Золотой Дождь Мудрости
Эпиграфы в Жизни Божественной

Божественный Пуруша; Обитатель; Две Птицы (Книга II. Глава 3.)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Книга II. Глава 3.

Вечное и Индивидуальное


Божественный Пуруша

Он есть я.

(Иша Упанишада. 16)

Когда целеустремленный искатель, преследующий извечную Реальность, пересекает весь лабиринт форм и движений мелькающих на полотне Времени, и терпеливо ждет проблеска того, что переживает явление постоянной смены, он начинает воспринимать бытие, которое безлично, лишено всех качеств и характеристик. Нечто неизменное и вечное, по сравнению с которым все движения и формы представляются иллюзорными. Но это не является верховной истиной. Превыше мира форм, превыше неизменного и вечного Существования, поддерживающего все движение своим постоянством, стоит Божественный Пуруша, верховное Бытие, двумя аспектами которого является личное и безличное, сменяющееся и вечное. Он – тот Бог, что царит над Всем, явленным и непроявленным. Он – Исток всего, что зримо и незримо. Но он пребывает не только наверху. Он присутствует здесь в каждой форме, каждом создании. Он имманентен во всем, что берет он него свое начало. Воистину, он тот обитатель, что удерживает каждую формацию одним целым. Когда искатель удостаивается видения этого Небесного Бога, в этот момент истины он осознаёт, что Пуруша – это никто иной, как он сам. Индивидуальное Божественное и Трансцендентное Божественное тождественны по своей сути. Он восклицает: Он есть я. Он осознает, что он, существующая индивидуальность, также является и Тем, кто вечен. Он существует вечно.


Обитатель

Это вечная частица меня, что стала живым существом в мире живых существ… Око знания видит Господа, пребывающего в теле, наслаждающегося и покидающего его.

(Б. Гита, 15.7,10)

Джива, душа не является продуктом тела, жизненной силы или разума. На самом деле, это непосредственная эманация Божественного Бытия, которая размещается в каждом комплексе тела-жизни-разума и использует живое тело для получения своего собственного опыта и роста. Душа является побудителем. Она описывается как частица, amsa, Божественного, но это не значит, что она – часть, отсеченная от Божественного. Брахман, Божественное, целен и неделим. Он не может быть раздроблен на множество душ. Каждая Джива, душа, по своей сути является целым Божественным. Божественное в манифестации – этот Обитатель в каждом теле и каждой форме. Он входит в тело по своему желанию, живет там и наслаждается жизненным опытом в нем, оставляет его, когда оно больше непригодно для его целей и берет другое тело для нового опыта. Только око знания, внутреннее видение, может увидеть этот таинство Вечного населяющего тленные формы, Бессмертного использующего смертное воплощение для наслаждения rasa, эссенцией блаженства в земном существовании.

Индивидуальное является состоянием Вечного в Природе. Будь то низшая Природа или высшая, характер Индивидуального остается тем же.


Две Птицы

Две птицы дивного оперения, друзья и товарищи, сидят на одном древе, и одна из них ест сладкий плод, а другая смотрит на него и не ест… Там, где крылатые души поют об открытиях знания их доли бессмертия, там Господь всего, Покровитель Мира овладел мной, он, Мудрый, мною, неведающим.

(Риг Веда, 10.164.20,21)

Два духа человека сидят на древе жизни. Низший из них вовлечен в деятельность Природы и наслаждается и страдает от её плодов. Другой дух восседает высоко наверху, обозревает всё, но не принимает участия в движениях Природы. Этот высший дух удален от Природы, но обозревает деятельность низшего духа, помогая ему самим своим взором. Низший дух затерялся в своей поглощенности работами Природы, бросаем между наслаждением и болью, до тех пор, пока, достигнув определенной стадии, он не обращает свой взор ввысь и не увидит дух вверху, который является ничем иным, как его собственным спутником. Когда он видит, как другой наблюдает за ним, он осознает истину своего бытия и печаль покидает его.

Только превыше Природы, там, где знание Истины правит безраздельно, не претерпевая никаких искажений, не отклоняясь, там, блаженные, что вознеслись на крыльях своего устремления, обозревают бессмертную природу своей души. Там, Владыка всего, Покровитель Мира, охватывает человеческую душу и возносит её из неведения своей природы и допускает её к присущей ему Мудрости.

