С Миром Все в Порядке (“Осознанность” Часть 26)
С Миром Все в Порядке
Энтони де Мелло “Осознанность” Часть 26
Когда вы пробуждаетесь, когда вы постигаете, когда вы прозреваете, мир становится в порядке. Нас всегда беспокоит проблема зла. Существует поучительная история о мальчике, который шел по берегу реки. Он увидел крокодила, попавшего в сети. Крокодил говорит: «Сжалься ты надо мной и освободи? Я могу выглядеть уродливо, но я же не виноват, знаешь ли. Я таким был создан. Но каким бы ни был мой внешний облик, у меня сердце матери. Я пришёл сюда утром в поисках пищи для своих детёнышей и попал в эту ловушку!» Мальчик отвечает: «Ах, если я помогу тебе выбраться из этой западни, ты схватишь меня и съешь. Крокодил спрашивает: «Неужели ты думаешь, что я способен так поступить со своим благодетелем и освободителем?» Мальчик позволяет себя убедить и стаскивает сеть, а крокодил тут же хватает его в свои зубы. И когда он уже наполовину в пасти крокодила, он говорит: «Так вот что я получаю за свои добрые дела». А крокодил говорит: «Ну, не принимай это лично, сынок, таков этот мир, таков закон жизни». Мальчик оспаривает это, и тогда крокодил говорит: «Хочешь спросить у кого-нибудь, правда ли это?» Мальчик видит птицу, сидящую на ветке, и говорит: «Птица, правду ли говорит крокодил?» Птица говорит: «Крокодил прав. Взгляни на меня. Однажды я возвращалась домой с едой для своих птенцов. Представь себе мой ужас, когда я увидела змею, ползущую вверх по дереву прямо к моему гнезду. Я была совершенно беспомощна. Она продолжала пожирать моих малышей одного за другим. Я кричала и вопила, но все было бесполезно. Крокодил прав, таков закон жизни, таков этот мир».
«Видишь?» — говорит крокодил. Но мальчик просит: «Позволь мне спросить кого-нибудь ещё». Крокодил отвечает: «Ну, хорошо, давай». По берегу реки как раз проходил старый осёл. «Осёл, — говорит мальчик, — вот что говорит крокодил. Прав ли крокодил?» Осёл говорит: «Крокодил совершенно прав. Взгляни на меня. Я работал и тянул лямку на своего хозяина всю свою жизнь, а он едва давал мне достаточно еды. Теперь, когда я стар и бесполезен, он выгнал меня, и вот я блуждаю по джунглям в ожидании, когда какое-нибудь дикое животное набросится на меня и положит конец моей жизни. Крокодил прав, таков закон жизни, таков этот мир».
«Видишь?» — говорит крокодил. Заканчивай!» Мальчик умоляет: «Дай мне ещё один шанс, один последний шанс! Позволь мне спросить ещё одно существо. Вспомни, как я был к тебе добр?» Крокодил говорит: «Ну ладно, даю тебе твой последний шанс». Мальчик замечает пробегающего мимо кролика и говорит: «Кролик, прав ли крокодил?» Кролик садится на задние лапки и обращается к крокодилу: «И ты это сказал этому мальчику?» Крокодил говорит: «Да». «Погоди минутку, — говорит кролик. — Нам надо это обсудить». «Хорошо», — соглашается крокодил. Но кролик говорит: «Как мы можем это обсуждать, если у тебя мальчик в своей пасти? Отпусти его; он тоже должен участвовать в обсуждении». Крокодил говорит: «А ты-то хитер. Я его отпущу, а он тут же убежит». Кролик отвечает: «Я полагал, что у тебя больше сообразительности. Если бы он попытался убежать, ты бы одним ударом своего хвоста убил бы его». «Справедливо», — говорит крокодил и отпускает мальчика. В тот же миг, когда мальчик оказывается на свободе, кролик кричит: «Беги!» И мальчик убегает и спасается.
Тогда кролик говорит мальчику: «Разве тебе не нравится мясо крокодила? Разве людям в твоей деревне не захотелось бы сытно поесть? Ты ведь не полностью освободил этого крокодила; большая часть его тела всё ещё в сетях. Почему бы тебе не сбегать в деревню и не привести всех жителей, чтобы устроить пир?» Мальчик так и поступает. Он идёт в деревню и зовёт всех мужчин. Они приходят со своими топорами, дубинами и копьями и убивают крокодила. С ними прибегает и собака мальчика, и, увидев кролика, она бросается за ним в погоню, ловит его и загрызает. Мальчик подбегает слишком поздно и, наблюдая, как умирает кролик, говорит: «Крокодил был прав, таков этот мир, таков закон жизни».
Не существует объяснения, которое вы могли бы дать, чтобы раз и навсегда объяснить и оправдать все страдания, и зло, и мучения, и разрушения, и голод в мире! Вы никогда не объясните этого. Вы можете доблестно пытаться сделать это с помощью своих формул — религиозных или каких-либо иных, — но вы никогда не объясните этого. Потому что жизнь — это тайна, что означает, что ваш мыслящий ум не в состоянии постичь её смысл. Для этого вам нужно пробудиться, и тогда вы внезапно осознаете, что реальность не является проблемной; проблема — в вас самих.