Золотой Дождь Мудрости
Эпиграфы в Жизни Божественной

Сознательная Сила: Шакти; Бодрствующий (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 10)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Сознательная Сила

Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 10


Шакти

Они прозревают самосознающую силу Божественного Бытия глубоко скрытую её собственными сознательными формами деятельности.

(Светасватара Упанишада. 1.3)

Эта вселенная является ритмом. Она пребывает в постоянном движении. Даже то, что кажется неподвижным и стабильным оказывается балансом стремительного движения. На вопрос: “Что вызывает это движение?” неизменный ответ современной Науки – это Сила Энергии, которая является его источником. И какова же природа этой Силы? Может быть, это механическая сила, которая каким-то образом пришла в действие и однажды остановится, и всё то, что она принесла в существование канет в некое небытие? Возможно, она подобна Пракрити Санкьи, инертная, механическая и лишенная сознания по своей природе? Или же это сознательная сила, которая действует с определенной целью, которая может быть видна или не видна нашему глазу? Другими словами, это Шакти Тантры, сознательная, динамичная, самоуправляемая в своих многочисленных движениях? От полученного ответа зависит смысл или бессмысленность вселенной в которой мы живем.

Сила, которая начинает, поддерживает, управляет и ведёт всё движение к его предначертанному свершению – это Сила Бога. Это не какая-то коварная сила, каким-то образом пришедшая в существование и разыгрывающая драму этой марионеточной игры на груди безразличного Брахмана. Вселенная является манифестацией Божественного Бытия, Господа, из его собственного Бытия, и Сила осуществляющая эту манифестацию – его собственная Сила. На самом деле, это сам Бог, как Сила. Пользуясь другой терминологией, Шакти не отлична от Шивы. Это Шива, как Шакти, Шива-Шакти. Эта самосознающая сила Бога может пребывать в покое в его Бытии или может находиться в действии согласно его верховной Воле.

Когда эта Сила Божественного Бытия пребывает в действии, она устремляется в мириаде движений, которые по истине, являются различными формами её деятельности. Каждое такое движение является сознательным и направляется самосознающим видением созидающего Божества, руководится изнутри и свыше сознательным Интеллектом. Если в своей внешней форме некоторые из этих движений кажутся механическими, это происходит потому, что нам недостаёт восприимчивого видения, которое видит за поверхностью вещей. Позади за всеми движениями Природы, материальными или витальными, или ментальными, или духовными находится в действии эта Божественная Шакти, с тем, чтобы воплотить высокое намерение Божественного Бытия в его сознательном Становлении.

Провидцы древности открыли эту самосознающую силу Бога, атма-шакти, в процессе изучения внутренних миров посредством йогических методов. Они погрузились глубоко в своих медитациях, целенаправленных концентрациях сознания в поиске Реальности, и встретились лицом к лицу с этой Сознательной Силой скрытой своими собственными формами деятельности.

Сила, которая вызывает существование вселенной – это Сознательная Сила. Бытие, движущееся в этом Становлении, является Сознательным Существованием. И вселенная, которая таким образом приходит в существование – является Сознательной Манифестацией. Она наделена смыслом, она направляема к своей цели Оком Мудрости, prajnanetroyamlokah (Айтарея Упанишада).


Бодрствующий

Он тот, кто бодрствует в тех, кто спит.

(Ката Упанишада. 5.8)

В каждой форме существования присутствует эта Сознательная Сила, чит-шакти. Фактически, форма существует благодаря этой Сознательной Силе в её центре. Наверное, легче ощутить присутствие Силы в вещах, чем Сознание. Тем не менее, там, где есть Сила, должно быть и Сознание. Шакти – это сила Чит, и Чит – это природа Шакти. Таким образом, сознание присутствует в каждой форме, в каждом движении. Оно может быть неявным для физического восприятия. Мы склонны воспринимать сознание только когда оно выражает себя в какой-то форме активности, субъективной или объективной. Но на самом деле, сознанию не обязательно нужно находиться в действии. Оно также может скрыться и быть только самосознающим. Оно может затеряться в себе в состоянии концентрации и внешне казаться несознанием или бессознательностью. Но это только внешняя видимость. Глубоко внутри существует сознание.

