Золотой Дождь Мудрости
Эпиграфы в Жизни Божественной

Тройной Статус Сверхразума: Держатель (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 16)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Тройной Статус Сверхразума

Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 16


Держатель

Мой дух – это то, что поддерживает все существа и составляет их существование… Я – тот дух, что обитает во всём сущем.

(Гита, 9.5; 10.20)

Эта множественная вселенная происходит из Бытия Верховного. Это Бытие – не только причина и источник всего в этом творении, но также его постоянный держатель. Это его Дух поддерживает все существования. И также это его Дух формирует духовную субстанцию всего. Но это ещё не всё. Его Дух является Обитателем во всех существах и управляет из этого центрального положения их эволюционным движением. Другими словами, всё приходит в бытие из Божественного Источника, состоит по своей сути из Божественного Духа, поддерживается Божественным Духом и ведётся и управляется Духом, как его внутренним наблюдателем. Ничто не может существовать без присутствия и поддержки Божественного.

Материальное существование – это только формулировка Духа в особом статусе, также как витальное и ментальное являются собственными формациями того же Духа в иных статусах. Всё является Божественым Духом в протяженности. Всё состоит из Духа. Но Дух не состоит из Всего. Дух – гораздо больше; он превосходит то, что он проявляет и удерживает в своём Бытии.


Три силы Света поддерживают три светоносных божественных мира.

(Риг Веда, 5.29.1)

Существует три положения занимаемых Сат-чит-анандой, блаженным объединяющим Сознанием в его статусе сверхразума, где концентрация Бытия готовится рассеять себя в манифестации.

Первое движение состоит в расширении себя. Из концентрированного единства оно устремляется в самопротяженность, равное распространение, всеобъемлющее и всеохватывающее. На всей протяженности – это Единый; множества ещё не существует, индивидуальностей ещё нет.

Во втором движении, Сознание принимает двойной статус. Оно позволяет своему формативному движению произвести индивидуальные формы, в которых оно устанавливает себя как их Дух, поддерживая каждое индивидуальное движение, удерживая каждое отличным от других движений. И всё это время оно неизменно пребывает за распределяющим движением, поддерживая его своим массированным Единством. Сознательный Дух всего полностью сознателен о своём единстве даже во множестве форм. Субстанция души одна и та же везде, формы души могут отличаться. Так, Единство и множество сосуществуют, основополагающая истина Единства остаётся по-прежнему первостепенной.

В третьем движении, индивидуализация множества продолжается. Всё идёт как и прежде, но осознанность Единства, всё ещё присутствующая позади, уже отсутствует во фронтальном сознании. Игра взаимоотношений занимает первое место, хотя основополагающее единство не забыто; по сути, оно всегда сопровождает движение, но не главенствует над ним.

Это три царства мира Махас, мира Света, супраментального. Каждый из трёх поддерживается особым Сиянием Сверхразума. Эти три царства формируют переход Единого во Множество. Это не внезапное, а постепенное движение.

Первое, Единый в его самопротяженности; второе, Единый и Множество, с преобладанием Единого; третье, Единый и Множество, с растущим ударением на Множестве. Во всех трёх Множество присутствует постоянно, хотя с различными ударениями.

Эпиграфы в Жизни Божественной

Верховная Истина-Сознание: Праджняна-Гана (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 15)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Верховная Истина-Сознание

Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 15


Праджняна-Гана

Единый, что восседает во сне Сверхсознания, массированный Разум, блаженный и наслаждающийся Блаженством… Это – всемогущий, это – всеведающий, это – внутренний контроль, это – исток всего.

(Мандукья Упанишада, 5,6)

Царящее над бодрствующим сознанием, сведущее о внешнем – это Вайшванара, бодрствующее состояние Духа.

Царящее над сновидением, утонченное, сознание, сведущее о внутреннем – это Тайжаса, состояние сновидений Духа.

