Творения внизу. Он также вмешивается между Творением и Законом Истины, правящим в супраментальном. Только когда рассеянные лучи Солнца, формирующие Майю Надразума, собраны воедино и расположены в своей естественной гармонии – выстроены, только тогда можно увидеть ясную и особую Форму верховного Божества. И эта Форма – самая великолепная из всех форм, самая радостная, которую может принять созидающий Дух.

Но это не последнее откровение, ожидающее человека. В тот момент, когда он обозревает эту самую прекрасную Форму, в нём происходит осознание, что Верховное Божество также является и им самим. Поистине, он не может увидеть этого до тех пор, пока не будет подготовлен серией последовательных трансформаций сознания своего существа в ходе его восхождения к Солнцу Истины.

Этот выдающийся образец одного и того же духовного и мистического опыта нашел своё выражение в Ведах и Упанишадах. То, что загадочно и скрыто в словах Ведического Риши, становится явным в воззвании Провидца более поздней эпохи, в его менее символическом и более непосредственном языке.


Сатьям, Ритам, Брихат

Истина, Правота, Обширность —

(Атарва Веда, 12.1.1)

Этот статус Сат-чит-ананды как Супраментального, виджняны, обладает тремя характеристиками. Это сатьям, фундаментальная Истина бытия. Эта Истина является краеугольным камнем всего сущего и всего, что выходит за пределы наших представлений о внешнем существовании. И это та же самая Истина в динамическом действии, ритам. Это упорядоченная истина активного бытия, закон Истины в становлении. Правота – это действие Истины. Это ритам Вед, который стал известен в более поздней эволюции индийской духовности как Дхарма: закон, который удерживает объект в его статусе, будь то бытия или становления.

Что по своей сути истинно, динамически истинно, не имеет пределов. Оно безгранично в сознании, какую бы формулировку оно не приняло для целей деятельности в проявлении. Это Обширность, брихат. Игра в формах – это только намеренное, целенаправленное самоограничение ради самой игры; оно не лишается присущей ему обширности супраментального бытия или сознания.

Все эти три истины должны присутствовать там, где есть супраментальное существование. Можно заметить, что существует близкое соответствие между этими тремя формами манифестации и тремя аспектами Сат-чит-ананды. Сатья соответствует сат, Ритам – чит (шакти); Брихат – ананде, то, что обширно, бесконечно в своей свободной протяженности, без пределов – это Восторг, bhumaiva sukham, обширность – это блаженство.


Истина и Ложь

Оно стало истиной и ложью. Оно стало Истиной, даже всем тем, что существует.

(Тайтирья Упанишада, 2.6)

В своём Становлении Божественное Бытие утверждает себя во всех возможных состояниях, не только в том, что мы называем позитивным, но также и в их противоположных возможностях, для того, чтобы обратить их обратно к их изначальным истинам. Всё является элементами манифестации Бытия. Реальность – Едина, и не может быть ничего другого. Мы должны искать Реальность даже в том, что кажется её противоположностью, что на самом деле является её масками. Таким образом, Божественное Бытие утверждает себя как истина; но оно также является истиной в становлении, в процессе созидания, частичной, неуместной, искаженной истиной. Обе – истина, какой мы её знаем, и ложь, какой мы её уличаем, являются изменяющимися утверждениями Реальности, изменяющимися, потому что это проявление динамично, оно постоянно развивается и эволюционирует. Всё, что мы видим и чего не видим нашими органами восприятия – это Брахман в движении: «Он – тот, кто пребывает за пределами.»

До тех пор, пока мы не достигнем статуса сверхразума, который является ничем не скрытой Истиной-Волей, всё будет оставаться смешанным, развивающимся полем бесчисленных возможностей, борющихся за своё воплощение в протяженности Божественного Бытия. Даже то, что поражает нас как небожественное, это – божественное, действующее под временной маской, свет под прикрытием тьмы, истина под покровом ошибки и неистинности.

Всё по своей сути является Истиной, хотя не всё является полной истиной в каждое мгновение.

Эпиграфы в Жизни Божественной

Семикратная Струна Бытия: Семь Нитей (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 27)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Семикратная Струна Бытия

Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 27


Семь Нитей

В неведении своего разума, я прошу Богов, установившихся внутри, об этих шагах. Всеведающие Боги взяли годовалого Младенца и сплели вокруг него семь нитей, чтобы соткать это полотно.

(Риг Веда, 1.164.5)

Всё космическое существование сформировано на основе семи великих принципов. Эти семь истин, расстановок, dhamani, Коров, dhenavah, можно обнаружить в этом творении. Действительно, не все они одновременно видны глазу и на одном и том же уровне существования; одна их всех Сил или Принципов может доминировать, но все остальные также присутствуют там, скрытыми или ограничеными или подчиненными ей. Три из них – Сат, Существование, Чит, Сознание-Сила, Ананда, Блаженство составляют верхнюю полусферу, parardha; Анна – Материя, Прана – Жизнь, Манас – Разум составляют нижнюю полусферу, aparardha. Соединяет обоих – Виджняна, Сверхразум.

Эти семь принципов являются нитями из которых соткано полотно вокруг человека, эволюционирующего существа, который является только годовалым «младенцем». Человека в его нынешнем состоянии вряд ли можно назвать взрослым человеком в эволюционирующей Природе. В его индивидуальном существовании все эти семь нитей Истины в манифестации присутствуют постоянно, некоторые из них на переднем плане, некоторые – позади. Это шаги, которые Боги установили для него, чтобы соразмерить его путь к своему Божеству.

