Путь: Супраментальная Трансформация (Как Продолжить Практику Йоги. Часть 9)

Путь:
Супраментальная Трансформация

Руководство По Интегральной Йоге
Раздел 2: Как продолжить Практику Йоги. Часть 9

Надразум – это высшая из ступеней Разума. Но это по-прежнему Разум, находящийся под сенью разделяющего Неведения. Он акцентирует множественность и не сознает в полной мере Единства, когда встречается со Множеством. Поэтому его сравнивают с крышкой – хотя и золотой, – которая закрывает полноту видения сферы Солнца Истины. В то время как Сверхразум – это Солнце Истины, Гнозис, Божественный Разум, который всегда опирается на Единого и организовывает Множество как многочисленные лучи его Сияния. Это и есть Виджняна Упанишад, Ритам Веды, Сверхразум этой философии.

Другими словами, сверхразум или супраментальное – это созидательное состояние Сат-Чит-Ананды, в котором Реальность организует себя, регулирует свою бесконечность, в высшей Истине-Воле, чтобы проявить истины, которые она сама стремится выразить из своего необъятного Бытия. В этой Истине-Сознании находят разрешение все проблемы гармонии: конечного и бесконечного, времени и вневременного, единого и множественного. Истина Единого здесь никогда не теряется, она является доминирующей нотой в многозвучном оркестре. Следовательно, здесь нет разделения, а значит, нет неведения, заблуждения, отступления от истины. Здесь лежит ключ к проявлению славы Сат-Чит-Ананды без всякой вуали майи, к совершенству жизни по образу и подобию Бога. Достижение этого Сознания жизни – высшая цель Интегральной йоги. В Упанишадах об этом Гнозисе говорится как о Солнце, через врата которого человек проходит, чтобы никогда не вернуться. Но Врата являются частью проявления и, конечно, могут открыться в его сторону по зову Земли. Садхак супраментальной йоги стремится не только реализовать сознание супраментальной истины на вершинах своего существа, но также и призвать ее в свое земное существование, чтобы она стала действующей силой в его жизни, подобно разуму.

Граница между уровнями надразума и началами диапазонов сверхразума разрушается действием Милости, как, впрочем, и все кульминационные изменения в духовной жизни происходят по Воле Божественного. Осуществить этот переход не под силу человеку. И когда супраментальная истина в полной силе нисходит в садхака, последние тени неведения исчезают и всё становится знанием, последние тени неведения отступают и всё становится светом; ограничения, налагаемые разделенностью сознания, разрушаются, и устанавливается целостное единство – единство между своими собственными частями и единство со всем окружающим. Человек перестает быть человеком, он становится божественным.

Несомненно, это долгий процесс – требующий непрерывных усилий по самораскрытию, восприятию, усвоению, адаптации и перестройке природы на каждом уровне, на каждом этапе. В той мере, в какой самоотдача становится полной, работу по трансформации берет на себя супраментальная Шакти. Эта Сила не оставляет неосвещенным ни один уголок, не обходит ни одного препятствия; она настаивает на том, что Шри Ауробиндо называет совершенством. Ментальное знание заменяется естественным знанием посредством тождества. Интуиция действует не только в уме, но и в сердце, и даже в теле. Растущая гармония в существе, организованном вокруг психического, делает его все более и более неуязвимым для атак болезней и недугов. Физическое сознание в теле пробуждается от этого непрерывного давления свыше и принимает участие в изменениях. Мать говорит о постоянном воздействии супраментального сознания на физические клетки тела, чтобы обучить их, склонить на свою сторону и обратить к принятию нового закона их функционирования. В настоящее время они подчиняются закону рождения, роста, распада и смерти. Но так не должно быть всегда. Можно заставить их подчиниться и принять закон рождения, роста и бесконечного развития, и тогда смерть перестанет быть неизбежной. Клетки и основанные на них системы можно научить постоянно обновляться, приблизив тем самым перспективу безсмертного тела. Это станет возможным только тогда, когда божественное сознание полностью овладеет даже мельчайшими клетками тела. Приход Сознания-Истины в тело открывает возможность реализации древнего видения джьотирмайя-деха – просветленного тела, если не тела света, на земле.

Шри Ауробиндо признает, что человек не может стать таким трансформированным и оставаться в этом состоянии, если его окружение тоже не будет участвовать в этих изменениях. Человек живет не только сам по себе. В каждый момент времени он подвергается воздействиям отовсюду, и существует естественная тенденция к разбавлению. Отсюда следует, что в этой йоге существует аспект коллективных усилий. Делается попытка собрать вместе единомышленников, разделяющих одно и то же стремление, одну и ту же дисциплину и образ жизни, чтобы сформировать ядро возможного гностического сообщества, в котором Новое Сознание сможет утвердиться и функционировать на коллективной основе. Это сообщество, в свою очередь, может стать центром и проводником кардинальных изменений и богоустремленного прогресса во всем человечестве.

На протяжении всей этой садханы существует только одна направляющая мантра: “Есть только две силы, способные совместно осуществить великий и тяжелый труд, являющийся целью нашего усилия – постоянное и неослабевающее стремление, призывающее снизу, и верховная Милость свыше, отвечающая ему.”  (Шри Ауробиндо “Мать” Глава 1)

Вера, которая поддерживает и оправдывает себя в конечном итоге, – это опять же уверенность Создателя Пути: “Супраментальное изменение провозглашено и неизбежно в эволюции земного сознания; ибо его восхождение вверх не завершено, и разум не является его последней вершиной. Но для того, чтобы изменение осуществилось, обрело форму и установилось, необходим призыв снизу с волей распознать и не отказывать Свету, когда он придет, и кроме того, необходима санкция Верховного свыше. Сила, которая является посредником между санкцией и призывом – это присутствие и сила Божественной Матери. Только Сила Матери, а не человеческое усилие и тапасья, может сорвать крышку и разорвать покров, и придать форму сосуду и принести вниз в этот мир тьмы и лжи, смерти и страдания Истину и Свет, и Жизнь божественную, и бессмертную Ананду.” (Шри Ауробиндо “Мать” Глава 6)

М.П. Пандит

Рубрика “Руководство По Интегральной Йоге”

 

Читать Дальше:

Йога на Каждый День

Принять Участие:

Ауро-Книга