Тайна Веды – Собрание сочинений Шри Ауробиндо. Том 2 (электронная книга)

Тайна Веды - Собрание сочинений Шри Ауробиндо. Том 2 (электронная книга)

Тайна Веды

Веды — священные писания древней Индии, свод таинственных гимнов богам, созданных легендарными провидцами-риши. На протяжении веков и тысячелетий смысл древнего знания был утрачен, в результате возникли самые разнообразные трактовки гимнов, подчас туманные и противоречивые. В настоящем томе приводится «психологический» подход к интерпретации Вед, данный Шри Ауробиндо, форма изложения которого отличается от принятой в современной европейской индологии. Здесь мы встречаем скорее не строгое рационалистическое исследование, изложенное сухим языком научного тракта, а выражение мистического видения, стремящегося проникнуть в самые глубины сокровенного знания и мысли древнего писания.


Информация о книге

Автор: Шри Ауробиндо

Количество страниц: 562

Издатель: Адити

Перевод с английского: М. Л. Салганик

Индологическая редакция: Сунрита

Формат книги: PDF, ePub, kindle, fb2

Язык: Русский


Загрузить Электронную Книгу


Содержание

 

Часть Первая. Тайна Веды

  • Глава I. Проблема и ее решениеГлава II. Ретроспектива ведийской теории
  • Глава III. Современные теории
  • Глава IV. Основы психологической теории
  • Глава V. Филологический метод Веды
  • Глава VI. Агни и Истина
  • Глава VII. Варуна-Митра и Истина
  • Глава VIII. Ашвины — Индра — Вишвадэвы
  • Глава IX. Сарасвати и ее спутницы
  • Глава X. Образ Океанов и Рек
  • Глава XI. Семь Рек
  • Глава XII. Стада Зари
  • Глава XIII. Заря и Истина
  • Глава XIV. Стада Коров и легенда об Ангирасах
  • Глава XV. Утраченное Солнце, пропавшие стада Коров
  • Глава XVI. Риши Ангирасы
  • Глава XVII. Семиглавая Мысль, Свар и Дашагвы
  • Глава XVIII. Праотцы человечества
  • Глава XIX. Победа Отцов
  • Глава XX. Гончая Небес
  • Глава XXI. Сыновья Тьмы
  • Глава XXII. Победа над дасью
  • Глава XXIII. Обзор заключений

Часть Вторая. Избранные Гимны

  • Беседа Индры и Агастьи (I.170)
  • Индра, дарующий Свет (I.4)

III. Индра и Маруты, Силы Мысли (I.171)

  • Агни, озаренная Воля (I.77)
  • Сурья-Савитар, Создатель и Взраститель (V.81)
  • Божественная Заря (III.61)

VII. Бхага-Савитар, Владыка Наслаждения (V.82)

VIII. Ваю, Владыка Жизненных Сил (IV.48)

  • Брихаспати, энергия Души (IV.50)
  • Ашвины, властители Блаженства (IV.45)
  • Рибху, мастеровые Бессмертия (I.20)

XII. Вишну, всеохватывающее Божество (I.154)

XIII. Сома, владыка Восторга и Бессмертия (IX.83)

Часть третья. Гимны Рода Атри

  • Предисловие
  • Гимны Агни
  • Хранители Света
    • Сурья, Свет и Провидец
    • Божественная Заря
    • Пушан, Взраститель
    • Савитар, Создатель
    • Четыре самодержца
    • Варуна
    • Митра
    • Арьяман
    • Бхага
  • Гимны, Обращенные к Митре-Варуне
    • Первый из серии гимнов пятой мандалы
    • Второй гимн
    • Третий гимн
    • Четвертый гимн
    • Пятый гимн
    • Шестой гимн
    • Седьмой гимн
    • Восьмой гимн
    • Девятый гимн
    • Десятый гимн
    • Одиннадцатый гимн

Часть четвертая. Другие Гимны

  • Гимн во славу Индры (I.5)
  • Гимн Индре (I.7)
  • Гимн Индре (I.8)
  • Гимн Индре (I.9)
  • Гимн Индре (I.10)
  • Гимн Индре (I.11)
  • Гимн Индре (VIII.54)
  • Гимн Индре (X.54)
  • Ведийский Гимн (I.3)
  • Отрывок из ведийского гимна (I.15)
  • Гимн Брахманаспати (I.18)
  • Гимн Заре (V.79)
  • Гимн Заре (V.80)
  • Гимн Савитару (V.81)
  • Гимн Варуне (V.85)
  • Ведийский гимн Митре-Варуне (VII.60)
  • Гимны Богу мистического вина (IX.42)
  • Гимн Марутам, божествам Мысли (V.52-58)

Истолкование Веды

Истоки арийской речи


Отрывок

Тайна Веды

Ретроспектива ведийской теории

Веды есть творение эпохи, предшествовавшей нашим интеллектуальным философиям. В ту начальную эпоху мысль развивалась методами, отличными от наших логических рассуждений, а язык допускал средства выражения, которые для стиля наших времен были бы неприемлемы. Тогда мудрейшие опирались на внутренний опыт и следовали подсказкам интуитивного разума в поиске знания, которое выходило за пределы обычных человеческих восприятий и повседневной человеческой деятельности. Их целью было озарение, а не логическое убеждение, их идеалом был вдохновенный провидец, а не прилежный логик. Индийская традиция сохранила в неприкосновенности такое представление о происхождении Вед. Риши был не индивидом, слагающим гимны, но провидцем (draṣṭā) нетленной истины и внеличностного знания. Сам язык Вед есть шрути (śruti), стих, не сложенный интеллектом, но «услышанный», — это божественное Слово, вибрации которого дошли из Бесконечности до внутреннего слуха человека, заранее приготовившего себя к восприятию внеличностного знания. Сами эти слова, дришти (dṛṣṭi) и шрути (śruti), «видение» и «слышание», являются ведийскими выражениями; в эзотерической терминологии гимнов эти и родственные им слова означают откровенное знание и суть вдохновения.
В ведийской идее откровения нет и намека на чудесное или сверхъестественное. Риши, использовавшие эти способности, приобретали их через последовательное саморазвитие. Само знание было путешествием и достижением или нахождением и завоеванием; откровение приходило только в конце, свет был трофеем окончательной победы. В Веде постоянно повторяется тема путешествия, продвижения души по пути Истины. Следуя по этому пути, душа возвышается, ее устремлениям раскрываются все новые горизонты силы и света; но свои расширяющиеся духовные владения душа завоевывает героическими усилиями.