Эпиграфы в Жизни Божественной

Неделимый; Брахман; Пуруша и Пракрити; Майя; Единый Бог (Книга II. Глава 2.)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Книга II. Глава 2.

Брахман, Пуруша, Ишвара – Майя, Пракрити, Шакти


Неделимый

Он пребывает в существах неделимым, но словно разделен.

(Бхагават Гита, 7.19)

Верховная Реальность, Брахман, воистину Едина. Но она также является и Множеством, которое населяет эту вселенную. Однако, Множество – это не ряд отдельных существований, на которые Единый разделил себя. Это не значит, что каждый его элемент является осколком Реальности и собранные все вместе они составляют Целое. Брахман не является арифметическим целым. Брахман – это сама Реальность. Он – неделим. Он присутствует в каждом из Множества, которым он становится, но не частично. Он присутствует в каждом целиком. Каждое является Единым, а не частью Единого. Видимость отдельных существований – отельных от Единого и отдельных одно от другого – иллюзорна. Факт того, что Единый является всем и каждым из Множества всегда доступен нам, как только мы выходим за пределы видимостей вещей. Брахман, Уникальный, становится совокупностью форм и существ, каждая из которых по своей сути является самим Брахманом.


Брахман

Брахман, Истина, Знание, Бесконечность.

(Тайтирья Упанишада 2.1.1)

Истина, что является основой всего бытия, Истина, что остаётся, когда всё остальное уходит, Истина, от которой всё берет своё начало и которая удерживает всё вместе, несмотря на приводящее в замешательство многообразие, Истина, что превыше ментального разумения, Истина по отношению к которой неведение является неполным приближением, Истина, по отношению к которой ложь является искажением – это Брахман, единая Реальность.

Брахман – это не только Истина, но также и Знание этой Истины. И это Знание является не только Знанием единого Брахмана, но также и множественного Брахмана, которым является вся Вселенная. Это Брахмическое Знание не является знанием, обретенным посредством ума, хотя оно не исключается из деятельности верховного Знания. Это многие виды знания: знание посредством восприятия, знание посредством рассуждения, идеативное знание, интуитивное знание, знание посредством тожества. Последнее является истинным знанием, которое обретается в сознании. Это Знание является самим Брахманом, это не процесс, ведущий к Брахману, но сам Брахман, раскрывающий себя в форме знания.

И Брахман также является Бесконечностью. Хотя Брахман проявляет себя через бесчисленное множество конечных сущностей, по своей природе он бесконечен. В своей бесконечности он превосходит все конечные формации, которые происходят из его Бытия и даже в каждой из конечных форм он сохраняет присущую ему бесконечность. Сознание, пребывающее внутри формы всегда бесконечно.

Истина, Знание, Бесконечность – это не характеристики Брахмана. Брахман раскрывает себя как Истина, как Знание, как Бесконечность.


Пуруша и Пракрити

Знай, что Пуруша и Пракрити вечны и не имеют начала. (Б. Гита, 13.19)

Пуруша и Пракрити, Сознательное Бытие и Природа, это не те сущности, которые начинают своё существование вместе с рождением этого творения и заканчиваются по его прекращению. Это не создания Времени, каким является этот мир. Они вечны. Ибо они являются двумя аспектами Брахмана, который Вечен. Когда Брахман проявляет себя, он переходит в состояние Пуруши, главенствующего Бытия, и в состояние Пракрити, исполнительной Силы. Оба они служат осуществлению намерения Брахмана в проецировании этого проявления из его обширного Бытия. Их взаимодействие является той осью, на которой вращается всё движение. Даже когда проявление прекращается, Пуруша и Пракрити не исчезают, а остаются. Пуруша пребывает в Брахмане, как Сущее и Пракрити пребывает в Брахмане как Сознательная Сила, чит-шакти.


Майя

Человек должен познать Майю как Пракрити, а Владыку Майи как великого Господа всего сущего.

