Сверхчеловек и путь к божественной реализации: сущность супраментальной Йоги (Садхана в Йоге Шри Ауробиндо. Часть 4)

Сверхчеловек и путь к божественной реализации: сущность супраментальной Йоги (Садхана в Йоге Шри Ауробиндо. Часть 4)

Сверхчеловек и путь к божественной реализации:
сущность супраментальной Йоги

Шри Ауробиндо и Его Йога
Раздел 2: Садхана в Йоге Шри Ауробиндо. Часть 4

Для садхака супраментальной йоги, как и для всех йогов, крайне важно с самого начала иметь верное представление о сути цели пути, который ему предстоит пройти. Он должен как можно лучше понимать содержание идеала, его непосредственные и возможные проявления, чтобы не тратить усилия впустую и не свернуть с пути, ведущего к краху самой цели путешествия.

Цель этой йоги — выйти за пределы несовершенного разума человека и пробудить в нём Принцип, свободный от ограничений разума, Способность, которая выше разума, — Сверхразум. Человек должен эволюционировать в сверхчеловека.

Что подразумевается под сверхчеловеком?

Само собой разумеется, что сверхчеловек — это не просто возвеличенный образ обычного человека. Это не человек, чьи силы и способности возведены в необычайно высокую степень, возвышающийся над своими менее удачливыми собратьями и доминирующий над ними за счёт своего превосходства. Такой образ сверхчеловека популяризировали мыслители-виталисты, такие как Ницше.

Однако такой человек, следует заметить, остаётся всего лишь человеком. Его способности расширены, но они по-прежнему сосредоточены вокруг эго, которое стало ещё более преувеличенным. Это подлинный титан, асура, чья роль в космической эволюции, к счастью, уже в прошлом. Сверхчеловек в рамках концепции интегральной йоги — это тот, кто культивировал и совершенствовал основные силы своего существа во всех измерениях: тела, жизни, ума и души. В то же время он очистил себя от всех деформаций эго и невежества, перешёл в состояние божественности. Он поднялся над властью природы и утвердился в свободе души, из которой управляет её деятельностью. Такой человек становится владыкой своего собственного бытия — svarāt.

Сверхчеловек также влияет на жизнь других людей, но делает это совершенно иначе. Он един с ними в глубинах их бытия, ощущает биение их сердец как своё собственное и направляет свою энергию на их развитие. Освободившись от ограничений эго, он расширяет своё сознание, охватывая всю огромную вселенную. Его влияние проявляется не через силу, а через любовь. Он принимает движения окружающих в своё озарённое сознание и возвращает их возвышенными, заряженными трансмутирующими вибрациями, которые оказывают непрерывное преобразующее давление, формируя среду в соответствии с истиной его жизни. Такой человек — это владыка мира, samrāt.

Сверхчеловек больше не подчиняется закону разделённости, присущему разуму. Принципы существования — знание, любовь, сила, единство — в нём не конфликтуют и не подавляют друг друга в стремлении к исключительному воплощению, как это происходит в управляемом разумом мире человека. Напротив, эти принципы развиваются в своей полноте, находя гармоничное воплощение. Все элементы бытия становятся подобны лепесткам распускающейся розы, а множество нот сливаются в богатую гармонию, воссоздавая ритмы космической арфы в руках Бога. Именно в этом и заключается предназначение сверхчеловека.

К цели через осознанный выбор

Человек должен стремиться к этой цели с непоколебимой решимостью, на каждом шагу проявляя волю, озаряемую растущим светом души. Он должен устранять всё, что относится к низшему порядку жизни, и выбирать то, что ведёт к высшему, каким бы трудным и тяжёлым ни был этот путь. Но свободен ли человек в своём выборе? Не является ли он всего лишь листком, движимым порывами вселенских сил? Не находится ли он под гнётом кармы, судьбы, выкованной им самим и другими?

Шри Ауробиндо говорит, что в судьбе, как и в детерминизме, есть своя истина. Он также добавляет, что истина есть и в свободе воли. Эти два аспекта — два движения единой космической энергии, которую приводит в действие Божественная Шакти. Вселенная — это выражение воли, и всё в ней следует линиям этой воли для достижения её цели. В этом смысле всё предопределено. Однако воля действует через множество потоков, как сила, многоуровневая в своей природе. В индивидууме она наиболее эффективно работает через ощущение свободы — свободы выбора и действия. Эта свобода индивидуума — инструмент Все-Воли для самореализации. Индивидуальная воля — это часть вселенской воли, и в конечном итоге всё, что она делает, предписано ей в более широком плане единой воли.

И всё же в определённых пределах человек свободен в своём выборе. Даже факторы природы, наследственности и окружения, которые современная наука выделяет как жесткие законы причинно-следственных связей, являются лишь элементами, предоставленными Всевидящим Разумом для свободного выбора души на каждой ступени её эволюции. После того как эти факторы выбраны, они начинают действовать самостоятельно, но именно душа изначально совершает выбор и формирует свою судьбу посредством кармы, закладываемой в каждый момент.

Индивидуальная воля — это часть вселенской воли, и секрет прогресса заключается в обретении гармонии между ними. Пока человек действует исходя из своей эго-воли, игнорируя требования Высшей Воли, возникают трудности, борьба и даже катастрофы. Но когда человек учится отождествлять себя с Высшей Волей и становится её инструментом, трудности исчезают, а работа становится гармоничной. Пробуждение к этой роли инструмента — первая задача садхака.

Искусство быть инструментом

Для искателя истины этого проявления Божественного любая работа — это работа для Божественного и им самим. Он понимает, что у каждой работы есть Мастер, Работник и Инструмент. Он знает, что сам он — не Мастер и не Работник. Он лишь инструмент. Его задача — стать готовым и добровольным инструментом, единственная цель которого — служить совершенным каналом для Божественного свершения. Его радость заключается в привилегии быть этим инструментом.

Искатель учится чувствовать внутренний закон своей природы, гармонизировать все элементы своего существа с устремлением души и становится радостным, сознательным инструментом подлинного Работника — Природы. Эта Природа — единая Сила, которая одновременно работает в индивидууме и во вселенной. Садхак пробуждается к осознанию Единой Природы внутри и вне себя, постепенно отождествляя себя с бесконечной силой Все-Природы. По мере расширения и укрепления его сознания в этом знании он осознаёт, что вся работа Природы совершается не ради неё самой, а ради Того, Кто является её Владыкой.

Он открывает для себя Верховного Господа на высотах своего бытия и одновременно осознаёт в своём существе динамику Природы-Исполнительницы. Только когда он начинает жить этой тройной истиной — Инструмента, Работника и Мастера — человек постигает полную радость работы и свою долю в лиле Проявления.

Рубрика “Шри Ауробиндо и Его Йога”

 

Читать Дальше:

Йога на Каждый День

Принять Участие:

Ауро-Книга
курсы и занятия