Личные отношения (Как Начать Практику Йоги. Часть 7)

Личные отношения: преодоление эгоизма и открытие более высокого сознания

Личные отношения: преодоление эгоизма и
открытие более высокого сознания

Руководство По Интегральной Йоге
Раздел 1: Как начать Практику Йоги. Часть 7

Считается, что повседневная жизнь и духовная жизнь взаимно исключают друг друга. От вас требуется постоянно помнить о мимолетной природе всего земного и отказаться от какой-либо заинтересованности в нем. Вы должны исключить внешнюю жизнь, насколько это возможно. Другими словами, внешняя жизнь в мире теряет какую-либо ценность. Но с точки зрения Интегрального Совершенства жизни такое разделение недопустимо.

Божественное проявляется не только в душе, но также и в уме, жизни и материи: мано брахма, пранам брахма, аннам брахма (Тайтирия Упанишада). Ваша обязанность перед Творцом, Владыкой Вселенной, вашей высшей Сутью – уважать это все-пронизывающее Присутствие Божественного Сознания и участвовать в его проявлении как всеединого целого.

Из этого следует, что между вашим внешним существованием и внутренней жизнью не должно быть разделения. Все, что вы думаете, чувствуете и делаете во внешней жизни, имеет свои последствия во внутренней; оно создает отпечаток, оставляет самскары, которые остро ощущаются в вашем внутреннем усилии превзойти и изменить свою природу. Соответственно, вы не можете отвергать природу, как это делают во многих других путях. Вы должны научиться возвышать, очищать, трансформировать и обожествлять свою природу. То, что представляется Пракрити в Неведении, раскрывается как Шакти в Знании. Таким образом, вы рассматриваете свою повседневную жизнь как что-то глубоко связанное с вашей внутренней работой. Внутренний прогресс, в этом смысле, движим тем образом жизни, который вы ведете внешне. Он создает необходимый климат для развития ростка духовного сознания.

Препятствие Эгоизма

Следовательно, вы налагаете на себя дисциплину, чтобы устранить из своей жизни элементы, противостоящие росту духовного сознания. Самый важный фактор, о котором следует помнить, — это эго. Вы должны прилагать усилия, чтобы быть всегда начеку, чтобы отказать эго в его играх. Не совершите ошибку, оказаться одержимым страхами эго. Будет достаточно быть осторожным и не поддаться его влияниям. Эго имеет множество тонких форм. И одна из самых распространенных форм – ощущение своей собственной значимости. В тот момент, когда вы начинаете практиковать духовную жизнь, оно принимает форму духовного эго: Вы спросите – неужели такое возможно? Но вот его проявления: «Я важен, я особенный, я выше других, я живу особой жизнью». Я ожидаю, что другие признают мою значимость. Если они меня не замечают, я предпринимаю шаги, чтобы привлечь внимание к своей уникальности посредством одежды, речи, поведения и особого образа жизни. Это эго также распространяется и на группы. Многие группы изначально начавшие с духовного стремления, но развив такой дух элитизма, совершили духовное самоубийство. Они чувствуют своё превосходство, у них появляется снисходительное отношение к другим группам, они изолируют себя, они стагнируют. Остерегайтесь этой опасности. Наиболее эффективной защитой от этой опасности является скомность. Не показная скромность — что также является одной из форм эгоизма, — а реальное, прочувствованное осознание того, что перед необъятностью обретаемых Знаний, перед бесконечностью Любви и Сознания, в которые еще предстоит врасти, человек является ничем. Когда вы почувствуете самодовольство, вспомните о тех, кто находится впереди вас на пути; когда вы почувствуете себя несчастным, подумайте о тех, кто находится в худшем положении. Не дайте этому чувству смирения превратится ни чувство незначительности ни бессилия. Знайте, что вы ребенок Божественной Матери на пути к единству и тождественности с Ее Сознанием. Она живет в вас в той мере, в какой вы живете в Ней. Сохраняйте свой баланс.

Принцип Разнообразия

Полезно также помнить о принципе разнообразия проявления Божественного. Все находится на разных стадиях эволюции; у каждого есть свое поле работы сознания, которую нужно осуществить. Поэтому существует большое разнообразие форм и процессов. То, что верно для вас, не обязательно является таковым для других. Это не вопрос высшего или низшего, возвышенного или низменного. Все завистит от того имеет ли это непосредственное отношение к вам и вашим потребностям. Таким образом, философия, которая вас притягивает, практика, естественная для вас, может не подойти другому человеку. Для него подходит что-то иное. Это должно помочь вам сохранять непредвзятость, широкий взгляд, который позволит вам увидеть истину или элемент истины в каждом подходе. Стремитесь понять, а не осуждать.