Сознание присутствует не только в формах, которые явно сознательны, но также и в тех, которые кажутся несознательными. Степень выражения сознания может варьировать, но не сам факт одушевляющего сознания. И природа этого сознания божественна. Каждое сознание является эманацией Божественного Сознания, Чит. Это – Пуруша, сознательная Личность, которая вечно бодрствует, даже в тех, кто не внешне не пробужден и пребывает во сне. Это является главной истиной сознания, которое управляет эволюцией каждой формы существования, через все неизбежные виды состояний пробужденности в её жизненном пути. Именно этот элемент удерживает все вещи вместе в каждом воплощении, координирует их и задаёт им верный ритм. Он устанавливает себя в физическом статусе, жизненном статусе, в ментальном статусе и руководит эволюцией существа на каждом уровне существования. Внешние инструменты природы могут пребывать во сне в отношении истины, которая приводит их в действие изнутри, но индивидуальное Сознание, Пуруша, вечно бодрствует в этой истине.

Эпиграфы в Жизни Божественной

Чистое Бытие: Сат (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 9)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Чистое Бытие

Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 9


Сат

Один неделимый, который есть чистое существование.

(Чандогья Упанишада. 6.2.1)

Когда мы ищем верховную Реальность жизни, оставляя в стороне все движения смены и прекращения и повторного явления, мы приходим к Абсолюту, который превыше всех концепций нашего ума, который не может быть описан никакими категориями нашей речи. Это Нечто неопределимое, невыразимое. Это Один без второго. Нет ничего иного, чем Это, но это Единство не мешает его собственной проекции как Множества. Единый не является числительным одним, состоящим из совокупного множества. Это неотъемлемый Единый являющийся сущностью Всего. Единый не разделяет себя, не расщепляет себя для того чтобы произвести Множество. Множество не является частями Единого. Каждый из Множества является самим Единым. Единый изливает себя целиком в каждую форму, и при том остаётся тем, чем всегда был и есть. Возьмите Целое от Целого и останется Целое. Это является логикой Бесконечного, которая выглядит магией для конечного.

Реальность, Брахман, является не только Единым, который неделим. Он лишен всех свойств и характеристик. Лишен, не в смысле отрицания установок и определений, но в смысле превосхожения их. Свойства, качества очевидные во Множестве не являются ложью. Это видоизменения Брахмана в ходе его самораскрытия. Но он не ограничен ими. Он содержит их, но также и превосходит их.

В его статусе Невыразимого, Брахман чист, Абсолютен. Это никоим образом не не-бытие, но верховно-реальное Существование, из которого всё происходит. Он проявляется как Всё, составляет Всё, содержит Всё и, всё же, он превосходит Всё. Именно эта трансцендентность сбивает с толку разум ощущением не-бытия и не-существования. Брахман, Абсолют, является Вечно-Сущим, оставаясь неизменным, несмотря на весь мириад существований, которые появляются и исчезают в его лоне. В незабвенном образе Шри Ауробиндо: “Мировое существование – это экстатический танец Шивы, который приумножает неисчислимо тело Господа для взора: он оставляет это белое существование там, где оно было, неизменно есть и будет; его единственная цель – наслаждение танцем.”

Эпиграфы в Жизни Божественной

Методы Ведантического Знания: Тайный Дух (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 8)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Методы Ведантического Знания

Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 8


Тайный Дух

Этот тайный Дух во всех существах не явен, но он видим посредством верховного разумения, тонкий, теми, кто обладает тонким видением.

(Ката Упанишада. 3.12)

Тайна вещей не лежит на их поверхности. Каждое существование имеет в себе непреходящую Реальность. Это то, что поддерживает его изнутри, сохраняет его, и, даже, когда внешняя форма разлагается, переживает её, продолжая истину этого существования в другой форме. Эта реальность является Духом каждого существа. Он не явен внешнему глазу и не различим ментальной способностью рассудка. Он находится за пределами постижения разума в его нынешнем состоянии.

Но всё же, он не полностью невидим. Он даёт себя увидеть более тонким видением, чем физическое; это – Око, говорит Кена, позади глаза, делающее его способным видеть. Это более тонкое видение простирается шире и глубже и выше, чем обычная человеческая способность и Дух может быть увиден этим видением. Те, кому удаётся открыть это более тонкое видение в себе с помощью соответствующей дисциплины, тапасьи, видят этот тайный Дух.

И, хотя Дух находится за пределами ментального рассудка, он доступен высшему разуму. По той причине, что поле деятельности интеллекта очень ограничено, существуют области опыта, где он спотыкается. Этот разум должен быть поднят выше в уровнях сознания, обращён в более высокий разум, открытый для деятельности высших способностей, таких как интуиция и откровение, и быть возвышен до духовного разума, прежде чем он сможет познать Дух всего. Здесь тоже, только те, кто совершили необходимое усилие по очищению, расширению и возвышению ментального рассудка, могут испытать опыт Духа.

Дух не может быть познан умом. Но он поддаётся восприятию сознания, которое способно непосредственно открыть себя – в видении и понимании – и оправдывает веру вопрошающего духа.