Что верно в отношении индивидуума, также верно и в отношении космического существования. Творение заключает в себе семь планов самопротяженности, основываясь на семи описанных выше принципах. Все они взаимосвязаны, все они вместе составляют манифестацию с семикратным Именем, которое извечно известно Богам, но которое человек должен открыть по мере роста своего сознания.

Эпиграфы в Жизни Божественной

Восходящий Ряд Субстанции: Семь Степеней; Лестница Восхождения; Возносящийся Дух (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 26)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Восходящий Ряд Субстанции

Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 26


Семь Степеней

Есть дух, что является сущностью Материи – есть иной внутренний дух Жизни, что наполняет другую – есть иной внутренний дух Разума – есть иной внутренний дух Знания-Истины – есть иной дух Блаженства.

(Тайтирья Упанишада 2.1-5)

Наше физическое тело – не единственное, которым мы обладаем. Это только самое внешнее материальное тело, состоящее из материальной субстанции и поддерживаемое физическим духом: annamaya kosha сannamaya purushaв своем центре. Поддерживает его другое тело, тело жизни с соответствующим духом: pranamaya kosha с pranamaya purushaв своем центре; оно также поддерживается ещё более тонким телом, телом разума со своим собственным духом: manomaya kosha с manomaya purushaв своем центре, позади них находится каузальное тело с соответствующим ему духом: vijnanamaya kosha с vijnanamaya purushaв своем центре. Последнее сформировано на законе Знания-Истины, супраментальном сознании; вокруг него находится тело блаженства сосредоточенное вокруг свойственного ему духа: anandamaya kosha с anandamaya purushaв своём центре.

Таким образом, существует пять следующих одно за другим тел или оболочек, выразительно называемых коша, сформированных из пяти различных степеней Субстанции. Это материальная субстанция, жизненная субстанция, ментальная субстанция, идеальная субстанция, блаженная субстанция. Если мы добавим к ним субстанцию чит, сознания-силы и субстанцию сат, само по себе существование, мы получим семь степеней в восходящем порядке утоньшения, или семь степеней в нисходящем порядке возрастающей плотности. В действительности, это одна Субстанция Духа, которая семикратно меняет себя для целей манифестации.


Лестница Восхождения

Они взбираются по Индре, словно по лестнице. По мере восхождения с вершины на вершину человеку становится любо то, что ещё предстоит совершить. Индра приносит сознание Этого, как цели путешествия.

(Риг Веда, 1.10.1,2)

Гора нашего бытия имеет множество плоскогорий, и каждое такое плоскогорье по мере восхождения на него раскрывает что-то новое, ещё более высокие уровни существования становятся обозримы. Всё существование – это Божественное Бытие заключенное в Форме. Оно имеет множество степеней сознания, вершина каждого уровня открывает вид на последующую более высокую вершину. Человеческая душа шаг за шагом восходит по этой лестнице Бытия по мере своего эволюционного развития: от материальной стадии – к стадии жизни, от жизни – к стадии разума, от ментальной стадии – к ещё более высоким уровням, ведущим к вершинам Духа. Ничто не может задержаться длительное время на полпути. Восхождение является законом существования, путешествие, по последовательно восходящим уровням существования. Цель жизни состоит в том, чтобы открыть и исследовать новые области сознания и силы по мере их раскрытия в восходящем путешествии жизни. Цель жизни заключается в достижении не поддающейся определению Реальности находящейся на самой вершине, символом которой является Солнце Истины, вечно сияющее в зените вселенских небес. Не может быть такого указателя, который бы ошибочно свидетельствовал об окончании пути. Не будет конца пути, который предстоит пройти, не будет окончания работе, которую предстоит сделать. По мере того, как человек продвигается вперёд, он развивается согласно необходимости высших царств. Таким образом, он действительно вырастает в протяженное Бытие Господа, ибо всё является Становлением Единого Бытия. Сила, которая побуждает к путешествию, тоже происходит от Бога, так же как и Путь проложен его Провидящей Волей, прорываясь через все протяженности скалы и камня.


Возносящийся Дух

Подобно ястребу, воздушному змею он устанавливается на Сосуде и возносит его; в Своем потоке движения Он раскрывает Лучи, ибо Он движется, неся своё оружие; Он ухватывается за океанский гребень вод; великий Царь, Он провозглашает Четвертый статус. Подобно смертному очищающему своё тело, подобно боевому коню, скачущему на завоевание богатств, Он низвергается, взывая через все покровы, и входит в эти сосуды.

(Риг Веда, 9.96.19,20)

Это Созидательный Дух, Божественное в виде Блаженства, Сома, что удерживает и уносит ввысь материальный Сосуд, что должен быть наполнен Блаженством Сат-чит-ананды. Он пересекает области Жизни в своем стремительном потоке движения, он входит в Лучи озарения Разума. Он несёт на себе все силы и способности, которые  эволюционировали в ходе восходящего усилия и овладевает Водами Сознания в духовных царствах. Владыка того, что он обозревает, он провозглашает своё прибытие к Четвёртому статусу, Миру Махас, Супраментальной Истине. Из этого высшего состояния в Знании-Истине, он изливает вниз очищающие потоки света и силы. Преисполненный силы и Воли супраментальной Истины, он скачет подобно боевому коню на завоевание для человечества обширных богатств Духа. Он изливает своё сознание-силу в каждую оболочку, каждый уровень этих воплощений и входит в них с тем, чтобы полностью овладеть ими. Дух овладевает Материей и Материя сознательно наполняется Духом.