Опять же, по самой природе проявленного в эволюции не может быть окончательности ни в одном знании, систематизированном умом. Человеческий ум постоянно развивается, и результаты его работы также меняются следуя его росту. Кроме того, уму открывается только та часть Истины, которую он может воспринять в своем высшем состоянии. Знание постоянно растет, его круг расширяется. Абсолют не может быть постигнут умом. Шри Ауробиндо говорит о бесполезности споров между последователями Адвайты, Двайты и Вишиштадвайты; он объясняет, как каждая из этих философий основана на конкретном духовном опыте, и все они верны с соответствующей точки зрения. Каждый прав, но он оказывается не прав, когда претендует на исключительную Истину. Это поможет вам расширить ваше сознание, расширить свой ум — что вам следует делать, — если вы примете вид восприятия надразума, в глазах которого каждый подход имеет свою оправданную основу, и постараетесь понять, в чем заключается его актуальность, каков его вклад. Вы также можете увидеть их ограничения, но вам не стоит указывать на них, чтобы укрепить и возвысить собственное мнение.

У вас есть четко определенные цели, четко предписанные направления усилий. Тогда почему бы не посмотреть, не смогут ли элементы других учений стать полезной поддержкой? Синтезируйте, гармонизируйте, интегрируйте все элемениы в своем сознании.

Улыбайтесь, ведь юмор – Соль Жизни

Помните, что аскетизм не обязательно является духовностью. Аскетизм препятствовал интегральному проявлению Божественного во Вселенной, особенно в Его аспектах Красоты, Великолепия, Радости и Полноты. Шри Кришна все еще вызывает подозрение в глазах тех, кто отвернулся от Нараяны, Всеобщего Бога. Духовность — это не холод, избегающий жара Духа. Не будьте слишком серьезными. Вы должны быть искренними, но не избегать юмора. Научитесь в своем открытом сердце быть широкими и отзывчивыми на все дуновения ветров жизни. Смех занимает важное место в жизни. Юмор и остроумие — это соль существования, как сказал Шри Ауробиндо. Позвольте им найти место в своей жизни. Это поможет сохранить чувство адекватности, счастливого баланса. Когда вы погружаетесь внутрь и лучи души, психического существа, падают на ваше внешнее существо, вы обнаруживаете, что глубокая радость наполняет ваше существо, вы начинаете улыбаться. Счастливая улыбка, естественная улыбка, рассеивает массу облаков сомнений и оставляет вас открытыми для работы более глубокого Сознания. Конечно, это не значит, вы должны быть легкомысленными. Нет, беспечность уходит, как только вы осознаете цель жизни, ее краткость и множество задач, которые необходимо осуществить. Сохраняйте бодрость, будьте готовы увидеть светлую сторону жизни. Это позволит вам всегда вопринимать все в верном свете, не преувеличивая трудности и не загоняя себя в депрессию.

Преодоление Депрессии

Говоря о депрессии, это самовыбранная ночь души. Каждая депрессия кажется оправданной. У нее может быть объяснение, но никогда не оправдание. Депрессия захлопывает двери для какого бы то ни было восстановления и возвышения. Она окружает вас стеной темных предчувствий, преувеличенных опасностей, разочарований и дефитизма. Известно, что она приводит к таким серьезным заболеваниям, как туберкулез и психические комплексы. Помните, что никакая депрессия не может быть оправдана. Мать гооворит, что депрессия — это состояние обостренного эгоизма. Поразмыслите об этом. Я помню, как кто-то спросил Шри Ауробиндо, что делать, если депрессия не проходит. «Будь упрямее, чем депрессия, не поддаваясь ей», — ответил он. Когда вы в депрессии, не оставайтесь в одиночестве. Бегите от этого состояния. Ищите компании друзей и позабудьте о себе в общении с ними. Почитайте что-нибудь занимательное. Займитесь какой-то физической работой, требующей усилий; это приводит энергии в циркуляцию, и депрессия проходит. Пробуйте любые средства, но ни при каких обстоятельствах не позволяйте депрессии овладеть вами и омрачить атмосферу. В духовном смысле это проклятие холода, наложенное на тепло пробуждающейся души.