Ещё выше, царящее над состоянием глубокого сна, не ведающее ни о внешнем, ни о внутреннем – это Праджна, сверхсознательное состояние Духа. Это – Владыка Мудрости, вынашивающий Истину, которая должна быть проявлена, до того как произойдёт манифестация. Он собирает в себе всю полноту Единого, концентрируется на своих силах, предвидит и организует множественные направления своего разнообразия во Множестве и выстраивает созидательное движение в своём полном блаженстве бытия. Его массированное сознание сосредоточено на развитии эмбриона творения удерживаемого в исполненном света Лоне. Этот Дух, пребывающий в трансе своего состояния сверхсознания, именуется Духом во Сне, потому что он не доступен ни в состоянии бодрствования, ни в состоянии сновидений; только в состоянии полного сна – лишенном сновидений, недвижном, сне – к нему можно причаститься. Все низшие состояния сознания должны быть превзойдены, прежде чем будет возможно приблизиться к этому Духу-Владыке.

Этот Дух, Праджна, обладает всей Силой, что неотъемлема от беспредельного Сознания-Истины, владеет всем Знанием, что неотделимо от этого Сознания. Этот верховно-сознательный Дух пребывает в сердце всего сущего, контролируя и направляя каждое движение, индивидуальное и универсальное. И он является Истоком Всего. Ибо всё приходит в творение, потому что всё высвобождено множественно из сконцентрированного Единства Бытия надежно удерживаемого и вынашиваемого в этом предсозидающем состоянии сверхсознательного Духа.

Массированное сознание, сверхсознательное, всеведающее, всемогущественное, пребывающее в трансе Истины, прежде чем быть высвобожденным в рождение – это верховное Сознание-Истина в его супраментальном статусе. Над ним находится триединая Реальность Сат-чит-ананды; под ним – это множественное творение. Сверхразум – это то, что собирает и приносит объединяющую Истину в множественную истину проявления.

В индивидуальной схеме этот Дух, Пуруша, называется Праджна, Владыка Мудрости. В коллективной схеме он Ишвара, Правитель Всего.

Эпиграфы в Жизни Божественной

Сверхразум как Создатель: Созидательное Знание (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 14)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Сверхразум как Создатель

Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 14


Созидательное Знание

Всё сущее является само-развёртыванием Божественного Знания.

(Вишну Пурана, 2.12.39)

Реальность – это Единый. Вселенная, которая является манифестацией этой Реальности – это Множество. Но Единый не устремляется непосредственно в Множество из своего состояния единства. Сат-чит-ананда – Реальность, обращенная к манифестации, устанавливает себя как Божественное Знание владеющее Истиной, которая должна быть проявлена, также как и процессом и целью движения. Это Реальная Идея, в центре каждой формы и каждого движения. Эта Идея одновременно универсальна и индивидуальна. И потому что это Знание того, что должно быть, присутствует в сердце всего, Природа неизменно осуществляет себя согласно божественному Замыслу.

Это Знание несёт Силу своего собственного свершения. Это Знание-Воля, которая руководит манифестацией Единого во Множестве, а также это Провидящая Воля присутствующая в каждом из Множества и ведущая каждого обратно к Единому. Шри Ауробиндо называет это Знание-Волю Сверхразумом. Это связь между верхней полусферой Сат-чит-ананды и низшей полусферой наших Разума-Жизни-Материи. Сверхразум – это сама Сат-чит-ананда в своём созидающем состоянии, самосконцентрированная для придания оконченности тому, что бесконечно. Именно из этого статуса Триединая Реальность развертывает себя в мириаде множественностей и поддерживает многообразное творение. В истоке и во главе каждого существования находится Божественное Знание; это тот же самый принцип Божественного Знания, что запечатлен в глубинах каждого существа и настаивающий на верном курсе эволюции.

Именно эта Истина-Знание организует и формирует миры, а не какая-то Сила Неведения или Лжи.