(Светасватара Упанишада 4.10)

Майя – это не сила иллюзии, которая навязывает этот мир множества на чистое Бытие Брахмана. Майя – это сила Брахмана. Это плодотворно созидательная сила. То, что Брахман намеревается проявить, Майя облекает в форму. Она улавливает Идею Брахмана, по мере её появления, и отправляет её в движение формации. Волю Верховного осуществляет его Пракрити. Она не является независимой силой, происхождение которой покрыто тайной. Майя – это сила созидательного Божества. Владыка Майи – в действительности, является Господом всего сущего. Майя формирует то, что повелевает Господь. Майя – это Природа, и владыкой этой Природы является Верховное Бытие. Они оба – это одна и та же Реальность в двух различных ипостасях.


Единый Бог

Это могущество Бога в мире, что вращает колесо Брахмана. Его нужно познать, верховного Владыку всех владык, верховного Бога превыше всех богов. Верховна также и его Шакти, многообразны земные работы её знания и силы. Единый Бог, тайно присутствующий во всех существах, внутреннее Бытие всех существ, все-наполняющее, абсолютное вне всяких определений, мастер всех трудов, свидетель, знающий.

(Светасватара Упанишада 6.1,7,8,11)

Это мировое движение вращается на Колесе Брахмана. И это Колесо приводится в движение Силой, неодолимой Мощью этого Бога. Всё движется согласно Воле этого верховного Владыки всех владык возглавляющих труды бесчисленных сил, верховного Бога, от которого происходят другие боги, царящие в соответствующих им областях. Познай этого верховного Бога, и ты познаешь всё остальное.

Подобно ему, Шакти, его неотъемлемая Сила, также верховна. Ничто не может воспротивиться её трудам, которые, будь то в сфере знания или в сфере силы, многообразны и многократны в своих процессах. Её труды спонтанны и естественны при любых обстоятельствах.

Этот верховный бог находится не только наверху, возглавляя мировое движение. Он присутствует в каждой форме, в каждом движении. Он Обитатель, руководящий всем изнутри, Бытие, которое поддерживает всё изнутри. Он – Единый, но он также и Множество; он повсюду. Он содержит все качества, но он также превыше всех их, являясь запредельным абсолютом. Он главенствует над всем действием; но в то же самое время, он стоит в отдалении и обозревает всё, не принимая ни в чем участия. И он всегда обладает знанием всего, ибо он воистину – это всё сущее.

Эпиграфы в Жизни Божественной

Бытие; Тайна; Они приходят ко Мне; Верховное Бытие; Васудева Сарвам (Книга II. Глава 1.)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Книга II. Глава 1.

Неизвестные, Вселенские Определения и Неопределимое


Бытие

Незримое, с которым не может быть прагматичных взаимоотношений, непостижимое, безликое, немыслимое, не поддающееся определению, чья субстанция является несомненностью Единого Бытия, в котором замирает мирское существование, которое является абсолютным покоем и блаженством – это Бытие, это то, что должно быть познано.

(Мандукья Упанишада 7)

Все бесчисленные формы, что наполняют эту вселенную, все объекты, которые доступны восприятию, все образы, которые проходят перед взором, все мысли, о которых может помыслить разум, все качества, которые относят себя к определенным принципам, все движения, которые можно пережить субъективно или объективно, всё, с чем можно установить связь, всё, что может быть обозначено, не исчерпывает Божественной Реальности. Позади всего, превыше всего, стоит Бытие, которое остается в отдалении, превосходит всё и не поддаётся какому-либо охвату даже самого обширного и высокого полета разума. Всё движение вселенной прекращается в Бытии, являющемся абсолютным Покоем, полным Блаженством. Единственная осознанность, которая существует в этом Бытии – это его единственное и всецелое существование. Нет ничего другого. Всё черпает свою ценность, своё право на существование из этого Единого наполняющего всё Бытия.

Это Бытие есть. Этого Бытия нет в том смысле, что оно не может быть определено или описано чем бы то ни было. Именно это Бытие является истинным объектом знания. Если оно известно, становится известно всё. В результате реализации Неопределимого, становятся известны все определения.

Бытие, что познаёт в состоянии бодрствования, Бытие, что постигает в состоянии сновидений, Бытие, что собирает себя в светоносной концентрации, является ничем иным, как различными состояниями этого Единого отдаленного Бытия.


Тайна

Его видят как тайну, или говорят о нем или слышат о нем как о тайне, но никто не знает его.

