Золотой Дождь Мудрости
Эпиграфы в Жизни Божественной

Эго и Двойственности: Две Птицы (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 7)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Эго и Двойственности

Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 7


Две Птицы

Душа, сидящая на том же древе Природы, погружена в неведение и введена в заблуждение, и она горюет оттого, что она не Господь, но когда она увидит своё другое «Я»  и     станет единой с ним и с его величием, являющимся Господом, тогда её печаль пройдёт.

(Светасватара Упанишада 4.7.)

В человеке есть два высших «Я»: «Я» внизу, которое вовлечено в природу и «Я» вверху, которое пребывает над природой. Нижнее «Я» отождествилось со своей инструментальной природой и поэтому подвержено всем ударам жизни. Эта природа имеет тройственный характер: инерции, движения и сбалансированного ритма; и душа, которая есть «Я» в природе, вовлечена в игру этих качеств, гун, со всеми вытекающими последствиями. Она настолько затерялась в водовороте этой природы, что заблуждается, полагая, будто бы является беспомощной рабой природы. По мере того как её осознание растёт, она начинает ясно сознавать своё состояние рабства и испытывать страдание.

Однако постепенно она начинает осознавать и другое своё «Я», свыше, взирающее на неё из своего высокого положения. Это «Я» свыше – “Я”, которое в действительности является её собственным высшим состоянием. Это «Я» не вовлечено в движения природы, но наблюдает за её деятельностью. И хотя оно не участвует в движениях природы, оно санкционирует их; сам его взгляд действует как прозревающая воля, и оно всегда является Владыкой этой Природы. По мере того как низшее «Я» всё больше и больше осознаёт этого своего спутника – «Я» свыше, и устремляется к нему, их связь постепенно восстанавливается, и низшее начинает разделять свободу и господство того, что свыше. Его чувство зависимости пропадает, и оно перестаёт горевать.

Эти оба «Я» – то, что внизу и то, что вверху – являются двумя Птицами, сидящими на одном и том же Древе Природы. Одно вкушает плод этого Древа Жизни и испытывает наслаждение и печаль. Другое наблюдает сверху, но не пробует плода; поэтому оно свободно от последствий  вкушения. Птица внизу – это душа в эволюции, Птица вверху – это сверхдуша свыше. Душа в эволюции – это психическое существо; та же, которая стоит над эволюцией является центральным существом. Это антаратман и дживатман – атман, совершающий свои раунды в поле Пракрити и атман, санкционирующий движение сверху.

Когда душа, вовлеченная в природу, начинает ощущать присутствие сверхдуши и пытается соединиться с ней, то это становится началом окончания её рабства. Когда она разотождествляется с природой и отождествляется со сверхдушой,  соединяясь с ней в сознании, она обретает свободу и господство, свойственные   Душе-Господу.

Эпиграфы в Жизни Божественной

Человек во Вселенной: Душа Человека (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 6)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Человек во Вселенной

Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 6


Душа Человека

Душа человека, странница, блуждает в этом цикле Брахмана, огромном – совокупности всех жизней, совокупности всех состояний, – помышляя себя кем-то иным, нежели Инициатором этого путешествия. Принятая же Им, она обретает свою цель – Бессмертие.

(Светасватара Упанишада 1.6.)

Тело человека может умереть, разум и жизнь – покинуть его, но душа продолжает жить. Она живет в ином состоянии, прежде чем облачиться в новое тело, жизнь и разум. Душа путешествует от рождения к рождению, обретает опыт в каждой жизни и растет в сознании. Так, из маленькой искры она вырастает в сущность, развивает индивидуальность. Она путешествует через многие стадии цикла манифестации Брахмана, Реальности, и проходит бесчисленные состояния существования, протяженности жизни, получая в ходе этого разнообразный опыт. Она проходит через все превратности земной жизни, её насаждения и страдания, её свет и тень, не имея почти никакой поддержки, по крайней мере, на  ранних стадиях. Она действует как раба природы, завися от своего инструментального существа  в получении пропитания и материала для своего эволюционного роста. В течение длительного времени она не осознаёт своего истинного места в схеме манифестации, в которую она вовлечена. Она позволяет себе быть ведомой. Она находится во власти чувства отделенности, навязанного ей её тенью, эго, и живет как придется. Ибо она чувствует себя отделенной от других, отделенной от мира, отделенной от Владыки и Повелителя движения вселенной. Она чувствует себя в опасности. Она не осознает, что сама добровольно вошла в состязание Божественного Восторга. По мере того как она достигает состояния зрелости, она начинает осознавать свою истинную роль, своё предназначение; она осознаёт ценность всех переживаний, которые испытала за время своих многочисленных переходов через столько миров и уровней жизни. Она постигает, что нет существенного различия между ней и Тем, кто побудил её отправиться в это длительное путешествие, хотя и с её собственного согласия.