Человеческие Взаимоотношения
в афоризмах Патанджали

У вас неизменно должны быть взаимоотношения с окружающими вас людьми. Но пусть они будут построены не на обычной основе. Оставьте обычный корыстный и прагматичный подход. Исходите из самого глубокого уровня своего сознания, насколько возможно. Вы можете основать свои взаимоотношения на основе здравых рекоммендаций Патанджали в его «Афоризмах Йоги». Они таковы:

ДРУЖБА (маитри) с хорошим. Подружитесь с теми, кто осознает высшие ценности жизни, и постарайтесь воплотить их в своей жизни. Взаимодействие с такими людьми поможет вам в формировании тех же ценностей в вашей собственной жизни. Их культура, образ мышления и действий будут сходны с вашими, и вероятность трений и недоразумений с такими людьми будет меньше.

СОСТРАДАНИЕ (каруна) к страждущим. Не будьте слишком эгоистичны. Не отворачивайтесь от чужих страданий. Не следуйте старой поговорке о том, что чужое горе переносится легче, шитилам пара-дукхам. Однако вам не нужно заходить слишком далеко в сочувствии и разделении страданий других. Но тем, кто присутствует в вашей жизни, необходимо протянуть руку помощи. Эффективность вашей помощи будет напрямую зависить от вашей силы. Развивайте в себе безличный покой, безличную любовь; тогда ваша помощь будет действительно эффективна.

СЧАСТЬЕ (мудита) в процветании других. Научитесь делиться благополучием и счастьем с другими. Не позволяйте тени зависти или соперничества омрачить ваше сознание. Отождествление себя с другими и их счастьем — верное средство расширения собственного сознания.

БЕЗРАЗЛИЧИЕ (упекша) по отношению к злым. В нынешнем состоянии неведения и лжи в мире существует множество людей со злыми намерениями. Не привлекайте их внимания, насколько это возможно. Если, несмотря на ваше невмешательство, в вас начианют кидать камни, не реагируйте. Ответить на провокацию – значит сыграть им на руку. Научитесь быть равнодушными к их словами и поступкам. Не стоит волноваться или тратить свою энергию — умственную и эмоциональную — на их дела. Если вы откажетесь реагировать, они исчерпают свою энергию, и постепенно переключат свое внимание на другой обьект. Не пытайтесь их исправить, давать советы или каким-либо образом заниматься их изменением. У вас есть достаточно работы по исправлению самих себя.

Лично я нашел эти советы чрезвычайно полезными и рекомендую их вам. Возможно, вы найдете другой подход, когда превзойдете свои человеческие ограничения. Но столько, сколько вы являетесь садхаком практикующим йогу, эти указания заслуживают внимания.

Нетерпимость к Недостаткам

Еще одна болезнь, поражающая многих в процессе самосовершенствования — это нетерпимость. Они не терпят недостатков в других людях. Они забывают, что сами совершали  такие же или подобные ошибки в какой-то период своей жизни. Если вы проанализируете раздражение, досаду и подобные чувства в таких образчиках добродетели, вы увидите, что все они коренятся в эго. Вещи делаются не согласно моим пожеланиям, моими детальным указаниям, не соответствуют моим требованиям и не соответствуют моим ожиданиям; я раздражаюсь и злюсь. Я навязываю свои стандарты тем, кто еще не готов им следовать. Я забываю, что они не делают то же самое, что и я. И они имеют право следовать своим собственным темпом, не так ли? Мать говорила, что вы можете быть правы, но вы не можете быть правы всегда.

Когда такие реакции приходят по привычке, подавляйте их. Многократный отказ в самовыражении ослабляет их силу, и постепенно они смогут быть отброшены и полностью отвергнуты.

Не верьте модным лозунгам свободы от запретов,  обусловленности и тому подобному. Многие из таких «запретов» и формаций ума являются результатом сформировавшейся за века морали и духовных традиций, которые очеловечили человеческое животное и организовали его природу, чтобы она была способна устремляться к Божественному.

М.П. Пандит 

Рубрика “Руководство По Интегральной Йоге”

 

Читать Дальше:

Йога на Каждый День

Принять Участие:

Ауро-Книга