(Бхагават Гита, 2.29)

Верховную Реальность, саму по себе, невозможно увидеть. Она превыше нашего физического и нефизического видения. Всё, что мы можем сказать, если попытаемся её увидеть, что это – нечто за пределами нашего видения. Это тайна. Она есть, и всё же её невозможно увидеть.

Также её невозможно описать. Она невыразима. «Речь и разум отступают», говорится в Упанишадах, «когда они стремятся достигнуть Брахмана». На самом деле, можно сказать многое, но речь замирает в присутствии тайны.

Есть те, кто испытал эту Реальность, но они неспособны рассказать об этом переживании. Они могут только сказать, что это тайна.

Другими словами, Абсолют не может быть познан нашими ментальными способностями или представлен нашими органами чувств. Он может быть только непосредственно осознан в нашем сознании. Это, опять же, – тайна из тайн.

Только посредством отождествления с ним мы можем познать его, ибо только так он поддается познанию. А до тех пор, мы живем только со спорными противоположными утверждениями, такими как: Он есть, Его нет; Это – личность, это – безличное; Он обладает качествами, у Него нет свойств. Мы только усугубляем тайну, когда мы настаиваем на использовании наших ограниченных средств познания в отношении Беспредельного Неизвестного.


Они приходят ко Мне

Когда люди ищут Неизменного, Неопределимого, Непроявленного, Все-Наполняющего, Немыслимого, Верховное Бытие, Недвижного, Вечного, равнозначные в своем разуме ко всему, желающие блага всем существам, это ко Мне они приходят.

(Бхагават Гита, 12.3,4)

Высшее – воистину непознаваемо. Это Единый, вне смены, вне определения, вне проявления, за пределами мысли, и тем не менее, наполняющий всё. Это трансцендентное Бытие, которое недвижно, превыше всех преходящих движений, это Вечный, который существует неизменно, сознаём мы это или нет. Высочайшее Бытие за пределами всего проявления может быть реализовано только теми, кто достиг полного безмолвия ума, совершенной равнозначности ко всему, всем движениям, не реагируя на них, в чьем существе нет места никакому злу, но которое постоянно обращено к особому благу всех существований. Оно не может быть достигнуто теми, кто вовлечен в преходящие движения манифестации во вселенной, ибо Оно находится за пределами всей манифестации. Однако, даже этот Атман, является только статусом Верховного Бытия, Пурушоттамы, Господа всего, как проявленного, так и непроявленного. Каким бы путем вы ни следовали к Верховному, через множественность манифестации, или через превосхождение проявленного в непроявленном, вы неизменно приходите к Верховному Господу всего.


Верховное Бытие

Высоко за пределами Интеллекта пребывает Великий Дух, за пределами Великого Духа находится Непроявленное, за пределами Непроявленного существует Сознательное Бытие. Нет ничего превыше этого Бытия, – это крайний предел, высшая цель.

(Ката Упанишада 3.10,11)

Если взять восприятие чувств за начальный уровень в лестнице существования, то объекты восприятия находятся выше; выше объектов находится Разум; выше разума находится Интеллект, буддхи, разумная воля; выше этого Интеллекта находится хозяин этой способности, Великий Дух, который управляет движением манифестации; превыше этого Духа находится Непроявленное, Реальность, которая превосходит то, что проявлено; ещё выше находится Пуруша, Сознательное Бытие, двумя аспектами которого являются проявленное и непроявленное. Это Бытие – Верховное. Это – кульминация, высшая цель Путешествия.

Таким образом, Верховное – это Божественное Бытие, верховный Сущий, который является всем Существованием, Сознательный от которого берет своё начало всё Сознание. Всё является Становлением этого Бытия.


Васудева Сарвам

Редки те, великие духом, для кого всё является Божественным Бытием.

(Бхагават Гита, 7.19)

Одни познают Божественное как некое Божество, а именно как Шиву, Вишну, Махешвару и т.д. Другие познают его в глубинах своего существа, в пещере сердца, как об этом говорится в Упанишадах. Некоторые обретают божественное на вершинах своего существа. Существуют также и другие пути, посредством которых человек постигает Божественное в особых объектах поклонения и концентрации. Однако можно обрести всеобъемлющую реализацию Божественного во Всём. Тогда Божественное Бытие воспринимается и осознается наполняющим всё во вселенной. Но лишь немногие удостаиваются этой великой реализации.