И она стремится достигнуть Его, стать единой с Ним. Ибо она осознаёт, что только так сможет осуществить истину своего существа, обрести  желанное состояние Бессмертия. Она стремится и прилагает усилия. Но она обнаруживает, что одних только усилий недостаточно. Приходит час, когда она полностью вверяет себя Верховной Воле. И только тогда, когда Господь и Инициатор всего принимает душу в свои объятия, наступает осуществление. От Него должна прийти верховная санкция. Только пред тем, кого Дух выбирает, Он обнажает Своё тело. (Катха Уранишада)

 

Эпиграфы в Жизни Божественной

Судьба Индивидуальности: Авидья и Видья; Асамбхути и Самбхути (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 5)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Судьба Индивидуальности

Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 5


Авидья и Видья

Неведение ведёт их за пределы Смерти, и  Знание дарует им наслаждение Бессмертием.

(Иша Упанишада.11)

Это мир многообразия, изобилующего формами и движениями, изменяющимися каждое мгновение, появляющимися и исчезающими. Всё здесь неисчислимо и пребывает в постоянном движении. Однако этот факт многообразия поддерживается лежащим в его основе Единством. Именно Единый содержит Множество в своем лоне. На самом деле, Множество произошло из Единого и получает свою значимость от Единого, который содержит его, наполняет его и, фактически, составляет его. Осознание этой основополагающей Целостности Творения есть Знание, видья. Неосознанность этой истины Единства и поглощенность одним только фактом множественности есть Неведение, авидья.

Однако авидья и видья взаимно дополняют друг друга в процессе манифестации частью которой мы являемся. Для полноты манифестации необходимо участие в переполненной жизни Множества, установление взаимоотношений между его членами, развитие его различных направлений деятельности, формирование системы уменьшения разногласий и дисгармонии и умножения общности и гармонии в максимально возможной степени. Тот факт, что усилие осуществляется в царстве Неведения, не обесценивает энергии, затраченной на него. Именно культивированием ценностей, обретаемых в царстве Неведения, и возведением их к их высшей истине человек учится исправлять множественные деформации, характерные для жизни в Неведении, ослаблять оковы ограничения, несовершенства и неспособности и со временем освобождает себя от извечного рабства под игом Смерти. Он учится преодолевать ограничения физической Природы и осознанно входить в состояния за пределами Смерти. Он не умирает. Он продолжает жить в своей душе, которую он стал осознавать и с которой обрёл тождество за долгий срок своего пребывания во власти Неведения.

Это ученичество у Неведения подготовило его к Знанию Целостности и к жизни, полностью управляемой истиной Единства. В той степени, в которой он объемлет эту Единую Реальность в своём сознании, он разделяет Бессмертие, являющееся самой природой этой Реальности. И его наслаждение состоянием Бессмертия становится более полным и интегральным, когда он принимает истину Множества, авидью, как всего лишь навсего специфическое формулирование истины Единства, видьи, в целях божественного проявления.

Таким образом, получается, что Неведение, авидья, можно сказать, формирует подготовительные раунды в игре манифестации; они должны быть полностью прожиты и развиты, прежде чем человек сможет двигаться дальше в раунды Знания, видьи. Неведение со своей стратегией Смерти и Знание с его плодом Бессмертия – это два крыла продвижения Манифестации Божественного.


Асамбхути и Самбхути

Не рождаясь, они выходят за пределы Смерти, а Рождение приносит им обладание Бессмертием.

(Иша Упанишада.14)

Человек обычно поглощен полу-освещёнными и неясными движениями Природы, Пракрити, и является пленником изменчивых обстоятельств мира, который рожден в Неведении и благоденствует в Неведении. Только когда он отказывается принимать здешнюю природу жизни, рождение в период упадка и ослабления и течение вод повседневной жизни в качестве окончательного смысла существования и стремится найти оправдание своей жизни в высшей Истине, только тогда он начинает подниматься над этим океаном несовершенства и смертности. Он должен умереть для видимостей мира, прежде чем сможет выйти за пределы правления все-пожирающей Смерти и обрести своё освобождение.

Однако даже это освобождение от Смерти не является целью. Он прошел только половину пути. Он обрёл свободу, блаженство и вечность Нерожденного за пределами всего становления. Он не удовлетворяется слиянием с этим Блаженством. Он обращается обратно к этому миру темноты и дисгармонии и приносит в область смертности свежее дыхание Бессмертия. Он становится “колонистом из бессмертия” (Савитри)

Соглашаясь войти в этот мир и принимая его вызов, освобожденный человек добавляет новый фактор в ситуацию. Он не только завоевал Бессмертие для себя, но излучает его, он становится центром Света и Силы бессмертного Единого на земле. Он живет бессмертно на смертной почве.